Участие в сетевом проекте как форма инновационной деятельности педагога
Инновационная деятельность часто вызывает затруднения у педагогов. Нередко в образовательном учреждении эта работа носит чисто формальный характер, что может быть вызвано:
- низким уровнем готовности к инновационной деятельности;
- формированием среды деятельности в классическом, традиционном режиме;
- отсутствием мотивации из-за перегруженности;
- неспособностью определить для себя наиболее приоритетное направление, что вызывает распыление деятельности и не дает ощутимого результата.
Вместе с тем представить себе работу современного ОУ без инновационных методик невозможно. Участие в сетевых проектах - реальный путь совершенствования не только учащегося, но и педагога, который будучи вовлеченным в проектную деятельность постоянно повышает свою компетентность.
Сетевой проект, по определению Полат Евгении Семёновны (доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией дистанционного обучения ИСМО РАО):
совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров,
- организованная на основе компьютерной телекоммуникации,
- имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности,
- направленная на достижение совместного результата.
По характеру контактов СП бывает
внутренний
региональный
международный
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы с 2016 года ежегодно проводит дистанционный международный образовательный марафон «Купаловские проекты» с участием международных экспертов и тьюторов. Марафон направлен на обучение педагогов технологии создания учебных сетевых проектов и основывается на богатом опыте развития профессиональных компетенций педагогов в ИКТ-насыщенной образовательной среде. Марафон проводится при поддержке Центра интернационализации образования Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. В нем принимают участие тьюторы, эксперты, ИКТ-активные педагоги из Беларуси, России и стран СНГ, заинтересованные в разработке и проведении качественных учебных сетевых проектов для учащихся и студентов.
В 2018 году 3 педагога МБУ ДО СЮН приняли участие в Купаловском марафоне и создали сетевой проект «Родной край люби и знай!».
Цель проекта - углубление знаний учащихся о природе родного края и воспитание эмоционально-ценностного отношения к ней.
Знакомство со стартовой презентацией проекта
https://docs.google.com/presentation/d/1g0Zf1Xg1ptRlTyAzhD10ajIC7J5TJKCDNmL8xikVSyA/edit#slide=id.p
Предлагается провести мозговой штурм “Яркий представитель природы родного края”
Обращается внимание учащихся, что каждая страна, край ассоциируются у людей с каким-либо видом животных или растений. С какими видами животных ассоциируются такие страны, как Китай, Австралия, Беларусь (возможны свои варианты). Вопрос: с каким животным или растением ассоциируется природа вашего родного края, какие интересные факты известны учащимся о предложенном им виде. Находится ли этот вид под охраной. Если да, то по каким причинам. Какими способами можно сохранить данный вид, по мнению учеников.
На следующем слайде участники знакомятся с вопросом маршрута: Почему природа родного края - ценный дар для человека?
Ученикам предлагается ответить на вопросы, порассуждать вместе. Могут ли они сразу дать полные, исчерпывающие и однозначные ответы на Основополагающий вопрос? Каких знаний не хватает, чтобы дать полные ответы на проблемные вопросы, хотели бы школьники получить эти знания, принимая участие в проекте “Родной край люби и знай!”
Дети узнают, какие умения и качества человека XXI века они разовьют, участвуя в проекте
Ученикам предлагается выбрать подходящую им роль в команде, принимающей участие в проекте – капитан, фотографы, художники, исследователи, публицисты, веб-дизайнеры. Они должны выбрать, какие виды деятельности интересны каждому из них, кем они себя видят. Обращается внимание на то, что каждый может попробовать себя в нескольких ролях, что каждому предстоит работать сообща, в команде, помогая друг другу.
Далее участники команды знакомятся с планом проекта, маршрутным листом, оцениванием в проекте и сервисами, веб - 2, с которыми они будут работать.
Затем участники проекта получают напутствие:
Дорогие друзья!
Как сказал писатель Иоганн Вольфганг фон Гёте, природа - единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания.
Приглашаем Вас в увлекательное путешествие по страницам книги природы Вашего края! Вас ждут не только удивительные открытия на этом пути, но и возможность дополнить страницы Великой книги природы своим собственным содержанием!
Вы сможете рассказать своим сверстникам, родителям, педагогам об уникальности и красоте вашей природы, о ее особенных местах, интересных объектах, о том, как можно ее сохранить!
Желаем Вам успеха! В добрый путь!
Пройдя этот путь, учащиеся получают
повышение мотивации учения
развитие познавательного интереса
становление активной субъектной позиции в учебной деятельности
формирование информационно-коммуникационных компетенций
активный обмен опытом с другими участниками деятельности
развитие ценностно-смысловых ориентиров.
Очень важным является вовлечение в реализацию проекта родителей, для которых создан специальный буклет. Участие в проекте дает им новые возможности:
активное участие в образовательном процессе
эффективное общение с подрастающим поколением
укрепление связей с членами семьи
развитие общих интересов, увлечений, взаимообмен опытом между старшим и молодым поколением
Инновационная деятельность педагогов в современной системе образования должна стать личностной категорией, неким созидательным процессом и результатом творческой деятельности.
Основная ценность проводимой педагогом инновационной деятельности заключена в том, что она позволяет сформировать личность, способную на самовыражение и применение своих способностей одновременно с творчеством. Основным результатом при этом явится:
- создание инновационной инфраструктуры, которая обеспечит изучение, устойчивое развитие и дальнейшее внедрение передового опыта;
- занятие лидерской позиции ОУ в сфере образовательных услуг;
- создание положительного имиджа коллектива учебного заведения.