Тема урока: Решение задач по «Удивительное электричество»
Цель урока:
- образовательная: повторить и обобщить знания по данной теме, показать применение знаний на практике.(закрепить полученные знания путем решения задач)
- развивающие: способствовать развитию интеллектуальных умений через решение физических задач и проведение экспериментов, требующих логического мышления; развивать активность и самостоятельность, пробудить у учащихся стремление к творчеству.
- воспитательные: прививать любовь к предмету, воспитывать культуру труда, способствовать воспитанию соблюдения техники безопасности
Задачи:
Развивать навык работы с электрическими цепями.
Развивать навык экспериментальной работы по оговоренному плану.
Развивать навыки решения расчётных и экспериментальных задач на законы последовательного соединения проводников, параллельного соединения проводников, закона Ома для участка цепи.
Развивать умение применять полученные знания в ситуации затруднения и для объяснения окружающих физических явлений.
Развивать навыки работы в группе, в паре
Формировать волевые качества личности: терпеливость, аккуратность, доведение работы до конца.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.
Применяемые технологии: технология деятельностного обучения, проектная технология.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, ИКТ, парная, групповая.
Методы обучения: проблемный, экспериментальный.
Методы контроля: устный, письменный, тесты.
Целевые установки на достижение результатов:
Метапредметные: овладеть регулятивными универсальными действиями при решении задач на закон Ома для участка цепи, соединение проводников, развивать монологическую и диалогическую речь, применять теоретические знания при решении задач, предвидеть и оценивать результаты вычислений, представлять информацию в словесной и символьной формах, работать в парах.
Личностные: осознать необходимость самостоятельного приобретения знаний о законе Ома и его практическую значимость, сформировать познавательный интерес, развивать творческие способности и практические умения при решении задач на закон Ома, соединение проводников, уважительное отношение к деятелям науки и техники, друг к другу ,к учителю.
Общепредметные: применять знания о силе тока, напряжении, сопротивлении при решении задач на закон Ома, обнаруживать зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением, анализировать формулы, объяснять полученные результаты, делать выводы, кратко и четко отвечать на вопросы.
Частные предметные: овладеть расчетным способом для нахождения силы тока, напряжения, сопротивления на основе закона Ома, пони мать смысл закона Ома и применять его на практике.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД:
1.Осуществлять выделение существенных признаков и синтезировать их при изучении объекта; работать с текстом и знаково-символической информацией. Самостоятельно собирать электрические цепи, рисовать схемы к ним. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
2. Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.
3.Структурирование знаний; овладение навыками проектной деятельности.
4. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
5.Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
6. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
1.Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Умение оценивать полученную информацию и выражать своё мнение; кратко излагать результаты своей деятельности; применять полученные знания в жизни для обеспечения безопасности и здоровья.
Регулятивные УУД:
1. Планирование, определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
2. Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.
3. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
4. Коррекция - внесение необходимых дополнений в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
5. Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
6. Волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Оборудование: карточки с физическими величинами, оборудование гиа- лаборатория, интерактивная доска, карточки с заданиями, лист самооценки, лист самопроверки.
ХОД УРОКА
1.Мотивация к учебной деятельности.
-Здравствуйте ! Присаживайтесь!
-Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу. Что вы чувствуете? Какое настроение в начале урока у тебя Настя? Изобразите свое настроение в в начале урока в виде смайлика на листе самооценки в вернем левом углу.
2. Определение темы урока. Целеполагание. Самоопределение к деятельности.
Сегодня вспомним все о токах –
Заряженных частиц потоках.
И про источники, про схемы,
И нагревания проблемы,
Приборы и цепей законы,
Кулоны, Вольты, Ватты, Омы.
Решим, расскажем, соберем,
Мы с пользой время проведем!
Ребята, сформулируйте , пожалуйста тему урока. (формулируют)
-Я предлагаю записать название темы «Удивительное электричество»
Откройте тетради, запишите число ,тему урока .
- Какова цель нашего урока?( повторить и обобщить знания по данной теме, показать применение знаний на практике)
-Сформулируйте задачи урока.( законы последовательного соединения проводников, параллельного соединения проводников, закона Ома для участка цепи)
Я мыслю, следовательно, я существую.
Декарт (Французский философ и математик, 1596-1650 гг.)
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
(Русская пословица)
Эти высказывания будут эпиграфами к нашему уроку.
Учитель: Ребята, сегодня нам с Вами предстоит интересное путешествие по знакомой, необычной стране под названием «Удивительное электричество». Слайд
Вы видите маршрут, по которому нам предстоит пройти. И у каждого из вас на столе лежит карта маршрута. Вы побываете в нескольких городах этой удивительной страны, их название вы видите на карте. Путешествуя по городам ,вы будете зарабатывать баллы и записывать их в свой маршрутный лист. Возьмите лист, напишите Ф И.
Слайд
Вот наши города: г. Законоград, г. Электрическая цепь, г. Карантин, г. Решения зада, г. Электрические явления,. Но попасть в эти города не так просто. У ворот каждого города нужно выполнить задание. Отомкнуть ворота страны можно только чудо - ключом. Ответив на вопросы ,ключ откроет ворота страны.
А сейчас мы проверим , на сколько вы готовы к путешествию по этой удивительной стране.
Вам необходимо выполнить тест. Записать пропущенные слова в столбик.
Не волнуйтесь, вы эти сведения все знаете, со всеми вопросами знакомы, ничего трудного тест не содержит, думаю, все правильно его выполните.
Вопросы теста:
Электрическим током называют …движение… частиц.
Сила тока обозначается буквой…
Единицей измерения силы тока является….
Прибор для измерения силы тока - это
Единицей измерения напряжения является….
Как называется прибор для измерения напряжения?
Амперметр включается в цепь…., а вольтметр…
Единица электрического сопротивления носит имя немецкого ученого Георга Симона …
Запишите буквенное обозначение электрического сопротивления
Запишите формулу закона Ома.
Учитель:Поменяйтесь тетрадями и внимание на доску, проверяем. Слайд
Каждый правильный ответ один балл. Верните тетради. Посмотрите, сколько баллов вы набрали.
Если 8 и больше балла – ты полностью готов к уроку,
от 6 до 8 баллов – к уроку готов, но некоторые вопросы надо освежить в памяти,
5 и меньше – сегодня не ваш день, класс ушел вперед, надо нагонять.
Поднимите руки, кто набрал 5 и больше баллов? Большинство у нас готовы путешествовать.
На вопросы все ответили верно, молодцы. Ворота страны распахнулись перед нами настежь. Мы у ворот г. Законоград.
Слайд 3
Необходимо вспомнить законы физики, формулы, чтобы стать гостями этого города .Приготовьте свои карточки.(учащиеся показывают карточки с формулами).
Собрать формулу:
- выражения силы тока через электрический заряд и время.
- выражения напряжения через работу и электрический заряд
-по которой можно рассчитать сопротивление проводников
-выражающую закона Ома для участка цепи.
- характеризующиеся последовательное соединение проводников
-характеризующиеся параллельное соединение проводников соединение проводников
Слайд 4 ( выходят все формулы)
-Заполните маршрутные листы. Каждая формула 1 балл.
Всего 10 баллов
Город «Электрическая цепь».
Продолжаем путешествовать. И мы у ворот города «Электрическая цепь». У этого города много древних улиц, по которым нам с вами нужно пройти.
Улица «Найди ошибку» Слайд
Вашему вниманию представлены электрические цепи. При сборе я допустила ошибки, найдите их, исправьте.
Такое соединение называется параллельным , при котором сила тока в неразветвленной части равна сумме токов
. Поэтому равенство выполняться не будет.
Согласно законам последовательного соединения проводников: сила тока во всех проводниках одинакова.
Согласно законам параллельного соединения проводников: Напряжение на участках цепи АВ и на концах всех параллельно соединённых проводников одно и то же:
Не забывайте заполнять свои маршрутные листы. Мы повернули направо и оказались на улице……
Улица «Реши устно»
I=4/2=2A сила тока в неразветвленной части равна сумме токов I2=2-1=1A
I=I1=I2=1A U1=I1R1=1*2=2B
R2=U2/I2=4/1=4Oм
Если
, то общее сопротивление равно:
(2+4)/2=3 Ом
Для двух параллельно соединённых резисторов их общее сопротивление равно:
.
R=3*6/(3+6)=2 Ом
R1=20/2=10 Ом R2=30/1.5=20Ом
Не забываем заполнять маршрутные листы.
Продолжаем наше путешествие.И мы на улице
Улица «Электриков»
Сейчас мы с вами поработаем электриками. Вы должны собрать цепь, которую видите на экране, и начертить схему этой цепи. Чтобы начертить схему вы должны знать условные обозначения на схемах.
-Чертим схему (мак 3 б) схема на слайде появляется. Проверям(не правильно присоединен вольтметр-1б., включен амперметр – 1б.)
Прежде чем приступить к сборке цепи, давайте вспомним Технику безопасности при работе с электрическими приборами.
Ученик. Во время работы должен:
1. Быть внимательным, дисциплинированным, осторожным, точно выполнять указания учителя.
2. Перед включением тока пригласить учителя.
3. Не допускать « зашкаливания» приборов.
4. Включать установку лишь для производства измерений, наблюдений, а после этого отключить её.
5. Избегать перекрещивания проводов.
6. Для включения и выключения тока в цепи использовать выключатели и только ими прерывать ток.
Работа в парах. (Макс балл 5)
-Собираем электрическую цепь по схеме. У всех получилось собрать цепь, есть вопросы по сборке? У кого возникли трудности?
-Как рассчитайте сопротивление цепи?
Снимаем показания :амперметра, который показывает силу тока в лампе и вольтметра, который показывает напряжение на зажимах лампы.
Определите цену деления амперметра, вольтметра.
Ответ: R =
Понравилась вам путешествовать по улицам города «Электриков»?
Продолжаем путешествие и мы у ворот года…
Город «Электрические явления».
А вот экскурсию по улицам этого замечательного города проведет наш экскурсовод Малинин Андрей. А вы послушайте.
Презентация « Электрические явления»
Физкультминутка
Давайте отдохнем. Встаньте. Представьте, что вы элементы электрической цепи, а Надя и Катя – её потребители. Изобразите электрическую цепь, когда потребители включены последовательно….. параллельно …..
-Расходимся по группам, не забываем свои тетради и маршрутные листы, лист самооценки
И так мы с вами в городе «Люблю задачи я»
Город « Люблю задачи я»(15 мин)
У физиков существует такое мнение, если умеешь решать задачи по физике, значит знаешь физику. Проверим это!
Самостоятельная работа в группах.
1 группа(низкий уровень) Белова Н.,Сафранкова К.,Малинин А.
2 группа (средний уровень) Горынина М.. Цапкина Н.,Макаров А..
3 группа (высокий уровень) Ефремов Никита.,Суйэндык Арсен, Нестерова С.
Задачи для 1 группы:
Каково напряжение на участке электрической цепи сопротивлением 40 Ом при силе при силе тока 0,1 А?
Через нить электрической лампочки за 2с проходит заряд 0,4 Кл. Какова сила тока в лампочке?
Определите напряжение на участке цепи, если при прохождении по нему заряда 15 Кл током была совершена работа 6 кДж.
Задачи для 2 группы:
1.При напряжении 1,2 кВ сила тока в цепи одной из секций телевизора 50мА. Чему равно сопротивление цепи этой секции?
2. Определите показания амперметра и общее сопротивление в электрической цепи, если R1 = 5 Ом, R2 = 3 Ом.
3. Рассчитайте сопротивление медного провода длинной 2 м и площадью поперечного сечения 0,5 мм^2.(удельное сопротивление меди 0,017(Ом*мм2)/м
Задачи для 3 группы:
Определите сопротивление, используя график зависимости силы тока от напряжения на концах резистора. | |
2 .Определите общее сопротивление цепи (рис.), если R1 = 8 Ом, R2 = 3 Ом, R3 = 7 Ом, R4 = 10 Ом, R5= 5 Ом.
Рассчитайте силу тока, проходящего по медному проводу длиной 100м и площадью поперечного сечения 0,5мм^2 при напряжении 6,8 В.
(удельное сопротивление меди 0,017(Ом*мм2)
Раздать листы самопроверки макс 6 баллов. 1 задача- 1балл, 2 задача -2 балла, 3 задача – 3балла).Оцените свой вклад в работу группы.Поставье баллы в маршрутные листы.
А сейчас мы с вами стоим у ворот города карантин. Перед вами текст. Ваша задача прочитать его внимательно и найти ответы на вопросы, которые вы видите на зеленой карточки. Работайте.
Город «Карантин» (если останется время)
Работа в группах. Работают в группах. Отвечают на вопросы. У каждой группы свои вопросы.
Готовы. Читаем вопрос и ответ.
1.Какая сила тока является безопасной для человека?
(до 1 мА)
2.Какая сила тока приводит к серьёзным повреждениям
организма? (100 мА).
3.Какое напряжение безопасно в сыром помещении (12В),
в сухом (36В)?
4.Чему равно напряжение в сети (220В)?
5.Сопротивление человека (
15 кОм)?
6.Какие ткани организма наиболее электропроводимы
(сыворотка крови, кровь, мышцы, спинномозговая
жидкость)?
7.Перечислите действия, необходимые при поражении
электрическим током:
Освободить пострадавшего (с помощью палки, доски, верёвки, детали одежды) от дальнейшего воздействия электрического тока. Нельзя пользоваться металлическими или мокрыми предметами. Нельзя пользоваться неизолированными руками.
Пострадавшему дать полный покой, освободить от тесной одежды;
Дать понюхать нашатырный спирт, растереть и согреть тело:
Если пострадавший не подаёт признаков жизни, применить приёмы искусственного дыхания и массаж сердца;
В повседневной жизни обязательно вызвать врача.
И завершаем свое путешествие в городе занимательный. Вам было предложена домашнее задание : найти забавные истории по теме
« Электричество»( Ну а сейчас, у нас осталось несколько минут и я хочу пригласить вас в город занимательный и познакомить вас с забавными историями про теме « Электричество».
Город «Занимательный».
Слайд
Забавные истории.
1.Ванна Нерона.
В архивах сохранить записи, свидетельствующие о том, что грозного римского императора Нерона, страдавшего ревматизмом придворные врачи лечили электрованнами. Для этого в небольшую деревенскую кадку с водой помещали рыб, способных испускать электрические заряды. Находясь в такой ванне, император в течение предписанного врачами времени подвергался действию электрических зарядов и полей. Лечение проходило успешно.
2. Электрическая нянька.
В прошлом веке в Швейцарии была изобретена «Электрическая нянька». Под простынку в кроватке малыша изобретатель предложил подкладывать две тонкие мягкие сетки, изолированные друг от друга сухой прокладкой и соединенные с низковольтным источником тока и звонком. Как только прокладка намокла, она становилась проводником электрического тока, электрическая цепь замыкалась и начинал звенеть звонок, извещая мать о том, что нужно сменить пелёнки.
Ну вот и закончилось наше путешествие, каждый из вас внёс достойную лепту. Думаю, что сегодняшний урок отразил, что значит физика для каждого из нас.
Рефлексия учебной деятельности
Ребята, у каждого из вас есть лист самооценки, оцените свою работу на уроке и свое настроение в конце урока с помощью смайлика в нижнем правом углу.
Лист самооценки
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным |
Сдайте, пожалуйста, лист самооценки и маршрутный лист.
Сосчитайте заработанные баллы в течении урока и если у вас
--- то за работу на уроке 5
--- то за работу на уроке 4
--- то за работу на уроке 3
Если меньше то 2
Запишите домашнее задание.
Номера из сборника 1058,1087,1091,1119,1132.
XI. Итог урока.
Сегодня мы хорошо поработали: повторили основной материал по теме «Электричество». Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудил у вас жажду новых познаний, ведь «великий океан истины» по-прежнему расстилается перед вами не исследованным до конца.
По словам русского поэта XIX века Якова Петровича Полонского,
Царство науки не знает предела –
Всюду следы её вечных побед,
Разума слова и дело
Силу и свет.
Эти слова по праву можно отнести к замечательной науке – электродинамике, подарившей нам столько открытий, осветившей нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько ещё непознанного вокруг! Какое поле деятельности для ума, умелых рук и любознательной натуры! Так что вперёд!