Тема: Умножение отрицательных чисел и чисел с разными знаками
Класс:6а
Цели:
Ввести правила умножения двух отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
Развивать правильную математическую речь.
Информация для учителя
При нахождении значений выражений учащиеся постоянно проговаривают правила сложения и вычитания, деления и умножения положительных и отрицательных чисел.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет
1. Решите уравнения:
1) у : 15 = 3;
2) у - 15 = 3;
3) у + 15 = 3;
4) у · 15 = 3;
5) у - 15 = -3;
6) у + 15 = -3.
2. № 1137 стр. 194.
(Ответ: а — b а + b при а 0, b
3. Книга в переплете стоит 64 руб. Сколько стоит переплет книги, если известно, что сама книга дороже ее переплета на 60 руб.? (2 руб.)
III. Индивидуальная работа
1 карточка
1. Решить уравнения: х+3.2=1,8; 3,7 –х=-2,3
2. Найти расстояние между точками А (-5) и В (6).
3. Напиши все целые m, что 21 m |
2 карточка
1. Решить уравнения: х+4.2=3,8; 5,7 –х=-1,3
2. Найти расстояние между точками А (-4) и В (7).
3. Напиши все целые m, что 22 m |
IV. Сообщение темы урока
— Сегодня на уроке мы узнаем, какие правила применяются при умножении положительных и отрицательных чисел.
V. Изучение нового материала
1. Подготовительная работа.
— Где вы в жизни встречаетесь с отрицательными и положительными числами?
— Каким числом выражается увеличение величины, а каким — уменьшение? (Увеличение любой, величины можно выразить положительным числом, а уменьшение — отрицательным.)
2. Работа с учебником.
— Самостоятельно разберите задачи 1 и 2 в учебнике на стр. 190.
— Сформулируйте правило умножения чисел с разными знаками.
При умножении чисел с разными знаками:
1) перемножить модули этих чисел;
2) перед полученным числом поставить знак минус.
— Найдите значения выражений:
-0,3 · 8 = -2,4; 0,6 · (-3) = -1,8; 0,7 · 7 = 4,9.
— Какой вывод можно сделать? (При изменении знака любого множителя знак произведения меняется, а его модуль останется тем же.)
Рассмотрим пример: -0,5 · (-7) = 3,5.
— В данном произведении знаки меняются у обоих множителей, следовательно, и произведение дважды меняет знак. В результате знак произведения не меняется. Какой вывод можно сделать? (Произведение отрицательных чисел есть число положительное.)
— Сформулируйте правило умножения отрицательных дробей. Сравните свое правило с правилом в учебнике на стр. 191.
При умножении двух отрицательных чисел:
1) перемножить модули этих чисел;
2) перед полученным числом поставить знак плюс.
— При умножении отрицательных чисел принято первый множитель писать без скобок, так как (—1,5) · 3 = — (1,5 · 3) = 4,5.
— Найдите значения выражений:
-1,5 · (-3) = | -1,5 | · | -3 | = 1,5 · 3 = 4,5.
Можно писать короче:
-1,5 · (-3) = 1,5 · 3 = 4,5; -2,3 · (-2) = 4,6; -0,3 · (-7) = 2,1.
— Правила умножения можно истолковать и таким образом:
«Друг моего друга — мой друг»: + · + = +.
«Враг моего врага — мой друг»: — · — = +.
«Друг моего врага — мой враг»: + · — = +.
«Враг моего друга — мой враг»: — · + = — .
VI. Закрепление изученного материала
1. № 1118 стр. 191 (на доске и в тетрадях).
— Ответ обоснуйте.
2. № 1119 стр. 191 (устно).
3. Прочитайте текст в учебнике на стр. 192 «Говори правильно».
VII. Физкультминутка
VIII. Работа над задачей
№ 1141 (а) стр. 194 (на обратной стороне доски и в тетрадях, самопроверка).
— Прочитайте задачу. Решите самостоятельно алгебраическим способом.
IX. Повторение изученного материала
Блиц-опрос.
— Сумма двух отрицательных чисел есть число... (отрицательное, положительное).
— Сумма двух противоположных чисел равна... (их сумме, нулю).
— При сложении двух чисел с разными знаками знак суммы совпадает со знаком того слагаемого, модуль которого... (больше, меньше).
— Чтобы из одного числа вычесть другое число, нужно... (к уменьшаемому прибавить; от уменьшаемого отнять) число, противоположное вычитаемому.
— Чтобы найти расстояние между двумя точками на координатной прямой, надо найти модуль... {разности, суммы) координат соответствующих точек.
X. Самостоятельная работа (5—7 мин)
Вариант I
Выполните умножение:
10 · (-3,9);
(-100) · 7,4;
-65 · (-10);
-2 · 2,4; 2 · (-2,9);
(-5) · 1,2;
-1,5 · (-3);
-4 · 1,6.
Вариант II
Выполните умножение:
10 · (-6,3);
(-10) · 3,1;
-25 · (-100);
-4 · 1,4; 2 · (-3,2);
(-5) · 1,8;
-1,7 · (-3);
-6 · 1,2.
XI. Подведение итогов урока
— Сформулируйте правило умножения двух чисел с разными знаками.
— Как перемножаются два отрицательных числа?
Домашнее задание
Учебник, стр. 192 (прочитать текст под рубрикой «Говори правильно».) № 1143 (а,б,д,е), 1144 (а, в), 1145 (а), стр. 195; повторить №1132(а,г,ж), стр.193.