СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Универсальные учебные действия в дополнительном образовании

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возможности ддополнительного образования в развитии универсальных учебных действий

Просмотр содержимого документа
«Универсальные учебные действия в дополнительном образовании»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества»   Итоговая работа  по дополнительной профессиональной программе  повышения квалификации  «Методическое сопровождение профессионального роста  педагога дополнительного образования»   на тему:  « Возможности системы дополнительного образования детей  в формировании  универсальных учебных действий» Составитель: методист Суханова Анжелика Николаевна г. Новомосковск, 2018

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества»

Итоговая работа по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Методическое сопровождение профессионального роста педагога дополнительного образования» на тему: « Возможности системы дополнительного образования детей в формировании универсальных учебных действий»

Составитель: методист

Суханова Анжелика Николаевна

г. Новомосковск, 2018

Цель образования: Общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

Цель образования:

Общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Дополнительное образование – образование до полного  Дополнительное образование детей – это особый вид образования, составляющий вариативную часть общего образования, под которым понимается целенаправленный, мотивированный процесс обучения и воспитания, позволяющий обучающемуся приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве, самореализоваться и самоопределиться личностно и профессионально. Над проблемой формирования значимых качеств личности работали и работают сегодня многие ведущие педагоги. Возможности дополнительного образования: Принцип добровольности; Дифференциация по интересам; Неформальный стиль общения .

Дополнительное образование – образование до полного

Дополнительное образование детей – это особый вид образования, составляющий вариативную часть общего образования, под которым понимается целенаправленный, мотивированный процесс обучения и воспитания, позволяющий обучающемуся приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве, самореализоваться и самоопределиться личностно и профессионально. Над проблемой формирования значимых качеств личности работали и работают сегодня многие ведущие педагоги.

Возможности дополнительного образования:

  • Принцип добровольности;
  • Дифференциация по интересам;
  • Неформальный стиль общения .
П.Я. Гальперин создал концепцию планомерного, поэтапного формирования умственных действий и понятий. Это так называемые предметные и логические задачи, где варьируется соотношение необходимых и достаточных условий. О важности обучения в коллективе с целью формирования коммуникативных универсальных учебных действий в своей работе «Зачем детям учиться вместе» пишет Г.А. Цукерман. По словам Выготского – «Деятельность формируется в деятельности».

П.Я. Гальперин создал концепцию планомерного, поэтапного формирования умственных действий и понятий. Это так называемые предметные и логические задачи, где варьируется соотношение необходимых и достаточных условий.

О важности обучения в коллективе с целью формирования коммуникативных универсальных учебных действий в своей работе «Зачем детям учиться вместе» пишет Г.А. Цукерман.

По словам Выготского – «Деятельность формируется в деятельности».

Аспекты воспитания средствами дополнительного образования: Представления об окружающем мире, о социальной действительности – это часть жизни; Опыт ценностных переживаний (семья, Родина, здоровье,…), этот опыт позволяет совершить поступок; Опыт самостоятельных практических действий.

Аспекты воспитания средствами дополнительного образования:

  • Представления об окружающем мире, о социальной действительности – это часть жизни;
  • Опыт ценностных переживаний (семья, Родина, здоровье,…), этот опыт позволяет совершить поступок;
  • Опыт самостоятельных практических действий.
Три подхода в образовании: Системно-деятельностный (научить выбирать, научить осваивать знания); Метапредметные УУД (научить учиться), соединить все знания и мир в единое целое;   УУД  Компетентностный (перенос знаний в жизнь). определяют, что делать показатели сформированности

Три подхода в образовании:

  • Системно-деятельностный (научить выбирать, научить осваивать знания);
  • Метапредметные УУД (научить учиться), соединить все знания и мир в единое целое;

УУД

  • Компетентностный (перенос знаний в жизнь).

определяют, что делать

показатели сформированности

Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. Значит УУД – это формулировка результатов.  Отсюда видно, что УУД способствуют гармоничному развитию личности ребенка в любой сфере его деятельности.

Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию.

Значит УУД – это формулировка результатов.

Отсюда видно, что УУД способствуют гармоничному развитию личности ребенка в любой сфере его деятельности.

Что необходимо сделать для целенаправленного формирования универсальных учебных действий? определить цели, содержание действий, их возрастную форму применительно к каждой из ступеней образования; обеспечить смысл учебной деятельности, необходимую познавательную мотивацию, показать ребенку, как и когда будет использовано то или иное универсальное учебное действие не только на занятиях, но и в дальнейшей жизни; формированию универсальных учебных действий способствуют групповые и коллективные задания, проектная деятельность.

Что необходимо сделать для целенаправленного формирования универсальных учебных действий?

  • определить цели, содержание действий, их возрастную форму применительно к каждой из ступеней образования;
  • обеспечить смысл учебной деятельности, необходимую познавательную мотивацию, показать ребенку, как и когда будет использовано то или иное универсальное учебное действие не только на занятиях, но и в дальнейшей жизни;
  • формированию универсальных учебных действий способствуют групповые и коллективные задания, проектная деятельность.
Понятие УУД  В широком значении: способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком (собственно психологическом значении): совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Понятие УУД

В широком значении: способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В узком (собственно психологическом значении): совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Виды УУД   Личностный Регулятивный Познавательный Коммуникативный

Виды УУД

Личностный

Регулятивный

Познавательный

Коммуникативный

 Личностные УУД внутренняя позиция; мотивация; нравственно-этическая оценка

Личностные УУД

  • внутренняя позиция;
  • мотивация;
  • нравственно-этическая оценка

Личностные универсальные учебные действия представляют собой:

самопознание - построение системы представления о себе, кто я, какими качествами обладаю, какие мотивы я преследую, что для меня значимо, какие ценности я исповедаю;

идентичность – это система устойчивых представлений о самом себе с выделением наиболее важных моментов (представление о своей гражданской идентичности, чувство гордости за принадлежность к обществу российских граждан. Внутренняя позиция обучающегося – принятие своей социальной роли, стремление к достижениям в своей учебной деятельности);

самоопределение личностное и профессиональное самоопределение – молодой человек должен решить задачу предварительного профессионального самоопределения достаточно рано, т.е. тогда, когда психологических предпосылок в полной мере для принятия необходимого решения у него еще нет. И эту задачу он может решать только в процессе сотрудничества с педагогом и родителями. Жизненное самоопределение связано с построением планов на будущее как отдаленное, так и ближайшее. Самоопределение – это то универсальное учебное действие, которое необходимо формировать, поскольку у самого обучающегося нет достаточных компетенций.

Регулятивные УУД целеполагание - постановка учебной задачи (что надо усвоить, каким действием овладеть); планирование - определение последовательности промежуточных целей. Составление плана, определенных последовательных действий; прогнозирование - забегание вперед, предвосхищение, не просто констатация того, что уже достигнуто, но умение видеть то, что будет с целью внесения необходимых корректив в выполняемое действие; контроль - сличение способа действия, результата действия с заданным эталоном; коррекция - внесение необходимых дополнений в план действий, в способ действия тогда, когда обнаруживаются расхождения между тем , что нужно и тем, что получается; оценка - предполагает выделение обучающимся того, что уже усвоено, осознание того, что нужно сделать для обеспечения заданного результата. ; волевая саморегуляция - инновационный вид регулятивных универсальных учебных действий. Этому надо учить, этим надо овладеть.

Регулятивные УУД

  • целеполагание - постановка учебной задачи (что надо усвоить, каким действием овладеть);
  • планирование - определение последовательности промежуточных целей. Составление плана, определенных последовательных действий;
  • прогнозирование - забегание вперед, предвосхищение, не просто констатация того, что уже достигнуто, но умение видеть то, что будет с целью внесения необходимых корректив в выполняемое действие;
  • контроль - сличение способа действия, результата действия с заданным эталоном;
  • коррекция - внесение необходимых дополнений в план действий, в способ действия тогда, когда обнаруживаются расхождения между тем , что нужно и тем, что получается;
  • оценка - предполагает выделение обучающимся того, что уже усвоено, осознание того, что нужно сделать для обеспечения заданного результата. ;
  • волевая саморегуляция - инновационный вид регулятивных универсальных учебных действий. Этому надо учить, этим надо овладеть.
Познавательные УУД Поиск информации, речевое развитие, моделирование Анализ, синтез, выдвижение гипотез, доказательство Постановка и решение проблем

Познавательные УУД

  • Поиск информации, речевое развитие, моделирование
  • Анализ, синтез, выдвижение гипотез, доказательство
  • Постановка и решение проблем
Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками; Постановка вопросов; Разрешение конфликтов; Управление поведением партнёра; Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Коммуникативные УУД

  • Планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками;
  • Постановка вопросов;
  • Разрешение конфликтов;
  • Управление поведением партнёра;
  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Функции универсальных учебных действий включают: обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности « научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Функции универсальных учебных действий включают:

обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности « научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний Развитие позитивных отношений к базовым общественным ценностям Накопление опыта самостоятельного ценностно ориентированного социального действия

Воспитательные результаты

  • Приобретение школьником социальных знаний
  • Развитие позитивных отношений к базовым общественным ценностям
  • Накопление опыта самостоятельного ценностно ориентированного социального действия
Важным в работе педагога дополнительного образования считаю формирование и удержание мотивации на высоком уровне. Для этого в течение года необходимо чередовать разделы программы таким образом, чтобы у ребенка не угасал интерес. Весь процесс обучения делится на три этапа: - выработка практических умений и навыков; - расширение знаний учащихся; - развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в различных сферах.

Важным в работе педагога дополнительного образования считаю формирование и удержание мотивации на высоком уровне. Для этого в течение года необходимо чередовать разделы программы таким образом, чтобы у ребенка не угасал интерес.

Весь процесс обучения делится на три этапа:

- выработка практических умений и навыков;

- расширение знаний учащихся;

- развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в различных сферах.

На первой ступени обучения  дети получают основные умения и доводят их до автоматизма. Первый уровень — выполнение учащимися упражнений. Особое внимание уделяется точности исполнения приемов работы, развитию произвольного внимания, усидчивости, аккуратности. Итогом данного этапа является качественное выполнение работы-копии. Педагог предлагает вниманию обучающегося эталонный результат работы. Формы работы на первой ступени: фронтальные занятия, беседы, экскурсии и т.д. с целью ознакомления обучающихся с деятельностью детского объединения, направленные на сплочение нового коллективе. На данном этапе происходит формирование комплекса предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий.

На первой ступени обучения  дети получают основные умения и доводят их до автоматизма. Первый уровень — выполнение учащимися упражнений. Особое внимание уделяется точности исполнения приемов работы, развитию произвольного внимания, усидчивости, аккуратности. Итогом данного этапа является качественное выполнение работы-копии. Педагог предлагает вниманию обучающегося эталонный результат работы.

Формы работы на первой ступени: фронтальные занятия, беседы, экскурсии и т.д. с целью ознакомления обучающихся с деятельностью детского объединения, направленные на сплочение нового коллективе. На данном этапе происходит формирование комплекса предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий.

На второй и третьей ступенях обучения  большое внимание уделяется работе над творческим проектом, который может быть индивидуальным и групповым. Все предлагаемые педагогом образцы изделий, упражнения, необходимые в работе над проектом, подбираются с расчетом на максимальную познавательность, эстетическое и творческое развитие личности ребенка. При этом учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей, практическое значение учебного материала, межпредметные связи. Важный этап проектной деятельности – самостоятельный поиск информации, сбор аналогов, выполнение образцов и подготовка технической документации.

На второй и третьей ступенях обучения  большое внимание уделяется работе над творческим проектом, который может быть индивидуальным и групповым. Все предлагаемые педагогом образцы изделий, упражнения, необходимые в работе над проектом, подбираются с расчетом на максимальную познавательность, эстетическое и творческое развитие личности ребенка. При этом учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей, практическое значение учебного материала, межпредметные связи. Важный этап проектной деятельности – самостоятельный поиск информации, сбор аналогов, выполнение образцов и подготовка технической документации.

Неотъемлемая часть творческого проекта — его защита, когда перед ребенком стоит задача доказать полезность, актуальность проделанной работы. Здесь возникает необходимость четко и аргументировано излагать свои мысли перед публикой. Умение не теряться в стрессовой ситуации, отстаивать свое мнение, грамотно говорить — те универсальные учебные действия, которые формируются на занятиях. Деятельность обучающихся в подготовке проекта способствует развитию инициативы, коммуникативных качеств, формирует чувство ответственности, умение планировать свою деятельность и согласовывать ее с партнером по работе, учитывать чужое мнение, воспитывает коллектив единомышленников, полностью раскрывает творческий потенциал.

Неотъемлемая часть творческого проекта — его защита, когда перед ребенком стоит задача доказать полезность, актуальность проделанной работы. Здесь возникает необходимость четко и аргументировано излагать свои мысли перед публикой. Умение не теряться в стрессовой ситуации, отстаивать свое мнение, грамотно говорить — те универсальные учебные действия, которые формируются на занятиях. Деятельность обучающихся в подготовке проекта способствует развитию инициативы, коммуникативных качеств, формирует чувство ответственности, умение планировать свою деятельность и согласовывать ее с партнером по работе, учитывать чужое мнение, воспитывает коллектив единомышленников, полностью раскрывает творческий потенциал.

Преимущество внеурочной деятельности на базе учреждения дополнительного образования : Обогащение социального опыта; Расширение коммуникативно-познавательного пространства ребёнка.

Преимущество внеурочной деятельности на базе учреждения дополнительного образования :

  • Обогащение социального опыта;
  • Расширение коммуникативно-познавательного пространства ребёнка.

Дополнительное образование может много дать школе для реализации новых стандартов

  • Возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребёнка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты;
  • Специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художественной, технической, спортивной, социальной и т.д.);
  • Материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования;
  • Изучение и формирование социального заказа на образование;
  • Методическую поддержку процессов интеграции общего и дополнительного образования;
  • Уникальные педагогические технологии развития творческих способностей, профильного образования и др.;
  • Возможности поддержки одаренных детей и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья);
  • Возможности работы в социуме, социального творчества детей;
  • Организацию каникулярного времени детей;
  • Возможности духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского самоуправления, коррекционной работы. Профилактики негативных явлений среды и др.
В дополнительном образовании происходят изменения Развитие новых механизмов, процедур, технологий сетевого взаимодействия с учреждениями образования, культуры, спорта и др.; Разработка новых требований к программам дополнительного образования с ориентацией на получение предметных, метапредметных и личностных результатов; Создание новых условий для построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; Изменение позиции педагога дополнительного образования в вопросах построения образовательного процесса;

В дополнительном образовании происходят изменения

  • Развитие новых механизмов, процедур, технологий сетевого взаимодействия с учреждениями образования, культуры, спорта и др.;
  • Разработка новых требований к программам дополнительного образования с ориентацией на получение предметных, метапредметных и личностных результатов;
  • Создание новых условий для построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
  • Изменение позиции педагога дополнительного образования в вопросах построения образовательного процесса;

Заключение  Невозможно переоценить полезность правильного формирования УУД в дополнительном образовании для всех сфер жизни и дальнейшего обучения ребенка. Только в условиях особых методов воспитания, которые отличают эту область образования, возможно полное раскрытие творческого потенциала ребенка с упором на духовность и нравственные общечеловеческие принципы.  Сформированные благодаря эффективному применению УУД ключевые умения и навыки помогут ученикам понимать и реализовывать поставленные перед ними задачи, быть при этом внимательными и сосредоточенными, структурировать и разбивать на этапы собственную целенаправленную деятельность, уметь работать как индивидуально, так и в группе.  Применение знаний, полученных в процессе дополнительного обучения УУД, поможет хорошо мотивированным ученикам достигнуть немалых высот в творческой и интеллектуальной деятельности и почувствовать себя состоявшейся, социально адаптированной к современным условиям личностью.

Заключение

Невозможно переоценить полезность правильного формирования УУД в дополнительном образовании для всех сфер жизни и дальнейшего обучения ребенка. Только в условиях особых методов воспитания, которые отличают эту область образования, возможно полное раскрытие творческого потенциала ребенка с упором на духовность и нравственные общечеловеческие принципы.

Сформированные благодаря эффективному применению УУД ключевые умения и навыки помогут ученикам понимать и реализовывать поставленные перед ними задачи, быть при этом внимательными и сосредоточенными, структурировать и разбивать на этапы собственную целенаправленную деятельность, уметь работать как индивидуально, так и в группе.

Применение знаний, полученных в процессе дополнительного обучения УУД, поможет хорошо мотивированным ученикам достигнуть немалых высот в творческой и интеллектуальной деятельности и почувствовать себя состоявшейся, социально адаптированной к современным условиям личностью.