Тема: Удвоенные согласные
Цели: 1. Формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки
буквами.
2. Упражнять в написании слов с двойными согласными; развивать творческое мышление; расширять словарный запас учащихся.
3. Воспитание интереса к предмету.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте.
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
II. Чистописание.
Пп// мм// сс// бб// лл// жж// рр// нн//
- Что общего в цепочках букв вы видите? Чем они отличаются? Запишите в тетрадь.
- Встречали ли вы слова, в которых пишутся данные сочетания. Приведите примеры (Группа, сумма, касса, суббота, жужжит, перрон, ванна).
Несколько слов запишите в тетрадях и на доске.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
III. Актуализация знаний
1) Орфографическая минутка.
- Спишите. Подчеркните в словах буквы, которые надо при письме проверить.
На доске:
Пирог, гроза, класс, крылья, суббота, ландыши.
- Выберите слова, по теме урока (Класс, суббота).
IV. Основная часть.
1) - Есть ли различие в произношении согласных на месте букв с, б в этих словах? Какие из них можно тянуть? (с, б).
Вывод: Долгие согласные звуки обозначаются двумя буквами.
Большинство слов с двойными согласными в корне заимствовано из других языков – греческого, латинского, французского и т.д. написание двойных согласных в одном и том же слове в разных языках часто не совпадает. Правописание данных слов надо запомнить.
2) Коллективно- индивидуальная работа.( Упр. 155. с 84.)
- От основ данных существительных образуйте при помощи суффиксов однокоренные слова.
а) Класс - классный, коллектив – коллективный, суббота - субботний, перрон - перронный.
б) К данным словам подберите и запишите однокоренные существительные.
Рассадить - рассада, групповой – группа, грамматический -грамматика, шоссейный- шоссе.
- Почему в слове рассада пишутся две одинаковые буквы? Рассада (Двойное с пишется в сочетании приставки рас - и корня - сад-)
3) Разобрать по составу слова по вариантам, подчеркнуть удвоенные согласные.
I вариант. II вариант.
длинный старинный
каменный законный
осенний доменный
-Почему в этих словах пишутся двойные согласные? ( Двойное «н » и двойное «с» пишутся при сочетании корня и суффикса, если корень кончается, а суффикс начинается согласной «н» или «с»: с суффиксом - н -. например длинный (длина).
V. Физкультминутка.
-Определить на слух слова с удвоенными согласными, поднимать при этом руку, если с одним согласным - хлопать в ладони.
- Спросите, не повысив тона.
Что больше, центнер или тонна?
- Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы.
-Кто получит низкий балл,
Не придет на школьный бал.
- Если пьете в школе квас,
Не забрызгайте весь класс.
- Приятнее найти под елкой гриб,
Чем получить ангину или грипп.
VI. Закрепление пройденного.
1. Замените следующие словосочетания, одним словом и запишите.
- Популярная игра на льду (хоккей). Спортивный бег (кросс).
- Один из видов игры в мяч (теннис). Вид спорта на санях (санный).
2. Упражнение 158.
Подберите однокоренные слова к следующим словам, составьте с ними предложения.
I в. Хоккей, теннис, кросс.
VII. Домашнее задание.
Составить с этими словами предложения на тему:
I в. «Класс» (экскурсия, группа, стадион, рассказ, спорт)
II в «Ухта» (утренняя, Алла, пробежка, кроссовки)
VIII. Итог урока.
- Что интересного узнали на уроке?
пп мм сс бб
лл жж рр нн
пп мм сс бб
лл жж рр нн
пп мм сс бб
лл жж рр нн
пп мм сс бб
лл жж рр нн
пп мм сс бб
лл жж рр нн
пп мм сс бб
лл жж рр нн
Буква б - Суббота, аббревиатура
Буква с - класс, режиссер, компромисс, бассейн, рассудок, масса, пессимизм
Буква д - поддаться, поддержка, преддверие
Буква л - коллектив, коллекция, интеллигент, аллея, металл, параллель, параллелограмм
Буква н - странный, длинный, колонна, гуманный, ванна
Буква м - комментатор, иммунитет, килограмм, сумма, аммоний, коммунизм, симметрия
Буква р - территория, терраса, террор
Буква т - аттракцион
Буква п - грипп, группа