СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная программа «Специальность: баян, аккордеон»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная учебная программа «Специальность: баян, аккордеон» составлена для учащихся, обучающихся  по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты» на основе Федеральных государственных требований.   

Просмотр содержимого документа
«Учебная программа «Специальность: баян, аккордеон»»

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в значительной степени затронули систему образования и культуры. Центром музыкального воспитания и образования детей, по-прежнему, остаются Детские музыкальные школы и Детские школы искусств, т.к. они являются наиболее массовым звеном в системе музыкального образования.

Главным вопросом в комплексе проблем, связанных с состоянием отечественной культуры, является модернизация художественного образования.

2011 год явился переломным, так как в июне президентом были подписаны сразу три закона: два "О внесении изменений в Закон Российской Федерации”, "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Эти законы закрепили новый статус дополнительных образовательных программ школ искусств как "предпрофессиональных", подчеркивая связь и преемственность с программами среднего специального и вузовского образования.

Данная учебная программа «Специальность: баян, аккордеон» составлена для учащихся, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты» на основе Федеральных государственных требований.

Срок освоения программы для детей, поступивших в I класс в возрасте с 10 до 13 лет, составляет 5 лет обучения. Срок освоения программы для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, увеличен на один год.


Основная цель программы: приобщение детей к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков игры на музыкальном инструменте (баян, аккордеон); обеспечение высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности.


Основными задачами являются:

- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в детском возрасте;


- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;


- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.


- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;


- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;


- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.


Основной формой учебной и воспитательной работы в классе специальности является: индивидуальный урок (с теоретической и практической частями); подготовка к конкурсам, концертам; концертные выступления; участие в конкурсах; посещение и обсуждение концертов и др.

Индивидуальные уроки могут проводиться в форме: беседы; рассказа; практического занятия; игры; репетиции; защиты творческих работ (рефераты, сообщения, презентации); конкурсов (среди учащихся класса, учащихся других классов и т.д.); творческих встреч; концертов; фестивалей; консультаций; мастер-классов и др.

Объём аудиторной учебной нагрузки по годам обучения составляет: 1-3 классах – 2 академических часа в неделю, 4 - 5 класс - 2,5 академических часа в неделю, дополнительный год обучения (6 класс) - 2,5 академических часа в неделю.

Общий объём аудиторной учебной нагрузки обязательной части со сроком обучения 5 лет составляет - 363 часа. При реализации программы с дополнительным годом обучения общий объём аудиторной нагрузки составляет 445,5 часов

Объём самостоятельной работы обучающихся по предмету «Специальность: баян, аккордеон» в среднем за весь период обучения определяется с учётом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, а также параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Планируется следующим образом: 1-3 классы по 3 часа в неделю; 4-5 классы по 4 часа в неделю; 6 класс по 4 часа в неделю.

Общий объем самостоятельной работы ученика со сроком обучения 5 лет составляет 561 часов, с дополнительным годом обучения 693 часов. Максимальная учебная нагрузка обучающихся по предмету «Специальность: баян, аккордеон» за весь период обучения сроком 5 лет составляет 924 часа, с дополнительным годом обучения – 1138,5 часов.


































II .Учебно-тематический план

Наименование

разделов и тем

Общий объем времени (в часах)
Максимальная учебная нагрузка Аудиторные

занятия

Самостоятельная

работа ученика

Форма контроля

1 класс I полугодие

Знакомство с инструментом и его составными частями. Освоение нотной грамоты. Посадка, постановка рук, аппликатурная система, техника ведения меха, приёмы звукоизвлечения. Освоение штрихов: легато, стаккато, нон легато.

80

32

48

Контроль-ный урок

II полугодие

Закрепление нотной грамоты, изучение музыкальной терминологии. Музыкально-мелодический синтаксис: цезура, фраза, предложения, период. Музыкальный образ произведения.


85

34

51

Академический концерт

2 класс I полугодие

Исполнительская школа (посадка, постановка рук, культура звука, аппликатурная дисциплина, штриховая культура, правильная смена меха). Первые навыки ансамблевой игры


80

32

48

Техничес-кий зачет, академии-ческий концерт.

II полугодие

Работа над штрихами,

динамическими оттенками.

Техническая беглость.

Выразительность, эмоциональность

исполнения.

85

34

51

Академический концерт.

3 класс I полугодие

Работа над звуком, штрихами. Освоение игры в ансамбле. Развитие исполнительских навыков, чтение нот с листа. Ощущение формы и стиля произведения, работа над мехом. Игра по слуху.

80

32

48

Техничес-кий зачет, академический концерт

II полугодие

Развитие технических навыков, Применение технических средств (магнитофон, видеокамера) для анализа исполняемых произведений. Освоение произведений различных жанров, форм, направлений.


85

34

51

Академии-ческий концерт

4 класс I полугодие

Развитие исполнительских навыков. Чтение с листа, развитие технических навыков. Развитие чувства лада и метроритма. Совершенствование различных видов штрихов. Навык подбора по слуху. Расширение музыкальных впечатлений, сведений и знаний об исполняемой музыке.


104










40

64

Технический зачет, академический концерт

II полугодие

Освоение средств музыкальной выразительности. Оценка качества своего исполнения. Совершенствование технических навыков, чтение нот с листа и подбор по слуху. Совершенствование игры в ансамбле. Развитие техники, освоение произведений различных жанров, форм.

110,5

42,5

68

Академический концерт

5 класс I полугодие

Совершенствование навыка исполнительского мастерства. Развитие различных видов техники. Работа над выразительным исполнением музыкальных произведений. Развитие беглости пальцев обеих рук. Совершенствование навыка игры в ансамбле.


104

40

64

Прослушивание

II полугодие

Работа над выразительным исполнением выпускной программы. Работа над отдельными техническими трудностями. Слуховое и зрительное освоение штрихов, динамики. Шлифовка технических деталей. Доведение игры до полной свободы, автоматизма.

110,5

42,5

68

Экзамен.






Дополнительный год обучения (6 класс)


I полугодие


Метро - ритмическая структура, характер звучания, формы и тональности произведения. Шлифовка технической беглости. Выразительность эмоциональность исполнения, ощущение формы и стиля произведения. Свобода исполнительского мастерства.

104

40

64

Прослушива-ние экзаме-национ-ной программы

6 класс II полугодие

Расширение знаний о средствах музыкальной выразительности. Совершенствование игры на инструменте. Работа над чтением нот с листа.

110,5

42,5

68

Экзамен































III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Первый класс

Годовые требования:

10-12 пьес, различных по характеру (народные песни, танцы, пьесы для детей, этюды).

Технические требования:

Хроматическая гамма правой рукой в одну октаву в прямом движении. Гаммы до, соль, отдельно каждой рукой в медленном темпе (второе полугодие) различными длительностями, штрихами и динамическими оттенками.



Примерный репертуарный список

Этюды

Беренс Г. «Этюд» До мажор

Беркович И. «Этюд» Соль мажор

Гурлит К. «Этюд» До мажор

Иванов В. «Этюд» До мажор

Салин «Этюд» ля минор

Черни К. «Этюд» До мажор

Шитте « Этюд» Фа мажор

Детские песни

«Весёлые гуси», «Все уж птички прилетели», « Зайка», « Лошадка», «Пастушок», «Птичка», «Солнышко», « Сорока», «Листопад», «Птичка над моим окошком», «Ходит зайка по саду».

Обработки народных песен и танцев

« Перепёлочка». Белорусская народная песня

Русские народные песни:

« Ах, во саду, саду « Василёк», « Заинька», « Как под горкой»,

« Летал голубь», « На горе стоит верба», « Не летай, соловей»,

« У кота», « Теремок».

Украинские народные песни:

« Веснянка», « Лети, воробышек»,

« По дороге жук, жук».



Произведения русских композиторов

Гурилёв А. «Песенка»

Калинников В. «Журавель», «Тень- тень»

Ребиков В. «Птичка»


Произведения зарубежных композиторов

Вебер К. «Колыбельная»

Векерлен Ж. «Детская песенка»

Глюк К. «Мелодия»

Моцарт В. «Азбука»

Тюрк Д. «Баюшки – баю»


Произведения отечественных композиторов XX века

Васильев – Буглай Д. «Осенняя песенка»

Гедике А. «Заинька»

Красев М. « Баю – баю», «Ёлочка», «Конь»

Майкапар С. «Первые шаги»

Раухвергер М. «Воробей»

ФилиппенкоА. «Подарок маме»


Второй класс

Годовые требования:

5-6 разнохарактерных пьес; 2-3 обработки народных песен и танцев; 2-3 этюда на различные виды техники.

Технические требования:

Гаммы до, соль мажор двумя руками в прямом движении, в две октавы; фа мажор отдельно каждой рукой; хроматическая гамма правой рукой на две октавы; ля минор правой рукой различными штрихами и динамическими оттенками. Четырёхзвучные арпеджио и тонические трезвучия с обращениями в пройденных тональностях.


Примерный репертуарный список

Этюды

Беренс Г. «Этюд» До мажор

Вольфарт Г. «Этюд» Фа мажор

Гаврилов Л. «Этюд» До мадор

Гурлит К. «Этюд» До мажор

Жилинский А. «Этюд» До мажор

Лешгорн А. «Этюд» До мажор

Слонов Ю. «Этюд» ля минор

Черни К. «Этюды»: До мажор, Фа мажор, Соль мажор

Шитте Л. «Этюд» До мажор

Обработки народных песен и танцев

Белорусский народный танец «Микита»

Латышская народная песня «Кукушечка»

Польская народная песня «Весёлый сапожник»

Польский народный танец «Маленький краковяк»

Русские народные песни: «Ах ты, канава»,

«Белолица, круглолица», «Осень»,

«На улице дождь, дождь», «Все мы песни перепели»,

«Я пойду ли молоденька» «Ты, кукушечка лесная».


Произведения русских композиторов

Глинка М. «Жаворонок»

Гурилёв А. «Песенка»

Римский – Корсаков Н. «Ладушки»

Гречанинов А. «Песенка»

Произведения зарубежных композиторов

Бетховен Л. «Экосез»

Брамс И. «Колыбельная»

Люлли Ж. «Песенка»

Моцарт В. «Волынка»

Мейер В. «Полька»

Тюрк Д. «Маленький вальс»

Филипп И. «Колыбельная»

Произведения отечественных композиторов XX века

Александров А. «К нам гости пришли»

Бекман Л. «Ёлочка»

Гедике А. «Плясовая»

Дунаевский И. «Колыбельная»

Жилинский А. «Танец», « Детская полька»

Книппер Л. «Полюшко – поле»

Красев М. «Игра с мячом»

Левидова Д. « Песня»

Слонов Ю. «Песня», «Разговор»

Чайкин Н. «Серенада»

Шостакович Д. «Марш»


Полифонические произведения

Аглинцова А. «Русская песня»

Арман Ж. «Пьеса»

Воков В. «Напев»

Гардорф К. «Пьеса»

Кранц А. «Кукушка в лесу»

Панкин М. «Пьеса»

Слонов Ю. «Просто так»

Третий класс

Годовые требования:

1-2 полифонических произведения или с элементами полифонии, 1 произведение крупной формы; 2-3 разнохарактерных пьес; 1-2 обработки народных песен и танцев; 1-2 этюда на разные виды техники.

Технические требования:

Гаммы до, соль, фа мажор в прямом движении двумя руками вместе, в две октавы. Ля минор (3 вида) отдельно каждой рукой, различными штрихами, динамическими оттенками. Четырёхзвучные арпеджио и тонические трезвучия с обращениями в пройденных тональностях.

Примерный репертуарный список

Этюды

Беренс Г. «Этюды»: До мажор, Ре мажор, Соль мажор

Беркович И. «Этюд» До мажор

Биль А. «Этюд» До мажор

Бухвостов В. «Этюд» ми минор

Гнесина Е «Этюд» Ре мажор

Гурлит К. «Этюд»: Соль мажор. Ля минор

Дювернуа Ж. «Этюд» Соль мажор

Лешгорн А. «Этюд» До мажор

Лондонов П. «Этюд – канон»

Мотов В. «Этюд ля минор»

Павин С «Этюд»До мажор

Черни К. «Этюды»: До мажор, Соль мажор,

Си бемоль мажор

Шитте Л. «Этюды»: До мажор, Ре мажор,

Фа мажор, ля минор

Обработки народных песен и танцев

Варламов А. «Песня»

Гречанинов А. «Колыбельная»

Гурилёв А. «Улетела пташечка»

Калинников В. «Осень»

Ребиков В. «Птичка»


Произведения зарубежных композиторов

Барток Б. «Песня странника»

Бетховен Л. «Контрданс», «Немецкий танец»

Векерлен Ж. «Детская песенка»

Корелли А. «Сарабанда»

Люлли Ж. «Менуэт»

Моцарт В. «Аллегретто», «Вальс»

Шуберт В. «Вальс»

Произведения отечественных композиторов XX века

Бухвостов В. «Марш»

Волков В. «Напев»

Гедике А. «Танец»

Жилинский А. «Танец»

Кажлаев М. «Шарманщик»

Лндонов П. «Игра»

Филиппенко А. «На мосточке», «То снежинки, как пушинки».


Полифонические произведения

Аглинцова А. «Русская песня»

Арман Ж. «Пьеса»

Воков В. «Напев»

Гардорф К. «Пьеса»

Кранц А. «Кукушка в лесу»

Панкин М. «Пьеса»

Слонов Ю. «Просто так»

Бах И. «Ария»

Гайдн Й. «Менуэт»

Глинка М. «Полифоническая пьеса»

Горлов Н. «Пьеса – канон»

Корелли А. «Сарабанда»

Кригер И. «Менуэт»

Пёрселл Г. «Ария»

Фрескобальди И. «Канцон»


Произведения крупной формы

Вильтон К. «Сонатина»

Гедике А. «Сонатина»

Тюрк Д. «Сонатина»

Штейбельт Д. «Сонатина»

Четвёртый класс

Годовые требования:

1-2 полифонических произведения; 1-2 произведения крупной формы; 3-4 разнохарактерные пьесы; 2-3 обработки народных песен и танцев; 2-3 этюда на разные виды техники.

Технические требования:

Мажорные гаммы до двух знаков в ключе двумя руками вместе, в две октавы. Ля минор (3 вида) двумя руками, различными штрихам динамическими оттенками. Короткие и длинные арпеджио. Тонические трезвучия с обращениями в пройденных тональностях.


Примерный репертуарный список

Этюды

Арман Ж. «Этюд» ля минор

Бейер Ф. «Этюд» До мажор

Бушуев Ф. «Этюды»: До мажор, ля минор

Гурлит К. «Этюд» ре минор

Конкон Ж. «Этюд» Си бемоль мажор

Лак Т. «Этюд» До мажор

Лешгорн А. «Этюд» Соль мажор

Мотов В. «Этюды»: ми минор, Ля мажор

Полынский Н. «Этюд»До мажор


Обработки народных песен и танцев

Алёхин В. «Чёрный барашек»

Бушуев Ф. «Насмешливая кукушка»

«Не топила, не варила»

Егерский марш

Дюбюк А. «Ах, улица, улица широкая»

Зацарный Ю. «Эх, калинушка»

Павин С. «Вы раздайтесь, расступитесь, добрые люди»

Салин А. «Пойду ль я, выйду ль я»

Тышкевич Г. «Бульба»

Шашкин П. «Возле речки, возле моста»

Шустов А. «Блины»

Произведения русских композиторов

Алябьев А. «Соловей»

Варламов А. «Вальс»

Глинка М. «Не щебечи, соловейко»

Гречанинов А. «Мазурка», «Протяжная песня»

Гурилёв А. «Колокольчик»

Даргомыжский А. «Вальс»

Жилин А. «Вальс»

Калинников В. «Колыбельная»

Козловский И. «Вальс»

Титов Н. «Вальс»

Чайковский П. «Немецкая песенка»


Произведения зарубежных композиторов

Барток Б. « Пьеса», «Танец»

Бах И. «Полонез»

Бетховен Л. «Контрданс», «Менуэт»,

«Лендлер», «Скерцо», «Сурок»

Вебер К. «Хор охотников»

Гендель Г. «Гавот»

Гесслер И. «Менуэт»

Глюк Х. «Гавот»

Диабелли А. «Сонатина»

Кёллер Л. «Тирольская песня»

Кребс И. «Менуэт»

Шпиндлер Ф. «Вальс»


Произведения отечественных композиторов XX века

Аверкин А . «Солнечный зайчик»

Агафонников С. «Догони – ка»

Бунин Р. «Прелюдия»

Гаврилин В. «Шутка»

Гедике А. «Мазурка», «Маленькая пьеса»,

« Маленькое рондо», «Медленный вальс»

Глиэр. Р. «Вальс»

Дербенко Е. «Осень наступила»

Зацарный Ю. «Поле русское родное», «Страдания»

Кабалевский Д. «Медленный вальс»

Караев К. «Колыбельнвя»

Майкапар С. «Колыбельная», «Сказочка»

«Педальная прелюдия», «Детский танец»

Свиридов Г. «Попрыгунья»

Теплов П. «Хоровод»

Хачатурян А. «Вечерняя сказка»

Цфасман А. «Весёлый вечер»

Чайкин Н. «Русский танец»

Широков А. «На катке»



Полифонические произведения

Барток Б. «Менуэт»

Бах И. «Ария». «Менуэт». «Полонез»

Бём Г. «Менуэт»

Гедике А. «Гавот», «Сарабанда», «Фугато»

Гендель Г. «Менуэт»

Дюпарт Ш. «Менуэт»

Корелли А. «Сарабанда»

Кригер И. «Бурре»

Майкапар С. «Раздумье»

Моцарт В. «Ария», «Пьеса»

Перселл Г. «Менуэт»

Тюрк Д. «Аллегро»


Произведения крупной формы

Андрэ И. «Сонатина»

Ваньгал Я. «Сонатина»

Келлер Л. «Сонатина»

Рейнике К. «Сонатина»

Хаслингер Т. «Сонатина»

Гедике А. «Сонатина»

Тюрк Д. «Сонатина»




Пятый класс

Годовые требования:

1-2 полифонических произведения; 1-2 произведения крупной формы; 3-4 разнохарактерные пьесы; 1-2 обработки народных песен и танцев; 2-3 этюда на разные виды техники.

Технические требования:

Мажорные гаммы до трёх знаков в ключе двумя руками вместе, в две октавы. Минорные гаммы (три вида) ля, ми, ре - двумя руками вместе, в две октавы различными штрихами, динамическими оттенками. Короткие и длинные арпеджио. Тонические трезвучия с обращениями в пройденных тональностях.

Примерный репертуарный список

Этюды

Бурмистров А. «Этюд» соль минор

Гнесина Е. «Этюд» Ре мажор

Дювернуа Ж. «Этюд» До мажор

Иванов В. «Этюд» ми минор

Кокон Ж. «Этюд» ля минор

Лак Т. «Этюд» ре минор

Тышкевич Г. «Этюд» Соль мажор

Шашкин П. «Этюд» До мажор


Обработки народных песен и танцев

Алёхин В. «Катерина»

Варламов А. «Для чего летишь, соловушка»

Дымов о. «Сенокосная»

Павин С. «Канава» русская народная песня

Тышкевич Г. « Савка и Гришка» белорусская народная песня

«Смоленская полька»

Шашкин П. «Казачок», « Волоколамский перепляс»


Произведения русских композиторов

Булахов П. «Романс»

Варламов А. Вальс, «Что ты рано, травушка пожелтела?»

Верстовский А. «Вальс», «Мазурка»

Глинка М. «Полька»

Гречанинов А. «Маленькая сказка»

Дюбюк А. «Романс»

Козловский А. «Вальс»

Ребиков В. «Восточный танец»

Чайковский П. «Гавот»


Произведения зарубежных композиторов

Барток Б. «Вальс»

Бетховен Л. «Вальс», «Три немецких танца»

Боккерини Л. «Менуэт»

Вебер К. «Вальс»

Гершвин Д. «Колыбельная»

Григ Э. «Деревенская песня», «Народная мелодия»

Корелли А. «Гавот»

Рамо Ж. «Ригодон»

Сигмейстер Э. «Пьеса»

Скарлатти Д. «Жига»

Стоянов С. «Юмореска»

Телеман Г. «Бурре»

Шуберт Ф. «Галоп»


Произведения отечественных композиторов XX века

Бухвостов В. «Маленькая сюита»

Василенко И. «Испанский танец»

Глиэр Р. «Вальс», «Рондо», «Яблочко»

Звонарёв О. «За околицей», «У ручья»

Кабалевский Д. «Рондо-марш», «Скерцо», «Токкатина»

Камалдинов Г. «Вальс»

Лондонов П. «Четыре танца»

Раков Н. «Скерцино»

Рожков В. «Марш»

Рыбников А. «Последняя поэма»

Свиридов Г. «Вальс», «Военный марш»

Темнов В. «Весёлая кадриль»

Тихонов Б. «Скакалка»

Хренников Т. «Вальс», «Романс»

Холминов А. «Полька»

Шендерёв Г. Мелодия



Полифонические произведения

Болдырев И. «Русская»

ВоленбергА. «Прелюдия»

Гедике А. «Канон»

Насидзе С. «Инвенция»

Раков Н. «Взгрустнулось»

Сорокин К. «Маленькая фуга»

Щуровский Ю. «Инвенция»


Произведения крупной формы

Бенда Г. «Рондо»

Бетховен Л. «Сонатина»

Бухвостов В. «Маленькая сюита»

Вебер К. «Сонатина»

Гендель Г. «Вариации»

Сорокин К. «Сонатина»

Хаслингер Т. «Сонатина»




ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (Шестой класс)

Годовые требования:

1-2 полифонических произведения; 1-2 произведения крупной формы; 3-4 разнохарактерные пьесы; 2-3 обработки народных песен и танцев; 2-3 этюда на разные виды техники.

Технические требования.

Мажорные гаммы до четырех знаков в ключе двумя руками вместе, в две октавы. Минорные гаммы (три вида) ля, ми, ре - двумя руками вместе, в две октавы различными штрихами, динамическими оттенками. Короткие и длинные арпеджио. Тонические трезвучия с обращениями в пройденных тональностях


Примерный репертуарный список

Этюды

Бертини Г. «Этюд» соль минор

Лешгорн А. «Этюд» Фа мажор

Лондонов П. «Этюд» ля минор

Сорокин К. «Этюд-картинка»

Черёмухин М. «Этюд-картинка»

Черни К. «Этюды»: До мажор, Соль мажор, соль минор

Шишаков Ю. «Этюд» ля минор

Обработки народных песен и танцев

Бухвостов В. «В саду»

Дунаевский И. «Дивлюсь я на небо»

Жигалов В. «Чардаш»

Иванов В. «Дуня – тонкопряха»

Кузнецов Е. «Как под яблонькой»

Левкодимов Г. «Как из улицы в конец»

Матвеев И. «Чом, чом не прийшов»

Мотов В. «На лодочке»

Павин С. «Сенокосная»

Шашкин П. «Страдания»

Широков А. «У меня ль во садочке»


Произведения русских композиторов

Балакирев М. «На Волге»

Глинка М. «Вальс»

Даргомыжский А. «Табакерочный вальс»

Лядов А. «Протяжная»

Пахульский Г. «Прелюдия»

Ребиков В. «Мазурка»

Рубинштейн А. «Персидская песня»


Произведения зарубежных композиторов

Барток Б. «Вечер в деревне»

Бах И.С. «Ария»

Бетховен Л. « Шесть экосезов»

Вивальди А. «Лярго»

Гендель Г. «Жига»

Григ Э. « Вальс»

Дворжак А. «Славянский танец»

Моцарт В. «Менуэт»

Скарлатти Д. «Пастораль»

Шуберт Ф. «Музыкальный момент»

Шуман Р. «Отзвуки театра»




Произведения отечественных композиторов XX века

Гаврилин В. «Вальс»

Глиэр Р. «Рондо»

Кажлаев М. «Караван»

Мотов В. «Прелюдия»

Разорёнов С. «Мазурка»

Цфасман А. «Весёлый вечер»

Шостакович Д. «Праздничный вальс», «Рондо»


Полифонические произведения

Бах И. С. «Ария»

Будницкий Б. «Прелюдия»

Кабалевский Д. «Импровизация»

Лондонов П. «Рассказ»

Лядов А. «Прелюдия»

Мюллер Т. «Полифоническая пьеса»

Мясковский Н. «Двухголосная фуга»


Произведения крупной формы

Бах И. С. «Скерцо»

Гайдн Й. «Сонатина»

Гендель Г. «Сонатина»

Кабалевский Д. «Рондо – марш»

Кирнбергер И. « Полонез с вариациями»

Клементи М. «Рондо»

Медынь Я. «Сонатина»














IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

год обучения

Требования к знаниям

Требования к умениям

Первый класс

Ученик 1 класса должен овладеть следующими знаниями:

- как правильно обращаться с инструментом, знать его составные части;

- как правильно вести мех;

- как играть легато, стаккато, нон легато;

- освоить нотную грамоту, посадку за инструментом;

- Знать музыкально-мелодический синтаксис;

Ученик 1 класса должен:

- уметь правильно сидеть за инструментом, получить навыки ведения и смены направлений движения меха.

- уметь играть на инструменте упражнения правой рукой ровным звуком нон-легато, легато.

- уметь играть левой рукой чередование басов и аккордов.

- уметь играть несложные музыкальные пьесы двумя руками.

Второй класс

Ученик 2 класса должен:

- получить понятия о музыкальных жанрах;

- познакомиться с различными ритмичными рисунками;

- познакомиться с техническими формулами: гаммой, хроматической гаммой, аккордами;

- получить знания о смене направлений движения меха;

- Иметь понятия об ансамблевой игре;


Ученик 2 класса должен уметь:

- выразительно исполнять музыкальное произведение (штрихи, динамика);

- правильно делать смену направления движения меха;

- владеть несколькими техническими формулами и использовать их в работе над этюдами и пьесами.

- при чтении нот с листа использовать графическое видение текста.

- определять характер музыки;

- определять по слуху направления мелодий;

- приобрести навыки публичных выступлений.

Третий класс

Ученик 3 класса должен овладеть следующими знаниями:

- соотносить скорость движения с понятиями «быстро - медленно»;

- продолжить работу по освоению сложных формул гамм, этюдов;

- знать музыкальные жанры;

- разбираться в нотной записи, обозначениях темпа, динамики, знаках альтерации.

- знать буквенное обозначение нот, условное обозначение регистров.

- изучить произведения различные по форме и стилю;


Ученик 3 класса должен уметь:

- уметь пользоваться полученными знаниями 1-2 класса;

- осмысленно играть простые песни и пьесы;

- уметь оценивать качество своего исполнения и играть в ансамбле;

- опираться в творческих заданиях на навыки, приобретенные, благодаря графическому восприятию нотного текста;

- приобрести навыки публичных выступлений.

Четвертый класс

Ученик 4 класса должен знать:

- специфические особенности звукообразования на аккордеоне, баяне (примерная шкала силы звучания инструмента);

- изучить более сложные фактуры аккомпанемента;

- развивать точность и моторность при игре гамме и этюдов;

- знать буквенное обозначение нот, условное обозначение регистров.

- развивать навыки сольного исполнительства.

Ученик 4 класса должен уметь:

- самостоятельно производить разбор более сложных музыкальных произведений,

-освоить пассажи гаммаобразного движения;

- уметь свободно читать нотный текст;

- уметь активизировать слуховой аппарат на более продолжительных музыкальных произведениях;


Пятый класс

Ученик 5 класса должен овладеть следующими знаниям:

- знать буквенное обозначение нот, условное обозначение регистров.

- развивать технические навыки:

- изучить произведения различные по форме и стилю;

- изучить более сложные фактуры аккомпанемента;

- самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных стилей, жанров и форм;


Ученик 5 класса должен уметь:

- освоить исполнение произведений технического, полифонического, а так же произведений крупной формы

- самостоятельно разбирать музыкальные произведения;

- работать над преодолением технических трудностей;

- самостоятельно использовать приемы работы над музыкальным произведением;

- различать выразительные средства музыкального языка, понимать их значение в создании конкретного художественного образа.

- развивать элементарные навыки репетиционно-концертной работы в качестве солиста.


Дополнительный год обучения. Шестой класс

Ученик 6 класса должен знать:

- приемы и способы достижения выразительной игры на инструменте;

- углубить знания и умения при исполнении произведений крупного плана.

- самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных стилей, жанров и форм;

- получить знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;




Ученик 6 класса должен уметь:

- дать оценку качества своего исполнения; уметь использовать музыкально-исполнительские средства выразительности, выполнять анализ исполняемых произведений;

- приобрести навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

- освоить исполнение произведений технического, полифонического, а так же произведений крупной формы.

- углубить и расширить свои возможности при чтении нот с листа.

- приобрести элементарные навыки репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
















V. Формы и методы контроля, система оценок

Оценка качества образовательной программы по учебному предмету «Специальность: баян, аккордеон» сроком обучения 5 (6) лет включает текущую, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Каждый из видов контроля успеваемости имеет свои цели, задачи и формы.

Текущий контроль успеваемости по предмету «Специальность: баян, аккордеон» направлен на поддержание учебной дисциплины, на выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, на организацию регулярных домашних занятий, на повышение уровня освоения текущего учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации, время проведения которой устанавливается графиком учебного процесса.

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка. Главное в постановке оценки является индивидуальный подход к каждому ученику. Одна из первостепенных воспитательных задач, стоящих перед преподавателем специального класса, - пробудить заложенное в каждом учащемся творческое начало, научить ребёнка трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в музыке. От преподавателя музыкальной школы в этом направлении требуется высокое профессиональное мастерство, творческая инициатива. Одним из условий правильных взаимоотношений между преподавателем и учеником является создание дисциплинирующей обстановки в классе. В вопросах дисциплины важна каждая деталь: вовремя начатый урок, внутренняя и внешняя собранность преподавателя, его манера поведения, интонация при разговоре с учеником: преподаватель должен придерживаться ровного, спокойного тона. Чрезмерные похвалы, как и резкие порицания, излишне возбуждают учеников и отвлекают от выполнения стоящих перед ними задач.

Система оценок успеваемости учащихся пятибалльная: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

Критерии оценки


Оценка «5» – выставляется за технически свободное, яркое, интересное художественно обоснованное исполнение произведений, выдержанное в стиле, динамическом , темповом , ритмическом плане.


Оценка «4» – выставляется за грамотное, стабильное исполнение без серьёзных стилевых искажений при относительно организованном игровом аппарате, а так же при наличии небольших недостатков в фактуре, фразировке, аппликатуре.


Оценка «3» – выставляется за относительно грамотную игру текста наизусть при наличии серьёзных текстовых, ритмических и других существенных ошибок и недостатков.


Реализация учебной программы «Специальность: баян, аккордеон» обеспечивается консультациями для учащихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в следующем объеме: 40 часов при реализации программы со сроком обучения 5 лет и 48 часов с дополнительным годом обучения.

ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Класс

Сроки аттестации

Формы аттестации

Программные требования



1 класс




1 полугодие


Контрольный урок (или открытый урок для родителей)



2 произведения


2 полугодие

«Праздник первого концерта»

Переводной экзамен

2 разнохарактерных произведения

(2 пьесы

или пьеса и этюд)



2 класс

1 полугодие

Технический зачёт

Гаммы по программе и Этюд

Академический концерт

2 разнохарактерных

произведения

(2 пьесы )



2 полугодие

Академический

концерт

1 пьеса

Переводной экзамен

2 произведения

(разнохарактерных)



3 класс





1 полугодие

Технический зачёт

Гаммы по программе и Этюд

Академический концерт

2 разнохарактерных

произведения

( пьеса с элемнтами полифонии, пьеса современного композитора)





2 полугодие

Академический

концерт

1 пьеса

Переводной экзамен

2 произведения

(1-е полифоническое произведение; 2-е обработка народной песни )



4 класс



1 полугодие

Технический зачёт

Гаммы по программе и Этюд

Академический концерт

2 разнохарактерных

произведения

(1-е полифоническое произведение; 2-е обработка народной песни)





2 полугодие

Академический

концерт

1 пьеса

Переводной экзамен

2 произведения

(1-е произведение крупной формы; 2-е обработка народной мелодии )



5 класс



1 полугодие

Прослушивание экзаменационной программы (первая половина)

2 произведения наизусть (1-е «Этюд»; 2-е обработка Р. Н. П.)





2 полугодие

Прослушивание экзаменационной программы (вторая половина)

2 произведения наизусть (1-е полифоническое произведение; 2-е произведение крупной формы или пьеса.)

Контрольное предэкзаменационное прослушивание всей программы

4 произведения наизусть


Итоговая аттестация (выпускной экзамен)


Дополнительный год обучения



6 класс





1 полугодие

Технический зачёт

Гаммы по программе и Этюд

Прослушивание экзаменационной программы (первая половина)

2 произведения наизусть (1-е «Этюд»; 2-е обработка Р. Н. П.)

2 полугодие

Прослушивание экзаменационной программы (вторая половина)

2 произведения наизусть (1-е полифоническое произведение; 2-е произведение крупной формы или пьеса.)

Контрольное предэкзаменационное прослушивание всей программы

4 произведения наизусть



Итоговая аттестация (выпускной экзамен)




Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамены проводятся в выпускном классе в соответствии с соответствующими ФГТ и учебными планами. Итоговая аттестация проводится с применением дифференцированных систем оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Итоговая аттестация не может быть заменена оценкой качества освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств на основании итогов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося.











Примерные программы переводных экзаменов

1 класс

1 вариант

1. Калинников. « Тень – тень»

Русская народная песня «Вставала ранёшенько»

Черни К. « Этюд» До мажор


2 вариант

2. Аренский А. « Журавель»

Русская народная песня «Как под яблонькой»

Шитте Л. «Этюд» Фа мажор


2 класс

1 вариант

1. Шилова О. « Весёлое путешествие»

Русская народная песня «Со вьюном я хожу».

Шитте Л. «Этюд» Соль мажор


2 вариант

2. Акимов Ю. Обработка русской народной песни «Заплетися, плетень»

Бонаков В. «Маленькая полька»

Черни К. Этюд Ре мажор



3 класс

1 вариант

1. Гурилёв А. Песня

Шуберт Ф. Немецкий танец

Вольфарт Г. Этюд № 5 до мажор


2 вариант

2. Моцарт В. Вальс

Шевченко С. Канон

Салин А. Этюд фа мажор


4 класс

1 вариант

1. Шишаков Ю. Полифоническая пьеса

Лак Т. Сонатина до мажор

Самойлов Д. Этюд соль мажор


2 вариант

2. Гендель Г. Сарабанда

Горлов Н « Сонатина»

Беренс Г. « Этюд» фа мажор


5 класс

1 вариант

  1. Шишаков Ю. « Прелюдия и фуга №1» до мажор

Чимароза Д. « Соната» соль минор

Чапкий С. (обр.) Украинская народная песня « Ехал казак за Дунай»

Мясков К. « Этюд» до минор

2 вариант

  1. МайкапарС. « Прелюдия и фугетта»

Глазунов А. « Сонатина» ля минор

Сурков А. (обр) Русская народная песня « Как у наших у ворот»

Самойлов Д. « Этюд- скерцо».

3 вариант

  1. Шишаков Ю. « Прелюдия и фуга №1» До мажор

Болдырев И. « Сонатина»

Онегин А (обр) Русская народная песня « Лесорубы раным - рано встать должны»

Черни К. « Этюд» До мажор

4 вариант

  1. Майкапар С. « Прелюдия и фугетта»

Бах Ф.Э. «Соната ре минор, ч.3»

Лондонов П. Обработка русской народной песни « Приходите, гости, к нам»

Самойлов Д. « Этюд – скерцо»



6 класс

Примерные экзаменационные программы для поступающих в средние специальные учебные заведения

1 вариант

  1. Шишаков Ю. « Прелюдия и фуга № 1» До мажор

Плейер П. « Сонатина» ре мажор

Раков Н. « Татарский наигрыш» (обработка)

Шитте Л. « Этюд» ля мажор

2 вариант

  1. Майкапар С. «Прелюдия и фугетта»

Бах Ф. Э. «Соната» ре минор, ч. 3

Лондонов П. Обработка русской народной песни «Приходите, гости, к нам»


3 вариант

  1. Холминов А. «Этюд» ля бемоль мажор

Медынь Я. «Сонатина» до мажор, ч.3

Сурков А. Обработка русской народной песни «Как у наших у ворот»

Коняев С. «Этюд» ре-бемоль мажор

4 вариант

4. Кулау Ф. «Вариации соль мажор»

Шостакович Д. «Лирический вальс»

Бонаков В. «Этюд № 40»























VI. Методическое обеспечение учебного процесса



Условия реализации программы:

  1. Материально-техническое обеспечение: светлый отапливаемый класс, наличие инструментов, пультов, наглядных дидактических пособий.

  2. Кадровое обеспечение: педагог должен иметь специальное образование.

  3. Выступление на концертах, фестивалях, конкурсах, экзаменах.

  4. Информационное обеспечение: литература для учащихся и для преподавателя, учебные материалы, аудио- и видеоматериалы.



Список репертуарных сборников (баян, аккордеон)

  1. Акимов Ю. Школа игры на баяне. М., 1981

  2. Акимов Ю., Гвоздев П. Прогрессивная Школа игры на баяне. Ч. 1. М., 1975

  3. Аккордеон в музыкальной школе. Вып.1-60.

  4. Аккордеон. Ансамбли 1-3кл., 3-5кл. ДМШ.

  5. Аккордеон. Народные пьесы. 1-3кл., 3-5кл. ДМШ.

  6. Аккордеон. Этюды. 3-5кл. ДМШ.

  7. Аксюк С. 24 пьесы-этюда для баяна. М., 1967

  8. Альбом для детей. Произведения для баяна. Вып. 1-20.

  9. Альбом начинающего баяниста. Вып.1-40.

  10. Бажилин Р. Концертные пьесы для аккордеона.

  11. Бажилин Р. Самоучитель игры на баяне. Аккомпанемент песен. М., 2004

  12. Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне.

  13. Бардин Ю. Обучение игре на баяне по пятипальцевой аппликатуре. Начальный курс. М., 1978

  14. Баян в музыкальной школе. Вып.1-40

  15. Баян в музыкальной школе. Пьесы 1-2 кл., 3-4 кл. Вып.1-60

  16. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 4-5 классов. Вып. 27.

Сост. С. Павин. М., 1977

  1. Баян. 1-3 классы ДМШ. Сост. Д. Самойлов. М., 2003

  2. Баян. 3-5 классы ДМШ. Сост. Д. Самойлов. М., 2003

  3. Баян. 5-7 классы ДМШ. Сост. Д. Самойлов. М., 2003

  4. Баян. Народные пьесы 1-3 кл., 3-5 кл. ДМШ.

  5. Баян. Этюды 3-5кл. ДМШ.

  6. Бусурманов А.П. Самоучитель игры на баяне

  7. Бухвостов В. Пьесы, обработки, ансамбли. Баян, аккордеон. М., 2003

  8. Векслер Б. Пьесы для аккордеона.

  9. Власов В. Джазовые миниатюры.

  10. Говорушко П. Начальный курс игры на готово-выборном баяне. Л., 1980

  11. Говорушко П. Школа игры на баяне. Л., 1981

  12. Готово-выборный баян в музыкальной школе. Вып. 10. Сост. В. Накапкин. М., 1977

  13. Готово-выборный баян в музыкальной школе. Вып. 9. Сост. В. Платонов. М., 1976

  14. Готово-выборный баян в музыкальной школе. Пьесы для 2-3 классов ДМШ. Вып. 1. Сост. В. Накапкин, В. Платонов. М., 1971

  15. Готово-выборный баян в музыкальной школе. Пьесы для 2-3 классов.

Вып. 3. Сост. В. Накапкин. М., 1973

  1. Двилянский М. Самоучитель игры на аккордеоне.

  2. Доренский А. Виртуозные пьесы. Педагогический репертуар баяниста. Вып. 3. Ростов-на-Дону, 1998

  3. Доренский А. Музыка для детей. Педагогический репертуар баяниста. Вып. 2. Ростов-на-Дону, 1998

  4. Доренский А. Пять ступеней мастерства. Первая ступень. Этюды для баяна.

  5. Завальный В. Музыкальный калейдоскоп. Пьесы для баяна и аккордеона. М., 2004

  6. Звонарев С. В мире сказок. Пьесы для баяна и аккордеона. М„ 1968

  7. Золотарев В. Шесть детских сюит. Концертные пьесы для готово-выборного баяна. Вып. 2. М„ 1980

  8. Из репертуара Международного конкурса юных исполнителей им.Андреева Баян-аккордеон.

  9. Избранные произведения для баяна Вып. 1. Сост. В. Платонов. М., 1971

  10. Измайлова Т. Азбука аккордеониста

  11. Калейдоскоп. Пьесы композиторов России и Украины. Тетрадь 1, 2, 3.

  12. Камалдинов Г. Пьесы, обработки и этюды для баяна. М., 1971

  13. Кокорин А. Детский альбом ансамблей для баяна, аккордеона.

  14. Кокорин А. Музыкальный глобус. Вып.1-2.

  15. Кокорин А. Сюиты для баяна. Вып.1.

  16. Кокорин А. Три четверти. Концертные вальсы для баяна, аккордеона.

  17. Концертные пьесы для аккордеона (баяна) в стиле мюзет. Сост. Р. Бажилин. М., 2000

  18. Лондонов П. Полифонические произведения для баяна. М., 1969

  19. Лушников В.В. Школа игры на аккордеоне.

  20. Мирек А. Самоучитель игры на аккордеоне.

  21. Мирек А. Школа игры на аккордеоне.

  22. Мой друг баян. Вып.1-20.

  23. Мотов В. Русские миниатюры. М., 2004

  24. Наизусть без инструмента. Вып.1,2.

  25. Накапкин В. Школа игры на готово-выборном баяне. М., 1985

  26. Народные песни и танцы в обработке для аккордеона. Вып.1-20.

  27. Наумов Г., Лондонов П. Школа игры на аккордеоне.

  28. Нотная тетрадь баяниста. Легкие пьесы русских и советских композиторов. Вып. 7. Сост. Л. Скуматов. Л., 1976

  29. Нотная тетрадь баяниста. Лирические пьесы русских композиторов. Вып. 9. Сост. П. Говорушко. Л., 1977

  30. Обликин И. Дуэты аккордеонистов-баянистов. Вып. 1. М., 2003

  31. Обликин И. Русские игрушки. Сюита для баяна. М.,2003

  32. Онегин А. Школа игры на готово-выборном баяне. М., 1978

  33. Педагогический репертуар баяниста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 5. Сост. А. Крылусов. М., 1975

  34. Педагогический репертуар баяниста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 6. Сост. В. Грачев, А. Крылусов. М., 1975

  35. Педагогический репертуар баяниста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 8. Сост. В. Грачёв, А. Крылусов. M., 1978

  36. Педагогический репертуар баяниста. 3-5 классы ДМШ. Вып. 7. Сост. В. Алехин, А. Чиняков. М., 1976

  37. Педагогический репертуар баяниста. Вып. 1. Сост. И. Бойко.

Ростов-на-Дону, 1997

  1. Полифонические пьесы (баян) 3-5 кл. ДМШ.

  2. Полифонические пьесы 1-3 кл. ДМШ.

  3. Полифонические пьесы в переложении для баяна. Вып 1. Сост. В. Беньяминов. Л., 1967

  4. Полифонические пьесы для 3-5 классов ДМШ. Сост. В. Агафонов, В. Алехин. М., 1980

  5. Полифонические пьесы для баяна. Вып.7.

  6. Полифонические пьесы для баяна. Вып. 2. Сост. В. Агафонов, В. Алехин. М., 1975

  7. Полифонические пьесы для баяна. Вып. 3. Сост. В. Алехин, В. Агафонов. М., 1976

  8. Полифонические пьесы для баяна. Вып. 4. Сост. В. Алехин, В. Агафонов. М., 1977

  9. Полифонические пьесы И. С. Баха и его сыновей - В.Ф.Баха и Ф.Э.Баха для готово-выборного баяна. 1-5 классы ДМШ. Сост. Ю. Лихачев. Л., 1967

  10. Произведения советских композиторов для баяна. Вып. 3. Сост. А. Судариков. М.. 1980

  11. Раков Н. Народные песни в концертной обработке для баяна. М., 1970

  12. Раков Н. Силуэты. Десять пьес для баяна. М., 1975

  13. Репертуарная тетрадь юного баяниста.

  14. Репников А. Альбом юного баяниста. М., 1975

  15. Самойлов Д. 15 уроков игры на баяне. М., 2004

  16. Семенов В. Детский альбом. Две сюиты для баяна. М., 1996

  17. Семенов В. Современная школа игры на баяне

  18. Сонатины и вариации. Вып 4. Сост. Ф. Бушуев. М., 1972

  19. Сонатины и вариации. Вып 6. Сост. Ф. Бушуев. М., 1974

  20. Сонатины и вариации. Вып 8. М., 1976

  21. Сонатины и рондо в переложении для баяна. Вып 2. Сост. В. Беньяминов. Л., 1968

  22. Стативкин Г. Начальное обучение на выборно-готовом баяне.

  23. Тимошенко А. Русские картинки. Концертные пьесы для баяна. Вып. 17. М., 1969

  24. Тихомиров Г. Пьесы для баяна. М., 1970

  25. Хрестоматия аккордеониста 1-2 кл. ДМШ.

  26. Хрестоматия аккордеониста 3-4 кл. ДМШ.

  27. Хрестоматия баяниста 3-4 кл. ДМШ. Пьесы

  28. Хрестоматия баяниста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 1. Сост. Ю. Акимов, В. Грачев. М., 1971

  29. Хрестоматия баяниста. 1-2 классы ДМШ. Сост. А. Крылусов. М., 1979

  30. Хрестоматия баяниста. 3-4 классы ДМШ. Сост. В. Грачев. М., 1979

  31. Хрестоматия баяниста. 3-5 классы ДМШ. Сост. В. Алехин, С. Павин, Г.Шашкин. М., 1976

  32. Хрестоматия педагогического репертуара для 1 кл. ДМШ. «Соловейко» ч.2.

  33. Хрестоматия педагогического репертуара для аккордеона 3-4 кл. ДМШ.

  34. Чайкин Н. Детский альбом для баяна. М., 1969

  35. Чайкин Н. Детский альбом. Пьесы для баяна. Вып.1-10.

  36. Шендерев Г. Пьесы и обработки для баяна. М., 1979

  37. Эстрадные пьесы для баяна и аккордеона. Вып.1,2,3.

  38. Этюды для аккордеона. Вып.1-50.

  39. Этюды для баяна. Вып. 2. Сост. В. Буравлев. М., 1970

  40. Этюды для баяна. Вып. 3. Сост. Л. Гаврилов, В. Грачев. М., 1971

  41. Этюды для баяна. Вып. 4. Сост. В. Гаврилов, Л. Гаврилов. М., 1973

  42. Этюды для баяна. Вып. 5. М., 1975

  43. Этюды для баяна. Вып. 8. Сост. М. Цыбулин. М., 1979



Список музыкально-педагогической литературы 1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1971

2. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного возраста. М., 1961

3. Баренбойм А. Л. Путь к музицированию. М., 1961

4. Бесфамильнов В., Семашко А. Воспитание баяниста. Киев, 1983

5. Власов В.П. Методика работы баяниста над полифоническими произведениями. М.,2004

6. Коган Г. У врат мастерства. М., 1961

7. Мирек А. Из истории аккордеона и баяна. М., 1967

8. Очерки по методике обучения игре на фортепиано вып№,2 М., « Музыка» 1965

9. Самойлов Д. Пятнадцать уроков игры на баяне. Подготовительный и первый класс ДМШ. М., 1997

10. Судариков А. Основы начального обучения игре на баяне, 1-2 части. Методическое пособие. М., 1982

11. Ризоль Ю. Принцип применения пятипальцевой аппликатуры на баяне. М., 1977

12. Липс Ф. Искусство игры на баяне. М., «Музыка» 1985

13. Шахов Г. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование на баяне. М., 1987


Список использованной литературы (нотные издания)


  1. Агафонов О., Лондонов П., Соловьев Ю. Самоучитель игры на баяне. М., 1987

  2. Акимов Ю. Школа игры на баяне. М., 1981

  3. Акимов Ю., Гвоздев П. Прогрессивная Школа игры на баяне. Ч.1. М., 1975

  4. Альбом начинающего баяниста. Вып. 23. Сост. М. Панин. М., 1981

  5. Альбом начинающего баяниста. Вып. 25. М., 1981

  6. Альбом начинающего баяниста, вып. 43. Сост. В. Бухвостов. М. 1991

  7. Баян 1-5 классы ДМШ (сборники из серии). Киев, 1971

  8. Баян. Подготовительная группа. 1-2 класс ДМШ (сборники из серии).

Сост. И. Алексеев, Н. Корецкий. М., 1997

  1. Бажилин Р. Самоучитель игры на баяне, аккордеоне. М., 2004

  1. Баянисту любителю, вып.19. Сост. В. Бухвостов. М., 1991

  2. Баканов В., Баканова С. Нотная папка баяниста и аккордеониста – М. 2008

  3. Баян 4класс ДМШ. Сост. А. Денисов – Киев.1980

  4. . Баян 5класс ДМШ. Сост. А. Денисов – Киев.1982

  5. Бойцова Г. Юный аккордеонист, часть 2. М., 2002

  6. Доренский А. Педагогический репертуар баяниста. Музыка для детей. 2-3 класс, вып.2

  7. Завальный В. Музыкальная мозаика. Альбом для детей и юношества. М., 2002

  8. Мирек А. Самоучитель игры на аккордеоне. М., 1987

  9. Народные песни и танцы в обработке для баяна, вып.16.

Сост. Ю. Зенков. М. 1983

  1. Нотный альбом баяниста, вып.3. Сост. А. Басурманов. М., 1981

  2. Нотный альбом баяниста, вып.3. Сост. А. Басурманов. М., 1988

  3. Педагогический репертуар баяниста. 3-5 классы ДМШ, вып. 6.

Сост. В. Алёхин, А. Чиняков. М., 1971

  1. Педагогический репертуар баяниста. 3-5 класс ДМШ, вып. 5.

Сост. Ф. Бушуев, А. Чиняков. М., 1975

  1. Педагогический репертуар баяниста. 1-2 класс ДМШ, вып.1.

Сост. И. Бойко. Ростов-на-Дону, 2000

  1. Педагогический репертуар баяниста. 3-5 класс ДМШ, вып.10.

Сост. В. Нестеров, А. Чиняков. М., 1981

  1. Педагогический репертуар баяниста. 3-5 классы ДМШ, вып. 6.

Сост. В. Алёхин, А. Чиняков. М., 1971

  1. Педагогический репертуар баяниста. 3-5 класс ДМШ, вып. 5.

Сост. Ф. Бушуев, А. Чиняков. М., 1975

  1. Репертуар начинающего баяниста, вып.3. Сост. А. Новиков. М., 1981

  2. Репертуар начинающего баяниста. Сост. А. Новиков. М., 1979

  3. Танцевальные ритмы для баяна, вып. 15. Сост. С. Павин. М., 1989

  4. Этюды (для баяна), вып.4. Сост. А. Гаврилов. М., 1973

  5. Хрестоматия баяниста для музыкальных школ. 1-2 класс, вып.1. Сост. Ю. Акимова, В. Грачева. М., 1971

  6. Хрестоматия. 1-2 классы ДМШ. Сост. А. Крылоусов. М., 199









43