Урок 1. Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества
Цели: выявить роль математики в жизни людей; познакомить с учебником и правилами работы по нему.
Планируемые результаты: учащиеся научатся делать выводы о значении математических знаний в жизни; работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями; договариваться и приходить к общему решению.
Ход урока
Организационный момент
(Проверка наличия учебных принадлежностей. На столах должны быть пенал с карандашами и фломастерами, учебник.)
Прозвенел уже звонок
Начинаем наш урок
Работа по теме урока
- Сегодня у нас первый урок математики. Как вы думаете, что мы будем делать на уроках математики? (Считать, решать примеры, задачи...)
- А зачем нужно все это уметь? (Ответы детей.)
- Как вы думаете, откуда взялась математика? (слайд 3)
- Расскажите, чем занимаются древние люди, изображённые на рисунках?
- Что вы знаете о математике? Где вы встречались с математикой? Чем занимается наука математика?
- Послушайте стихотворение и скажите, людям каких профессий нужна математика:
Чтобы водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука
МА-те-ма-ти-ка.
Очень важная наука
МА-те-ма-ти-ка.
Почему корабли
Не садятся на мель,
А по курсу идут
Сквозь туман и метель?
Потому что, потому что
Вы заметьте-ка,
Капитанам помогает
Ма-те-ма-ти-ка!
Чтоб врачом, моряком
Или лётчиком стать,
Надо прежде всего
Математику знать.
И на свете нет профессий,
Вы заметьте-ка,
Где бы вам не пригодилась
Ма-те-ма-ти-ка!
В. Шефнер
- Названия каких профессий вы услышали? (моряк, врач, лётчик)
- Какие ещё профессии немыслимы без математики? (строитель, модельер, продавец)
- А нужна ли математика артистам? (Математика нужна всем, т.к. мы покупаем товар, считаем время, считаем, сколько метров обоев нужно для ремонта и т.д.)
- Какой вывод вы можете сделать из нашей беседы? (Знание математики необходимо и в повседневной жизни, и в работе)
Физкультминутка
«Весёлые горошины»
Продолжение работы по теме урока
---Перед вами лежит книга. Рассмотрите её обложку.
А кто из вас может прочитать название этой книги?
Почему у вас у всех одинаковая книга? Разве интересно, когда у всех на
парте одна и та же книга?
Почему в школе детям дают одинаковые книги?
Как называют эти книги школьники? (Учебники, учебные книги.)
Почему же эти книги — учебники?
Как вы думаете, что значит «уметь работать с учебником»?
Посмотрите, сколько разных мнений, давайте разберёмся вместе.
Откроем нашу первую учебную книгу и рассмотрим вместе ее первые страницы (с. 2—3).
Чтобы книга помогала учиться нужно знать её язык.
На с.2 даны условные обозначения, которые используются в учебнике.
Посмотрите, какие это знаки и что они обозначают. (слайд 5)
Откройте с.4 и 5. Прочитайте темы уроков. (слайды 6)
Как вы догадались, что это тема уроков? (Тема записана как заголовок, выделена)
Какие условные обозначения нам встретятся? Прочитайте, что они обозначают?
--- Рассмотрите внимательно фигуры. (слайд 7)
- Что общего у данных фигур? (это все фигуры круги)
- На какие группы можете разделить данные фигуры? (по цвету и размеру)
- Сколько кругов каждого цвета?
- Сколько больших кругов?
- Сколько маленьких? Сколько всего кругов?
Закрепление изученного материала
- Как вы понимаете слова «уметь работать с учебником»? (Знать условные обозначения, находить тему урока.)
- Почему авторы учебника придумали условные обозначения для заданий, а не пишут их словами? (Читать задания долго, а посмотрев на условные обозначения, можно сразу понять, что делать.)
Подведение итогов урока
- Для чего нужно изучать математику? (Ответы детей.)
- Где смогут пригодиться полученные сегодня знания?