МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Научно-практическая конференция студентов кафедры
"Первые шаги в науку "
ПРОЕКТ
по теме:
«УМК по учебной дисциплине «ОП.04 Информационные технологии»
Выполнили:
обучающиеся группы П-21:
Люцкан Сергей
Желнов Милан
Столяр Артем
Руководители:
Косторнова Людмила Николаевна
Машенцева Галина Викторовна
Ставрополь, 2019 г.
Оглавление:
Введение 3
Глава 1. Понятие электронного учебного пособия, его назначение. 5
1.1. Достоинства электронных учебных пособий. 5
1.2. Недостатки электронных учебных пособий. 6
1.3. Общие требования к представлению информации в электронном учебном пособии. 6
1.4. Требования к дизайну электронного учебного пособия 8
1.5. Требования по безопасности 8
Глава 2. Практическая часть 9
2.1. Выбор технологии и среды для создания электронного пособия. 9
2.2. Руководство пользователя. 10
2.3. Глоссарий. 11
Заключение. 12
Используемые источники: 14
Введение
Развитие вычислительной техники, информационных технологий и методик их использования предлагают новые способы изучения учебного материала, как для обучающихся, так и для педагога.
Электронное учебное пособие предназначено частично (полностью) заменять или дополнять учебное пособие, представленное в бумажном варианте, что способствует повышению не только интереса к будущей специальности, но и успеваемости по конкретной учебной дисциплине.
Большинство учащихся лучше всего воспринимают зрительную информацию, а такие учебные пособия дают возможность каждому из них, независимо от уровня подготовки, активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять контроль и самоконтроль. С помощью таких программ можно быть не пассивным наблюдателем обучения, а активным ее участником.
В этой связи создание компьютерных учебных пособий по различным учебным дисциплинам становится одним из актуальных направлений в области изучения различных дисциплин.
Расширение компьютерных сетей в учебных заведениях способствуют развитию, разработке, созданию и применению в учебном процессе новых форматов – электронных учебных пособий (ЭУП). Кроме того, существующие учебники в бумажном варианте не всегда удовлетворяют необходимым современным требованиям.
Таким образом, становится актуальным создание электронного учебного пособия для выполнения практических работ в рамках учебной дисциплины «ОП.04 Информационные технологии».
Цель: разработка электронного учебного пособия «УМК по учебной дисциплине «ОП.04 Информационные технологии» для формирования знаний, умений, навыков студентов специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах (базовой подготовки), укрупненной группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.
Объект: процесс создания электронного учебного пособия.
Предмет: электронное учебное пособие «УМК «Информационные технологии»
Гипотеза: использование электронного учебного пособия на учебных занятиях будет способствовать повышению интереса к изучаемым предметам и развитию самостоятельности учащихся?
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить особенности электронных учебных пособий.
Ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к ним.
Провести анализ учебной литературы по учебной дисциплине «Информационные технологии».
Выбрать языки программирования для создания учебного пособия.
Разработать структуру учебного пособия.
Изучить возможности среды объектно-ориентированного языка программирования F# и C# для создания электронных учебников.
Разработать и апробировать электронное учебно-методическое пособие «УМК «ОП.05 Информационные технологии».
Глава 1. Понятие электронного учебного пособия, его назначение.
Уже никто не сомневается, что электронное учебное пособие является литературой нового поколения, которая объединила в себе достоинства традиционных учебников и возможности компьютерных технологий.
Электронное учебное пособие - наиболее удобный способ подачи не только нового теоретического материала, но и практических, иллюстративных, тестовых заданий. Оно является не только программным обеспечением по предоставлению знаний, но и средством по их контролю.
Электронные учебные пособия дают возможность обучающимся выполнять полноценные практические задания. Теоретический материал так же становится наглядным, интересным и эффективным для его изучения.
Электронное обучающее пособие, в настоящее время, является универсальной формой обучения и рассматривается в качестве альтернативы традиционному бумажному учебнику.
Достоинства электронных учебных пособий.
использует простой и удобный механизм навигации по электронному пособию;
предоставляет возможность нелинейного изучения материала, благодаря множеству удобных гиперссылок, которые позволяют быстро перейти к нужному разделу и при необходимости так же быстро вернуться обратно;
помогает быстро найти необходимую информацию, поиск которой в бумажном варианте учебника затруднен;
использует возможности и преимущества мультимедийных технологий;
позволяет быстро, но в индивидуальном темпе проверить знания по определенной теме, разделу, всему курсу;
есть возможность обновить необходимую учебную информацию, например, с помощью сети интернет;
позволяет устанавливать гиперсвязь с дополнительной литературой, находящейся в электронных библиотеках, на образовательных сайтах и других ресурсах;
может быть исполнено на любом электронном носителе, оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-1, СD+ и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети, например, в системе СДО Прометей.
Недостатки электронных учебных пособий.
Для использования электронного учебного пособия необходимо наличие дополнительного специального оборудования - компьютера с соответствующим программным и аппаратным обеспечением.
Работе за монитором присуще повышенная утомляемость, поэтому необходимо дозировать время, отведенное работе с электронным учебным пособием.
Постоянное использование электронных учебных пособий приводит к тому, что у обучающихся пропадает чувство новизны и снижается познавательная активность.
Общие требования к представлению информации в электронном учебном пособии.
Для того, чтобы создавать ЭУП, требуется учитывать общие требования к представлению информации в электронном учебном пособии:
образовательный контент ЭУП должен быть мультимедийным и интерактивным;
типовыми компонентами мультимедийного контента ЭУП являются: символьная информация (текст, гипертекст, формулы); статический визуальный ряд (фотографии, 2D - фотопанорамы, микрофотографии, макросъемка, схемы, диаграммы, графики, учебные рисунки и др.); динамический визуальный ряд (видеоопыты, видеоэкскурсии, 3D- фотопанорама с приближением / удалением, 2D-анимация и пр.); звуковой ряд (аудиофрагменты);
в программу обязательно должны быть включены функции поиска – правильно расставленные метки с ключевыми словами;
гиперссылки должны содержать подробную информацию о том, куда они ведут и четко просматриваться;
должна просматриваться четкая логическая структура каждого последующего шага цепочки гиперссылок;
если навигационная панель выполнена графическими средствами, то рекомендуется ниже данной панели помещать ее текстовую копию;
следует исключить выделение текста подчеркиванием (кроме гиперссылок).
обеспечивает возможность копирования выбранной информации, её редактирования и распечатки без выхода из самого учебника.
Учебная дисциплина «ОП.04 Информационные технологии» направлена на формирование следующих компетенций.
Компетенции | Расшифровка компетенций |
а) общих компетенций (ОК): |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. |
б) профессиональные компетенции (ПК): |
ПК 1.6. | Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций. |
ПК 3.1. | Анализировать проектную и техническую документацию на уровне взаимодействия компонент программного обеспечения. |
ПК 3.2. | Выполнять интеграцию модулей в программную систему. |
ПК 3.4. | Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев. |
Требования к дизайну электронного учебного пособия
Дизайн учебного пособия должен быть выполнен таким образом, чтобы обучающийся легко мог найти нужную тему или нужную информацию в теме. Требования к дизайну электронного пособия следующие:
его структура должна соответствовать структуре учебной дисциплины;
быстрый поиск нужной темы или вопроса, быстрый переход к выбранной теме или информации;
единообразный интерфейс всех форм;
понятные элементы управления;
программа должна корректно работать при любом разрешении экрана, так как программа может эксплуатироваться на различных рабочих станциях;
исполняемый файл программы не должен ссылаться на дополнительные файлы для упрощения установки. Это должен быть единый файл, не требующий установки, работающий с минимальными системными требованиями.
Требования по безопасности
При составлении учебного пособия, должны быть соблюдены требования по безопасности:
никакие действия пользователя не должны привести к отказу работы программы и некорректным режимам работы программы;
никакие действия пользователя не должны привести к изменению или удалению изучаемых материалов, потере вопросов теста;
готовая программа должна представлять собой единый исполняемый файл.
Глава 2. Практическая часть 2.1. Выбор технологии и среды для создания электронного пособия.
Для создания электронного пособия чаще всего выбирается объектно-ориентированные программы.
На сегодняшний день существует множество языков, поддерживающих объектно-ориентированную технологию программирования. Например, Borland Delphi (язык Object Pascal), С++ Builder (язык С++), Microsoft Visual Studio (язык Visual Basic).
Мы, для создания электронного учебного пособия «УМК ОП.04 Информационные технологии», использовали объектно-ориентированные языки программирования F# для технической части проекта и C# для графической части. Свой синтаксис C# во многом унаследовал от C++ и Java.
Преимущества объектно-ориентированных языков программирования F# и C#:
язык активно развивается. Регулярно выходят новые версии C#, которые добавляют новые синтаксические конструкции в язык, а также увеличивают его быстродействие и надежность;
есть возможность использовать готовые конструкции;
увеличивается производительность за счет использования специфических команд конкретного процессора;
наличие большого количества библиотек и шаблонов;
встроенная поддержка автоматической генерации XML-документации.
Техническая часть электронного учебного пособия «УМК ОП.04 Информационные технологии» была написана с помощью языка программирования F#. Язык использует современную парадигму программирования - функциональное программирование. Весь код, включая переменные, представляет из себя функции, что позволяет обеспечить другой подход к разработке. Основная техническая задача программы - обеспечить доступ к файлам и свободно менять о них информацию.
Графическая часть электронного учебного пособия «УМК ОП.04 Информационные технологии» была разработана в среде С# c поддержкjq свойств и событий в стиле Visual Basic.
При разработке было приятно решение использовать формат данных XML для записи информации о файлах, а именно: где они находятся, их расширение и остальную информацию, нужную для программы.
В файле имеется возможность создать отдельную секцию и она перенесется в программу, изменить название файла, добавить его к секции и т.д. Все работа производится в файле, а не в самой программе, что позволяет изменять данные без компиляции программы.
2.2. Руководство пользователя.
Учебное пособие.
Открыть папку release, запустить приложение УМК, откроется окно Учебно-методический комплекс. Нажать на кнопку Открыть, откроется сдержание УМК, выбрать нужный блок и файл. Например, методический блок, сборник методических указаний.
Содержание включает в себя навигационные элементы (управляющие кнопки), которые осуществляют доступ пользователя к необходимой информации. В левой части окна программы для навигации, удобного перемещения и ориентирования в электронном учебном пособии есть оглавление с активными гиперссылками Навигация интуитивно понятна любому пользователю.
Содержание состоит из:
Блока контроля, содержащего вопросы по различным темам, тесты, кроссворды.
Нормативного блока, содержащего ПТП и программу.
Информационного блока, в состав которого входят: презентации и видеоролики по разделам программы.
Методического блока содержащего методические указания по выполнению практических работ, сборника лекций, учебное пособие по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.
Учебный блок, содержащий теоретический и практические блоки.
2.3. Глоссарий.
Немаловажную роль в электронном учебном пособии занимает глоссарий учебной дисциплины.
Его основная цель - дать в сжатой форме основные понятия основных терминов, которые используются как в теоретическом материале так и в практических работах. Термины в глоссарии располагаются в алфавитном порядке, что так же очень удобно для быстрого их поиска. Такой словарь помогает повторить весь учебный материал, который изложен в электронном учебном пособии.
При необходимости преподаватель может дополнять глоссарий новыми терминами на свое усмотрение, а так же по инициативе обучающихся, если они обоснованно приведут примеры терминов, которых, по их мнению, на данный момент не хватает в электронном учебном пособии.
Заключение.
Электронные учебные пособия все чаще используются педагогами на учебных занятиях и самостоятельного изучения учебной дисциплины обучающимися, пропустившими занятия по уважительной причине.
Использование ЭУП позволяет экономить время на учебном занятии, повышает интерес к обучению, дифференцировать процесс обучения.
Преимущества электронных учебных пособий можно представить в виде схемы:
Возможность быстро добавлять и убирать какой-либо материал является отличительной чертой и одним из преимуществ электронного учебного пособия от обычных бумажных пособий.
Разработанное электронное учебное пособие «УМК ОП.04 Информационные технологии» может быть использовано обучающимися различных специальностей.
В результате работы над проектом выяснилось, что представленная гипотеза - использование электронного учебного пособия на учебных занятиях будет способствовать повышению интереса к изучаемым предметам и развитию самостоятельности обучающихся, полностью подтвердилась.
Цель работы достигнута, задачи выполнены.
Используемые источники:
ГОСТ 7.83- 2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения [Электронный ресурс]- Режим доступа: URL: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=130979 , 2015.
А.Ю. Руднев, В.А. Тегин Разработка и использование электронных учебных изданий [Электронный ресурс]- Режим доступа: URL: http://www.disedu.ru/p/2.html , 2015.
Языки программирования F# и C#.