Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
Итоговая работа по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Методическое сопровождение профессионального роста педагога дополнительного образования» на тему: « Возможности системы дополнительного образования детей в формировании универсальных учебных действий»
Составитель: методист
Суханова Анжелика Николаевна
г. Новомосковск, 2018
Цель образования:
Общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Дополнительное образование – образование до полного
Дополнительное образование детей – это особый вид образования, составляющий вариативную часть общего образования, под которым понимается целенаправленный, мотивированный процесс обучения и воспитания, позволяющий обучающемуся приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве, самореализоваться и самоопределиться личностно и профессионально. Над проблемой формирования значимых качеств личности работали и работают сегодня многие ведущие педагоги.
Возможности дополнительного образования:
- Принцип добровольности;
- Дифференциация по интересам;
- Неформальный стиль общения .
П.Я. Гальперин создал концепцию планомерного, поэтапного формирования умственных действий и понятий. Это так называемые предметные и логические задачи, где варьируется соотношение необходимых и достаточных условий.
О важности обучения в коллективе с целью формирования коммуникативных универсальных учебных действий в своей работе «Зачем детям учиться вместе» пишет Г.А. Цукерман.
По словам Выготского – «Деятельность формируется в деятельности».
Аспекты воспитания средствами дополнительного образования:
- Представления об окружающем мире, о социальной действительности – это часть жизни;
- Опыт ценностных переживаний (семья, Родина, здоровье,…), этот опыт позволяет совершить поступок;
- Опыт самостоятельных практических действий.
Три подхода в образовании:
- Системно-деятельностный (научить выбирать, научить осваивать знания);
- Метапредметные УУД (научить учиться), соединить все знания и мир в единое целое;
УУД
- Компетентностный (перенос знаний в жизнь).
определяют, что делать
показатели сформированности
Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию.
Значит УУД – это формулировка результатов.
Отсюда видно, что УУД способствуют гармоничному развитию личности ребенка в любой сфере его деятельности.
Что необходимо сделать для целенаправленного формирования универсальных учебных действий?
- определить цели, содержание действий, их возрастную форму применительно к каждой из ступеней образования;
- обеспечить смысл учебной деятельности, необходимую познавательную мотивацию, показать ребенку, как и когда будет использовано то или иное универсальное учебное действие не только на занятиях, но и в дальнейшей жизни;
- формированию универсальных учебных действий способствуют групповые и коллективные задания, проектная деятельность.
Понятие УУД
В широком значении: способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В узком (собственно психологическом значении): совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Виды УУД
Личностный
Регулятивный
Познавательный
Коммуникативный
Личностные УУД
- внутренняя позиция;
- мотивация;
- нравственно-этическая оценка
Личностные универсальные учебные действия представляют собой:
самопознание - построение системы представления о себе, кто я, какими качествами обладаю, какие мотивы я преследую, что для меня значимо, какие ценности я исповедаю;
идентичность – это система устойчивых представлений о самом себе с выделением наиболее важных моментов (представление о своей гражданской идентичности, чувство гордости за принадлежность к обществу российских граждан. Внутренняя позиция обучающегося – принятие своей социальной роли, стремление к достижениям в своей учебной деятельности);
самоопределение личностное и профессиональное самоопределение – молодой человек должен решить задачу предварительного профессионального самоопределения достаточно рано, т.е. тогда, когда психологических предпосылок в полной мере для принятия необходимого решения у него еще нет. И эту задачу он может решать только в процессе сотрудничества с педагогом и родителями. Жизненное самоопределение связано с построением планов на будущее как отдаленное, так и ближайшее. Самоопределение – это то универсальное учебное действие, которое необходимо формировать, поскольку у самого обучающегося нет достаточных компетенций.
Регулятивные УУД
- целеполагание - постановка учебной задачи (что надо усвоить, каким действием овладеть);
- планирование - определение последовательности промежуточных целей. Составление плана, определенных последовательных действий;
- прогнозирование - забегание вперед, предвосхищение, не просто констатация того, что уже достигнуто, но умение видеть то, что будет с целью внесения необходимых корректив в выполняемое действие;
- контроль - сличение способа действия, результата действия с заданным эталоном;
- коррекция - внесение необходимых дополнений в план действий, в способ действия тогда, когда обнаруживаются расхождения между тем , что нужно и тем, что получается;
- оценка - предполагает выделение обучающимся того, что уже усвоено, осознание того, что нужно сделать для обеспечения заданного результата. ;
- волевая саморегуляция - инновационный вид регулятивных универсальных учебных действий. Этому надо учить, этим надо овладеть.
Познавательные УУД
- Поиск информации, речевое развитие, моделирование
- Анализ, синтез, выдвижение гипотез, доказательство
- Постановка и решение проблем
Коммуникативные УУД
- Планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками;
- Постановка вопросов;
- Разрешение конфликтов;
- Управление поведением партнёра;
- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Функции универсальных учебных действий включают:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности « научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Воспитательные результаты
- Приобретение школьником социальных знаний
- Развитие позитивных отношений к базовым общественным ценностям
- Накопление опыта самостоятельного ценностно ориентированного социального действия
Важным в работе педагога дополнительного образования считаю формирование и удержание мотивации на высоком уровне. Для этого в течение года необходимо чередовать разделы программы таким образом, чтобы у ребенка не угасал интерес.
Весь процесс обучения делится на три этапа:
- выработка практических умений и навыков;
- расширение знаний учащихся;
- развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в различных сферах.
На первой ступени обучения дети получают основные умения и доводят их до автоматизма. Первый уровень — выполнение учащимися упражнений. Особое внимание уделяется точности исполнения приемов работы, развитию произвольного внимания, усидчивости, аккуратности. Итогом данного этапа является качественное выполнение работы-копии. Педагог предлагает вниманию обучающегося эталонный результат работы.
Формы работы на первой ступени: фронтальные занятия, беседы, экскурсии и т.д. с целью ознакомления обучающихся с деятельностью детского объединения, направленные на сплочение нового коллективе. На данном этапе происходит формирование комплекса предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий.
На второй и третьей ступенях обучения большое внимание уделяется работе над творческим проектом, который может быть индивидуальным и групповым. Все предлагаемые педагогом образцы изделий, упражнения, необходимые в работе над проектом, подбираются с расчетом на максимальную познавательность, эстетическое и творческое развитие личности ребенка. При этом учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей, практическое значение учебного материала, межпредметные связи. Важный этап проектной деятельности – самостоятельный поиск информации, сбор аналогов, выполнение образцов и подготовка технической документации.
Неотъемлемая часть творческого проекта — его защита, когда перед ребенком стоит задача доказать полезность, актуальность проделанной работы. Здесь возникает необходимость четко и аргументировано излагать свои мысли перед публикой. Умение не теряться в стрессовой ситуации, отстаивать свое мнение, грамотно говорить — те универсальные учебные действия, которые формируются на занятиях. Деятельность обучающихся в подготовке проекта способствует развитию инициативы, коммуникативных качеств, формирует чувство ответственности, умение планировать свою деятельность и согласовывать ее с партнером по работе, учитывать чужое мнение, воспитывает коллектив единомышленников, полностью раскрывает творческий потенциал.
Преимущество внеурочной деятельности на базе учреждения дополнительного образования :
- Обогащение социального опыта;
- Расширение коммуникативно-познавательного пространства ребёнка.
Дополнительное образование может много дать школе для реализации новых стандартов
- Возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребёнка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты;
- Специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художественной, технической, спортивной, социальной и т.д.);
- Материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования;
- Изучение и формирование социального заказа на образование;
- Методическую поддержку процессов интеграции общего и дополнительного образования;
- Уникальные педагогические технологии развития творческих способностей, профильного образования и др.;
- Возможности поддержки одаренных детей и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья);
- Возможности работы в социуме, социального творчества детей;
- Организацию каникулярного времени детей;
- Возможности духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского самоуправления, коррекционной работы. Профилактики негативных явлений среды и др.
В дополнительном образовании происходят изменения
- Развитие новых механизмов, процедур, технологий сетевого взаимодействия с учреждениями образования, культуры, спорта и др.;
- Разработка новых требований к программам дополнительного образования с ориентацией на получение предметных, метапредметных и личностных результатов;
- Создание новых условий для построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
- Изменение позиции педагога дополнительного образования в вопросах построения образовательного процесса;
Заключение
Невозможно переоценить полезность правильного формирования УУД в дополнительном образовании для всех сфер жизни и дальнейшего обучения ребенка. Только в условиях особых методов воспитания, которые отличают эту область образования, возможно полное раскрытие творческого потенциала ребенка с упором на духовность и нравственные общечеловеческие принципы.
Сформированные благодаря эффективному применению УУД ключевые умения и навыки помогут ученикам понимать и реализовывать поставленные перед ними задачи, быть при этом внимательными и сосредоточенными, структурировать и разбивать на этапы собственную целенаправленную деятельность, уметь работать как индивидуально, так и в группе.
Применение знаний, полученных в процессе дополнительного обучения УУД, поможет хорошо мотивированным ученикам достигнуть немалых высот в творческой и интеллектуальной деятельности и почувствовать себя состоявшейся, социально адаптированной к современным условиям личностью.