МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области
Комитет образования, науки и молодежной политики Ульяновской области
МБОУ «Средняя школа №83»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей русского языка и литературы ________________ Руководитель Борисова И.А Протокол № 1 от «28» 08 2024 г | «Согласовано Заместитель директора по УВР _______________ Ильина С.Ю Протокол №1 от «29» 08 24 г | «Утверждаю» Директор МБОУ «Средняя школа №83 имени В.И Орлова» _______________ Тарасов А.Н Протокол №290-0 От «30» 08 2024 |
Рабочая программа
внеурочной деятельности по русскому языку
«Учимся работать с текстом. 5-9 классы»
Ульяновск, 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом. 5-9 классы» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки №1897 от 17.12.2010);
Рабочая программа составлена на основе:
- Авторской программы для общеобразовательных учреждений по внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» [Текст] / В. В. Васильева, Е. В. Ежова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 170-178.
- учебного плана работы школы на 2019-2020 учебный год;
- календарного учебного графика работы школы на 2019-2020 учебный год;
- положения о Рабочей программе школы.
Цель и задачи курса
Основная цель курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом» для 5-9 классов — создать условия для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности.
Соответственно, задачами данного курса являются:
формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий: поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование, а также критичное отношение к информации, оценка её достоверности, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;
формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству.
Место курса в учебном плане
Рабочая программа основного общего образования по курсу внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом» рассчитана на 170 часов (1 час в неделю в 5, 6, 7, 8, 9 классах).
Общая характеристика организации внеурочной деятельности
Форма реализации учебного курса-кружок.
В организации учебно-познавательной деятельности учащихся планируется коллективная, индивидуальная, групповая, работа в парах, работа с консультантом.
По характеру познавательной деятельности используются методы:
Формы работы на уроках:
- фронтальные;
- групповые;
- работа в парах;
- творческие задания;
- обучающие игры.
Используемые средства обучения:
- учебно-наглядные пособия;
- технические средства обучения;
- дидактические пособия.
Другие формы организации деятельности в рамках освоения курса:
Практикумы, семинары;
подготовка и проведение предметных недель;
участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, диспутах.
разработка и защита проектов.
Курс является безотметочным. Но в процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов учащихся используются различные методы и формы контроля:
устный опрос,
письменный опрос,
различные виды пересказа,
различные виды чтения,
практические работы по содержанию изучаемого материала,
тестовые задания,
творческие задания (сочинения, изложения),
комплексный анализ текста,
а также формы контроля, предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных достижений.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование
Изменений в авторскую программу внесено не было.
Используемая в тексте программы система условных обозначений
ГР — групповая работа,
Фр.р. - фронтальная работа
П - проект.
Планируемые результаты
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Результативность работы можно проследить по итогам выполнения проектных работ, участие в диспутах, конкурсах, олимпиадах, акциях, портфолио обучающихся.
Содержание курса «Учимся работать с текстом» обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами являются:
готовность целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме;
способность характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены;
познавательный интерес к различной информации;
читательский интерес.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения,
устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира,
строить алгоритм поиска необходимой информации,
определять логику решения практической и учебной задач;
умение моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Учитывая специфику курса «Учимся работать с текстом», предметные результаты его изучения являются достижениями всех без исключения учебных предметов на ступени основного общего образования.
Выпускник научится:
определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;
выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы;
составлять разные виды планов; объяснять порядок частей / микротем, содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т.д.;
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
определять назначение разных видов тестов;
ставить пред собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
различать темы и подтемы специального текста;
выделять не только главную, но и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
формировать на основе текста систему аргументов ( доводов) для обоснования определённой позиции;
понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
Выпускник научится:
структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления к другому;
интерпретировать текст:
сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
делать выводы из сформулированных посылок;
выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
Выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации.
Выпускник научится:
связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
находить доводы в защиту своей точки зрения;
откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность полученной информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
критически относиться к рекламной информации;
находить способы проверки противоречивой информации;
определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Содержание тем курса внеурочной деятельности
5 класс (34 ч.)
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» (16 ч.)
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи. Речь книжная и разговорная. Художественный стиль речи. Изобразительно-выразительные средства. Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль, текста, идея. Авторская позиция. Заголовок текста. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные виды представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари.
Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (9 ч.)
Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстрированный ряд (плакаты, презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации». (9 ч.)
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая и избыточная информация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.
6 класс (34 ч.)
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» (12 ч.)
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные виды представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари.
Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (14 ч.)
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на основании предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию.
Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстрированный ряд (плакаты, презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации». (8 ч.)
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая и избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.
7 класс (34 ч.)
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» (12 ч.)
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные виды представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет.
Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (14 ч.)
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приёмы сжатия текста. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста монологического высказывания. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из таблицы, схемы, диаграммы в связный текст. Составление тезисов с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Составление инструкции, алгоритма.
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию.
Выступление перед аудиторией сверстников с сообщениями, используя иллюстрированный ряд (плакаты, презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации». (8 ч.)
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая и избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к рекламной информации.
8 класс (34 ч.)
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» (8 ч.)
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Разные виды представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет.
Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (20 ч.)
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приёмы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учётом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст.
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Раздел «Работа с текстом: оценка информации». (6 ч.)
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к информации.
9 класс ( 34 ч.)
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» (8 ч.)
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр эссе. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.
Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (20 ч.)
Подробный и сжатый пересказ (письменный). Приёмы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учётом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст.
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Создание эссе на заданную тему.
Раздел «Работа с текстом: оценка информации». (6 ч.)
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Формулирование собственных аргументов с опорой на жизненный опыт. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации.
Тематическое планирование
5 класс
№ урока | Тема | Количество часов | Формы учебной деятельности |
Работа с текстом: поиск и понимание информации ( 16 часов) |
1 | Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. | 1 | Фр.р, ГР |
2 | Типы речи. Речь книжная и разговорная. | 1 | Работа с текстами |
3 | Художественный стиль речи. Изобразительно-выразительные средства. | 1 | ГР, анализ текстов |
4 | Текст, его основные признаки. | 1 | Анализ текстов, Фр.р |
5 | Тема текста, основная мысль, текста, идея. Авторская позиция. Заголовок текста. | 1 | ГР, практикум |
6 | Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. | 1 | практикум |
7 | Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. | 1 | Фр.р, практика |
8 | Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. | 1 | ГР, практика, анализ текстов |
9 | Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. | 1 | Анализ текстов |
10 | Упорядочивание информации по заданному основанию. | 1 | практика |
11 | Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение | 1 | Анализ текстов |
12 | Разные виды представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. | 1 | семинар |
13,14 | Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. | 2 | Фр. р, индивидуал. работа |
15 | Источники информации: справочники, словари. | 1 | лекция |
16 | Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. | 1 | практика |
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации ( 9ч.) |
17,18 | Подробный и сжатый пересказ. | 2 | практика |
19 | Вопросы по содержанию текста. | 1 | фр.р |
20 | Формулирование выводов, основанных на содержании текста. | 1 | фр.р, практика |
21 | Аргументы, подтверждающие вывод. | 1 | фр.р, практика |
22 | Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. | 1 | практика |
23 | Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. | 1 | практика |
24 | Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. | 1 | практика |
25 | Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстрированный ряд (плакаты, презентацию). | 1 | Защита Пр. |
Работа с текстом: оценка информации. (9 ч.) |
26,27 | Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте. | 2 | ГР |
28,29 | Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация | 2 | практика |
30,31 | Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая и избыточная информация. | 2 | Лекция, практика |
32 | Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. | | диспут |
33 | Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. | 1 | Фр.р. |
34 | Сопоставление различных точек зрения на информацию. | 1 | ГР |
6 класс
№ урока | Тема | Количество часов | Формы учебной деятельности |
Работа с текстом: поиск и понимание информации ( 12 часов) |
1 | Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. | 1 | Фр.р, ГР |
2 | Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. | 1 | ГР |
3 | Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста | 1 | ГР |
4 | Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации | 1 | Индивидуал. работа |
5 | Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция. | 1 | ГР |
6 | Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. | 1 | ГР, практика |
7 | Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. | 1 | практика |
8 | Понимание информации, представленной в неявном виде. | 1 | Фр.р |
9 | Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. | 1 | практика |
10 | Разные виды представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы, знака. | 1 | практика |
11 | Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. | 1 | Индивид. работа |
12 | Источники информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. | 1 | Лекция, практика |
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (14 ч.) |
13 | Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). | 1 | практика |
14 | Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. | 1 | Индивид. работа |
15 | Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. | 1 | ГР |
16 | Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. | 1 | ГР |
17 | Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. | 1 | Индивид. сообщения |
18 | Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. | | практика |
19 | Преобразование информации из таблицы в связный текст. | 1 | практика |
20 | Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. | 1 | практика |
21 | Составление схем с опорой на прочитанный текст. | 1 | практика |
22 | Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. | 1 | Индивид. задания |
23 | Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на основании предложенного набора действий, включающего избыточные шаги). | 1 | Фр.р, работа в парах |
24 | Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. | 1 | Индивид. задания |
25 | Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. | 1 | Самостоятельная работа |
26 | Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстрированный ряд (плакаты, презентацию). | 1 | мини-конференция |
Работа с текстом: оценка информации. (8 часов) |
27,28 | Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. | 1 | ГР, самостоятельная работа |
29 | Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. | 1 | Индивид. работа |
30 | Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая и избыточная информация. | 1 | ГР |
31 | Пути восполнения недостающей информации. | 1 | лекция |
32 | Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. | 1 | диспут |
33 | Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. | 1 | практика |
34 | Сопоставление различных точек зрения на информацию. | 1 | ГР |
7 класс
№ урока | Тема | Количество часов | Формы учебной деятельности |
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (12 часов) |
1 | Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. | 1 | |
2 | Типология текстов. | 1 | |
3 | Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. | 1 | |
4 | Жанр текста. | 1 | |
5 | Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. | 1 | |
6 | Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. | 1 | |
7 | Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. | 1 | |
8 | Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. | 1 | |
9 | Разные виды представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. | 1 | |
10 | Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. | 1 | |
11 | Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет. | 1 | |
12 | Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников. | 1 | |
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации (14 часов) |
13, 14 | Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). | 2 | |
15 | Приёмы сжатия текста. | 1 | |
16 | Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод | 1 | |
17 | Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. | 1 | |
18 | Составление на основании текста монологического высказывания. | 1 | |
19 | Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из таблицы, схемы, диаграммы в связный текст. | 1 | |
20 | Составление тезисов с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. | 1 | |
21 | Составление инструкции, алгоритма. | 1 | |
22,23 | Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. | 2 | |
24, 25 | Создание собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. | 2 | |
26 | Выступление перед аудиторией сверстников с сообщениями, используя иллюстрированный ряд (плакаты, презентацию). | 1 | |
Работа с текстом: оценка информации (8 часов) |
27 | Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. | 1 | |
28 | Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. | 1 | |
29 | Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая и избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. | 1 | |
30 | Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. | 1 | |
31 | Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. | 1 | |
32 | В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. | 1 | |
33 | Нахождение способов проверки противоречивой информации. | 1 | |
34 | Критическое отношение к рекламной информации. | 1 | |
8 класс
№ урока | Тема | Количество часов | Формы учебной деятельности |
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (8 часов) |
1 | Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. | 1 | |
2 | Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. | 1 | |
3 | Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. | 1 | |
4 | Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. | 1 | |
5 | Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. | 1 | |
6 | Разные виды представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. | 1 | 7 |
7 | Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет. | 1 | |
8 | Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников. | 1 | |
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации ( 20 часов) |
9, 10 | Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). | 2 | |
11, 12 | Приёмы сжатия текста. | 2 | |
13 | Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. | 1 | |
14 | Аргументы, подтверждающие вывод. | 1 | |
15 | Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую | 1 | |
16 | Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. | 1 | |
17, 18 | Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. | 2 | |
19, 20 | Композиция текста типа рассуждения. | 2 | |
21, 22 | Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учётом поставленной задачи. | 2 | |
23 | Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст. | 1 | |
24 | Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования. | 1 | |
25, 26 | Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). | 2 | |
27, 28 | Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. | 2 | |
Работа с текстом: оценка информации ( 6 часов) |
29 | Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. | 1 | |
30 | Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. | 1 | |
31 | Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. | 1 | |
32 | В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. | 1 | |
33 | Нахождение способов проверки противоречивой информации. | 1 | |
34 | Критическое отношение к информации. | 1 | |
9 класс
№ урока | Тема | Количество часов | Формы учебной деятельности |
Работа с текстом: поиск и понимание информации ( 8 часов) |
1 | Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. | 1 | Фр.р, ГР |
2 | Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. | 1 | ГР, практика |
3 | Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. | 1 | ГР |
4 | Жанр эссе | 1 | Лекция, практика |
5 | .Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. | 1 | ГР |
6 | Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. | 1 | практика |
7 | Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. | 1 | Фр. р |
8 | Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников. | 1 | Индивид. работа |
Работа с текстом: преобразование и интерпретация (20 ч.) |
9,10 | Подробный и сжатый пересказ (письменный). | 2 | изложение |
11,12 | Приёмы сжатия текста. | 2 | практика |
13,14, 15 | Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. | 3 | Лекция, ГР, практика |
16 | Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. | 1 | практика |
17 | Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. | 1 | ГР |
18 | Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. | 1 | Индивид. сообщения |
19 | Композиция текста типа рассуждения. | 1 | урок-исследование |
20 | Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учётом поставленной задачи. | 1 | практика |
21 | Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст. | 1 | практика |
22 | Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования. | 1 | Самост. работа |
23-24 | Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). | 2 | изложение |
25-26 | Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. | 2 | сочинение |
27-28 | Создание эссе на заданную тему. | 2 | эссе |
Работа с текстом: оценка информации (6 часов) |
29 | Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. | 1 | ГР |
30 | Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Формулирование собственных аргументов с опорой на жизненный опыт. | 1 | Индивид. сообщения |
31 | Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. | 1 | диспут |
32 | Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. | 1 | практика |
33 | Сопоставление различных точек зрения на информацию. | 1 | практика |
34 | В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. | 1 | практика |