Просмотр содержимого документа
«Уголок уединения в группе, как ресурс индивидуализации.»
Уголок уединения в группе, как ресурс индивидуализации
Подготовила:
Колоусова Л.И
Целью создания уголка уединения в группе является преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников .
Задачи:
- Создать положительный эмоциональный микроклимат в группе;
- Сформировать позитивное отношение ребёнка к сверстникам и взрослым;
- Организовать систематическую работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей;
- Способствовать сплочению детского коллектива, формируя позитивные дружеские отношения в группе;
- Способствовать комфортной организации режимных моментов;
- Обеспечить индивидуальных подход, свободу выбора и волеизъявления, ориентируясь на зону ближайшего развитие ребёнка.
Уголок уединения – это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нём ребёнок ощущает:
- Покой
- Комфорт
- Безопасность
Позволяет педагогам ориентироваться на:
- Личностное своеобразие каждого ребёнка;
- Установление доверительных, партнерских отношений;
- Заботу об эмоциональном благополучии
В группе обязательно следует предусмотреть «уголки уединения»
Особенности организации уголка уединения:
Виды уголков уединения
Шатёр
(средний, старший, подготовительный)
Норка, домик (младший возраст)
Ширма
Расположение
- Лучше уголок уединения сделать мобильным, передвижным.
- Малыш может сам обозначить границы уголка, передвинув ширму или задёрнув шторки.
- Ребёнок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда и по подсказке воспитателя: если педагог видит, что ребёнок чувствует себя дискомфортно, зажато или, напротив, ведёт себя вызывающе, агрессивно.
Рекомендованное наполнение уголка уединения:
- Игрушечный телефон, по которому можно понарошку позвонить маме с папой;
- На стену можно повесить пейзажные картины, обладающие терапевтическим эффектом;
- Красивые подушки, на которые ребёнок сможет прилечь отдохнуть;
- Мягкие игрушки;
- Дидактические игры;
- Шнуровки;
- Антистрессовые игрушки;
- Пластилин и т.д.
Важно помнить!
- Все игры и игрушки не должны храниться в уголке постоянно, вся атрибутика периодически меняется и пополняется по мере необходимости.
- Эффективность работы зависит от того насколько дети осведомлены о предназначении уголка, его оснащённости и умении пользоваться атрибутами. Поэтому детей знакомят с уголком сразу после его организации, предлагают осмотреться, опробовать игрушки. По мере внесения нового атрибута, детям демонстрируются различные способы манипулирования с ним.
Предметы для выражения негативных эмоций
Коврики злости
Ведёрко для страхов Подушки – «плакушки»
Мешочки для метания, мишени
Банки, стаканы для крика
Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию
Сенсорные игрушки
Игрушки-антистресс
Массажные мячики - «ёжики»
Калейдоскопы
Пособия для развития эмоциональной сферы
- Подушка-мирилка/ коробочка-мирилка
- Светофор настроения/ термометр настроения
Примерное оформление уголков уединения в раннем и младшем возрасте
- Уголок для уединения;
- Мягкие подушки или мягкая мебель;
- Телефон «Позвони маме», ребёнок может «позвонить маме» и поговорить с ней;
- Пищащие игрушки;
- Антистрессовые игрушки.
Средний дошкольный возраст
- Коврик злости;
- Стульчик доброты;
- Стул для размышлений;
- Подушки для битья;
- Мишени, мешочки для метания;
- Цветные клубочки пряжи разного размера;
- Массажные мячики - «ёжики»;
- Дидактическая игра «Собери бусы» и т.д.
Старший дошкольный возраст (старшие и подготовительные группы) Добавляются:
- Набор бумаги для разрывания;
- Ведёрки страхов;
- Мешочки настроений (если у ребёнка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный мешочек»);
- Светильники-ночники;
- Подушки – «плакушки»;
- Дидактические игры
Заключение
- Для полноценного развития ребёнка большое внимание следует уделять его эмоциональной сфере.
- В основе нашей педагогической деятельности должна лежать уверенность в том, что каждый ребёнок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребёнка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым.
- Каждый ребёнок, приходя в детский сад, должен иметь возможность в любое время (при необходимости) проработать свои негативные эмоции и избавиться от них.
Спасибо за внимание!