Тема: Умножение трехзначных чисел в столбик. | Тип: Урок «открытия» нового знания |
Цель: Ознакомление обучающихся с алгоритмом письменного приёма умножения трёхзначных чисел на однозначное число с одним переходом через разряд. Задачи: 1) Познакомить с алгоритмом письменного приёма умножения трёхзначных чисел на однозначное число с одним переходом через разряд; 2) Закреплять навыки устного умножения трёхзначных чисел на однозначное число; 3) Закреплять умения сравнивать по одному или нескольким признакам. |
Планируемые результаты: |
Предметные Учащийся научится: Овладеет способом письменного действия умножения трёхзначного числа на однозначное число в пределах 1000; соотносить буквенные выражения по заданным признакам; проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы. | Метапредметные УУД Учащийся научится: сравнивать математические выражения на основе знания распределительного закона умножения; проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения; контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе. | Личностные Учащийся научится принимать активное участие в работе в паре и в группе, применять умение вести диалог, используя речевые коммуникативные средства. |
Ресурсы урока: учебники 3 класс (3 часть); карточки-задания; презентация к уроку. |
Ход фрагмента урока (Актуализация знаний). |
Мотивация к деятельности.
- Ребята, какие предметы придумали люди для более быстрого счета? (калькуляторы, счеты, компьютеры)
- Представьте, что сломались все электронно-вычислительные машины, а нам срочно нужно сделать вычисления. Как мы поступим? (будем считать в уме, трудные примеры записывать столбиком и решать)
- Как вы думаете, какую цель мы можем поставить на уроке? (Отрабатывать навыки счета. Считать быстро и без ошибок)
Актуализация знаний.
а) Работа в парах. Соотнесите буквенные выражения с названием математических законов (свойств). –
- На столах у вас лежат карточки № 1. Возьмите их и прочитайте задание. А ….. прочитает это задание вслух.
- Выполните это задание в парах
№1 Соотнесите буквенные выражения с названием математических законов (свойств). |
а·b = b ·а (а + b) · с= а · с + b · с а + b = b + а | распределительный закон умножения относительно сложения переместительный закон сложения переместительный закон умножения |
- Кто готов, покажите свою готовность.
- Молодцы. Проверим, как вы соотнесли буквенные выражения и названия математических законов.
Проверка. К доске приглашается одна пара.
Они на доске прикрепляют соответствующие таблицы. Остальные пары проверяют у себя на партах.
- У кого не совпали буквенные выражения и названия математических законов?
- Молодцы. Хорошо справились.
№1 Соотнесите буквенные выражения с названием математических законов (свойств). |
а ·b = b ·а (а + b) · с= а · с + b · с а + b = b + а | распределительный закон умножения относительно сложения переместительный закон сложения переместительный закон умножения |
б) Задания на карточках.
- Возьмите карточки № 2. Прочитайте задания.
- Какое задание предстоит выполнить? (Нужно выбрать во всех ли равенствах правильно применили закон)
- Верно. Вы должны выбрать во всех ли равенствах правильно применили распределительный закон умножения относительно сложения.
Для этого вспомните определение распределительного закона умножения относительно сложения.
Вставьте в определение закона пропущенные слова.
Чтобы сумму умножить на ___________, можно умножить на это число каждое из _______________, а затем сложить полученные _____________________________.
- Работать будете в парах.
№ 2 Найдите равенства, в которых верно использован распределительный закон умножения относительно сложения. (70 + 8) · 4 = 70 · 4 + 8 · 4 (60 + 9) · 4 = 60 · 4 – 9 · 4 (500 + 20) · 3 = 500 · 20 + 500 · 4 + 3) · 7 = 400 · 7 + 3 · 7 |
Чтобы сумму умножить на число, можно умножить на это число каждое из слагаемых, а затем сложить полученные произведения.
Проверка. Одна пара зачитывает.
Остальные дети сравнивают со своими определениями.
- Прочитайте определение распределительного закона умножения относительно сложения.
- Правильно или неправильно?
Если кто-нибудь из детей ошибся, то предложить детям еще раз прочитать
этот закон на слайде, чтобы запомнить его.
- Прочитайте еще раз определение. Найдите и подчеркните существенные признаки, по которым можно найти верные равенства.
Чтобы сумму умножить на число, можно умножить на это число каждое из слагаемых, а затем сложить полученные произведения.
- Прочитайте первый существенный признак, который вы подчеркнули в определении. (сумма чисел умноженная на число)
- Запишите его в таблицу.
- Прочитайте второй существенный признак, который вы подчеркнули в определении.(каждое из слагаемых умножается на данное число)
- Запишите его в таблицу.
- Из определения выпишите в таблицу недостающие для сравнения существенные признаки, которые необходимо знать, чтобы найти верные равенства (Сложили полученные произведения)
Существенные признаки | (70+8)· 4=70·4+8·4 | (60+9) ·4=60·4–9·4 | (500+20) ·3=500·20+500·4 | (400+3) ·7=400·7+3·7 |
В первой части равенства записана ____________________________________________________________________ | | | | |
Во второй части равенства -____________________________________________________________________________________________ | | | | |
| | | | |
- Проверьте, во всех ли равенствах выполняется распределительный закон умножения относительно сложения?
- Сравните по существенным признакам данные выражения. Сходства отмечайте +, отличия -. Сделайте вывод. (самост. работа или в паре)
Детская таблица
Существенные признаки | (70+8)· 4=70·4+8·4 | (60+9) ·4=60·4–9·4 | (500+20) ·3=500·20+500·4 | (400+3) ·7=400·7+3·7 |
В первой части равенства записана сумма чисел умноженная на число | + | + | + | + |
Во второй части равенства – каждое из слагаемых умножается на данное число. | + | + | - | + |
Сложили полученные произведения | + | - | + | + |
Дополнительные вопросы, если у детей будут затруднения: Обратите внимание на ошибки, допущенные при вычислениях. Найдите, два равенства, где допущены ошибки,
- Покажите. Какая пара готова сделать вывод. Сделайте вывод.
Верные равенства (70+8) · 4=70· 4+8· 4, (400+3) · 7=400· 7+3· 7.
- Как вы сравнивали?
- Первое выражение (70+8)· 4=70·4+8·4 все плюсы, значит закон применен верно.
- Второе выражение (60+9) ·4=60·4–9·4 не все плюсы, значит закон применен неверно.
-Третье выражение (500+20) ·3=500·20+500·4 не все плюсы, значит закон применен неверно.
- Первое выражение (400+3) ·7=400·7+3·7 все плюсы, значит закон применен верно.
Верные равенства (70+8) · 4=70· 4+8· 4, (400+3) · 7=400· 7+3· 7.
в) Работа с учебником с. 4 № 1 - 2
- Откройте учебник на с. 4. Прочитайте задачу № 1. Что необходимо узнать? (Нужно узнать, сколько деревьев растет на берегу озера)
- Как можно решить эту задачу? (Надо количество берез умножить на части, 314 · 3 )
- Как можно выполнить это вычисление? (решить в строчку, применяя распределительный закон умножения или решить столбиком)
- Прочитайте в задании № 2, как Витя выполнил вычисление.
314 · 3=(300 + 10 + 4) · 3=900 + 30 +12 = 942 (к)
- Удобно ли трёхзначные числа умножать на однозначное число таким способом? (нет)
- Как по-другому можно найти значение данного выражения? (Записать в столбик).
-Сформулируйте тему урока. ( Умножение трёхзначных чисел в столбик.)
- Верно. Тема урока: Умножение трёхзначных чисел в столбик.
- Какую цель мы поставим себе на уроке? Чему мы должны научиться?
- Верно. Сегодня мы познакомимся с алгоритмом письменного приёма умножения трёхзначных чисел на однозначное число. Научимся умножать трёхзначные числа, записывая столбиком.
Приложение
№1 Соотнесите буквенные выражения с названием математических законов (свойств). |
а·b = b ·а (а + b) · с= а · с + b · с а + b = b + а | распределительный закон умножения относительно сложения переместительный закон сложения переместительный закон умножения |
№ 2 Найдите равенства, в которых верно использован распределительный закон умножения относительно сложения. (70 + 8) · 4 = 70 · 4 + 8 · 4 (60 + 9) · 4 = 60 · 4 – 9 · 4 (500 + 20) · 3 = 500 · 20 + 500 · 4 + 3) · 7 = 400 · 7 + 3 · 7 Чтобы сумму умножить на ___________, можно умножить на это число каждое из _______________, а затем сложить полученные _____________________________. Найдите существенные признаки, по которым можно найти верные равенства. Из определения выпишите в таблицу недостающие для сравнения существенные признаки, которые необходимо знать, чтобы найти верные равенства. Существенные признаки | (70+8)· 4=70·4+8·4 | (60+9) ·4=60·4–9·4 | (500+20) ·3=500·20+500·4 | (400+3) ·7=400·7+3·7 | В первой части равенства записана сумма чисел умноженная на число | | | | | Во второй части равенства – каждое из слагаемых умножается на данное число. | | | | | | | | | | Сходства отмечайте +, отличия - Верные равенства __________. |