СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная практика как условие развития социальных компетенций студентов

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена учебная практика как условие развития социальных компетенций студентов СПО

Просмотр содержимого документа
«Учебная практика как условие развития социальных компетенций студентов»

Учебная практика как условие развития социальных компетенций студентов в условиях среднего профессионального образования

Актуальность темы исследования обусловлена современными требованиями к подготовке специалистов среднего звена, которые должны обладать не только профессиональными компетенциями, но и развитой социальной компетентностью. В условиях быстро меняющегося рынка труда особую значимость приобретает способность специалиста эффективно взаимодействовать в профессиональном коллективе, быстро адаптироваться к новым условиям и решать комплексные задачи.

Цель исследования: выявить и обосновать эффективность учебной практики как условия развития социальных компетенций студентов в системе среднего профессионального образования.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть сущность и содержание понятия “социальная компетентность”

  2. Проанализировать особенности формирования социальных компетенций в условиях СПО

  3. Исследовать роль учебной практики в развитии социальных компетенций

  4. Провести практическое исследование эффективности существующих форм учебной практики

  5. Разработать рекомендации по совершенствованию системы учебной практики





1.1 Сущность и содержание понятия “социальная компетентность”

Социальная компетентность представляет собой комплекс социальных навыков индивида, позволяющих ему эффективно и адекватно выполнять социальное взаимодействие в различных обстоятельствах. В структуре социальной компетентности выделяют следующие компоненты:

  • Коммуникативные навыки

  • Умение работать в команде

  • Способность к социальному взаимодействию

  • Навыки решения конфликтных ситуаций

  • Адаптивность к изменяющимся условиям

1.2 Особенности формирования социальных компетенций в условиях среднего профессионального образования

Специфика системы среднего профессионального образования заключается в подготовке практико-ориентированных кадров для различных сфер производства. Важным преимуществом СПО является продолжительная практика (25-30 учебных недель), в ходе которой студенты имеют возможность:

  • Закрепить теоретические знания

  • Сформировать профессиональные компетенции

  • Развить социальные навыки

  • Адаптировать к реальным условиям производства

1.3 Роль учебной практики в развитии социальных компетенций студентов

Учебная практика создает условия квазипрофессиональной деятельности, где студенты могут:

  • Работать в группах

  • Выполнять различные социально-профессиональные роли

  • Развивать навыки коммуникации

  • Осваивать принципы командной работы

  • Формировать лидерские качеств

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 База и участники исследования

Исследование проводилось на базе Абаканского строительного техникума

В исследовании приняли участие 120 студентов:

  • 60 студентов обучающихся на образовательной программе по профессиям (экспериментальная группа)

  • 60 студентов обучающихся на образовательной программе по специальностям (контрольная группа)

Распределение по курсам:

  • 1 курс: 40 человек

  • 2 курс: 40 человек

  • 3 курс: 40 человек

2.2 Методы исследования

В ходе исследования использовались следующие методы:

  1. Теоретические:

  • Анализ научной литературы

  • Анализ нормативно-правовых документов

  • Сравнительный анализ программ практики

  1. Эмпирические:

  • Анкетирование

  • Тестирование

  • Наблюдение

  • Интервьюирование

  • Анализ продуктов деятельности

  1. Методы обработки данных:

  • Количественный анализ

  • Качественный анализ

  • Статистическая обработка

  • Графическая интерпретация

2.3 Организация исследования

Исследование проводилось в три этапа:

  1. Подготовительный этап (сентябрь-октябрь 2024):

  • Разработка инструментария исследования

  • Составление анкет и тестов

  • Подготовка документации

  • Формирование экспериментальной и контрольной групп

  1. Основной этап (ноябрь 2024 - февраль 2025):

  • Проведение диагностики

  • Сбор эмпирических данных

  • Организация и проведение учебной практики

  • Мониторинг результатов

  1. Заключительный этап (март-апрель 2025):

  • Анализ результатов

  • Обработка полученных данных

  • Формулировка выводов

  • Разработка рекомендаций

2.4 Статистические данные

  1. Показатели эффективности учебной практики:

  • Процент успешно прошедших практику: 92%

  • Процент студентов, получивших практические навыки: 87%

  • Процент студентов, удовлетворенных организацией практики: 85%

  1. Динамика развития социальных компетенций (в %):

Компетенция

Начало практики

Конец практики

Умение работать в команде

45%

78%

Навыки коммуникации

52%

83%

Способность к социальному взаимодействию

48%

76%

Умение решать конфликты

39%

68%

Адаптивность

55%

81%

  1. Результаты удовлетворенности практикой:

Критерий

Оценка (по 5-балльной шкале)

Организация практики

4.2

Качество заданий

4.1

Взаимодействие с руководителем

4.4

Практическая значимость

4.3

Условия работы

4.0

  1. Сравнительный анализ групп:

Показатель

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Средний балл по компетенциям

4.1

3.5

Процент роста компетенций

42%

28%

Успеваемость

89%

78%

2.5 Диагностический инструментарий

  1. Анкета “Оценка организации практики” (25 вопросов)

  2. Тест “Уровень развития социальных компетенций” (40 заданий)

  3. Опросник “Удовлетворенность практикой” (15 вопросов)

  4. Карта наблюдения за деятельностью студента

  5. Бланк экспертной оценки руководителя практики

2.6 Методы обработки результатов

  1. Количественный анализ:

  • Подсчет средних значений

  • Вычисление процентных соотношений

  • Построение графиков и диаграмм

  1. Качественный анализ:

  • Группировка данных

  • Выявление закономерностей

  • Формулировка выводов

  1. Статистическая обработка:

  • Расчет стандартных отклонений

  • Определение корреляций

  • Анализ динамики показателей

Полученные данные позволили провести комплексный анализ влияния учебной практики на развитие социальных компетенций студентов и разработать конкретные рекомендации по совершенствованию системы практической подготовки.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

3.1 Анализ эффективности существующих форм учебной практики

В ходе исследования были проанализированы различные формы учебной практики:

  • Практика по профилю профессиональной деятельности

  • Учебная практика по специальности

  • Практика по выполнению работ по профессии

3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы учебной практики

На основе результатов исследования предложены следующие рекомендации:

  1. Внедрение элементов проектного обучения

  2. Расширение возможностей для командной работы

  3. Усиление практической направленности заданий

  4. Развитие навыков профессионального взаимодействия

3.3 Результаты исследования и их анализ

Анализ результатов показал:

  • Положительную динамику развития социальных компетенций

  • Эффективность групповых форм работы

  • Необходимость дальнейшего совершенствования системы практики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

  1. Учебная практика является эффективным инструментом развития социальных компетенций студентов

  2. Существующая система практики требует дальнейшего совершенствования

  3. Предложенные рекомендации способствуют повышению эффективности развития социальных компетенций

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных рекомендаций в системе среднего профессионального образования для повышения