СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Удвоенная согласная на стыке приставки и корня»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие построено на основе деятельностного метода обучения.

Просмотр содержимого документа
««Удвоенная согласная на стыке приставки и корня»»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18 посёлка Паркового

муниципального образования Тихорецкий район






Урок русского языка

3 класс

УМК «Школа 2100»


«Удвоенная согласная

на стыке приставки и корня»







Пряхина Наталья Павловна

учитель начальных классов

Краснодарский край,

Тихорецкий район,

поселок Паковый

МБОУ СОШ № 18






2013 год

Тип урока: урок формирования новых знаний

Цель: знакомство с орфограммой «Удвоенная согласная на стыке приставки и корня»

Задачи: 1. Познакомить с новой орфограммой. Закрепить понятия: корень, приставка. Формировать предметные умения обобщать путём сравнения, оперировать понятиями, рассуждать по аналогии.

2. Развивать память, произвольное внимание, воображение.

3. Воспитывать умения поддерживать товарищей, проявлять уважение к ответам одноклассников.


Краткое описание занятия:

Занятие построено на основе деятельностного метода обучения. Перед детьми возникает проблемная ситуация, определяется цель, составляется план выхода из затруднения. Реализация проекта достигается путем обобщения ранее полученных знаний в игровой форме, их расширения.

Применение деятельностного метода для реализации целей занятия позволяет развивать у детей следующие УУД:

1. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя: проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

2. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно делать вывод.

3. Познавательные УУД: умение ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя ранее полученные знания и информацию, полученную на уроке.

Здоровьесберегающие задачи решаются с помощью смены видов деятельности: фронтальный опрос, устные ответы, работа в парах, работа с учебником, в тетради, самостоятельная работа, игровая ситуация, а так же проведение музыкальной динамической паузы и гимнастики для глаз.


Информационные материалы:

  • Презентация

  • «План исследования»

  • Индивидуальные карточки с заданиями

  • Смайлики


Информационное обеспечение:

Используемая литература:

  1. «Методические рекомендации для учителя». Русский язык. 3 класс. Авторы:

Е.В. Бунеева, М. А. Яковлева.


Интернетресурс:

  1. viki.rdf.ru

  2. razumniki.ru








Ход урока

I.Мотивация учебной деятельности

Прозвенел звонок веселый,

Всех зовет он на урок.

Ну, ребята, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места мы тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

- Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.

II .Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

1. Минутка чистописания. (Слайд 2.)


- Внимательно прочитайте стихотворение Эммы Мошковской.


Мы малышку А..у

Положили в ва..у,

А..а плавает, хохочет

Вылезать она не хочет.


- Сочетание, каких букв пропущено? (Удвоенные согласные НН, ЛЛ)

(Слайд 3.)

- Как называется эта орфограмма? (Удвоенные согласные в корне)

- Запишите, сочетание букв целую строку, чередуя. (Образец написан на доске)

- Назовите буквы, которые будем соединять нижним соединением, верхним соединением.

-Что надо соблюдать при написании? (Наклон, высоту, безотрывное письмо…)

( Ученики пишут по образцу)

  1. Повторение изученного.

-В каких словах встречается удвоенная согласная м? ( Грамм, грамматика, ...)

- В каких словах встречается удвоенная согласная с? ( Масса, касса, …)

- В какой части слова встречается удвоенная согласная? (В корне)

- Какие еще орфограммы в корне знаете?

- Что такое корень?

- Какая часть слова стоит перед корнем?

- Какие орфограммы в приставке вы знаете?

3. Словарная работа.

- Замените одним словом. Запишите.

  1. Сосуд для мытья. (Ванна)

  2. Результат сложения. (Сумма)

  3. Дорожка с деревьями. (Аллея)

  4. Игра на льду. (Хоккей)

  5. Водоем для плаванья. (Бассейн)

  6. Время перед восходом солнца. (Рассвет)

4. Проверка по эталону (Слайд 4.)

- Выделите корень. Обозначьте орфограмму в корне

III.Выявление места и причины затруднения

1. Проблемная ситуация.

- В каких словах удвоенная согласная находится в корне? Какое слово не соответствует этой орфограмме?

-Можно ли сказать, что в слове рассвет она находится в корне? (Нет)

-Почему?

-Всегда ли удвоенная согласная встречается в корне?

- Значит, в этом слове встретилась новая орфограмма и нам надо ее узнать.


IV.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

-Назовите цель нашего урока (Знакомство с новой орфограммой.)

- Сейчас мы с вами станем на некоторое время исследователями.

Определить название орфограммы вам поможет «План исследования». Вы должны выполнить по шагам все задания попробовать сформулировать название орфограммы.

V. Реализация проекта

1.Работа в парах по плану.

План исследования.

Рассвет


  1. Подбери однокоренные слова. ______________________________________________________________

  2. Выдели корень.

  3. Выдели приставку.

  4. Подберите слова с такой же приставкой____________________________

  5. Почему в слове рассвет удвоенная согласная? Сделай вывод.

2.Проверка по эталону (Слайд 5.)

- Назовите окончание и основу.

- Чтобы определить корень, надо подобрать однокоренные слова. (Свет, светит, светает, просвет, …). Назовите корень.

- Выделите приставку.

- Подберите слова с такой же приставкой. (Раскол, распилить, …)

- Почему в слове рассвет пишется удвоенная согласная? (Приставка заканчивается на букву с и корень начинается на букву с.)

- Это орфограмма?

-Как она называется? (Произвольные ответы детей.)

- Прочитайте (Тема записана на доске.)

- Что такое стык? (Место соединения)

- Что соединилось в слове рассвет? (Приставка и корень.)

Вывод:

-Почему встречается удвоенная согласная на стыке приставки и корня? ( Удвоенная согласная встречается на стыке приставки и корня, если приставка оканчивается, а корень начинается на одну и ту же букву.)

- Как обозначить графически эту орфограмму? (Выделить корень и приставку, подчеркнуть удвоенную согласную)

Музыкальная физкультминутка

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Наблюдение по учебнику. Упр. 158.

  1. Фронтальная работа.

Спиши слова. Объясни графически, почему в них пишется удвоенная согласная буква.

Рассыпать, рассмотреть, рассвирепел, расследование, оттащу, ссохлись.

-Прочитайте задание.

-Начинаем выполнять с комментированием. Образец комментирования даёт учитель на примере первого слова. (Пишу слово рассыпать, выделяю в нем корень –сып-, приставку рас-. Так как приставка заканчивается на согласную с, а корень начинается с этой же согласной, то на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная сс, подчеркиваю новую орфограмму одной чертой).

Вывод:

- Когда же на стыке приставки и корня образуется удвоенная согласная.

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1. Работа по индивидуальным карточкам.

- Обозначьте в словах изученную орфограмму.

Расслабить, оттолкнуть, подделка, раззвонил, ссыпать поддержка, оттеснить.

2. Проверка по эталону. (Слайд 6.)

3.Самооценка. (оцените свою работу, выберите смайлик)

IX. Включение в систему знаний и повторение


1.Игра «Кто быстрее» (Ученики от каждой команды по очереди выбегают к доске и записывают по одному слову.)

Упр. 160

- По какому признаку можно разделить слова на две группы?

- Мальчики должны выписать слова с удвоенной согласной в корне, а девочки – слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. Орфограмму обозначить.


Массаж, рассмешил, кроссворд, оттолкнул, аттестат, одноклассник, оттаял, ввинтил, оттуда.

2. Проверка.

- Какие слова выписали мальчики? Где находится удвоенная согласная?


(Слайд 7)


массаж

кроссворд

аттестат

одноклассник


-Какие слова выписали девочки? Где находится удвоенная согласная?

(Слайд 8.)

рассмешил

оттолкнул

ввинтил

оттащил

3.Вывод.

- В какой части слова может находиться удвоенная согласная? ( В корне и на стыке приставки и корня)

- Когда же на стыке приставки и корня образуется удвоенная согласная?

Физкультминутка для глаз

4.Работа в группах (задание творческого характера).

- Сейчас вам надо будет подумать, как правильно написать предложенные слова и обсудить, какие шаги и в каком порядке нужно выполнить, чтобы данные слова написать без ошибок. Надеюсь, что в выполнении этого задания вам помогут знания, полученные на сегодняшнем уроке. ( Каждая группа получает карточку с одним словом).


1) Подумайте, как правильно написать слова.


бе(с, сс)покойно

ра(с, сс)писание

бе(с, сс)трашный

ра(с, сс)пушил

бе(с,сс)оная (ночь)

2) - Обсудите, какие шаги, и в каком порядке надо выполнять, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.


5.Проверка:


- Как записали предложенные слова? Докажите. (Слайд 9)


беспокойно

расписание

бесстрашный

распушил

бессонная

X. Рефлексия учебной деятельности


- Какие шаги, и в каком порядке надо выполнять, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. (Составление алгоритма)

(Слайд 10.)


Алгоритм:

Прочитай слово.

Выдели корень.

Выдели приставку.

Сравни согласные буквы на стыке приставки и корня.

Сделай вывод.

Запиши слово.

Обозначь орфограмму



- Почему встречается удвоенная согласная на стыке приставки и корня?

- Как обозначить эту орфограмму схематически? (Слайд 11.)


Самооценка. (Слайд 12.)

- Как вы оцениваете свою работу на уроке? Все ли вам было понятно? Выберите подходящий смайлик.