«Учитель года России - 2019»
Методический
семинар
Кувшинов Эдуард Александрович
учитель технологии и ИЗО
высшей квалификационной категории
п.Сосновское, Нижегородская область
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сосновская средняя школа № 1»
Кувшинов Эдуард Александрович
- Педагогический стаж - 29 лет
- Образование - высшее, ГГПИ им. М. Горького, 1989 год
- Специальность - учитель общетехнических дисциплин и труд
- Почетная грамота министерства образования и науки Нижегородской
Развитие творческих способностей учащихся через проектную деятельность
Победитель муниципального Победитель муниципального Победитель муниципального
и регионального этапов ВОШ 10 класс этапа ВОШ 7 класс этапа ВОШ 8 класс
В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, создаются условия для развития творческого потенциала каждого ребенка.
Актуальность
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях
При проектной деятельности у учащихся активно развиваются основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, анализировать идеи, исходя из реальных потребностей и материальных возможностей, уметь выбирать более технологичный способ изготовления
- Проблема Часто ученики не активны, практически не умеют фантазировать или боятся этого, хотя заложенного творческого потенциала достаточно в каждом ребенке.
Нужно помочь ученикам раскрыться, необходимо стимулировать мотивацию обучающихся к творчеству. Метод проектов помогает направить учащихся на активизацию познавательной деятельности, на формирование творческого мышления школьников и их самореализацию в трудовой деятельности.
- Результат
- Результат
- Результат
Развитие творческих способностей и учебной активности учащихся.
- Развитие творческих способностей и учебной активности учащихся.
- Развитие творческих способностей и учебной активности учащихся.
Ведущая педагогическая идея
Для развития творческих способностей необходимо формировать потребность в самореализации. Это возможно через развитие интереса учащихся к художественному творчеству. Потенциал для развития творческих и иных способностей изначально есть у каждого, хотя и различен. Творческий потенциал личности составляют ее способности, знания, умения, а также направленность характера.
Проектный метод способствует созданию у обучаемых положительной мотивации, поскольку вовлеченному в проект ученику постоянно интересно, так как интерес тесно связан с созидательной активностью, когда ученик делает для себя открытие: «Я могу это сделать сам!».
Цель: создать условия для развития творческих способностей учащихся через организацию проектной деятельности.
Задачи:
- - развитие творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач на уроках технологии и во внеурочной деятельности;
- - формирование у обучающихся активного использования знаний и умений полученных при изучении учебных предметов, кружковой деятельности и личного опыта;
- - совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
- - развитие творческих способностей учащихся через проектную деятельность.
Ожидаемые результаты ФГОС
Личностные результаты
■ формирование познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
■ формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию самообразованию;
■ развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
■ проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
■ развитие эстетического сознания и творческой деятельности эстетического характера;
Метапредметные результаты
■ алгоритмизированное планирование процесса познавательно -трудовой деятельности;
■ определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
■ комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
■ выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
■ оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
Предметные результаты
■ практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
■ формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно - математического цикла в процессе деятельности;
■ овладение методами учебно - исследовательской и проектной деятельности,
решения творческих задач, моделирования, конструирования;
■ овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения
сохранности продуктов труда, дизайнерського проектирования изделий;
- ■ сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Теоретическое обоснование
- Метод проектов – это комплексный, обобщающий процесс рационального сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяющий комбинировать и соединять формальные знания с практическим опытом.
- Этот метод не ставит перед собой задачи усвоения учащимися жестко заданного набора технологий, а способствует формированию и развитию у них общих способов организации проектной деятельности, основанных на знании свойств материалов, приемов и технологий их обработки, средств труда, конструктивных особенностей технологического оборудования.
- Способности - индивидуальные особенности личности, обеспечивающие ему успех в деятельности. Они не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам.
- Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности. В.Б.Теплов
- Согласно О.И. Нагель творчество = тв. способности + тв. активность
- Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности, а ней создаются.
Структура используемого мной метода проектов
Метод проектов
Система уроков
(проектный модуль)
Учебные занятия
Внеурочная
деятельность
Организуемый учебно-воспитательный процесс, ориентирован на использование метода проектов. Который помогает направить учащихся на активизацию познавательной деятельности, на формирование творческого мышления школьников и их самореализацию в трудовой деятельности.
Это создает условия для развития творческих способностей учащихся.
Этапы реализации
- Создание оптимальных условий для развития творческого мышления, формирования исследовательских умений и навыков – основ развития творческих способностей учащихся при использовании метода проектов .
Необходимо:
- Качественное использование ИКТ на уроках и в проектной деятельности;
- Личностно – ориентированный подход к ученикам с учётом способностей и возможностей в самореализации, психологических и эмоциональных особенностей каждого ученика;
- Совершенствование материально – технической базы и методического обеспечения школьной учебной мастерской для более качественного выполнения проектов учениками;
- Совершенствование своего профессионального мастерства и овладению ИКТ на более высоком уровне.
Этапы реализации опыта
- На отдельном уроке предоставить ученику возможность
- самому разработать или внести изменения в изделие,
- технологию и показать это другим. Обсудить варианты.
- Система уроков (проектный модуль).
- а. Предложить варианты тем проектов, но предоставить возможность выбрать свою тему проекта. Ученики собирают первичную информацию (до начала проектной деятельности).
- б. Помочь ученику выбрать проект (изделие) несколько более сложный (по знаниям, умениям, навыкам), чем он способен на данный момент.
- в. Поддерживать положительную мотивацию при выполнении проекта, корректировать деятельность учеников.
- г. Презентация деятельности на уроке, выставках, олимпиадах.
- Система внеклассной работы позволяет работать ученикам разного возраста (знаний, умений) вместе, это предоставляет возможность учится друг у друга, перенимать опыт, помогать друг- другу. В отличие от урока кружковая деятельность позволяет выбрать более индивидуальное направление развития творческих способностей.
- Единая система «урок – внеурочная работа». Урок плавно переходит во внеурочную деятельность, ученики применяют знания на практике, учатся новым направлениям по изготовлению изделий и их дизайну. А также готовятся к различным конкурсам.
7 класс
Занятие 1
Технологии исследовательской и опытнической деятельности. 16 часов
Запуск проекта.
Выработка первоначальных идей.
Занятие 2
Проработка лучшей идеи.
Технологическая документация.
Занятие 3
Подбор материалов.
Изготовление проектного изделия.
Занятие 4
Оформление документации.
Изготовление проектного изделия.
Занятие 5
Занятие 6
Оформление документации.
Изготовление проектного изделия.
Изготовление проектного изделия.
Сборка изделия.
Занятие 7
Расчет себестоимости.
Отделка изделия. Испытание изделий.
Занятие 8
Реклама проекта. Защита проекта.
Варианты тематического планирования
5 класс
Занятие 1
Технологии исследовательской и опытнической деятельности. 8 часов
Запуск проекта.
Выработка первоначальных идей.
Занятие 2
Занятие 3
Подбор материалов и заготовок.
Изготовление изделия.
Составление технологической карты.
Изготовление изделия по проекту.
Занятие 4
Изготовление изделия по проекту.
Самооценка и защита проекта.
Ученики 5 класса только начинают проектную деятельность, поэтому лучше использовать несколько небольших проектов. Длительные проекты для них сложны.
Ученики 7 класса более опытные в проектной деятельности. Они выбирают более сложные проектные изделия. А для разработки и изготовления таких изделий требуется больше времени.
Для интересных и длительных проектов, а так же учитывая индивидуальные особенности учащихся нужно дополнительно использовать внеурочную деятельность .
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Ногтев А. 11 класс победитель регионального этапа ВОШ в 2015 и 2016 г. Призер заключительного этапа ВОШ в 2016 г.
Алешенькин Д. 9кл.
Региональный этап ВОШ в 2015 г. – участник,2016 г. -победитель
2015-2016 г.
ВОШ: 1. Муниципальный этап, победители в 7, кл., 8 кл, 9 кл, 11 кл.
2. Региональный этап, 2 победителя : 9 кл. Алешенькин Дмитрий, 11 кл. Ногтев Андрей
3. Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии : призер Ногтев Андрей 11 класс .
Районный конкурс ученических исследовательских работ: участник.
Всероссийский интернет-конкурс учебных проектов в образовательной области «Технология» НИРО: участник (сертификат).
VI Всероссийский Ступинский фестиваль-конкурс народного прикладного творчества сельских школьников «Возвращение к истокам» - участник.
Международный творческий конкурс «Арткопилка», номинация: «Исследовательские и проектные работы» - лареуат 1 степени Коленков Михаил 9 класс.
Международный творческий конкурс «Росталант», номинация: «Исследовательские и научные работы, проекты – 1 место Алешенькин Дмитрий 9 класс.
Международный творческий конкурс «Арткопилка», номинация: «Исследовательские работы и проекты» - 1 место Ногтев Андрей 11 класс.
2016-2017
ВОШ: 1. Муниципальный этап,победители – 7, кл., 8 кл, 9 кл, 10 кл и два призера в 7 кл.
2. Региональный этап: призер - 10 кл. Алешенькин Дмитрий
Районный конкурс ученических исследовательских работ: призер.
Всероссийский интернет-конкурс учебных проектов в образовательной области «Технология» НИРО: 3 участника.
VII Всероссийский Ступинский фестиваль-конкурс народного прикладного творчества сельских школьников «Возвращение к истокам» - участник.
Областной конкурс декоративно-прикладного творчества «Творчество: традиции и современность», муниципальный этап – 2 призера
Областной конкурс технического творчества «Время, вперед!», муниципальный этап – 2 победителя и призер.
Областной конкурс проектно-исследовательских работ по декоративно-прикладному творчеству «От истоков до наших дней», муниципальный этап – победитель. Областной этап – грамота финалиста.
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
2017-2018 г.
ВОШ: 1. Муниципальный этап, победители в 7, кл., 8 кл, 9 кл, 11 кл., призер 8 класс.
2. Региональный этап, победитель: 11 кл. Алешенькин Дмитрий, призер 9 кл. Королев Алексей.
3. Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии : участник 11 кл. Алешенькин Дмитрий
Районный конкурс ученических исследовательских работ- призер.
Всероссийский интернет-конкурс учебных проектов в образовательной области «Технология» НИРО: 3 участника (сертификат).
VI l Всероссийский Ступинский фестиваль-конкурс народного прикладного творчества сельских школьников «Возвращение к истокам» - участник.
Областной конкурс проектно-исследовательских работ по декоративно-прикладному творчеству «От истоков до наших дней», муниципальный этап – 2 победителя.
Областной конкурс технического творчества «Время, вперед!», муниципальный этап – 2 победителя.
- За последние 3 года мои ученики также принимали участие:
- 1. в р айонном фестивалье декоративно-прикладного творчества «Город мастеров» 10 победителей и 8 участников;
- 2. в школьномконкурсе ученических исследовательских работ, где многие становятся победителями и призерами.
.
Алешенькин Д. (справа)
Региональный этап ВОШ в 2017 г . призер,
2018 г. победитель. Участник заключительного этапа ВОШ в 2018 г.
Королев А. (слева)
призер регионального этапа ВОШ в 2017 г. (9кл.) и 2018 г. (10 кл.). Призер районного конкурса ученических исследовательских работ 2017 г.
Школьный этап ВОШ по технологии
Год
пров.
2016 г.
Кол-во участников
2017 г.
Кол-во победителей
57
2018 г.
Кол-во призеров
7
56
8
6
69
14
10
15
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ В Санкт-Петербурге 2016 г. Ногтев Андрей 11 класс – призер
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности
РМО
Выступление
с докладом
в Липецке
Конкурсы
методических
материалов
Презентация
опыта
В
соц. сетях
Научно-
практическая
конференция
НИРО
Литература
- Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации". 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014)
- ФГОС ООО
- Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект, 2007
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.,1996
- Дьюи Дж. Школа и общество. М.: Госиздат, 1924.
- Методика трудового обучения с практикумом: учеб. Пособие для студентов. Пединститутов. / Под ред. Д.А. Тхоржевского. М.: Просвещение, 1987.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов, – М.: АРКТИ, 2003.
- Сасова И.А., ГуревичМ.И. Метод проектов в технологическом образовании школьников. – М.: «Вентана-Граф», 2003.
- Самородский П. С. Проектно-технологическая подготовка школьников: Научно-методическое издание. – М.: Вентана-Граф, 2005.
- Симоненко В.Д. Метод проектов инновационный метод обучения учащихся в образовательной области «Технология». Технологическое образование и предпринимательство. Брянск, 1997г.)
- Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. В2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1980.