. Пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Технология»
1. Название, автор и год издания предметной учебной программы,
на основе, которой разработана Рабочая программа
Рабочая программа по учебному предмету «Технология», адаптированная для индивидуального учебного плана ученика 4 «…» класса, А… А…, составлена на основе авторской программы «Технология» 1-4 класс / Е.А. Лутцевой- М.: Вентана-Граф, 2012г.и рабочей программе по предмету «Технология» МБОУ СОШ №….
2. Цели и задачи данной программы, особенности программы
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций при изготовлении изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Математика — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами.
Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.
Родной язык — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создает уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут применить свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или за авторство оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальный продукт). Именно так закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
● развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия,
образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
● формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия
способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
● формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
● овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
● использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
● развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
● воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
3. Изменения, внесенные в авторскую и учебную программу и их обоснование
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
4. Название учебно-методического комплекта
Программа «Технология» Е.А. Лутцева. -2-е изд. дораб. и доп.- М.: Вентана - Граф, 2012г.
Учебник Лутцева Е.А. «Технология» 4 класс
Лутцева Е.А. Технология. Рабочая тетрадь - Москва: Вентана - Граф, 2015.
5. Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа
Программа рассчитана на 34 часа ( 17 часов - работа с учителем, 17 часов отведено на самостоятельную работу).
6. Формы организации учебного процесса и их сочетание,
а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционной форме (экскурсий, театрализаций, путешествий) и т.п.. На уроках используется индивидуальная работа. Основной формой общения учителя и учащегося является учебный диалог.
УМК «Начальная школа XXI века»
Календарно – тематическое планирование по предмету «Технология»,
адаптированное для индивидуального учебного плана
А… А…, ученика 4 «…» класса на 2016-2017г.
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Работа с учителем | самостоятельная работа | Дата проведения |
| | | | | По плану | Фактически |
1. | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание | Рукотворный мир как результат труда человека | 1ч | | | |
2 | Рукотворный мир как результат труда человека | | 1ч | | |
3. | Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда | 1ч | | | |
4. | Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда | | 1ч | | |
5. | Природа в художественно-практической деятельности человека | 1ч | | | |
6. | Природа в художественно-практической деятельности человека | | 1ч | | |
7 | Природа и техническая среда | 1ч | | | |
8 | Природа и техническая среда | | 1ч | | |
9 | Природа и техническая среда | 1ч | | | |
10 | Природа и техническая среда | | 1ч | | |
11 | Дом и семья. Самообслуживание | 1ч | | | |
12 | Дом и семья. Самообслуживание | | 1ч | | |
13 | Дом и семья. Самообслуживание | 1ч | | | |
14 | Дом и семья. Самообслуживание | | 1ч | | |
15 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. | Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком | 1ч | | | |
16 | Инструменты и приспособления для обработки материалов | | 1ч | | |
17 | Общее представление о технологическом процессе | 1ч | | | |
18 | Общее представление о технологическом процессе | | 1ч | | |
19 | Технологические операции ручной обработки материалов(изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.) | 1ч | | | |
20 | Технологические операции ручной обработки материалов(изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.) | | 1ч | | |
21 | Графические изображения в технике и технологии | 1ч | | | |
22 | Графические изображения в технике и технологии | | 1ч | | |
23 | Конструирование и моделирование | Изделие и его конструкция | 1ч | | | |
24 | Элементарные представления о конструкции | | 1ч | | |
25 | Конструирование и моделирование несложных объектов | 1ч | | | |
26 | | Конструирование и моделирование несложных объектов | | 1ч | | |
27 | Конструирование и моделирование несложных объектов | 1ч | | | |
28 | Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) | Компьютерное письмо | | 1ч | | |
29 | Компьютерное письмо | 1ч | | | |
30 | Компьютерное письмо | | 1ч | | |
31 | Создание презентаций | 1ч | | | |
32 | Создание презентаций | | 1ч | | |
33 | Создание презентаций | 1ч | | | |
34 | Создание презентаций | | 1ч | | |
| | Итого | 17ч | 17ч | | |