СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Удивительное электричество"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме "Электрические явления"

Просмотр содержимого документа
«"Удивительное электричество"»

Тема урока: Решение задач по «Удивительное электричество»

Цель урока:

- образовательная: повторить и обобщить знания по данной теме, показать применение знаний на практике.(закрепить полученные знания путем решения задач)

- развивающие: способствовать развитию интеллектуальных умений через решение физических задач и проведение экспериментов, требующих логического мышления; развивать активность и самостоятельность, пробудить у учащихся стремление к творчеству.

- воспитательные: прививать любовь к предмету, воспитывать культуру труда, способствовать воспитанию соблюдения техники безопасности

Задачи:

  1. Развивать навык работы с электрическими цепями.

  2. Развивать навык экспериментальной работы по оговоренному плану.

  3. Развивать навыки решения расчётных и экспериментальных задач на законы последовательного соединения проводников, параллельного соединения проводников, закона Ома для участка цепи.

  4. Развивать умение применять полученные знания в ситуации затруднения и для объяснения окружающих физических явлений.

  5. Развивать навыки работы в группе, в паре

  6. Формировать волевые качества личности: терпеливость, аккуратность, доведение работы до конца.



Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.

Применяемые технологии: технология деятельностного обучения, проектная технология.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, ИКТ, парная, групповая.

Методы обучения: проблемный, экспериментальный.

Методы контроля: устный, письменный, тесты.





Целевые установки на достижение результатов:

Метапредметные: овладеть регулятивными универсальными действиями при решении задач на закон Ома для участка цепи, соединение проводников, развивать монологическую и диалогическую речь, применять теоретические знания при решении задач, предвидеть и оценивать результаты вычислений, представлять информацию в словесной и символьной формах, работать в парах.

Личностные: осознать необходимость самостоятельного приобретения знаний о законе Ома и его практическую значимость, сформировать познавательный интерес, развивать творческие способности и практические умения при решении задач на закон Ома, соединение проводников, уважительное отношение к деятелям науки и техники, друг к другу ,к учителю.

Общепредметные: применять знания о силе тока, напряжении, сопротивлении при решении задач на закон Ома, обнаруживать зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением, анализировать формулы, объяснять полученные результаты, делать выводы, кратко и четко отвечать на вопросы.

Частные предметные: овладеть расчетным способом для нахождения силы тока, напряжения, сопротивления на основе закона Ома, пони мать смысл закона Ома и применять его на практике.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД:

1.Осуществлять выделение существенных признаков и синтезировать их при изучении объекта; работать с текстом и знаково-символической информацией. Самостоятельно собирать электрические цепи, рисовать схемы к ним. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

2. Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.
3.Структурирование знаний; овладение навыками проектной деятельности.

4. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

5.Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

6. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

1.Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Умение оценивать полученную информацию и выражать своё мнение; кратко излагать результаты своей деятельности; применять полученные знания в жизни для обеспечения безопасности и здоровья.

Регулятивные УУД:

1. Планирование, определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

2. Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

3. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

4. Коррекция - внесение необходимых дополнений в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

5. Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

6. Волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Оборудование: карточки с физическими величинами, оборудование гиа- лаборатория, интерактивная доска, карточки с заданиями, лист самооценки, лист самопроверки.





ХОД УРОКА

1.Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте ! Присаживайтесь!

-Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу. Что вы чувствуете? Какое настроение в начале урока у тебя Настя? Изобразите свое настроение в в начале урока в виде смайлика на листе самооценки в вернем левом углу.

2. Определение темы урока. Целеполагание. Самоопределение к деятельности.

Сегодня вспомним все о токах –
Заряженных частиц потоках.
И про источники, про схемы,
И нагревания проблемы,
Приборы и цепей законы,
Кулоны, Вольты, Ватты, Омы.
Решим, расскажем, соберем,
Мы с пользой время проведем!

Ребята, сформулируйте , пожалуйста тему урока. (формулируют)

-Я предлагаю записать название темы «Удивительное электричество»

Откройте тетради, запишите число ,тему урока .

- Какова цель нашего урока?( повторить и обобщить знания по данной теме, показать применение знаний на практике)

-Сформулируйте задачи урока.( законы последовательного соединения проводников, параллельного соединения проводников, закона Ома для участка цепи)

Я мыслю, следовательно, я существую.
Декарт (Французский философ и математик, 1596-1650 гг.)

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
(Русская пословица)

Эти высказывания будут эпиграфами к нашему уроку.

Учитель: Ребята, сегодня нам с Вами предстоит интересное путешествие по знакомой, необычной стране под названием «Удивительное электричество». Слайд

Вы видите маршрут, по которому нам предстоит пройти. И у каждого из вас на столе лежит карта маршрута. Вы побываете в нескольких городах этой удивительной страны, их название вы видите на карте. Путешествуя по городам ,вы будете зарабатывать баллы и записывать их в свой маршрутный лист. Возьмите лист, напишите Ф И.

Слайд

Вот наши города: г. Законоград, г. Электрическая цепь, г. Карантин, г. Решения зада, г. Электрические явления,. Но попасть в эти города не так просто. У ворот каждого города нужно выполнить задание. Отомкнуть ворота страны можно только чудо - ключом. Ответив на вопросы ,ключ откроет ворота страны.

А сейчас мы проверим , на сколько вы готовы к путешествию по этой удивительной стране.

Вам необходимо выполнить тест. Записать пропущенные слова в столбик.

Не волнуйтесь, вы эти сведения все знаете, со всеми вопросами знакомы, ничего трудного тест не содержит, думаю, все правильно его выполните.

Вопросы теста:

Электрическим током называют …движение… частиц.

Сила тока обозначается буквой…

Единицей измерения силы тока является….

Прибор для измерения силы тока - это

Единицей измерения напряжения является….

Как называется прибор для измерения напряжения?

Амперметр включается в цепь…., а вольтметр…

Единица электрического сопротивления носит имя немецкого ученого Георга Симона …

Запишите буквенное обозначение электрического сопротивления

Запишите формулу закона Ома.

Учитель:Поменяйтесь тетрадями и внимание на доску, проверяем. Слайд

Каждый правильный ответ один балл. Верните тетради. Посмотрите, сколько баллов вы набрали.

Если 8 и больше балла – ты полностью готов к уроку,

от 6 до 8 баллов – к уроку готов, но некоторые вопросы надо освежить в памяти,

5 и меньше – сегодня не ваш день, класс ушел вперед, надо нагонять.

Поднимите руки, кто набрал 5 и больше баллов? Большинство у нас готовы путешествовать.

На вопросы все ответили верно, молодцы. Ворота страны распахнулись перед нами настежь. Мы у ворот г. Законоград.

Слайд 3

Необходимо вспомнить законы физики, формулы, чтобы стать гостями этого города .Приготовьте свои карточки.(учащиеся показывают карточки с формулами).

Собрать формулу:

- выражения силы тока через электрический заряд и время.

- выражения напряжения через работу и электрический заряд

-по которой можно рассчитать сопротивление проводников

-выражающую закона Ома для участка цепи.

- характеризующиеся последовательное соединение проводников

-характеризующиеся параллельное соединение проводников соединение проводников

Слайд 4 ( выходят все формулы)

-Заполните маршрутные листы. Каждая формула 1 балл.

Всего 10 баллов

Город «Электрическая цепь».

Продолжаем путешествовать. И мы у ворот города «Электрическая цепь». У этого города много древних улиц, по которым нам с вами нужно пройти.

Улица «Найди ошибку» Слайд

Вашему вниманию представлены электрические цепи. При сборе я допустила ошибки, найдите их, исправьте.

Такое соединение называется параллельным , при котором сила тока в неразветвленной части равна сумме токов . Поэтому равенство выполняться не будет.

Согласно законам последовательного соединения проводников: сила тока во всех проводниках одинакова.

Согласно законам параллельного соединения проводников: Напряжение на участках цепи АВ и на концах всех параллельно соединённых проводников одно и то же: 

Не забывайте заполнять свои маршрутные листы. Мы повернули направо и оказались на улице……

Улица «Реши устно»

I=4/2=2A сила тока в неразветвленной части равна сумме токов I2=2-1=1A

I=I1=I2=1A U1=I1R1=1*2=2B

R2=U2/I2=4/1=4Oм

Если  , то общее сопротивление равно: 

(2+4)/2=3 Ом

Для двух параллельно соединённых резисторов их общее сопротивление равно:  .

R=3*6/(3+6)=2 Ом

R1=20/2=10 Ом R2=30/1.5=20Ом

Не забываем заполнять маршрутные листы.

Продолжаем наше путешествие.И мы на улице



Улица «Электриков»

Сейчас мы с вами поработаем электриками. Вы должны собрать цепь, которую видите на экране, и начертить схему этой цепи. Чтобы начертить схему вы должны знать условные обозначения на схемах.

-Чертим схему (мак 3 б) схема на слайде появляется. Проверям(не правильно присоединен вольтметр-1б., включен амперметр – 1б.)

Прежде чем приступить к сборке цепи, давайте вспомним Технику безопасности при работе с электрическими приборами.

Ученик. Во время работы должен:

1. Быть внимательным, дисциплинированным, осторожным, точно выполнять указания учителя.

2. Перед включением тока пригласить учителя.

3. Не допускать « зашкаливания» приборов.

4. Включать установку лишь для производства измерений, наблюдений, а после этого отключить её.

5. Избегать перекрещивания проводов.

6. Для включения и выключения тока в цепи использовать выключатели и только ими прерывать ток.

Работа в парах. (Макс балл 5)

-Собираем электрическую цепь по схеме. У всех получилось собрать цепь, есть вопросы по сборке? У кого возникли трудности?

-Как рассчитайте сопротивление цепи?

Снимаем показания :амперметра, который показывает силу тока в лампе и вольтметра, который показывает напряжение на зажимах лампы.

Определите цену деления амперметра, вольтметра.

Ответ: R =

Понравилась вам путешествовать по улицам города «Электриков»?

Продолжаем путешествие и мы у ворот года…



Город «Электрические явления».

А вот экскурсию по улицам этого замечательного города проведет наш экскурсовод Малинин Андрей. А вы послушайте.

Презентация « Электрические явления»

Физкультминутка

Давайте отдохнем. Встаньте. Представьте, что вы элементы электрической цепи, а Надя и Катя – её потребители. Изобразите электрическую цепь, когда потребители включены последовательно….. параллельно …..

-Расходимся по группам, не забываем свои тетради и маршрутные листы, лист самооценки

И так мы с вами в городе «Люблю задачи я»

Город « Люблю задачи я»(15 мин)

У физиков существует такое мнение, если умеешь решать задачи по физике, значит знаешь физику. Проверим это!

Самостоятельная работа в группах.

1 группа(низкий уровень) Белова Н.,Сафранкова К.,Малинин А.

2 группа (средний уровень) Горынина М.. Цапкина Н.,Макаров А..

3 группа (высокий уровень) Ефремов Никита.,Суйэндык Арсен, Нестерова С.

Задачи для 1 группы:

  1. Каково напряжение на участке электрической цепи сопротивлением 40 Ом при силе при силе тока 0,1 А?

  2. Через нить электрической лампочки за 2с проходит заряд 0,4 Кл. Какова сила тока в лампочке?

  3. Определите напряжение на участке цепи, если при прохождении по нему заряда 15 Кл током была совершена работа 6 кДж.

Задачи для 2 группы:

1.При напряжении 1,2 кВ сила тока в цепи одной из секций телевизора 50мА. Чему равно сопротивление цепи этой секции?

2. Определите показания амперметра и общее сопротивление в электрической цепи, если R1 = 5 Ом, R2 = 3 Ом.

3. Рассчитайте сопротивление медного провода длинной 2 м и площадью поперечного сечения 0,5 мм^2.(удельное сопротивление меди 0,017(Ом*мм2)/м

Задачи для 3 группы:

  1. Определите сопротивление, используя график зависимости силы тока от напряжения на концах резистора.


2 .Определите общее сопротивление цепи (рис.), если R1 = 8 Ом, R2 = 3 Ом, R3 = 7 Ом, R4 = 10 Ом, R5= 5 Ом.

  1. Рассчитайте силу тока, проходящего по медному проводу длиной 100м и площадью поперечного сечения 0,5мм^2 при напряжении 6,8 В.

(удельное сопротивление меди 0,017(Ом*мм2)

Раздать листы самопроверки макс 6 баллов. 1 задача- 1балл, 2 задача -2 балла, 3 задача – 3балла).Оцените свой вклад в работу группы.Поставье баллы в маршрутные листы.

А сейчас мы с вами стоим у ворот города карантин. Перед вами текст. Ваша задача прочитать его внимательно и найти ответы на вопросы, которые вы видите на зеленой карточки. Работайте.

Город «Карантин» (если останется время)

Работа в группах. Работают в группах. Отвечают на вопросы. У каждой группы свои вопросы.

Готовы. Читаем вопрос и ответ.

1.Какая сила тока является безопасной для человека?

(до 1 мА)

2.Какая сила тока приводит к серьёзным повреждениям

организма? (100 мА).

3.Какое напряжение безопасно в сыром помещении (12В),

в сухом (36В)?

4.Чему равно напряжение в сети (220В)?

5.Сопротивление человека ( 15 кОм)?

6.Какие ткани организма наиболее электропроводимы

(сыворотка крови, кровь, мышцы, спинномозговая

жидкость)?

7.Перечислите действия, необходимые при поражении

электрическим током:

  • Освободить пострадавшего (с помощью палки, доски, верёвки, детали одежды) от дальнейшего воздействия электрического тока. Нельзя пользоваться металлическими или мокрыми предметами. Нельзя пользоваться неизолированными руками.

  • Пострадавшему дать полный покой, освободить от тесной одежды;

  • Дать понюхать нашатырный спирт, растереть и согреть тело:

  • Если пострадавший не подаёт признаков жизни, применить приёмы искусственного дыхания и массаж сердца;

  • В повседневной жизни обязательно вызвать врача.





И завершаем свое путешествие в городе занимательный. Вам было предложена домашнее задание : найти забавные истории по теме

« Электричество»( Ну а сейчас, у нас осталось несколько минут и я хочу пригласить вас в город занимательный и познакомить вас с забавными историями про теме « Электричество».

Город «Занимательный».

Слайд

Забавные истории.

1.Ванна Нерона.

В архивах сохранить записи, свидетельствующие о том, что грозного римского императора Нерона, страдавшего ревматизмом придворные врачи лечили электрованнами. Для этого в небольшую деревенскую кадку с водой помещали рыб, способных испускать электрические заряды. Находясь в такой ванне, император в течение предписанного врачами времени подвергался действию электрических зарядов и полей. Лечение проходило успешно.



2. Электрическая нянька.

В прошлом веке в Швейцарии была изобретена «Электрическая нянька». Под простынку в кроватке малыша изобретатель предложил подкладывать две тонкие мягкие сетки, изолированные друг от друга сухой прокладкой и соединенные с низковольтным источником тока и звонком. Как только прокладка намокла, она становилась проводником электрического тока, электрическая цепь замыкалась и начинал звенеть звонок, извещая мать о том, что нужно сменить пелёнки.

Ну вот и закончилось наше путешествие, каждый из вас внёс достойную лепту. Думаю, что сегодняшний урок отразил, что значит физика для каждого из нас.

Рефлексия учебной деятельности

Ребята, у каждого из вас есть лист самооценки, оцените свою работу на уроке и свое настроение в конце урока с помощью смайлика в нижнем правом углу.

Лист самооценки

1. На уроке я работал


2. Своей работой на уроке я


3. Урок для меня показался


4. За урок я


5. Мое настроение


6. Материал урока мне был




7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно


доволен / не доволен


коротким / длинным


не устал / устал


стало лучше / стало хуже


понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен


легким / трудным

интересным / неинтересным




Сдайте, пожалуйста, лист самооценки и маршрутный лист.

Сосчитайте заработанные баллы в течении урока и если у вас

--- то за работу на уроке 5

--- то за работу на уроке 4

--- то за работу на уроке 3

Если меньше то 2

Запишите домашнее задание.

Номера из сборника 1058,1087,1091,1119,1132.

XI. Итог урока.

Сегодня мы хорошо поработали: повторили основной материал по теме «Электричество». Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудил у вас жажду новых познаний, ведь «великий океан истины» по-прежнему расстилается перед вами не исследованным до конца.

По словам русского поэта XIX века Якова Петровича Полонского,

Царство науки не знает предела –

Всюду следы её вечных побед,

Разума слова и дело

Силу и свет.

Эти слова по праву можно отнести к замечательной науке – электродинамике, подарившей нам столько открытий, осветившей нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько ещё непознанного вокруг! Какое поле деятельности для ума, умелых рук и любознательной натуры! Так что вперёд!