Краевой конкурс-выставка
научно-технического творчества молодежи 2019 «Таланты XXI века»
УМК по учебной дисциплине «ОП.04 Информационные технологии»
Выполнили:
обучающиеся группы П-21:
Люцкан Сергей
Желнов Милан
Столяр Артем
Руководители:
Косторнова Людмила Николаевна
Машенцева Галина Викторовна
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Ставропольский региональный многопрофильный колледж»
Ставрополь, 2020 г
Оглавление:
Введение 3
Глава 1. Понятие электронного учебного пособия, его назначение. 6
1.1. Достоинства электронных учебных пособий. 6
1.2. Недостатки электронных учебных пособий. 7
1.3. Общие требования к представлению информации в электронном учебном пособии. 7
1.4. Требования к дизайну электронного учебного пособия 9
1.5. Требования по безопасности 9
Глава 2. Практическая часть 10
2.1. Выбор технологии и среды для создания электронного пособия. 10
2.2. Руководство пользователя. 11
2.3. Глоссарий. 12
Заключение. 13
Используемые источники: 15
Введение
Развитие вычислительной техники, информационных технологий и методик их использования предлагают новые способы изучения учебного материала, как для обучающихся, так и для педагога.
Электронное учебное пособие предназначено частично (полностью) заменять или дополнять учебное пособие, представленное в бумажном варианте, что способствует повышению не только интереса к будущей специальности, но и успеваемости по конкретной учебной дисциплине.
Большинство учащихся лучше всего воспринимают зрительную информацию, а такие учебные пособия дают возможность каждому из них, независимо от уровня подготовки, активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять контроль и самоконтроль. С помощью таких программ можно быть не пассивным наблюдателем обучения, а активным ее участником.
Расширение компьютерных сетей в учебных заведениях способствуют развитию, разработке, созданию и применению в учебном процессе новых форматов – электронных учебных пособий (ЭУП). Кроме того, существующие учебники в бумажном варианте не всегда удовлетворяют необходимым современным требованиям.
В этой связи создание компьютерных учебных пособий по различным учебным дисциплинам становится одним из актуальных направлений в области изучения различных дисциплин.
Таким образом, становится актуальным создание электронного учебного пособия для выполнения практических работ в рамках учебной дисциплины «ОП.04 Информационные технологии».
Цель: разработка электронного учебного пособия «УМК по учебной дисциплине «ОП.04 Информационные технологии» для формирования знаний, умений, навыков студентов специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах (базовой подготовки), укрупненной группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.
Объект: процесс создания электронного учебного пособия.
Предмет: электронное учебное пособие «УМК «Информационные технологии»
Гипотеза: использование электронного учебного пособия на учебных занятиях будет способствовать повышению интереса к изучаемым дисциплинам и развитию самостоятельности обучающихся.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить особенности электронных учебных пособий.
Ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к ним.
Провести анализ учебной литературы по учебной дисциплине «ОП.05 Информационные технологии».
Выбрать языки программирования для создания учебного пособия.
Разработать структуру учебного пособия.
Изучить возможности среды объектно-ориентированного языка программирования F# и C# для создания электронных учебников.
Разработать и апробировать электронное учебно-методическое пособие УМК «ОП.05 Информационные технологии».
В процессе работы над проектом применялись следующие методы: теоретический анализ научно-педагогической литературы и разработок электронных обучающих программ в системе профессионального образования, статистическая обработка данных.
Научная новизна исследования состоит в реализации электронного учебного пособия по учебной дисциплине «ОП.05 Информационные технологии», включающего в себя теоретические сведения по курсу, технологию выполнения практических работ, варианты самостоятельных работ, тестовых заданий.
Практическая значимость заключается в разработке и апробации электронного пособия по учебной дисциплине «ОП.05 Информационные технологии», которая может быть использована обучающимися профессионального образования, как для самостоятельного изучения, так и для обучения с преподавателем.
Последовательность решения основных задач по созданию проекта определили его структуру.
Работа состоит из титульного листа; оглавления; введения; основной части, состоящей из двух глав; заключения, содержит список литературы.
Глава 1. Понятие электронного учебного пособия, его назначение.
Уже никто не сомневается, что электронное учебное пособие является литературой нового поколения, которая объединила в себе достоинства традиционных учебников и возможности компьютерных технологий. [2]
Электронное учебное пособие - наиболее удобный способ подачи не только нового теоретического материала, но и практических, иллюстративных, тестовых заданий. Оно является не только программным обеспечением по предоставлению знаний, но и средством по их контролю.
Электронные учебные пособия дают возможность обучающимся выполнять полноценные практические задания. Теоретический материал так же становится наглядным, интересным и эффективным для его изучения.
Электронное обучающее пособие, в настоящее время, является универсальной формой обучения и рассматривается в качестве альтернативы традиционному бумажному учебнику.
Достоинства электронных учебных пособий.
использует простой и удобный механизм навигации по электронному пособию;
предоставляет возможность нелинейного изучения материала, благодаря множеству удобных гиперссылок, которые позволяют быстро перейти к нужному разделу и при необходимости так же быстро вернуться обратно;
помогает быстро найти необходимую информацию, поиск которой в бумажном варианте учебника затруднен;
использует возможности и преимущества мультимедийных технологий;
позволяет быстро, но в индивидуальном темпе проверить знания по определенной теме, разделу, всему курсу;
есть возможность обновить необходимую учебную информацию, например, с помощью сети интернет;
позволяет устанавливать гиперсвязь с дополнительной литературой, находящейся в электронных библиотеках, на образовательных сайтах и других ресурсах;
может быть исполнено на любом электронном носителе, оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-1, СD+ и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети, например, в системе СДО Прометей.
Недостатки электронных учебных пособий.
Для использования электронного учебного пособия необходимо наличие дополнительного специального оборудования - компьютера с соответствующим программным и аппаратным обеспечением.
Работе за монитором присуще повышенная утомляемость, поэтому необходимо дозировать время, отведенное работе с электронным учебным пособием.
Постоянное использование электронных учебных пособий приводит к тому, что у обучающихся пропадает чувство новизны и снижается познавательная активность.
Общие требования к представлению информации в электронном учебном пособии.
Для того, чтобы создавать ЭУП, требуется учитывать общие требования к представлению информации в электронном учебном пособии:
образовательный контент ЭУП должен быть мультимедийным и интерактивным;
типовыми компонентами мультимедийного контента ЭУП являются: символьная информация (текст, гипертекст, формулы); статический визуальный ряд (фотографии, 2D - фотопанорамы, микрофотографии, макросъемка, схемы, диаграммы, графики, учебные рисунки и др.); динамический визуальный ряд (видеоопыты, видеоэкскурсии, 3D- фотопанорама с приближением / удалением, 2D-анимация и пр.); звуковой ряд (аудиофрагменты);
в программу обязательно должны быть включены функции поиска – правильно расставленные метки с ключевыми словами;
гиперссылки должны содержать подробную информацию о том, куда они ведут и четко просматриваться;
должна просматриваться четкая логическая структура каждого последующего шага цепочки гиперссылок;
если навигационная панель выполнена графическими средствами, то рекомендуется ниже данной панели помещать ее текстовую копию;
следует исключить выделение текста подчеркиванием (кроме гиперссылок).
обеспечивает возможность копирования выбранной информации, её редактирования и распечатки без выхода из самого учебника.
Учебная дисциплина «ОП.04 Информационные технологии» направлена на формирование следующих компетенций.
Компетенции | Расшифровка компетенций |
а) общих компетенций (ОК): |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. |
б) профессиональные компетенции (ПК): |
ПК 1.6. | Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций. |
ПК 3.1. | Анализировать проектную и техническую документацию на уровне взаимодействия компонент программного обеспечения. |
ПК 3.2. | Выполнять интеграцию модулей в программную систему. |
ПК 3.4. | Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев. |
Требования к дизайну электронного учебного пособия
Дизайн учебного пособия должен быть выполнен таким образом, чтобы обучающийся легко мог найти нужную тему или нужную информацию в теме. Требования к дизайну электронного пособия следующие:
его структура должна соответствовать структуре учебной дисциплины;
быстрый поиск нужной темы или вопроса, быстрый переход к выбранной теме или информации;
единообразный интерфейс всех форм;
понятные элементы управления;
программа должна корректно работать при любом разрешении экрана, так как программа может эксплуатироваться на различных рабочих станциях;
исполняемый файл программы не должен ссылаться на дополнительные файлы для упрощения установки. Это должен быть единый файл, не требующий установки, работающий с минимальными системными требованиями.
Требования по безопасности
При составлении учебного пособия, должны быть соблюдены требования по безопасности:
никакие действия пользователя не должны привести к отказу работы программы и некорректным режимам работы программы;
никакие действия пользователя не должны привести к изменению или удалению изучаемых материалов, потере вопросов теста;
готовая программа должна представлять собой единый исполняемый файл.
Глава 2. Практическая часть 2.1. Выбор технологии и среды для создания электронного пособия.
Для создания электронного пособия чаще всего выбирается объектно-ориентированные программы, реализующие современные методы разработки программ.
На сегодняшний день существует множество языков, поддерживающих объектно-ориентированную технологию программирования. Например, Borland Delphi (язык Object Pascal), С++ Builder (язык С++), Microsoft Visual Studio (язык Visual Basic). [3]
Мы, для создания электронного учебного пособия «УМК ОП.04 Информационные технологии», использовали объектно-ориентированные языки программирования F# для технической части проекта и C# для графической части. Свой синтаксис C# во многом унаследовал от C++ и Java.
Преимущества объектно-ориентированных языков программирования F# и C#:
язык активно развивается. Регулярно выходят новые версии C#, которые добавляют новые синтаксические конструкции в язык, а также увеличивают его быстродействие и надежность;
есть возможность использовать готовые конструкции;
увеличивается производительность за счет использования специфических команд конкретного процессора;
наличие большого количества библиотек и шаблонов;
встроенная поддержка автоматической генерации XML-документации.
Техническая часть электронного учебного пособия «УМК ОП.05 Информационные технологии» была написана с помощью языка программирования F#. Язык использует современную парадигму программирования - функциональное программирование. Весь код, включая переменные, представляет из себя функции, что позволяет обеспечить другой подход к разработке. Основная техническая задача программы - обеспечить доступ к файлам и свободно менять о них информацию. [4]
Графическая часть электронного учебного пособия «УМК ОП.04 Информационные технологии» была разработана в среде С# c поддержкой свойств и событий в стиле Visual Basic.
При разработке было приятно решение использовать формат данных XML для записи информации о файлах, а именно: где они находятся, их расширение и остальную информацию, нужную для программы.
В файле имеется возможность создать отдельную секцию и она перенесется в программу, изменить название файла, добавить его к секции и т.д. Все работа производится в файле, а не в самой программе, что позволяет изменять данные без компиляции программы.
2.2. Руководство пользователя.
Учебное пособие.
Открыть папку УМК, запустить приложение УМК, откроется окно Учебно-методический комплекс. Нажать на кнопку Открыть, откроется сдержание УМК, выбрать нужный блок и файл. Например, методический блок, сборник методических указаний.
Содержание включает в себя навигационные элементы (управляющие кнопки), которые осуществляют доступ пользователя к необходимой информации. В левой части окна программы для навигации, удобного перемещения и ориентирования в электронном учебном пособии есть оглавление с активными гиперссылками Навигация интуитивно понятна любому пользователю. [1]
Содержание состоит из:
Блока контроля, содержащего вопросы по различным темам, вопросы к экзамену, тесты, кроссворды, ФОСы, КИМы.
Нормативного блока, содержащего ПТП и программу.
Информационного блока, в состав которого входят: презентации к учебным занятиям и блоку контроля, видеоролики по разделам программы, глоссарий.
Методического блока содержащего методические указания по выполнению практических работ, учебное пособие по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.
Учебного блока, состоящего из практического и теоретического блоков.
2.3. Глоссарий.
Немаловажную роль в электронном учебном пособии занимает глоссарий учебной дисциплины.
Его основная цель - дать в сжатой форме основные понятия основных терминов, которые используются как в теоретическом материале, так и в практических работах. Термины в глоссарии располагаются в алфавитном порядке, что так же очень удобно для быстрого их поиска. Такой словарь помогает повторить весь учебный материал, который изложен в электронном учебном пособии.
При необходимости преподаватель может дополнять глоссарий новыми терминами на свое усмотрение, а так же по инициативе обучающихся, если они обоснованно приведут примеры терминов, которых, по их мнению, на данный момент не хватает в электронном учебном пособии.
Заключение.
Электронные учебные пособия все чаще используются педагогами на учебных занятиях и самостоятельного изучения учебной дисциплины обучающимися, пропустившими занятия по уважительной причине, выступают в качестве ассистентов преподавателей, принимая на себя огромную рутинную работу при изложении нового материала, при проверке и оценке знаний обучающихся. Использование ЭУП позволяет экономить время на учебном занятии, повышает интерес к обучению, дифференцировать процесс обучения.
Преимущества использования электронных учебных пособий можно представить в виде схемы:
Возможность быстро добавлять и убирать какой-либо материал является отличительной чертой и одним из преимуществ электронного учебного пособия от обычных бумажных пособий.
Разработанное электронное учебное пособие «УМК ОП.04 Информационные технологии» может быть использовано обучающимися различных специальностей. При необходимости содержание УМК может быть дополнено, интерфейс и дизайн усовершенствованы.
В результате работы над проектом выяснилось, что представленная гипотеза - использование электронного учебного пособия на учебных занятиях будет способствовать повышению интереса к изучаемым предметам и развитию самостоятельности обучающихся, полностью подтвердилась.
Цель работы достигнута, задачи выполнены.
Используемые источники:
ГОСТ 7.83- 2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения [Электронный ресурс]- Режим доступа: URL: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=130979 , 2015.
А.Ю. Руднев, В.А. Тегин. Разработка и использование электронных учебных изданий [Электронный ресурс]- Режим доступа: URL: http://www.disedu.ru/p/2.html , 2015.
О. Котов. Язык C#: краткое описание и введение в технологии программирования. ISBN: 978-5-94074-689-8, 2018.
Языки программирования F# и C#.