СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения для саморегуляции педагогических работников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Упражнения для саморегуляции педагогических работников»


Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж»










УПРАЖНЕНИЯ ПО САМОРЕГУЛЯЦИИ






Выполнила:

студентка Ш-41 группы

Гальченко Диана Валерьевна






г. Ейск

2025 год

Современная образовательная система предъявляет высокие требования к учителям. Чтобы соответствовать этим требованиям, учителю необходимо постоянно работать над собой, развивая профессиональные навыки и личные качества. Это означает стремление к профессиональному росту, желание меняться к лучшему, умение творчески развиваться и утверждаться как профессионал.

Успех учителя в работе во многом зависит от его способности к личностно-педагогической саморегуляции – умения управлять своими возможностями и ресурсами в соответствии с требованиями профессии. Эта саморегуляция проявляется в отношении учителя к ученикам и к себе, в его ценностях, опыте, интересах и направленности.

Саморегуляция – это способность приводить в порядок, налаживать и управлять различными аспектами своего организма и личности: эмоциями, мыслями, поведением, поступками и переживаниями.

Психологически, саморегуляция включает в себя умение управлять познавательными процессами (восприятием, воображением, мышлением, вниманием, памятью, речью), а также своей личностью – эмоциями, действиями, поведением и реакциями на различные ситуации.

Существует множество техник и приемов саморегуляции, таких как:

  • Дыхательные техники: успокаивают и приводят в равновесие.

  • Релаксационные техники: снимают напряжение в теле.

  • Медитативные техники: помогают снять эмоциональное напряжение и остановить поток мыслей. Они основаны на концентрации внимания на чем-либо, например, на образе покоя.

  • Аутогенные тренировки: помогают снять как эмоциональное, так и мышечное напряжение, улучшают психологическое состояние, повышают работоспособность и эффективность учителя. Эти тренировки можно освоить и применять самостоятельно.

  • Мотивационно-волевые техники: улучшают психологическую устойчивость и стрессоустойчивость.

Умение применять техники саморегуляции позволяет учителю эффективно управлять своими познавательными процессами и эмоциональной сферой, регулировать свое психофизическое состояние, выбирать оптимальные методики для мобилизации сил или, наоборот, для расслабления.

Существует много эффективных психотерапевтических способов саморегуляции. Однако большинство из них может сделать только специалист, а возможность пойти к ним бывает не всегда. Поэтому сейчас мы рассмотрим некоторые способы и стратегии, которые можно делать самому, не опасаясь нежелательных побочных эффектов:

1. «Ха-дыхание»

Цель: Снятие напряжения, освобождение от негативных эмоций и застоявшейся энергии через резкий выдох и физическое движение. Помогает быстро восстановить силы и улучшить эмоциональное состояние.

Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх над головой. Задержка дыхания. Выдох – корпус резко наклоняется вперед, руки сбрасываются вниз перед собой, происходит резкий выброс воздуха со звуком «ха!».

2. «Замок»

Цель: Расслабление мышц шеи и плечевого пояса, снятие напряжения в грудной клетке, улучшение дыхания. Способствует снятию физической усталости и восстановлению энергии.

Исходное положение – сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях в положении «замок». Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания (2-3 секунды), резкий выдох через рот, руки падают на колени.

3. «Голосовая разрядка»

Цель: Освобождение от подавленных эмоций, снятие психологического напряжения через вербализацию или звуковое выражение чувств. Помогает выпустить накопившееся раздражение или стресс.

Сделать выдох, затем медленно глубокий вдох и задержать дыхание. Затем на выдохе выкрикнуть любые слова, пришедшие в голову, а если нет слов – издать резкий звук, например, «Ух!».

4. «Концентрация на слове»

Цель: Достижение состояния сосредоточенности и концентрации внимания, снижение тревожности и отвлечения. Помогает быстро войти в ресурсное состояние и подготовиться к работе.

Выберите какое-нибудь короткое (лучше всего двусложное) слово, которое вызывает у вас положительные эмоции или же с которым связаны приятные воспоминания. Пусть это будет имя любимого человека или ласковое прозвище, которым вас называли в детстве родители, или название любимого блюда… Если слово двусложное, мысленно произносите первый слог на вдохе, второй – на выдохе. Сосредоточьтесь на «своем» слове, которое отныне станет вашим персональным лозунгом при концентрации.

5. «Сосредоточение на ощущениях»

Цель: Возвращение в «здесь и сейчас», осознание своего тела и его ощущений, снижение тревожности и отвлечения от навязчивых мыслей. Улучшает осознанность и способствует расслаблению.

Сосредоточьтесь на ваших телесных ощущениях. Направьте луч вашего внимания на ступню правой ноги. Прочувствуйте пальцы, подошву. Почувствуйте соприкосновение ног с полом, ощущения, которые возникают от этого соприкосновения. Сосредоточьтесь на правой руке. Почувствуйте пальцы, ладонь, поверхность кисти, всю кисть. Почувствуйте ваше предплечье, локоть; прочувствуйте соприкосновение подлокотника кресла с рукой и вызываемое им ощущение. Точно также прочувствуйте левую руку. Прочувствуйте спину, поясницу, соприкосновение с креслом. Сосредоточьте внимание на лице – нос, веки, лоб, скулы, губы, подбородок. Почувствуйте прикосновение воздуха к коже лица.

6. «Сосредоточение на эмоциях и настроении»

Цель: Осознание и управление своими эмоциями, улучшение настроения, переключение на позитивные переживания. Помогает регулировать эмоциональное состояние и повысить устойчивость к стрессу.

Сосредоточьтесь на внутренней речи. Остановите внутреннюю речь. Сосредоточьтесь на настроении. Оцените свое настроение. Какое оно? Хорошее, плохое, среднее, веселое, грустное, приподнятое? А теперь сосредоточьтесь на эмоциях, попытайтесь представить себя в веселом эмоциональном состоянии. Вспомните радостные события вашей жизни. Выходим из состояния релаксации.

7. «Маска удивления»

Цель: Расслабление мышц лба и глаз, снятие напряжения в области головы, улучшение кровообращения. Помогает снять головную боль и усталость глаз.

Закрыть глаза. Одновременно медленно вместе с вдохом максимально высоко поднять брови, произнести про себя: «Мышцы лба напряжены». Задержать на секунду дыхание и с выдохом опустить брови. (пауза 15 секунд).

8. «Жмурки»

Цель: Снятие напряжения с мышц глаз, улучшение кровообращения в области глаз, профилактика переутомления глаз. Особенно полезно для тех, кто много времени проводит за компьютером.

Это упражнение для глаз. С медленным выдохом мягко опустить веки. Вдыхая воздух, постепенно наращивать напряжение мышц глаз и, наконец, их зажмурить так, как будто в них попало мыло, жмуриться как можно сильнее. Произнести про себя: «Веки напряжены». Затем – секундная задержка дыхания, свободный выдох и расслабление мышц век. Оставляя веки опущенными, произнести про себя: «Веки расслаблены».

9. «Возмущение»

Цель: Снятие напряжения с мышц лица, улучшение кровообращения в области носа, профилактика заболеваний носоглотки. Помогает улучшить общее самочувствие и снять напряжение.

Это упражнение для носа. Округлить крылья носа и напрячь их, как будто вы очень сильно чем-то возмущены, сделать вдох и выдох. Произнести про себя: «Крылья носа напряжены». Сделать вдох, на выдохе расслабить крылья носа. Произнести про себя: «Крылья носа расслаблены».

Таким образом, умение управлять своими эмоциями, мыслями и физическим состоянием позволяет педагогу эффективно регулировать свое психофизическое состояние, выбирать подходящие методы мобилизации своих ресурсов или расслабления, что положительно сказывается на его работе и здоровье.