Беляева Е.А. МБОУ СОШ № 21 г.о.город Шарья
Разработка учебных заданий
для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов
освоения образовательной программы
по теме «Класс Птицы»
Задания для формирования предметных результатов
1. Выполните тестовое задание.
1. Исключите лишнее: а) лопатки б) ключицы в) вороньи кости г)плечевая кость
2. Между предложенным первым и вторым понятием существуют определенные соответствия. Найдите аналогичные соответствие между третьим и одним из пяти данных понятий:
локтевая кость – предплечье ↔ большая берцовая кость - ?
а) цевка стопа б) голень в) бедро г) кисть
3. Обобщите следующее понятие одним : локтевая кость, плечевая кость, кости кисти - ….
4. У птиц не является приспособлением к полету:
а) обтекаемая форма тела б) крылья в) когти г) образования цевки
5. Наука о птицах:
а) птицеводство б) орнитология в) кинология в) зоология
2. Найдите биологического ошибку в тексте: «Изучение поведения перелетных птиц показывает, что осенние похолодания и изменения влажности воздуха служат важнейшими причинами отлета птиц области зимовок».
3. Юные орнитологи обратили внимание на то, что в гнездах разных птиц яйца обычно тупым концом обращены к наружной стенке гнезда и вверх. Внимательно изучив строение птичьего яйца, они поняли какое значение имеет такое положение яиц. Объясните открытие юных орнитологов.
4. Крылья у птиц опускают большие грудные мышцы достигающие 20% общей массы ее тела, а поднимают крылья меньших размеров. Почему не наоборот?
5. Рассмотрите схемы строения головного мозга птиц, пресмыкающихся и земноводных. По каким признакам можно отличить головной мозг птицы от головного мозга других позвоночных. Чем обусловлены эти отличия?
6. Рассмотрите изображенные на рисунке схемы строения сердец. Для каких позвоночных животных они характерны. У животных какого класса строении сердца наиболее совершенно.
Задания для формирования метапредметных результатов
1. Пара ласточек в период вскармливания, длящийся 20 минут прилетают к гнезду до 400 раз в день, принося за 1 раз около 0,5 грамм насекомых. Какую массу насекомых могут уничтожить три пары ласточек период выкармливания птенцов?
2. Чтобы прокормить скворчат, родители скармливают птенцам более 300 грамм насекомых в сутки. Рассчитайте сколько насекомых уничтожит колония скворцов из 25 пар период выкармливания, длящийся примерно 17 дней.
3. Мальчик отправился на рыбалку. Проходя через кусты ольшаника, он увидел серенькую птичку с коричневыми крылышками – крапивника. Потом он обратил внимание на шары, сплетенные из мха, листьев папоротника и трав. Любопытный рыболов забрался на дерево и, заглянув внутрь шаров, догадался, что это гнезда. Но каково было недоумение мальчика, когда он увидел птенцов только в одном из пяти гнезд. Объясните юному рыбаку, зачем же крапивник строит столько гнезд.
4. Обобщив свои наблюдения, члены биологического кружка пришли к выводу о том, что самые разные птицы, охраняющие свои территории, проявляют поразительное единодушие в выборе соседей: они ничего не имеет против, если в их владении поселятся дальние пернатые родственники. Но птицы делают все, чтобы избавиться от представителей своего вида. Предположите, как юные биологи объяснили это явление
5. Однажды с учеником произошел удивительный случай. Мальчик шел мимо гнезда, птица спрыгнула с гнезда и стала скакать, распустив и волоча крылья. Мальчик подумал, что птица ранена. Но, проскакав около 10 м, отважная мамаша полетела как ни в чем не бывало. Объясните поведение птиц.
6. Голоса птиц используются в одной из опер знаменитого русского композитора Н.А. Римского- Корсакова. Как называется эта опера? Голоса каких птиц использовал композитор?
Задания для формирования личностных результатов
1. Ученые утверждают, что в отдельные суровые зимы гибнет до 90% лесных птиц. Сформулируйте гипотезу относительно основной причины гибели птиц.
2. Сельские жители никогда не выбрасывает скорлупу от куриных яиц; измельчив, они вновь скармливают ее курам и свиньям. Объясните почему.
3. Используя приведенную ниже информацию, составьте рассказ о положительном значении птиц в жизни человека.
4. Дополните ваш рассказ собственными примерами, о которых узнали на уроках или прочитали в научно - популярной литературе.
С первой до последней косточки скелет птицы являет собой истинное чудо конструкторских достижений природы в области самолетостроения. Где это «чудо» мог использовать человек?
Форма куриного яйца была использована при строительстве в Дакаре, столице Сенегала, здания театра.
Человек одомашнил примерно 10 видов птиц.
Чайке поставлены два памятника в честь спасения ею под посевов от саранчи: США и Австралии.
5. Используя приведенную ниже информацию, составьте рассказ об отрицательном значении птиц в жизни человека.
Являются носителями возбудителя заболевания сальмонеллезом. Стали нередки случаи столкновения самолетов с птицами. В конце лета и осенью воробьи собираются на полях в многочисленные стаи и в большом количестве поедают зерна пшеницы, проса, подсолнечника, конопли, гороха и других сельскохозяйственных культур.
6. Каково будущее птичьего населения планеты в связи с растущим антропогенным прессом?