СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Учимся работать с текстом" для 5 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Учимся работать с текстом" для 5 класса»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области

Комитет образования, науки и молодежной политики Ульяновской области

МБОУ «Средняя школа №83»




РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

учителей русского языка и литературы

________________

Руководитель Борисова И.А


Протокол № 1 от

«28» 08 2024 г

«Согласовано

Заместитель директора по УВР


_______________


Ильина С.Ю



Протокол №1 от

«29» 08 24 г

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Средняя школа №83 имени В.И Орлова»

_______________


Тарасов А.Н



Протокол №290-0

От «30» 08 2024




Рабочая программа

внеурочной деятельности по русскому языку

«Учимся работать с текстом. 5-9 классы»







Ульяновск, 2024



Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом. 5-9 классы» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки №1897 от 17.12.2010);

Рабочая программа составлена на основе:

- Авторской программы для общеобразовательных учреждений по внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» [Текст] / В. В. Васильева, Е. В. Ежова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.).  — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 170-178.

- учебного плана работы школы на 2019-2020 учебный год;

- календарного учебного графика работы школы на 2019-2020 учебный год;

- положения о Рабочей программе школы.



Цель и задачи курса

Основная цель курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом» для 5-9 классов — создать условия для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности.

Соответственно, задачами данного курса являются:

  • формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий: поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование, а также критичное отношение к информации, оценка её достоверности, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;

  • формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;

  • приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;

  • духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству.

Место курса в учебном плане

Рабочая программа основного общего образования по курсу внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом» рассчитана на 170 часов (1 час в неделю в 5, 6, 7, 8, 9 классах).

Общая характеристика организации внеурочной деятельности

Форма реализации учебного курса-кружок.

В организации учебно-познавательной деятельности учащихся планируется коллективная, индивидуальная, групповая, работа в парах, работа с консультантом.

По характеру познавательной деятельности используются методы:

  • - объяснительно-иллюстративный;

  • - проблемное изложение;

  • - частично-поисковый;

  • - исследовательский.

Формы работы на уроках:

  • - фронтальные;

  • - групповые;

  • - работа в парах;

  • - творческие задания;

  • - обучающие игры.

Используемые средства обучения:

  • - учебно-наглядные пособия;

  • - технические средства обучения;

  • - дидактические пособия.

Другие формы организации деятельности в рамках освоения курса:

  • Практикумы, семинары;

  • подготовка и проведение предметных недель;

  • участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, диспутах.

  • разработка и защита проектов.

Курс является безотметочным. Но в процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов учащихся используются различные методы и формы контроля:

  • устный опрос,

  • письменный опрос,

  • различные виды пересказа,

  • различные виды чтения,

  • практические работы по содержанию изучаемого материала,

  • тестовые задания,

  • творческие задания (сочинения, изложения),

  • комплексный анализ текста,

  • а также формы контроля, предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных достижений. 

Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование

Изменений в авторскую программу внесено не было.

Используемая в тексте программы система условных обозначений

ГР — групповая работа,

Фр.р. - фронтальная работа

П - проект.

Планируемые результаты

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.


Результативность работы можно проследить по итогам выполнения проектных работ, участие в диспутах, конкурсах, олимпиадах, акциях, портфолио обучающихся.

Содержание курса «Учимся работать с текстом» обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностными результатами являются:

  • готовность целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме;

  • способность характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены;

  • познавательный интерес к различной информации;

  • читательский интерес.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

  • способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения,

  • устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира,

  • строить алгоритм поиска необходимой информации,

  • определять логику решения практической и учебной задач;

  • умение моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Учитывая специфику курса «Учимся работать с текстом», предметные результаты его изучения являются достижениями всех без исключения учебных предметов на ступени основного общего образования.

Выпускник научится:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

  • определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;

  • выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы;

  • составлять разные виды планов; объяснять порядок частей / микротем, содержащихся в тексте;

  • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т.д.;

  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

  • определять назначение разных видов тестов;

  • ставить пред собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

  • различать темы и подтемы специального текста;

  • выделять не только главную, но и избыточную информацию;

  • прогнозировать последовательность изложения идей текста;

  • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

  • выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

  • формировать на основе текста систему аргументов ( доводов) для обоснования определённой позиции;

  • понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.

Выпускник научится:

  • структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;

  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления к другому;

  • интерпретировать текст:

  • сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

  • обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

  • делать выводы из сформулированных посылок;

  • выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Выпускник получит возможность научиться:

Выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации.

Выпускник научится:

  • откликаться на содержание текста:

  • связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

  • оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

  • находить доводы в защиту своей точки зрения;

  • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;

  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность полученной информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

  • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться:

  • критически относиться к рекламной информации;

  • находить способы проверки противоречивой информации;

  • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.



Содержание тем курса внеурочной деятельности

5 класс (34 ч.)

Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» (16 ч.)

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи. Речь книжная и разговорная. Художественный стиль речи. Изобразительно-выразительные средства. Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль, текста, идея. Авторская позиция. Заголовок текста. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные виды представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари.

Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.

Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (9 ч.)

Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстрированный ряд (плакаты, презентацию).

Раздел «Работа с текстом: оценка информации». (9 ч.)

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая и избыточная информация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.

6 класс (34 ч.)

Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» (12 ч.)

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные виды представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари.

Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.

Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (14 ч.)

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на основании предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию.

Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстрированный ряд (плакаты, презентацию).

Раздел «Работа с текстом: оценка информации». (8 ч.)

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая и избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.

7 класс (34 ч.)

Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» (12 ч.)

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные виды представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет.

Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.

Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (14 ч.)

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приёмы сжатия текста. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста монологического высказывания. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из таблицы, схемы, диаграммы в связный текст. Составление тезисов с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Составление инструкции, алгоритма.

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию.

Выступление перед аудиторией сверстников с сообщениями, используя иллюстрированный ряд (плакаты, презентацию).

Раздел «Работа с текстом: оценка информации». (8 ч.)

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая и избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к рекламной информации.

8 класс (34 ч.)

Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» (8 ч.)

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Разные виды представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет.

Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.

Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (20 ч.)

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приёмы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учётом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст.

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

Раздел «Работа с текстом: оценка информации». (6 ч.)

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к информации.

9 класс ( 34 ч.)

Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» (8 ч.)

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр эссе. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.

Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.

Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (20 ч.)

Подробный и сжатый пересказ (письменный). Приёмы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учётом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст.

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Создание эссе на заданную тему.

Раздел «Работа с текстом: оценка информации». (6 ч.)

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Формулирование собственных аргументов с опорой на жизненный опыт. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации.

Тематическое планирование

5 класс

№ урока

Тема

Количество часов

Формы учебной деятельности

Работа с текстом: поиск и понимание информации ( 16 часов)

1

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений.

1

Фр.р, ГР

2

Типы речи. Речь книжная и разговорная.

1

Работа с текстами

3

Художественный стиль речи. Изобразительно-выразительные средства.

1

ГР, анализ текстов

4

Текст, его основные признаки.

1

Анализ текстов, Фр.р

5

Тема текста, основная мысль, текста, идея. Авторская позиция. Заголовок текста.

1

ГР, практикум

6

Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде.

1

практикум

7

Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте.

1

Фр.р, практика

8

Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.

1

ГР, практика, анализ текстов

9

Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.

1

Анализ текстов

10

Упорядочивание информации по заданному основанию.

1

практика

11

Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение

1

Анализ текстов

12

Разные виды представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы.

1

семинар

13,14

Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения.

2

Фр. р, индивидуал. работа

15

Источники информации: справочники, словари.

1

лекция

16

Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.

1

практика

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации ( 9ч.)

17,18

Подробный и сжатый пересказ.

2

практика

19

Вопросы по содержанию текста.

1

фр.р

20

Формулирование выводов, основанных на содержании текста.

1

фр.р, практика

21

Аргументы, подтверждающие вывод.

1

фр.р, практика

22

Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу.

1

практика

23

Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу.

1

практика

24

Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

1

практика

25

Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстрированный ряд (плакаты, презентацию).

1

Защита Пр.

Работа с текстом: оценка информации. (9 ч.)

26,27

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте.

2

ГР

28,29

Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация

2

практика

30,31

Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая и избыточная информация.

2

Лекция, практика

32

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.


диспут

33

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения.

1

Фр.р.

34

Сопоставление различных точек зрения на информацию.

1

ГР

6 класс



№ урока

Тема

Количество часов

Формы учебной деятельности

Работа с текстом: поиск и понимание информации ( 12 часов)

1

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация.

1

Фр.р, ГР

2

Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста.

1

ГР

3

Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста

1

ГР

4

Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации

1

Индивидуал. работа

5

Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция.

1

ГР

6

Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте.

1

ГР, практика

7

Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план.

1

практика

8

Понимание информации, представленной в неявном виде.

1

Фр.р

9

Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение.

1

практика

10

Разные виды представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы, знака.

1

практика

11

Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения.

1

Индивид. работа

12

Источники информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.


1

Лекция, практика

Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (14 ч.)

13

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный).

1

практика

14

Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод.

1

Индивид. работа

15

Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую.

1

ГР

16

Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации.

1

ГР

17

Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос.

1

Индивид. сообщения

18

Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу.


практика

19

Преобразование информации из таблицы в связный текст.

1

практика

20

Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу.

1

практика

21

Составление схем с опорой на прочитанный текст.

1

практика

22

Формирование списка используемой литературы и других информационных источников.

1

Индивид. задания

23

Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на основании предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).

1

Фр.р, работа в парах

24

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

1

Индивид. задания

25

Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию.

1

Самостоятельная работа

26

Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстрированный ряд (плакаты, презентацию).

1

мини-конференция

Работа с текстом: оценка информации. (8 часов)

27,28

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

1

ГР, самостоятельная работа

29

Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация.

1

Индивид. работа

30

Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая и избыточная информация.

1

ГР

31

Пути восполнения недостающей информации.

1

лекция

32

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

1

диспут

33

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения.

1

практика

34

Сопоставление различных точек зрения на информацию.

1

ГР

7 класс


№ урока

Тема

Количество часов

Формы учебной деятельности

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (12 часов)

1

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений.

1


2

Типология текстов.

1


3

Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи.

1


4

Жанр текста.

1


5

Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея.

1


6

Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах.

1


7

Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.

1


8

Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение.

1


9

Разные виды представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы.

1


10

Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения.

1


11

Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет.

1


12

Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.

1


Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации (14 часов)

13, 14

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный).

2


15

Приёмы сжатия текста.

1


16

Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод

1


17

Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации.

1


18

Составление на основании текста монологического высказывания.

1


19

Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из таблицы, схемы, диаграммы в связный текст.

1


20

Составление тезисов с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников.

1


21

Составление инструкции, алгоритма.

1


22,23

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

2


24, 25

Создание собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию.


2


26

Выступление перед аудиторией сверстников с сообщениями, используя иллюстрированный ряд (плакаты, презентацию).


1


Работа с текстом: оценка информации (8 часов)

27

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

1


28

Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация.

1


29

Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая и избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации.

1


30

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.


1


31

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.

1


32

В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации.

1


33

Нахождение способов проверки противоречивой информации.

1


34

Критическое отношение к рекламной информации.


1



8 класс

№ урока

Тема

Количество часов

Формы учебной деятельности

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (8 часов)

1

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов.

1


2

Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство.

1


3

Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи.

1


4

Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея.

1


5

Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.

1


6

Разные виды представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы.

1

7

7

Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет.


1


8

Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.


1


Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации ( 20 часов)

9, 10

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный).

2


11, 12

Приёмы сжатия текста.

2


13

Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста.

1


14

Аргументы, подтверждающие вывод.

1


15

Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую

1


16

Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации.

1


17, 18

Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи.

2


19, 20

Композиция текста типа рассуждения.

2


21, 22

Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учётом поставленной задачи.

2


23

Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст.

1


24

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.

1


25, 26

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).

2


27, 28

Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

2


Работа с текстом: оценка информации ( 6 часов)

29

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация.

1


30

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.


1


31

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.

1


32

В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации.

1


33

Нахождение способов проверки противоречивой информации.

1


34

Критическое отношение к информации.

1


9 класс


№ урока

Тема

Количество часов

Формы учебной деятельности

Работа с текстом: поиск и понимание информации ( 8 часов)

1

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений.

1

Фр.р, ГР

2

Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство.

1

ГР, практика

3

Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи.

1

ГР

4

Жанр эссе

1

Лекция, практика

5

.Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея.

1

ГР

6

Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах.

1

практика

7

Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.

1

Фр. р

8

Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.

1

Индивид. работа

Работа с текстом: преобразование и интерпретация (20 ч.)

9,10

Подробный и сжатый пересказ (письменный).

2

изложение

11,12

Приёмы сжатия текста.

2

практика

13,14, 15

Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод.

3

Лекция, ГР, практика

16

Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую.

1

практика

17

Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации.

1

ГР

18

Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи.

1

Индивид. сообщения

19

Композиция текста типа рассуждения.

1

урок-исследование

20

Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учётом поставленной задачи.

1

практика

21

Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст.

1

практика

22

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.

1

Самост. работа

23-24

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).

2

изложение

25-26

Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

2

сочинение

27-28

Создание эссе на заданную тему.

2

эссе

Работа с текстом: оценка информации (6 часов)

29

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

1

ГР

30

Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Формулирование собственных аргументов с опорой на жизненный опыт.

1

Индивид. сообщения

31

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

1

диспут

32

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения.

1

практика

33

Сопоставление различных точек зрения на информацию.

1

практика

34

В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации.


1

практика