Мастер-класс
«Уголок уединения в группе, как ресурс индивидуализации»
Выполнил воспитатель группы № 5 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 77»
МЕЗЕНЦЕВА О.Н.
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет
право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в
целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить
индивидуальность и творчество.
В условиях реформирования системы дошкольного
образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации
образования.
В свою очередь индивидуализация предметно-пространственной среды ДОУ обеспечивает индивидуальную траекторию развития
ребенка.
Индивидуализация – это
- развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) .
С целью индивидуализации предметно-пространственной среды нами был разработан целый план по преобразованию среды как отдельных компонентов, так и среды в целом.
Главная цель, которую мы перед собой поставили
- создать такую предметно-пространственную среду, которая сможет обеспечить уважение к личности каждого ребенка, развить его уверенность в себе, инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность, умение мыслить, проявлять творчество, фантазию, изобретательность, заботиться о людях, обществе, стране, окружающем мире.
Мы сейчас работаем над индивидуализацией предметно-пространственной среды нашей группы, но некоторые изменения уже произошли в нашей среде. И мы надеемся, что эти изменения помогут нам обеспечить индивидуальный путь развития каждого ребенка.
Первым пунктом нашего плана по изменению среды стала разработка уголка уединения – уголка покоя, где ребёнок чувствует себя защищённым. Там располагается мягкое кресло с подушками, мягкие игрушки, мирилка, цветочки настроения, ночник, лучик солнца, телефон, ушко-шептушко, мешочек гнева, ширма, с помощью которой ребёнок может отгородиться и спокойно поиграть.
Уголок уединения – место, где дети могут посидеть или полежать, отдохнуть от детского коллектива, полистать любимую книжку. Таким образом достигается создание «своего» личного пространства, где у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, почувствовать себя защищённым, поскольку бывает такой момент, когда необходимо уединиться. Наблюдая за детьми, мы выбрали вариант размещения детей в уголке не на предметах мебели, а на привычных и удобных для них в домашней обстановке вещах - кресло, подушки, мягкие игрушки.
Стоит в группе уголок, он не будет одинок.
И живут в нем ребятишки - озорные шалунишки!
Дружно. Весело живут. И играют, и поют!
Но бывает, без сомненья,
И плохое настроенье.
Для ребят в короткий срок
Смастерили уголок.
Уголок уединенья всем поднимет настроенье.
Уголок наш так хорош – лучше в мире не найдешь!
Тили – бом, тили – бом
Мы расскажем вам о нем.
Шторы с потолка свисают,
Уголок наш украшают.
И цветочки без сомненья поднимают настроенье
(Ребенок утром определяет свое настроение и выбирает себе тот цветочек, который соответствует его текущему настроению.)
На дверях висит замок -
Не мешай ты мне, дружок!
(Сигналом для детей и взрослых - «Я хочу побыть один» является - замок на шторах)
Номер мамин наберу и тихонечко скажу:
«Не волнуйся, мамочка, все у нас в порядке!»
Не хотим мы больше злиться
Лучше с другом помириться.
Поругалась я с подружкой, обниму свою подушку.
Лучик солнца мы скрутили и друг друга похвалили.
(«Ласковое солнышко» приходит на помощь, когда дети расшалились или рассердились очень сильно. В таком случае мы предлагаем поиграть с желтыми ленточками – поочередно закручивать их и говорить друг другу ласковые, добрые слова. Эту игру можно использовать для примирения детей.)
В группе я кричать не стану,
Лучше я мешок достану.
Сердитые слова скажу,
И хорошенько завяжу.
И как Джина,
Не выпущу их из кувшина.
( Если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уголок уединения и оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость, гнев в этом мешочке. После чего ребенок имеет возможность выговориться, а мешочек затем плотно закрывается и прячется.)
Если сильно разозлился,
Так, что уж совсем беда,
То на ушко
Расскажи всё, всё тогда.
В уголок уединения я иду
Без настроенья,
Но когда в него зашел,
– Улыбнулся и пошел!
(«Зеркало – улыбка», для того чтобы ребенок в него посмотрел и улыбнулся. Детям всегда становится весело после того, как они посмотрят в зеркало. У них такие радостные лица, и они стараются улыбнуться широко. Очень приятно на них смотреть)
Уважаемые коллеги!
Если вдруг без настроенья
Вы придете в детский сад,
В уголок уединенья загляните в тот же час.
И хорошее настроение не покинет больше вас.
Свой рассказ мы завершаем,
Творческих успехов вам желаем.
Мы вас любим горячо,
Приходите к нам еще.
В планах дальнейшего преобразования предметной среды в уголке уединения у нас стоит :
1. Сделать коробочки хороших дел на каждого ребёнка.
2. Оформить полочку с книжками и с альбомом с семейными фотографиями.
3. Оформить носочек с камушками для релаксации.
4. Оформить стаканчик-кричалку.
5. И другие