Упражнение 1.
Участники садятся по кругу. «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «4», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга».
Рекомендации. В ходе выполнения задания ведущий блокирует попытки участников группы обсудить или принять какую-либо форму алгоритмизации работы.
При обсуждении можно задать группе следующие вопросы: «Что помогло справляться с поставленной задачей и что затрудняло её выполнение?», «На что вы ориентировались, когда принимали решение за следующее действие?», «Какая у вас была тактика?», «Как можно было бы организовать работу, если бы была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?».
Обсуждение позволяет участникам группы осознать, что для выполнения общей задачи необходимо быстро ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других. В ходе более детализированного обсуждения можно говорить о проявлении инициативы и проблемы принятия на себя ответственности за то, что происходит в группе.
Упражнение 2.
Инструкция. Выбираются 5 человек из членов группы - непосредственных участников упражнения. Им сообщается, что в группе будет зачитан текст, который они должны будут передавать друг другу по памяти, не делая никаких записей и пометок. После этого в кругу остаётся только один из пятерых, а четверо выходят за дверь. Ему зачитывают текст. Потом приглашается второй участник. Первый сообщает всё, что запомнил. Затем приглашается следующий и так далее, пока текст не повторит последний пятый участник.
Часто в результате такой передачи смысл текста искажается до противоположного. Наблюдатели фиксируют ошибки искажения смысла, появляющиеся у каждого из передающих. В процессе обсуждения наблюдатели высказывают свои соображения по поводу причин возникновения ошибок.
После того, как группа приходит к выводу, что умение слушать необходимо тренировать, ведущий переходит к введению техник активного слушания.
Упражнение 3 «Моё имя».
В тренинге нам предоставляется шикарная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, – выбрать себе имя. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы – и ведущие тоже – в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.
Участники подписывают бейджики.
- А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена:
Участники сидят в кругу. Необходимо назвать свое имя и на начальную букву своего имени придумать прилагательное. Следующий участник должен повторить предыдущее имя участника и его прилагательное, а также назвать собственные, и так далее.
Упражнение 4 «Хорошие и плохие поступки».
Описание упражнения. Участников делят на две команды, случайным образом. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной команды - написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно задача другой - написать как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков.
Обсуждение. Каждая команда представляет свои темы. Дальше идет общее обсуждение, в конце ведущий суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.
Психологический смысл упражнения. Осознание педагогами связи между поступками и самоуважением. Выделение самого понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.
Упражнение 5.
Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.
Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.
- Правая рука к правой руке, нос к носу, спина к спине!
- Друг к дружке!
- Бедро к бедру, ухо к уху!
- Друг к дружке!
- Носок к носку, живот к животу, лоб ко лбу!
- Друг к дружке!
- Бок к боку, колено к колену, мизинец к мизинцу!
- Друг к дружке!
- Затылок к затылку, локоть к локтю, кулак к кулаку!
Все. Спасибо. Садитесь!
Упражнение 6 «Фотография».
Участникам выдаются фотографии незнакомых людей.
«Всмотритесь в эти лица, обратите внимание на взгляд, позу, одежду. Попробуйте определить характер, настроение, род занятий, привычки, стиль жизни, семейное положение и др. Попробуйте понять, смогли бы вы дружить с этим человеком. Если нет, то какие отношения могли бы сложиться между вами? Могли бы вы быть соседями по лестничной площадке, коллегами по работе, иметь интимные отношения? Почему? Постарайтесь понять и объяснить.»
Участники работают две минуты, затем высказываются.
Упражнение 7 «Самомониторинг».
«Начертите шкалу. Определите, насколько вы стремитесь быть таким, каким вас хотят видеть другие люди, и отметьте на шкале. Чем больше вы стремитесь соответствовать желаниям окружающих, тем выше поставьте крестик на шкале. Крайне высокий показатель означает, что вы действуете как социальный хамелеон, то есть приспосабливаете свое поведение к внешней ситуации. В этом есть плюс — это помогает вам адаптироваться к новой работе, роли и взаимоотношениям. Крайне низкий показатель означает, что вас мало заботит то, что о вас думают другие, и действуете вы так, как чувствуете себя на самом деле»
Упражнение 8 «Детектив».
«Предлагаю всем встать и сыграть в детектив. Каждый из нас будет автором этого детектива. Я придумываю первую фразу, например: «Рано утром мисс Марпл услышала телефонный звонок». Я передаю этот мяч... Теперь … будет продолжать сочинять наш детектив. Но, прежде чем произнести следующую фразу, она должна точно повторить то, что сказала я. Следующий за … человек должен будет сначала повторить то, что сказала …, а потом произнести свою фразу, и т. д. Итак, прежде чем вносить свой вклад в совместное творчество, мы сначала повторяем то, что сказал предыдущий «автор». Есть ли какие-нибудь воросы? Начинаем.»
Обсуждение. «Что было труднее — сочинять свою фразу или повторять чужую?» Иногда половина участников говорит — сочинять, а другая половина — повторять. Однако чаще участники признают, что повторять сложнее, когда ты сконцентрирован на том, что будешь говорить сам.
Вывод. Если ты слишком занят своими мыслями, ты не всегда в состоянии повторить сказанное собеседник. И собеседник может эту ситуацию истолковать, как нежелание с ним общаться или обсуждать что-то важное.
Упражнение 9 «Сильные стороны моего имени».
Участникам предлагается записать на листочке тот вариант своего имени, который они считают наиболее приемлемым для общения в данном кругу, а затем “расшифровать” имя, восприняв его как аббревиатуру, называя при этом присущие себе характеристики. Если участник называет себя по имени отчеству, “расшифровать” достаточно только имя.
Например: ИРИНА.
И – искренняя,
Р – решительная,
И – инициативная,
Н – независимая,
А – альтруистка.
Затем участникам предлагается назвать свое имя, а также его “расшифровку”.
Упражнение 10 «Моя проблема».
Каждый поочередно коротко рассказывает о своей проблеме, а другие участники задают ему неожиданные вопросы. Вопросы помогают участникам посмотреть на проблему с других сторон, расширить границы видения мира.