Выступление на заседании школьного педагогического Совета МБОУ Одинцовской средней общеобразовательной школы № 5 по теме «Ученическое самоуправление в начальной школе – путь к успешному развитию личности»
1 слайд
Добрый день, уважаемые коллеги. Мне выпала честь выступить по заявленной ранее теме «Активизация роли УС по вертикали». В построении воспитательной системы и формировании классного коллектива важную роль играет ученическое самоуправление. Основа его – разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик по интересам и индивидуальным возможностям может избрать и выполнить какую – либо деятельность совместно со взрослыми, либо самостоятельно.
2 слайд
В начальной школе работает ученическое самоуправление. Детский школьный орган управления имеет название «Светлячок». У нас есть свой девиз: «Хоть свет наш слаб, и мы малы, но мы дружны и тем сильны!» и своя эмблема.
3 слайд
У нас прописаны цели и задачи ус начальной школы. Деятельность самоуправления строится на следующих принципах:
- принцип равноправия (все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.
- принцип гуманности (действия самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии)
- принцип самодеятельности (творчество, активность, самостоятельность учащихся)
- принцип ответственности (необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед общим собранием)
4 слайд
Программа самоуправления начальной школы рассчитана на 4 года. Строится на 4 основных этапах:
1 этап – изучение интересов, потребностей, проектирование желаемого образа класса, формирование понимания того, что класс – единый коллектив (организационную функцию классный руководитель берет на себя, т. к. происходит изучение личностных качеств ребенка)
2 этап – укрепление межличностных отношений, формирование чувства «мы», умения взаимодействовать друг с другом.
3 этап – развитие самоуправленческих начал. Приобретение опыта лидерства, умения ставить себя в пример другим. Ребенок испытывает потребность реализовать свою субъектную роль, вступая в широкий круг общественных поручений.
4 этап – лучшее в жизни класса становится достоянием всего школьного коллектива. Поиск новых идей, форм, способов обновления жизнедеятельности коллектива.
5 слайд
Организация самоуправления
Первичными коллективами учащихся являются классы. В классах, на классных собраниях голосованием выбирается актив класса, в который входит староста, заместитель старосты. Создаются творческие группы (секторы) по направлениям.
Так же, как и в основной школе в начальной школе представители от классов (староста. зам. старосты) участвуют в Совете старост начальной школы (2 – 4 классы), который собирается на заседание 2 раза в месяц для координации общешкольных дел.
6 слайд
Работа групп ус осуществляется по следующим направлениям:
Их конечно не так много, как в основной школе.
Пресс – центр, образование, трудовой, культуры и досуга.
7 слайд
Сектор правопорядка, сектор юных инспекторов дорожного движения.
8 слайд
Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого.
У школ в прошлом был богатый опыт сотрудничества с пионерскими и комсомольскими организациями.
На методическом объединении учителей начальной школы обсуждались вопросы о взращивании таких идей как самоценность детства, сотрудничества, воспитания социальной активности. Это все правильно, но нам бы очень хотелось активизировать роль ус по вертикали! Возродить ту преемственность, которая была в нашей школе на высоком уровне, но, к сожалению, утеряла свою актуальность.
9 слайд -13 слайд
Работая по направлению «Спорт и здоровье» нами было принято решение провести «Малые Олимпийские игры 2015» в начальной школе.
Цели и задачи, в проведении спортивно – массового мероприятия нами были достигнуты.
-Развивать у ребят интерес к спорту, понимать значение спорта в жизни человека.
-Приучать учащихся к здоровому образу жизни.
-Выявление сильнейших школьных команд.
-Воспитание чувства дружбы и коллективизма.
- Пропаганда здорового образа жизни, приобщение учащихся к физкультуре и спорту.
Праздник был проведен на должном уровне. Дети были в восторге.
Но этот успех имел место быть благодаря нашим общим усилиям. Пользуясь случаем, разрешите выразить слова признательности администрации школы, педагогам организаторам, учителям физической культуры, всем классным руководителям начальных классов, родителям, старшеклассникам, которые оказывали всяческую помощь в проведении данного мероприятия. Когда видишь праздник такого масштаба, так и хочется сказать: «Пока мы едины -мы непобедимы!»
Теперь это мероприятие станет традиционным. Только в следующем году к начальной школе может быть присоединится среднее звено.
мы предлагаем проводить совместные мероприятия, для школы:
«День здоровья», «Широкая масленица!», «Алло, мы ищем таланты!
Ученическое самоуправление начальной школы нуждается в помощи со стороны лидеров ус основной школы (независимое жюри при проведении различных конкурсов, оказание помощи в работе того или иного сектора)
поведенческий аспект ученика в школе (мы пытаемся своими силами изменить ситуацию: дежурство классных руководителей, перед каникулами начали дежурить по этажу старосты и дежурные по классу), но нам нужно вместе объединиться, т. к. иногда просто страшно пройти по коридору.
Нельзя не сказать о преемственности между средним и начальным звеньями.
Преемственность — это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Преемственность выступает одной из главных задач начальной школы и среднего звена, как необходимое условие адаптации. Неподготовленность ребёнка влечёт за собой разнообразные негативные последствия. Поэтому задача педагогов избежать этого. Сегодня понятие преемственности — это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.
Таким образом, преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, формирование личного и общественного поведения. В рамках преемственности:
дети начальной школы выступают перед дошкольниками с театрализованными представлениями, которые знакомят их с жизнью и правилами поведения в школе;
В рамках преемственности:
детьми среднего и старшего звена
- организуются спортивные соревнования, праздники
14 слайд
Василий Александрович Сухомлинский- великий педагог и писатель сказал:
Сколько бы хороших слов ни произносил учитель, они останутся для воспитанника пустым звуком, если в жизни своего наставника они не увидят воплощения всех этих слов и призывов.
15 слайд
Спасибо за внимание! Творческих Вам успехов.
Приложение
Детский школьный общественный
орган управления
«СВЕТЛЯЧОК»
Наш девиз: «Хоть свет наш слаб и мы малы, но мы дружны и тем сильны!»
Наша эмблема:
Приложение 2
П
оложение о школьном общественном органе управления «Светлячок»
Общие положения
Настоящее положение разработано на основании закона РФ «Об образовании» ст. 35 п. 2, ст. 50 п. 4.
Цель: обеспечение управления учащихся на основе взаимодоверия и требовательности, уважения и ответственности, самостоятельности в проявлении инициативы, творческого сотрудничества, воспитание гражданина с высокой демократической культурой.
Задачи и структура управления:
Развивать навыки сотрудничества: педагог – обучающийся, педагог – родители, педагог – обучающийся – родители.
Предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании организации, исполнении и анализе учебно – воспитательного процесса.
Нацелить на поиск самостоятельного дела.
Создать условия для социализации личности воспитанника.
Создать условия для развития отношений заботы друг о друге, о школе, взаимоуважение детей и взрослых.
Высшим органом школьного самоуправления является старостат.
Заседание старостата проводится один раз в месяц, на котором должны присутствовать старосты всех классов. По мере необходимости количество заседаний может быть увеличено.
Исполнительным органом, непосредственно осуществляющим руководство по всем направлениям деятельности, являются классные коллективы начальной школы.
Сектора ученического самоуправления:
Пресс – центр
Образование
Трудовой
Культуры и отдыха
Здоровье и спорт
Детский школьный общественный орган управления «Светлячок»
Цели и задачи:
приобщение личности к общечеловеческим ценностям
усвоение личностью социальных норм через участие в общественной жизни школы
создание условий для самовыражения, самоутверждения
развитие творчества, инициативы
создание условий для развития отношений заботы друг о друге, школе
взаимоуважение детей и взрослых
Работа секторов ученического самоуправления начальной школы.
Сектор «Пресс -центр»
выпуск тематических стенгазет
подготовка рисунков к конкурсам
выпуск тематических плакатов, листовок
участие в конкурсах «Пробы пера», «Чудо – мастерская» и пр.
Сектор «Образования»
п
роверка школьных принадлежностей
контроль за посещаемостью
организация и проведение классных и общешкольных познавательных и интеллектуальных мероприятий
организация помощи слабоуспевающим учащимся
С
ектор «Трудовой»
организация и контроль за выполнением дежурства в классных кабинетах и на этаже
уход за комнатными растениями
С
ектор «Культуры и отдыха»
организация и подготовка классных и общешкольных тематических мероприятий
знакомство классных коллективов с художниками, композиторами, поэтами, писателями
отчет о посещении классных коллективов музеев, выставок и пр.
С
ектор «Здоровье и спорт»
подготовка и проведение спортивных мероприятий, утренних физкультминуток
контроль за внешним видом класса
умение организовать свой досуг во внеурочное время /школьная перемена/
Права и обязанности
Старостат:
координирует учебный процесс
определяет цели и задачи ученического самоуправления
разрабатывает общий план работы органов ученического самоуправления
координирует работу дел
Старостат имеет право:
принимать решения по каким – либо направлениям жизнедеятельности
награждать за активную работу по итогам года
оценивать работу каждого класса
Учащиеся должны:
активно принимать участие в жизни школы, класса
стремиться к самосовершенствованию
в срок выполнять задания
регулярно посещать заседания старостата
доброжелательно и уважительно относиться к окружающим
признавать неприкосновенность чужой собственности
ценить свою и чужую жизнь
заботиться о здоровье
быть трудолюбивым
заниматься какой – либо полезной деятельностью /по интересам/