СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«УМК по учебной дисциплине «ОП.04 Информационные технологии»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие вычислительной техники, информационных технологий и методик их использования предлагают новые способы изучения учебного материала, как для обучающихся, так и для педагога.

Электронное учебное пособие предназначено частично (полностью) заменять или дополнять учебное пособие, представленное в бумажном варианте, что способствует повышению не только интереса к будущей специальности, но и успеваемости по конкретной учебной дисциплине.

Большинство учащихся лучше всего воспринимают зрительную информацию, а такие учебные пособия дают возможность каждому из них, независимо от уровня подготовки, активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять контроль и самоконтроль. С помощью таких программ можно быть не пассивным наблюдателем обучения, а активным ее участником.

В этой связи создание компьютерных учебных пособий по различным учебным дисциплинам становится одним из актуальных направлений в области изучения различных дисциплин.

Расширение компьютерных сетей в учебных заведениях способствуют развитию, разработке, созданию и применению в учебном процессе новых форматов – электронных учебных пособий (ЭУП). Кроме того, существующие учебники в бумажном варианте не всегда удовлетворяют необходимым современным требованиям.

Таким образом, становится актуальным создание электронного учебного пособия для выполнения практических работ в рамках учебной дисциплины «ОП.04 Информационные технологии».

Просмотр содержимого документа
««УМК по учебной дисциплине «ОП.04 Информационные технологии»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Научно-практическая конференция студентов кафедры

"Первые шаги в науку "

ПРОЕКТ

по теме:

«УМК по учебной дисциплине «ОП.04 Информационные технологии»











Выполнили:
обучающиеся группы П-21:
Люцкан Сергей

Желнов Милан

Столяр Артем


Руководители:
Косторнова Людмила Николаевна

Машенцева Галина Викторовна







Ставрополь, 2019 г.

Оглавление:

Введение 3

Глава 1. Понятие электронного учебного пособия, его назначение. 5

1.1. Достоинства электронных учебных пособий. 5

1.2. Недостатки электронных учебных пособий. 6

1.3. Общие требования к представлению информации в электронном учебном пособии. 6

1.4. Требования к дизайну электронного учебного пособия 8

1.5. Требования по безопасности 8

Глава 2. Практическая часть 9

2.1. Выбор технологии и среды для создания электронного пособия. 9

2.2. Руководство пользователя. 10

2.3. Глоссарий. 11

Заключение. 12

Используемые источники: 14







Введение

Развитие вычислительной техники, информационных технологий и методик их использования предлагают новые способы изучения учебного материала, как для обучающихся, так и для педагога.

Электронное учебное пособие предназначено частично (полностью) заменять или дополнять учебное пособие, представленное в бумажном варианте, что способствует повышению не только интереса к будущей специальности, но и успеваемости по конкретной учебной дисциплине.

Большинство учащихся лучше всего воспринимают зрительную информацию, а такие учебные пособия дают возможность каждому из них, независимо от уровня подготовки, активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять контроль и самоконтроль. С помощью таких программ можно быть не пассивным наблюдателем обучения, а активным ее участником.

В этой связи создание компьютерных учебных пособий по различным учебным дисциплинам становится одним из актуальных направлений в области изучения различных дисциплин.

Расширение компьютерных сетей в учебных заведениях способствуют развитию, разработке, созданию и применению в учебном процессе новых форматов – электронных учебных пособий (ЭУП). Кроме того, существующие учебники в бумажном варианте не всегда удовлетворяют необходимым современным требованиям.

Таким образом, становится актуальным создание электронного учебного пособия для выполнения практических работ в рамках учебной дисциплины «ОП.04 Информационные технологии».

Цель: разработка электронного учебного пособия «УМК по учебной дисциплине «ОП.04 Информационные технологии» для формирования знаний, умений, навыков студентов специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах (базовой подготовки), укрупненной группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.

Объект: процесс создания электронного учебного пособия.

Предмет: электронное учебное пособие «УМК «Информационные технологии»

Гипотеза: использование электронного учебного пособия на учебных занятиях будет способствовать повышению интереса к изучаемым предметам и развитию самостоятельности учащихся?

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить особенности электронных учебных пособий.

  2. Ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к ним.

  3. Провести анализ учебной литературы по учебной дисциплине «Информационные технологии».

  4. Выбрать языки программирования для создания учебного пособия.

  5. Разработать структуру учебного пособия.

  6. Изучить возможности среды объектно-ориентированного языка программирования F# и C# для создания электронных учебников.

  7. Разработать и апробировать электронное учебно-методическое пособие «УМК «ОП.05 Информационные технологии».




Глава 1. Понятие электронного учебного пособия, его назначение.

Уже никто не сомневается, что электронное учебное пособие является литературой нового поколения, которая объединила в себе достоинства традиционных учебников и возможности компьютерных технологий.

Электронное учебное пособие - наиболее удобный способ подачи не только нового теоретического материала, но и практических, иллюстративных, тестовых заданий. Оно является не только программным обеспечением по предоставлению знаний, но и средством по их контролю.

Электронные учебные пособия дают возможность обучающимся выполнять полноценные практические задания. Теоретический материал так же становится наглядным, интересным и эффективным для его изучения.

Электронное обучающее пособие, в настоящее время, является универсальной формой обучения и рассматривается в качестве альтернативы традиционному бумажному учебнику.

    1. Достоинства электронных учебных пособий.
  • использует простой и удобный механизм навигации по электронному пособию;

  • предоставляет возможность нелинейного изучения материала, благодаря множеству удобных гиперссылок, которые позволяют быстро перейти к нужному разделу и при необходимости так же быстро вернуться обратно;

  • помогает быстро найти необходимую информацию, поиск которой в бумажном варианте учебника затруднен;

  • использует возможности и преимущества мультимедийных технологий;

  • позволяет быстро, но в индивидуальном темпе проверить знания по определенной теме, разделу, всему курсу;

  • есть возможность обновить необходимую учебную информацию, например, с помощью сети интернет;

  • позволяет устанавливать гиперсвязь с дополнительной литературой, находящейся в электронных библиотеках, на образовательных сайтах и других ресурсах;

  • может быть исполнено на любом электронном носителе, оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-1, СD+ и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети, например, в системе СДО Прометей.

    1. Недостатки электронных учебных пособий.

Для использования электронного учебного пособия необходимо наличие дополнительного специального оборудования - компьютера с соответствующим программным и аппаратным обеспечением.

Работе за монитором присуще повышенная утомляемость, поэтому необходимо дозировать время, отведенное работе с электронным учебным пособием.

Постоянное использование электронных учебных пособий приводит к тому, что у обучающихся пропадает чувство новизны и снижается познавательная активность.

    1. Общие требования к представлению информации в электронном учебном пособии.

Для того, чтобы создавать ЭУП, требуется учитывать общие требования к представлению информации в электронном учебном пособии:

  • образовательный контент ЭУП должен быть мультимедийным и интерактивным;

  • типовыми компонентами мультимедийного контента ЭУП являются: символьная информация (текст, гипертекст, формулы); статический визуальный ряд (фотографии, 2D - фотопанорамы, микрофотографии, макросъемка, схемы, диаграммы, графики, учебные рисунки и др.); динамический визуальный ряд (видеоопыты, видеоэкскурсии, 3D- фотопанорама с приближением / удалением, 2D-анимация и пр.); звуковой ряд (аудиофрагменты);

  • в программу обязательно должны быть включены функции поиска – правильно расставленные метки с ключевыми словами;

  • гиперссылки должны содержать подробную информацию о том, куда они ведут и четко просматриваться;

  • должна просматриваться четкая логическая структура каждого последующего шага цепочки гиперссылок;

  • если навигационная панель выполнена графическими средствами, то рекомендуется ниже данной панели помещать ее текстовую копию;

  • следует исключить выделение текста подчеркиванием (кроме гиперссылок).

  • обеспечивает возможность копирования выбранной информации, её редактирования и распечатки без выхода из самого учебника.

Учебная дисциплина «ОП.04 Информационные технологии» направлена на формирование следующих компетенций.

Компетенции

Расшифровка компетенций

а) общих компетенций (ОК):

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.


ОК 6.

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

б) профессиональные компетенции (ПК):

ПК 1.6.

Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций.

ПК 3.1.

Анализировать проектную и техническую документацию на уровне взаимодействия компонент программного обеспечения.

ПК 3.2.

Выполнять интеграцию модулей в программную систему.

ПК 3.4.

Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев.


    1. Требования к дизайну электронного учебного пособия

Дизайн учебного пособия должен быть выполнен таким образом, чтобы обучающийся легко мог найти нужную тему или нужную информацию в теме. Требования к дизайну электронного пособия следующие:

  • его структура должна соответствовать структуре учебной дисциплины;

  • быстрый поиск нужной темы или вопроса, быстрый переход к выбранной теме или информации;

  • единообразный интерфейс всех форм;

  • понятные элементы управления;

  • программа должна корректно работать при любом разрешении экрана, так как программа может эксплуатироваться на различных рабочих станциях;

  • исполняемый файл программы не должен ссылаться на дополнительные файлы для упрощения установки. Это должен быть единый файл, не требующий установки, работающий с минимальными системными требованиями.

    1. Требования по безопасности

При составлении учебного пособия, должны быть соблюдены требования по безопасности:

  • никакие действия пользователя не должны привести к отказу работы программы и некорректным режимам работы программы;

  • никакие действия пользователя не должны привести к изменению или удалению изучаемых материалов, потере вопросов теста;

  • готовая программа должна представлять собой единый исполняемый файл.

Глава 2. Практическая часть 2.1. Выбор технологии и среды для создания электронного пособия.

Для создания электронного пособия чаще всего выбирается объектно-ориентированные программы.

На сегодняшний день существует множество языков, поддерживающих объектно-ориентированную технологию программирования. Например, Borland Delphi (язык Object Pascal), С++ Builder (язык С++), Microsoft Visual Studio (язык Visual Basic).

Мы, для создания электронного учебного пособия «УМК ОП.04 Информационные технологии», использовали объектно-ориентированные языки программирования F# для технической части проекта и C# для графической части. Свой синтаксис C# во многом унаследовал от C++ и Java.

Преимущества объектно-ориентированных языков программирования F# и C#:

  • язык активно развивается. Регулярно выходят новые версии C#, которые добавляют новые синтаксические конструкции в язык, а также увеличивают его быстродействие и надежность;

  • есть возможность использовать готовые конструкции;

  • увеличивается производительность за счет использования специфических команд конкретного процессора;

  • наличие большого количества библиотек и шаблонов;

  • встроенная поддержка автоматической генерации XML-документации.

Техническая часть электронного учебного пособия «УМК ОП.04 Информационные технологии» была написана с помощью языка программирования F#. Язык использует современную парадигму программирования - функциональное программирование. Весь код, включая переменные, представляет из себя функции, что позволяет обеспечить другой подход к разработке. Основная техническая задача программы - обеспечить доступ к файлам и свободно менять о них информацию.

Графическая часть электронного учебного пособия «УМК ОП.04 Информационные технологии» была разработана в среде С# c поддержкjq свойств и событий в стиле Visual Basic.

При разработке было приятно решение использовать формат данных XML для записи информации о файлах, а именно: где они находятся, их расширение и остальную информацию, нужную для программы.

В файле имеется возможность создать отдельную секцию и она перенесется в программу, изменить название файла, добавить его к секции и т.д. Все работа производится в файле, а не в самой программе, что позволяет изменять данные без компиляции программы.

2.2. Руководство пользователя.

Учебное пособие.

Открыть папку release, запустить приложение УМК, откроется окно Учебно-методический комплекс. Нажать на кнопку Открыть, откроется сдержание УМК, выбрать нужный блок и файл. Например, методический блок, сборник методических указаний.

Содержание включает в себя навигационные элементы (управляющие кнопки), которые осуществляют доступ пользователя к необходимой информации. В левой части окна программы для навигации, удобного перемещения и ориентирования в электронном учебном пособии есть оглавление с активными гиперссылками Навигация интуитивно понятна любому пользователю.

Содержание состоит из:

  1. Блока контроля, содержащего вопросы по различным темам, тесты, кроссворды.

  2. Нормативного блока, содержащего ПТП и программу.

  3. Информационного блока, в состав которого входят: презентации и видеоролики по разделам программы.

  4. Методического блока содержащего методические указания по выполнению практических работ, сборника лекций, учебное пособие по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.

  5. Учебный блок, содержащий теоретический и практические блоки.

2.3. Глоссарий.

Немаловажную роль в электронном учебном пособии занимает глоссарий учебной дисциплины.

Его основная цель - дать в сжатой форме основные понятия основных терминов, которые используются как в теоретическом материале так и в практических работах. Термины в глоссарии располагаются в алфавитном порядке, что так же очень удобно для быстрого их поиска. Такой словарь помогает повторить весь учебный материал, который изложен в электронном учебном пособии.

При необходимости преподаватель может дополнять глоссарий новыми терминами на свое усмотрение, а так же по инициативе обучающихся, если они обоснованно приведут примеры терминов, которых, по их мнению, на данный момент не хватает в электронном учебном пособии.



Заключение.

Электронные учебные пособия все чаще используются педагогами на учебных занятиях и самостоятельного изучения учебной дисциплины обучающимися, пропустившими занятия по уважительной причине.

Использование ЭУП позволяет экономить время на учебном занятии, повышает интерес к обучению, дифференцировать процесс обучения.

Преимущества электронных учебных пособий можно представить в виде схемы:


Возможность быстро добавлять и убирать какой-либо материал является отличительной чертой и одним из преимуществ электронного учебного пособия от обычных бумажных пособий.

Разработанное электронное учебное пособие «УМК ОП.04 Информационные технологии» может быть использовано обучающимися различных специальностей.

В результате работы над проектом выяснилось, что представленная гипотеза - использование электронного учебного пособия на учебных занятиях будет способствовать повышению интереса к изучаемым предметам и развитию самостоятельности обучающихся, полностью подтвердилась.

Цель работы достигнута, задачи выполнены.




Используемые источники:
  1. ГОСТ 7.83- 2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения [Электронный ресурс]- Режим доступа: URL: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=130979 , 2015.

  2. А.Ю. Руднев, В.А. Тегин Разработка и использование электронных учебных изданий [Электронный ресурс]- Режим доступа: URL: http://www.disedu.ru/p/2.html , 2015.

  3. Языки программирования F# и C#.