Русский родной язык
4 класс
Учимся составлять план текста Урок 1
Какие виды плана вам уже знакомы?
Цитатный, вопросный,
план – опорная схема, назывной.
Для чего нужен план текста?
План помогает пересказать содержание.
План кратко передаёт основное содержание текста. Его можно назвать самым кратким пересказом.
Какова главная мысль рассказа?
Ежик – дикое животное.
Он убежал в лес, к себе домой.
Запишите заголовок, который вам понравился.
Какова тема текста?
О еже и детях.
Как можно озаглавить рассказ?
1. Прочитайте рассказ.
- Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся. Попробуй-ка возьми его руками — везде иголки торчат. Закатали ежа в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка в блюдечке.
- А ёж лежит шариком и не шевелится. Вот он час лежал и ещё целый час. Потом вылез из колючек чёрный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет!
- Развернулся ёж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком свернулся.
- А потом ребята другим делом занялись, увлеклись, зазевались — ёжик и удрал к себе обратно в лес.
(По Е. Чарушину)
Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся. Попробуй-ка возьми его руками — везде иголки торчат. Закатали ежа в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка в блюдечке.
Прочитайте первый абзац.
План
Какую цитату можно выписать для цитатного плана?
Как его можно назвать с помощью вопроса?
Как вы назовете первый пункт плана, если будете составлять назывной план?
Как его можно назвать с помощью вопроса?
Вопросный план
Назывной план
Цитатный план
1. Находка
1. Как ежик оказался в доме?
1. Закатали ежа в шапку и домой принесли.
А ёж лежит шариком и не шевелится. Вот он час лежал и ещё целый час. Потом вылез из колючек чёрный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет!
Прочитайте второй абзац.
План
Какую цитату можно выписать для цитатного плана?
Как его можно назвать с помощью вопроса?
Как вы назовете первый пункт плана, если будете составлять назывной план?
Как его можно назвать с помощью вопроса?
Вопросный план
Назывной план
Цитатный план
2. Любопытство.
2. Как ежик вел себя в доме?
2. Чем это вкусным пахнет!
Развернулся ёж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком свернулся.
Прочитайте третий абзац.
План
Какую цитату можно выписать для цитатного плана?
Как его можно назвать с помощью вопроса?
Как вы назовете первый пункт плана, если будете составлять назывной план?
Как его можно назвать с помощью вопроса?
Вопросный план
Назывной план
Цитатный план
3. Вкусное
3. Что еж делал после еды?
угощение.
3. Поел и снова шариком свернулся.
А потом ребята другим делом занялись, увлеклись, зазевались — ёжик и удрал к себе обратно в лес.
Прочитайте третий абзац.
План
Какую цитату можно выписать для цитатного плана?
Как его можно назвать с помощью вопроса?
Как вы назовете первый пункт плана, если будете составлять назывной план?
Как его можно назвать с помощью вопроса?
Вопросный план
Назывной план
Цитатный план
4. Побег.
4. Куда исчез лесной гость?
4. Ежик и удрал к себе
обратно в лес.
Перескажите по любому плану рассказ Е. Чарушина.
Вопросный план
Назывной план
1. Как ёжик оказался в доме?
Цитатный план
1.Находка.
2.Как ёжик вёл себя в доме?
3. Что ёж делал после еды?
2.Любопытство.
1. Закатали ежа в шапку и домой принесли.
2.Чем это вкусным пахнет!
3.Вкусное угощение.
4. Куда исчез лесной гость?
3. Поел и снова шариком свернулся.
4. Побег.
4. Ежик и удрал к себе обратно в лес.
2. Прочитайте рассказ. Обратите внимание: в тексте не выделены смысловые части (текст не разделён на абзацы). Выделите их.
- Весна
- Мы в школе слушали музыку. Учительница поставила пластинку, а мы сели и стали слушать. Музыка была очень красивая, нежная такая. Потом, когда пластинка кончилась, учительница спросила, понравилась ли нам музыка и что она кому напомнила, на что она похожа. Одна девочка сказала, что это похоже на бал во дворце. Как будто танцуют принцы и принцессы, волшебники разные. Саша Крылов сказал, что музыка ему напомнила про море. Волны шумят, катятся... А я сказал, что меня от музыки как будто ветерком прохладным обдувает. И учительница сказала: «Молодец, Андрей, правильно понял. Эта музыка называется „Весна“. А весной начинают бежать ручейки, дует ветерок...» Но тут встала Кругликова и сказала: «Он потому про ветерок сказал, что у него сзади форточка открытая». И все стали смеяться. А я ведь правда ветерок от музыки чувствовал, а совсем не от форточки. Честное слово!
• О чём напомнила музыка ребятам? • Как надо слушать музыку, чтобы что-то почувствовать, что-нибудь представить?
Работа в парах
Составьте план текста и запишите его в тетрадь.
- Весна
- Мы в школе слушали музыку. Учительница поставила пластинку, а мы сели и стали слушать. Музыка была очень красивая, нежная такая. Потом, когда пластинка кончилась, учительница спросила, понравилась ли нам музыка и что она кому напомнила, на что она похожа.
- Одна девочка сказала, что это похоже на бал во дворце. Как будто танцуют принцы и принцессы, волшебники разные. Саша Крылов сказал, что музыка ему напомнила про море. Волны шумят, катятся... А я сказал, что меня от музыки как будто ветерком прохладным обдувает. И учительница сказала: «Молодец, Андрей, правильно понял. Эта музыка называется „Весна“. А весной начинают бежать ручейки, дует ветерок...»
- Но тут встала Кругликова и сказала: «Он потому про ветерок сказал, что у него сзади форточка открытая». И все стали смеяться.
- А я ведь правда ветерок от музыки чувствовал, а совсем не от форточки. Честное слово !
Весна
План
1
Слушание музыки
2
Обмен мнениями
Шутка Кругликовой
3
4
Обида Андрея
Какой перед вами вид плана?
Как может выглядеть вопросный и цитатные планы?
Самостоятельная работа Составьте вопросный, цитатный или назывной план к тексту.
- Белка и волк Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: – Пусти меня. Волк сказал: – Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете. Белка сказала: – Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: – Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем .
Белка и волк
Вопросный план
Назывной план
1. Куда упала белка?
1. Случай в лесу.
2. О чем спросил белку волк?
Цитатный план
2. Вопрос волка.
3. Почему белки веселы?
1. Белка прыгала с ветки на ветку и упала
3. Объяснение белки.
на сонного волка.
2. Скажи мне, отчего вы, белки, так веселы.
3. Тебе оттого скучно, что ты зол.
Домашнее задание
Разделить рассказ Г. Скребицкого «Пушок» на смысловые части и составить к нему план.