УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СОСНОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сосновская средняя школа №1»
Принята решением педагогического совета. Протокол от 31.08.2019 №1 | Утверждаю Директор МБОУ Сосновская СШ №1 ________________ А.В.Андриенко Приказ № 155-фо от 02.09.2019 |
РАБОЧАЯ
дополнительная общеобразовательная программа-
дополнительная общеразвивающая программа
«Удивительный мир слов»
Возраст: 7 – 11 лет
Срок реализации 1 год
Автор:
Самосадова Т.М.
Педагог дополнительного
образования
с. Рожок
2019 -2020 уч год
1.Пояснительная записка
«Удивительный мир слов» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должны снижать обучающей и развивающей роли внеурочной работы по русскому языку.
Данная программа по русскому языку позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов. Эта программа обращает внимание учителя на все стороны языка, рассматривает слово в грамматическом и лексическом плане.
Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание младших школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие интересующие вопросы детей. В этом случае приходят на помощь дополнительные занятия. Виды внеклассной работы по русскому языку необычайно многообразны. Предлагаемая программа занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.
Направленность программы: естественнонаучная
Форма проведения занятий:
тематические выставки,
викторины,
конкурсы на смекалку,
устные журналы ,
словесные игры
фонетические и графические задачи;
игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов»;
решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад;
игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды», «Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь»;
шутливые лингвистические вопросы;
отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз, состоящих из искусственных слов.
Режим занятий:
Продолжительность учебного года -38 недель. Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Удивительный мир слов» проводятся 2 раза в неделю в 1 - 4 кл в понедельник в 13.20-14.00 и в среду в 14.10-14.50.
Цель:
-знакомство с нормами русского языка с целью овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
Задачи:
обеспечивать в занимательной и игровой формах восприятие и усвоение знаний слов и чисел;
создавать условия для высказывания школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать особенности слов разных частей речи, многообразия числовых выражений и умений их решить.
2. Учебный план
№п/п | Наименование разделов | Кол-во часов | В том числе |
Теоретич | Практич. |
I | Поиграем со звуками, словами и предложениями | 16 | 8 | 8 |
1.1 | Смотрю, говорю, слушаю. | 2 | 1 | 1 |
1.2 | Смотрю, говорю, слушаю. | 2 | 1 | 1 |
1.3 | Лексические загадки. | 2 | 1 | 1 |
1.4 | Лексические загадки. | 2 | 1 | 1 |
1.5 | Словесный конструктор. | 2 | 1 | 1 |
1.6 | Занимательная грамматика. | 2 | 1 | 1 |
1.7 | Занимательная грамматика. | 4 | 2 | 2 |
II | Пора действовать! | 16 | 1 | 15 |
2.1 | Для чего нужны глаголы? | | 1 | 1 |
2.2 | Делать и сделать — не одно и то же. | | | 1 |
2.3 | Меняемся ролями. | | | 2 |
2.4 | Вчера, сегодня, завтра. | | | 1 |
2.5 | Одно вместо другого. | | | 1 |
2.6 | Она меня поняла и приняла. | | | 1 |
2.7 | Кто говорит, кто действует? | | | 1 |
2.8 | Сумею победить! | | | 1 |
2.9 | Мечтаем и фантазируем. | | | 2 |
2.10 | Дай-подай… и поезжай! | | | 1 |
2.11 | Дай-подай… и поезжай! | | | 1 |
2.12 | Живые образы. | | | 2 |
2.13 | Орфографический поединок. | 2 | 1 | 1 |
| Числа и слова | 8 | 4 | 4 |
III | Для чего нужны числительные? | 2 | 1 | 1 |
3.1 | Важные даты истории нашей страны (города, края). | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Рекорды в цифрах. | 2 | 1 | 1 |
3.3 | За семью печатями. | 2 | 1 | 1 |
3.4 | Прочные связи | 14 | 7 | 7 |
4.1 | Треугольный шарик. | 2 | 1 | 1 |
4.2 | Как водить машину за нос? | 2 | 1 | 1 |
4.3 | Послушный «подчинённый». | 2 | 1 | 1 |
4.4 | О «земляной» или «земной» красоте. | 2 | 1 | 1 |
4.5 | Строгий «управляющий». | 2 | 1 | 1 |
4.6 | Местные диалекты. | 2 | 1 | 1 |
4.7 | Связаны смыслом. | 2 | 1 | 1 |
V | Любимые игры со словами | 20 | 1 | 19 |
5.1 | Игры со словами. Загадки. Ребусы. «Путаница» Восстанови слова из букв . | | 1 | 3 |
5.2 | Игры со словами. «Полсловечка за вами». Найди лишнее. | | | 2 |
5.3 | Игры со словами. . . «Пропавшие без вести»Из данных слов сбежало одно животное. (еж) Из данных слов улетело одно насекомое. (оса) | | | 3 |
5.4 | Игры со словами. Раздели слова на две части так, чтобы получились 2 новых слова.. | | | 2 |
5.5 | Игры со словами. Слова-перевёртыши. Скороговорки. Собери пословицы. | | | 2 |
5.6 | Игры со словами. Игра «Веселая грамматика». «Упрямые слова». | | | 2 |
5.7 | Игры со словами.«Волшебные очки». «Я внимательный». | | | 2 |
5.8 | Игры со словами . Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания, ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ, ВИКТОРИНА "НАШИ ПРЕВРАЩЕНИЯ". | | | 3 |
6.1 | Аттестация | 2 | 1 | 1 |
| Итого за год часов | Кол-во часов 76 | 22 | 54 |
3. Содержание учебного курса
Поиграем со звуками, словами и предложениями ( 16 часов)
Фонетические и графические правила и закономерности.
Слово, его значение и лексические нормы.
Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со словообразовательными моделями.
Практическая и игровая деятельность:
фонетические и графические задачи;
игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов»;
решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад;
игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды», «Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь»;
шутливые лингвистические вопросы;
отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз, состоящих из искусственных слов.
Пора действовать! ( 16 часов)
Глагол в языке и речи.
Особенности текста-повествования и текста-описания.
Видовые пары глаголов, их значение.
Глаголы в личной форме.
Повествование от первого и третьего лица.
Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола.
Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.
О чём может рассказать личная форма глагола.
Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа.
Форма условного наклонения глагола.
Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости.
Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок.
Использование глаголов в прямом и переносном значении.
Художественное олицетворение.
Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.
Глаголы в пословицах и загадках.
Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.
Практическая и игровая деятельность:
лингвистические эксперименты: «Можно ли рассказать о событии, не используя глаголы?» (существительные, прилагательные); «Рассказываем только с помощью глаголов», «Как изменится смысл предложения, если поменять вид глаголов?»;
игра «Меняемся ролями»;
творческая работа на тему «Если бы я был директором школы…»;
ролевая игра «Просить или приказывать?»;
составление загадок с помощью глаголов;
игра-соревнование «Орфографический поединок».
Числа и слова (8 часа)
Как используются числительные в речи.
Обозначение дат и времени с помощью числительных.
Числительные во фразеологизмах и пословицах.
Нормы употребления имён числительных.
Исправление речевых ошибок.
Практическая и игровая деятельность:
проекты: «Главные события моей жизни», «Страница истории», «Мифы о числах»;
викторина «Числа в названиях художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов».
Прочные связи ( 14 часов)
Как связаны слова в словосочетании.
Словосочетания свободные и связанные.
Словосочетания с типом связи согласование.
Слова каких частей речи могут согласовываться.
Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных.
Сочетаемость слов.
Словосочетания с типом связи управление.
Слова каких частей речи имеют «способность управлять».
Трудности в выборе формы слова при управлении.
Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением.
Словосочетания с типом связи примыкание.
Универсальные учебные действия:
наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;
проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов;
наблюдать особенности различных словосочетаний;
сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);
создавать устное высказывание на предложенную тему;
осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.
Любимые игры со словами ( 20 часов)
Практическая и игровая деятельность:
Игры со словами: Загадки. Ребусы. «Путаница» Восстанови слова из букв .
«Полсловечка за вами». Найди лишнее.. «Пропавшие без вести»Из данных слов сбежало одно животное. (еж) Из данных слов улетело одно насекомое. (оса) Раздели слова на две части так, чтобы получились 2 новых слова.. Слова-перевёртыши. Скороговорки. Собери пословицы
«Я внимательный». Игра «Веселая грамматика». «Упрямые слова» .«Волшебные очки».
Аттестация 2 ч.
4.Планируемые результаты:
Личностные результаты:
проявление познавательных мотивов;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Метапредметные результаты:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать правильность выполнения действия по результату;
осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
формулировать проблемы с помощью учителя;
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений;
включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
способность контролировать свои действия, проверять написанное.
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Предметные результаты:
результатами изучения кружка являются:
овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
К концу года обучения обучающиеся должны
знать:
фонетические и графические правила и закономерности;
значение и лексические нормы слова;
признаки глагола и числительного;
особенности текста-повествования и текста-описания;
типы связи слов в словосочетании.
уметь:
выполнять морфемный и словообразовательный анализ слова, работать со словообразовательными моделями;
распознавать признаки глаголов и числительных;
использовать глаголы в речи в прямом и переносном значении;
исправлять речевые ошибки;
сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);
проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов;
сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования;
воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;
будет развито:
умение сравнивать и классифицировать;
умение проводить мини-исследование;
умение соблюдать нормы русского литературного языка;
умение контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;
умение составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств;
умение осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, умение договариваться, распределять роли в игровой деятельности;
умение выступать перед одноклассниками.
5. Календарный учебный график
Начало учебного года – 02.09.2019 г., окончание – 30.05.2020 г.
Продолжительность учебного года -38 недель.
Занятия по программам дополнительного образования проводятся не раньше чем через 40 минут после окончания уроков.
В каникулярный период занятия по программам дополнительного образования проходят в том же режиме, что и в течение четверти.
Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Удивительный мир слов» проводятся 2 раз в неделю в 1 - 4 кл в понедельник в 13.20-14.00 и в среду в 14.10-14.50.
6.Формы аттестации
Способом аттестации можно считать заключительное занятие в виде викторины, направленное на проверку полученных знаний, и участие в различных конкурсах языковой направленности (Например, «Русский медвежонок»)
7.Оценочные материалы в реализации программы:
выставки детских работ в ходе изучения курса;
защита проектов с использованием ИКТ;
итоговое открытое занятие для родителей, педагогов и администрации школы.
8. Условия реализации программы:
Оборудование:
- компьютер
- проектор
- экран
-мр3-диски
- учебно-методические пособия
-индивидуальные тетради для работы
-альбом
-канцтовары
- Программы:Microsoft Power Point 2007, Adobe Photoshop Adobe PREMIERE PRO 2.07., Microsoft FrontPage 2003.
Методическое обеспечение:
набор нормативно-правовых документов;
наличие утверждённой программы;
Материально - техническое обеспечение:
учебный кабинет, соответствующий санитарно - гигиеническим нормам;
Дидактические материалы, используемые при реализации программы:
1. В. И. Даль «Толковый словарь русского языка», М., АСТ, Астрель, 2003
2. Этимологический словарь русского языка, Санкт-Петербург, 2005
3. Словарь синонимов, антонимов русского языка, Санкт-Петербург, 2003
4. С И. Ожегов «Словарь русского языка», М., «Русский язык», 2003
5.Л. Д. Мали, О. С. Арямова, С. А. Климова, Н. С. Пескова «Речевое развитие младших школьников», Пенза, 1994
6. А. Т. Арсирий «Занимательные материалы по русскому языку», М., «Просвещение», 1995
9.Список литературы
Для учащихся:
1. В. И. Даль «Толковый словарь русского языка», М., АСТ, Астрель, 2003
2. Этимологический словарь русского языка, Санкт-Петербург, 2005
3. Словарь синонимов, антонимов русского языка, Санкт-Петербург, 2003
4. С И. Ожегов «Словарь русского языка», М., «Русский язык», 2003
5.Л. Д. Мали, О. С. Арямова, С. А. Климова, Н. С. Пескова «Речевое развитие младших школьников», Пенза, 1994
6. А. Т. Арсирий «Занимательные материалы по русскому языку», М., «Просвещение», 1995
Для преподавателя:
1. Н.Н. Ушаков «Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе», М. «Просвещение», 1971
2. В.И.Волина «Учимся играя», М., «Новая школа», 1994
3. П.И. Ломакин « В мире слов », М., «Издат-Школа», 1998
4. Е. Синицына «Умные слова», М., «Лист», 1999
5. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе, Волгоград, «Учитель.