Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
города Иркутска Дом детского творчества № 5
Развитие универсальных
учебных действий
в дополнительном
образовании детей
Круглова Татьяна Николаевна
педагог дополнительного образования
Современные технологии в работе учреждений дополнительного образования детей сочетают в себе всё то ценное, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике. Современные технологии позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приёмы организации деятельности детей и создавать комфортные условия для их общения, активности и саморазвития.
С первого сентября 2011 года вступили в силу стандарты второго поколения и ключевым стал вопрос, связанный с основной задачей новых образовательных стандартов - формирование универсальных учебных действий (УУД).
Универсальные учебные действия
– это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование соответствующих умений, включая самоорганизацию процесса учения.
Виды универсальных учебных действий(УУД):
Личностные. Жизненное, личностное и профессиональное самоопределение. Учебные действия напрямую связаны с личностным восприятием учащегося окружающего мира, с нравственными оценками тех или иных событий и фактов, собственным самоопределением и жизненными целями обучающегося;
Регулятивные . Обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. Эти действия связаны с развитием способности обучающегося к самостоятельному управлению своим обучением и познавательной деятельностью, включающему в себя план, контроль, корректирование собственных действий и оценку своих знаний и умений;
Познавательные . Работа обучающегося по отбору, исследованию, анализу и необходимому структурированию материала, это собственная модель получения знаний и их усвоения. Применение методов информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств
Коммуникативные . Планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Принципы воспитания детей по Выготскому
Ученый считал, что воспитание состоит не в приспособлении детей к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперёд. При этом ребёнка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться .
Это возможно при правильной организации процесса воспитания. Только личная деятельность ребёнка может стать основой воспитания.
Воспитатель (педагог) должен быть лишь наблюдателем, корректно направлять и регулировать самостоятельную деятельность детей в нужные моменты.
Так воспитание становится активным процессом с трех сторон:
- Ребёнок активен (он выполняет самостоятельное действие);
- Воспитатель (педагог) активен (он наблюдает и помогает);
- Среда между ребенком и воспитателем активна.
Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью. На принципах коллективного процесса воспитания и обучения основывается структура новой трудовой школы, которую создал Выготский Л.С. и его ученики.
Деятельностный подход к обучению в дополнительном образовании предполагает развитие у детей познавательного мотива : желание узнать, открыть, научиться , чтобы в конкретной учебной ситуации они могли сами определить, что именно им нужно выяснить или освоить на конкретном занятии. Только тогда деятельность обучающихся станет целенаправленной и будет исходить из их собственных желаний и потребностей.
Обучение в объединениях дополнительного образования должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой
развитие учебных универсальных действий .
Если раньше цели обучения определяли как усвоение знаний, умений и навыков , то сегодня целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося –
умение учиться, т.е. Учить Себя
Дети учатся лучше и научатся б о льшему, если они изучают то, что соответствует их интересам и потребностям .
Дети учатся лучше и научатся б о льшему, если они изучают то, что соответствует их Возможностям .
И, конечно, дети учатся лучше и научатся б о льшему, если они могут реализовать свой личный опыт в активной деятельности.
Качество усвоения знаний в учреждениях дополнительного образования определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий.
Основные принципы концепции учения именно через деятельность:
-учёт интересов обучающихся;
-учение через обучение мысли и действию;
-познание и знание – следствие преодоления трудностей;
-свободная творческая работа и сотрудничество.
Дополнительное образование детей — это особый вид образования, под которым понимается целенаправленный, мотивированный процесс обучения и воспитания, позволяющий обучающемуся приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве, самореализоваться и самоопределиться личностно и профессионально. О важности обучения в коллективе с целью формирования коммуникативных универсальных учебных действий в своей работе «Зачем детям учиться вместе» пишет Г.А. Цукерман.
По словам Л.С. Выготского:
«Деятельность
формируется в деятельности».
Общие рекомендации по развитию
Универсальных Учебных Действий:
В условиях дополнительного образования детей педагогу сначала необходимо обдумать и профессионально применить следующие действия:
- Четко определить цели УУД применительно к дополнительному образованию;
- Тщательно обдумать содержание необходимых к формированию действий;
- Адаптировать способы формирования УУД к каждой возрастной категории обучающихся;
- Обеспечить необходимую мотивацию, благодаря которой обучающийся будет понимать смысл определенных учебных действий и их потенциальную пользу.
Основные этапы развития
Универсальных Учебных Действий:
- Выработка и развитие практических навыков и умений. На данном этапе применение обучающимися УУД должно стать автоматической привычкой и фундаментом для развития способностей к восприятию и применению изучаемого материала. Особое внимание в этот период необходимо уделить основным приёмам познавательной и исследовательской работы, формированию привычки к внимательности, самодисциплине и ориентированию на успешное обучение;
- Расширение умений и знаний . На данной ступени обучения вводится творческое проектирование, способствующее более полному развитию творческого и интеллектуального потенциала обучающегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей;
- Обобщение, систематизация накопленных умений и знаний и их применение во всех сферах обучения. Данный этап является закрепляющим и предоставляет широкие возможности педагогам дополнительного образования мотивировать обучающихся на нестандартное мышление и применение полученных умений в самых разных областях жизни.
Главным инструментом формирования УУД в дополнительном образовании является творчество . С особой ответственностью педагогу необходимо разрабатывать программы с использованием различных проектов для детей, мотивировать обучающихся на полноценное применение и защиту проекта.
Формированию универсальных учебных действий способствуют групповые и коллективные задания, проектная деятельность.
Защита творческого проекта позволит ребёнку научиться формулировать свои взгляды, грамотно озвучивать актуальность и полезность его усилий и не бояться применять нестандартные решения. Совместное участие в проектах позволит детям получить все
необходимые коммуникативные навыки,
научит сотрудничать и прислушиваться
к мнению друг друга.
Профессиональные Интернет-технологии - новое направление, которому сейчас (хотим мы этого или нет), необходимо уделять больше внимания. И одним из методов развития Универсальных Учебных Действий выступает умение правильно работать в сети. Развиваются коммуникативные и личностные Универсальные Учебные Действия. Поэтому сегодня Интернет-технологии в системе дополнительного образования представляются в высшей степени интересным и перспективным направлением. Умение быть правильным пользователем персонального компьютера – это также значимо и интересно, как и традиционное направление программирования. Всё это, конечно, должно
проводиться с учётом
здоровьесберегающих технологий.
Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребёнок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий - дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого обучающегося, включив его в активную деятельность по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.
Современные технологии в работе учреждений дополнительного образования детей сочетаются со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике, они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приёмы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и саморазвития .
Будущее образования – за интерактивными технологиями, виртуальными коммуникациями, которые надо осваивать и активно внедрять в дополнительное образование. Это разработка электронных ресурсов для разных категорий детей, способствующих их профессиональной ориентации и профильному обучению, развитие дистанционных форм дополнительного образования, создание виртуальных и реальных информационных ресурсов.
Освоив образовательную программу в учреждении дополнительного образования, обучающийся приобретёт широкий круг компетенций, позволяющих ему ориентироваться в условиях современного мира, реализовать себя и свои возможности в жизни. Также сформирует следующие У ниверсальные У чебные Д ействия и ключевые компетенции: внимание, память, мышление, умение работать самостоятельно, в группе, вести диалог, понимать творческую задачу, ставить цель, планировать ход работы, контролировать, работать с разными современными источниками информации.
Применение знаний, полученных в процессе дополнительного обучения УУД, поможет хорошо мотивированным обучающимся достигнуть немалых высот в творческой и интеллектуальной деятельности и почувствовать себя состоявшейся, социально адаптированной к современным условиям личностью.