СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Учитель года России - 2019». Методический семинар "Развитие творческих способностей учащихся через проектную деятельность"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

    При проектной  деятельности у учащихся активно развиваются  основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать,  анализировать идеи, исходя из реальных потребностей и материальных возможностей, уметь выбирать более технологичный способ изготовления.

Просмотр содержимого документа
««Учитель года России - 2019». Методический семинар "Развитие творческих способностей учащихся через проектную деятельность"»

 «Учитель года России - 2019»  Методический семинар  Кувшинов Эдуард Александрович учитель технологии и ИЗО  высшей квалификационной категории п.Сосновское, Нижегородская область Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Сосновская средняя школа № 1»

«Учитель года России - 2019»

Методический

семинар

Кувшинов Эдуард Александрович

учитель технологии и ИЗО

высшей квалификационной категории

п.Сосновское, Нижегородская область

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сосновская средняя школа № 1»

Кувшинов Эдуард Александрович Педагогический стаж - 29 лет Образование - высшее, ГГПИ им. М. Горького, 1989 год Специальность - учитель общетехнических дисциплин и труд Почетная грамота министерства образования и науки Нижегородской

Кувшинов Эдуард Александрович

  • Педагогический стаж - 29 лет
  • Образование - высшее, ГГПИ им. М. Горького, 1989 год
  • Специальность - учитель общетехнических дисциплин и труд
  • Почетная грамота министерства образования и науки Нижегородской
Развитие творческих способностей учащихся через проектную деятельность Победитель муниципального Победитель муниципального Победитель муниципального  и регионального этапов ВОШ 10 класс этапа ВОШ 7 класс этапа ВОШ 8 класс  В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, создаются условия для развития творческого потенциала каждого ребенка.

Развитие творческих способностей учащихся через проектную деятельность

Победитель муниципального Победитель муниципального Победитель муниципального

и регионального этапов ВОШ 10 класс этапа ВОШ 7 класс этапа ВОШ 8 класс

В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, создаются условия для развития творческого потенциала каждого ребенка.

Актуальность   Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях  При проектной деятельности у учащихся активно развиваются основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, анализировать идеи, исходя из реальных потребностей и материальных возможностей, уметь выбирать более технологичный способ изготовления

Актуальность

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях

При проектной деятельности у учащихся активно развиваются основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, анализировать идеи, исходя из реальных потребностей и материальных возможностей, уметь выбирать более технологичный способ изготовления

Проблема   Часто ученики не активны, практически не умеют фантазировать или боятся этого, хотя заложенного творческого потенциала достаточно в каждом ребенке.  Решение   Нужно помочь ученикам раскрыться, необходимо стимулировать мотивацию обучающихся к творчеству. Метод проектов помогает направить учащихся на активизацию познавательной деятельности, на формирование творческого мышления школьников и их самореализацию в трудовой деятельности. Результат Результат Результат Развитие творческих способностей и учебной активности учащихся. Развитие творческих способностей и учебной активности учащихся. Развитие творческих способностей и учебной активности учащихся.
  • Проблема Часто ученики не активны, практически не умеют фантазировать или боятся этого, хотя заложенного творческого потенциала достаточно в каждом ребенке.
  • Решение

Нужно помочь ученикам раскрыться, необходимо стимулировать мотивацию обучающихся к творчеству. Метод проектов помогает направить учащихся на активизацию познавательной деятельности, на формирование творческого мышления школьников и их самореализацию в трудовой деятельности.

  • Результат
  • Результат
  • Результат

Развитие творческих способностей и учебной активности учащихся.

  • Развитие творческих способностей и учебной активности учащихся.
  • Развитие творческих способностей и учебной активности учащихся.
Ведущая педагогическая идея   Для развития творческих способностей необходимо формировать потребность в самореализации. Это возможно через развитие интереса учащихся к художественному творчеству. Потенциал для развития творческих и иных способностей изначально есть у каждого, хотя и различен. Творческий потенциал личности составляют ее способности, знания, умения, а также направленность характера.    Проектный метод способствует созданию у обучаемых положительной мотивации, поскольку  вовлеченному в проект ученику постоянно интересно, так как интерес тесно связан с созидательной активностью, когда ученик делает для себя открытие: «Я могу это сделать сам!».

Ведущая педагогическая идея

Для развития творческих способностей необходимо формировать потребность в самореализации. Это возможно через развитие интереса учащихся к художественному творчеству. Потенциал для развития творческих и иных способностей изначально есть у каждого, хотя и различен. Творческий потенциал личности составляют ее способности, знания, умения, а также направленность характера.

Проектный метод способствует созданию у обучаемых положительной мотивации, поскольку вовлеченному в проект ученику постоянно интересно, так как интерес тесно связан с созидательной активностью, когда ученик делает для себя открытие: «Я могу это сделать сам!».

Цель:  создать условия для развития творческих способностей учащихся через организацию проектной деятельности.    Задачи: - развитие творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач на уроках технологии и во внеурочной деятельности; - формирование у обучающихся активного использования знаний и умений полученных при изучении учебных предметов, кружковой деятельности и личного опыта; - совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность; - развитие творческих способностей учащихся через проектную деятельность.

Цель: создать условия для развития творческих способностей учащихся через организацию проектной деятельности.

Задачи:

  • - развитие творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач на уроках технологии и во внеурочной деятельности;
  • - формирование у обучающихся активного использования знаний и умений полученных при изучении учебных предметов, кружковой деятельности и личного опыта;
  • - совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
  • - развитие творческих способностей учащихся через проектную деятельность.

Ожидаемые результаты ФГОС

Личностные результаты

■ формирование познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

■ формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию самообразованию;

■ развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

■ проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

■ развитие эстетического сознания и творческой деятельности эстетического характера;

Метапредметные результаты

■ алгоритмизированное планирование процесса познавательно -трудовой деятельности;

■ определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

■ комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

■ выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

■ оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

Предметные результаты

■ практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

■ формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно - математического цикла в процессе деятельности;

■ овладение методами учебно - исследовательской и проектной деятельности,

решения творческих задач, моделирования, конструирования;

■ овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения

сохранности продуктов труда, дизайнерського проектирования изделий;

  • ■ сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.

Теоретическое обоснование

  • Метод проектов – это комплексный, обобщающий процесс рационального сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяющий комбинировать и соединять формальные знания с практическим опытом.
  • Этот метод не ставит перед собой задачи усвоения учащимися жестко заданного набора технологий, а способствует формированию и развитию у них общих способов организации проектной деятельности, основанных на знании свойств материалов, приемов и технологий их обработки, средств труда, конструктивных особенностей технологического оборудования.
  • Способности - индивидуальные особенности личности, обеспечивающие ему успех в деятельности. Они не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам.
  • Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности. В.Б.Теплов
  • Согласно О.И. Нагель творчество = тв. способности + тв. активность

  • Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности, а ней создаются.
Структура используемого мной метода проектов Метод проектов Система уроков (проектный модуль) Учебные занятия Внеурочная деятельность Организуемый учебно-воспитательный процесс, ориентирован на использование метода проектов. Который помогает направить учащихся на активизацию познавательной деятельности, на формирование творческого мышления школьников и их самореализацию в трудовой деятельности.  Это создает условия для развития творческих способностей учащихся.

Структура используемого мной метода проектов

Метод проектов

Система уроков

(проектный модуль)

Учебные занятия

Внеурочная

деятельность

Организуемый учебно-воспитательный процесс, ориентирован на использование метода проектов. Который помогает направить учащихся на активизацию познавательной деятельности, на формирование творческого мышления школьников и их самореализацию в трудовой деятельности.

Это создает условия для развития творческих способностей учащихся.

Этапы реализации Создание оптимальных условий для развития творческого мышления, формирования исследовательских умений и навыков – основ развития творческих способностей учащихся при использовании метода проектов .   Необходимо: Качественное использование ИКТ на уроках и в проектной деятельности; Личностно – ориентированный подход к ученикам с учётом способностей и возможностей в самореализации, психологических и эмоциональных особенностей каждого ученика; Совершенствование материально – технической базы и методического обеспечения школьной учебной мастерской для более качественного выполнения проектов учениками; Совершенствование своего профессионального мастерства и овладению ИКТ на более высоком уровне.

Этапы реализации

  • Создание оптимальных условий для развития творческого мышления, формирования исследовательских умений и навыков – основ развития творческих способностей учащихся при использовании метода проектов .

Необходимо:

  • Качественное использование ИКТ на уроках и в проектной деятельности;
  • Личностно – ориентированный подход к ученикам с учётом способностей и возможностей в самореализации, психологических и эмоциональных особенностей каждого ученика;
  • Совершенствование материально – технической базы и методического обеспечения школьной учебной мастерской для более качественного выполнения проектов учениками;
  • Совершенствование своего профессионального мастерства и овладению ИКТ на более высоком уровне.

Этапы реализации опыта

  • На отдельном уроке предоставить ученику возможность
  • самому разработать или внести изменения в изделие,
  • технологию и показать это другим. Обсудить варианты.
  • Система уроков (проектный модуль).
  • а. Предложить варианты тем проектов, но предоставить возможность выбрать свою тему проекта. Ученики собирают первичную информацию (до начала проектной деятельности).
  • б. Помочь ученику выбрать проект (изделие) несколько более сложный (по знаниям, умениям, навыкам), чем он способен на данный момент.
  • в. Поддерживать положительную мотивацию при выполнении проекта, корректировать деятельность учеников.
  • г. Презентация деятельности на уроке, выставках, олимпиадах.
  • Система внеклассной работы позволяет работать ученикам разного возраста (знаний, умений) вместе, это предоставляет возможность учится друг у друга, перенимать опыт, помогать друг- другу. В отличие от урока кружковая деятельность позволяет выбрать более индивидуальное направление развития творческих способностей.
  • Единая система «урок – внеурочная работа». Урок плавно переходит во внеурочную деятельность, ученики применяют знания на практике, учатся новым направлениям по изготовлению изделий и их дизайну. А также готовятся к различным конкурсам.

7 класс

Занятие 1

Технологии исследовательской и опытнической деятельности. 16 часов

Запуск проекта.

Выработка первоначальных идей.

Занятие 2

Проработка лучшей идеи.

Технологическая документация.

Занятие 3

Подбор материалов.

Изготовление проектного изделия.

Занятие 4

Оформление документации.

Изготовление проектного изделия.

Занятие 5

Занятие 6

Оформление документации.

Изготовление проектного изделия.

Изготовление проектного изделия.

Сборка изделия.

Занятие 7

Расчет себестоимости.

Отделка изделия. Испытание изделий.

Занятие 8

Реклама проекта. Защита проекта.

Варианты тематического планирования

5 класс

Занятие 1

Технологии исследовательской и опытнической деятельности. 8 часов

Запуск проекта.

Выработка первоначальных идей.

Занятие 2

Занятие 3

Подбор материалов и заготовок.

Изготовление изделия.

Составление технологической карты.

Изготовление изделия по проекту.

Занятие 4

Изготовление изделия по проекту.

Самооценка и защита проекта.

Ученики 5 класса только начинают проектную деятельность, поэтому лучше использовать несколько небольших проектов. Длительные проекты для них сложны.

Ученики 7 класса более опытные в проектной деятельности. Они выбирают более сложные проектные изделия. А для разработки и изготовления таких изделий требуется больше времени.

Для интересных и длительных проектов, а так же учитывая индивидуальные особенности учащихся нужно дополнительно использовать внеурочную деятельность .

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Ногтев А. 11 класс победитель регионального этапа ВОШ в 2015 и 2016 г. Призер заключительного этапа ВОШ в 2016 г.

Алешенькин Д. 9кл.

Региональный этап ВОШ в 2015 г. – участник,2016 г. -победитель

2015-2016 г.

ВОШ: 1. Муниципальный этап, победители в 7, кл., 8 кл, 9 кл, 11 кл.

2. Региональный этап, 2 победителя : 9 кл. Алешенькин Дмитрий, 11 кл. Ногтев Андрей

3. Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии : призер Ногтев Андрей 11 класс .

Районный конкурс ученических исследовательских работ: участник.

Всероссийский интернет-конкурс учебных проектов в образовательной области «Технология» НИРО: участник (сертификат).

VI Всероссийский Ступинский фестиваль-конкурс народного прикладного творчества сельских школьников «Возвращение к истокам» - участник.

Международный творческий конкурс «Арткопилка», номинация: «Исследовательские и проектные работы» - лареуат 1 степени Коленков Михаил 9 класс.

Международный творческий конкурс «Росталант», номинация: «Исследовательские и научные работы, проекты – 1 место Алешенькин Дмитрий 9 класс.

Международный творческий конкурс «Арткопилка», номинация: «Исследовательские работы и проекты» - 1 место Ногтев Андрей 11 класс.

2016-2017

ВОШ: 1. Муниципальный этап,победители – 7, кл., 8 кл, 9 кл, 10 кл и два призера в 7 кл.

2. Региональный этап: призер - 10 кл. Алешенькин Дмитрий

Районный конкурс ученических исследовательских работ: призер.

Всероссийский интернет-конкурс учебных проектов в образовательной области «Технология» НИРО: 3 участника.

VII Всероссийский Ступинский фестиваль-конкурс народного прикладного творчества сельских школьников «Возвращение к истокам» - участник.

Областной конкурс декоративно-прикладного творчества «Творчество: традиции и современность», муниципальный этап – 2 призера

Областной конкурс технического творчества «Время, вперед!», муниципальный этап – 2 победителя и призер.

Областной конкурс проектно-исследовательских работ по декоративно-прикладному творчеству «От истоков до наших дней», муниципальный этап – победитель. Областной этап – грамота финалиста.

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

2017-2018 г.

ВОШ: 1. Муниципальный этап, победители в 7, кл., 8 кл, 9 кл, 11 кл., призер 8 класс.

2. Региональный этап, победитель: 11 кл. Алешенькин Дмитрий, призер 9 кл. Королев Алексей.

3. Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии : участник 11 кл. Алешенькин Дмитрий

Районный конкурс ученических исследовательских работ- призер.

Всероссийский интернет-конкурс учебных проектов в образовательной области «Технология» НИРО: 3 участника (сертификат).

VI l Всероссийский Ступинский фестиваль-конкурс народного прикладного творчества сельских школьников «Возвращение к истокам» - участник.

Областной конкурс проектно-исследовательских работ по декоративно-прикладному творчеству «От истоков до наших дней», муниципальный этап – 2 победителя.

Областной конкурс технического творчества «Время, вперед!», муниципальный этап – 2 победителя.

  • За последние 3 года мои ученики также принимали участие:
  • 1. в р айонном фестивалье декоративно-прикладного творчества «Город мастеров» 10 победителей и 8 участников;
  • 2. в школьномконкурсе ученических исследовательских работ, где многие становятся победителями и призерами.

.

Алешенькин Д. (справа)

Региональный этап ВОШ в 2017 г . призер,

2018 г. победитель. Участник заключительного этапа ВОШ в 2018 г.

Королев А. (слева)

призер регионального этапа ВОШ в 2017 г. (9кл.) и 2018 г. (10 кл.). Призер районного конкурса ученических исследовательских работ 2017 г.

Школьный этап ВОШ по технологии

Год

пров.

2016 г.

Кол-во участников

2017 г.

Кол-во победителей

57

2018 г.

Кол-во призеров

7

56

8

6

69

14

10

15

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ  В Санкт-Петербурге 2016 г.  Ногтев Андрей 11 класс – призер

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ В Санкт-Петербурге 2016 г. Ногтев Андрей 11 класс – призер

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности РМО Выступление с докладом в Липецке Конкурсы методических материалов Презентация  опыта В соц. сетях Научно- практическая конференция НИРО

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности

РМО

Выступление

с докладом

в Липецке

Конкурсы

методических

материалов

Презентация

опыта

В

соц. сетях

Научно-

практическая

конференция

НИРО

Литература

  • Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации". 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014)
  • ФГОС ООО
  • Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект, 2007
  • Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.,1996
  • Дьюи Дж. Школа и общество. М.: Госиздат, 1924.
  • Методика трудового обучения с практикумом: учеб. Пособие для студентов. Пединститутов. / Под ред. Д.А. Тхоржевского. М.: Просвещение, 1987.
  • Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов, – М.: АРКТИ, 2003.
  • Сасова И.А., ГуревичМ.И. Метод проектов в технологическом образовании школьников. – М.: «Вентана-Граф», 2003.
  • Самородский П. С. Проектно-технологическая подготовка школьников: Научно-методическое издание. – М.: Вентана-Граф, 2005.
  • Симоненко В.Д. Метод проектов инновационный метод обучения учащихся в образовательной области «Технология». Технологическое образование и предпринимательство. Брянск, 1997г.)
  • Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982.
  • Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. В2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1980.