СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения фонетической ритмики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фонетическая ритмика-это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствуют снятию напряженности и монотонности речи. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения фонетической ритмики»

Упражнения фонетической ритмики, используемые для вызывания звука и обучения грамоте.



Описание упражнений.

Гласные звуки.

А Руки внизу впереди вытянуты, ладони вверх. Пальцы округлы,

Будто держим шар. Произнося длительно ааааааа, руки

разводим в стороны, подбородок слегка приподнят. Динамика

мышечная, слегка напряжена.


О Начинаем так же, как А. Произнося длительно ооооо, руки

через стороны разводятся и округло соединяются над головой.

Динамика незначительная.


У Руки согнуты в локтях, кисти рук перед грудью, сжаты в

кулаки, указательные пальцы смотрят вверх. Произнося

ууууууууууу, руки вытягиваем вперёд, но при этом

указательные пальцы продолжают смотреть вверх. Динамика

напряженная.


Э Руки впереди, вытянуты ладонями вверх. Произнося эээээээ,

руки разводят в стороны, слегка поднимаются вверх, кисти рук

опускаются на плечи, локти чуть к бокам. Динамика

незначительная.


И Руки согнуты в локтях, локти смотрят вниз. Кисти рук на

уровне плеч, сжаты в кулаки, указательные пальцы смотрят

вверх. Произнося ииииииии, руки вытягиваем вверх,

одновременно приподнимаемся на носки. Динамика

напряженная.


Ы Руки согнуты в локтях, кисти рук на уровне нижней челюсти.

Локти сильно прижаты к бокам, кулаки резко повёрнуты к

себе. Произнося ыыыыыы, делаем полукруглое движение

кулаками от себя.


Согласные звуки.


Г Руки согнуты в локтях, кисти рук на уровне плеч. Все пальцы

сомкнуты, ровные, снизу подпираются большим пальцем.

Произнося –га-га-га-, резко разъединяем и соединяем пальцы.

Динамика значительная.


К Руки согнуты в локтях, локти подняты, одна линия с плечом,

кисти рук сжаты в кулаки на уровне шеи. Произнося К/ или

КА, локти резко отодвигаем в стороны и назад, одновременно

резко запрокидывая голову. Динамика очень сильная,

напряженная.


П Руки согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулаки. Произнося –

па-па-па-, попеременно опускаем то правый, то левый кулак.

Динамика значительная.


Т Начинаем как на П, но, произнося –та-та-та-, попеременно

разжимаем то правый, то левый кулак. Движение резкое,

энергичное. Динамика значительная.


Б Руки согнуты в локтях, кисти рук перед грудью, ладонями к

себе. Произнося –ба-ба-ба-, встряхиваем кистями рук,

одновременно наклоняя туловище вперед. На итоговое –ба-

руки поднимаем вверх и, резко наклонив туловище,

выбрасываем их вниз. Динамика двойная: от напряжения к

расслаблению.


Д Руки согнуты в локтях, кисти рук перед грудью ладошками от

себя, пальцы разомкнуты. Произнося –да-да-да-, делаем

естественное утвердительное движение руками и головой,

сначала медленно, затем резко, быстро, «в сердцах». Динамика

сильная.


М Начинаем как А. Без интервала в движении и произношении

кисти рук поднимаем тыльной стороной к щекам и

произносим звук –м-. Руки выводятся ладонями вперёд,

пальцы размыкаются. Динамика двойная: от слабой к

напряженной.


Л Руки согнуты в локтях, кисти рук на уровне щёк, пальцы

округлы, сильно повёрнуты к себе. Произнося –ла-, делаем

резкое крупное, полукруглое движение кистями рук от себя.

Получаем твёрдый звук – л-. Делаем мелкие, частые движения

– получаем мягкий звук –ль-.


Р Руки согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулаки на уровне

диафрагмы. Произнося –р-, интенсивно вращаем кулаками

вокруг друг друга, одновременно наклонив туловище вперёд.

Динамика очень сильная. В середине движения интенсивно

нарастает, затем угасает.


С Руки согнуты в локтях, кисти рук на уровне груди, ладонями

от себя. Произнося ссссссссссс, руки, описывая дугу,

поднимаем вверх, затем с напряжением опускаем вниз.

Динамика очень сильная.


Ш Начинаем как на –с-, руки сдвинуты вправо/ или влево.

Произнося шшшшшшшш, делаем –S-образное движение

руками, головой, туловищем, ногами. Динамика очень

сильная.


Ф Руки согнуты в локтях, кисти на уровне ушей, сильно

повернуты от себя, пальцы разомкнуты. Произнося

ффффффффф, руки разводятся в стороны, но пальцы

продолжают смотреть вверх. Динамика очень сильная.


Х Руки согнуты в локтях, локти подняты, кисти на уровне

нижней челюсти. Ладонями от себя, пальцы разомкнуты.

Произнося ххххххх, руки выводим вперёд, локти не опускаем.

Динамика очень сильная.


З Руки согнуты в локтях, локти вниз, кисти рук сильно сжаты в

кулаки. Произнося ззззззз, делаем интенсивное вибрирующее

движение кулаками и предплечьем, одновременно чуть

присев, либо поджав и приподняв одну ногу. Динамика очень

сильная.


Ж Как –ш-, только добавляем вибрацию и напряжение от –з-. В

конце движения кулаки резко поворачиваем к себе и

останавливаемся на уровне груди или нижней челюсти.

Динамика очень напряженная, дрожащая.

В Руки вытянуты в разные стороны, локти выпрямлены,

пальцы разомкнуты. Произнося вввввввв, делаем

покачивающее движение руками и туловищем вправо –

влево, вперёд – назад. Динамика напряженна.


Щ Начинаем упражнение на звук –ш-, и без интервала в

движении и произношении переходим к произношению

звука –и-. Движение должно быть чётким, но резким –

получим –щи-. Динамика напряженная.


Ц Соединяем упражнение на звук –т- с упражнением на звук

–с-. Интервал между звуками сокращаем до минимума,

получаем звук –ц-.


Ч Соединяем упражнения на звуки –т- и –ш-, получаем звук –ч-.



Й Движение «запятая». Руки согнуты в локтях, кисти рук

сжаты в кулаки, указательные пальцы смотрят вверх.

Большие пальцы на уровне уголков губ, повёрнуты к себе.

Делаем полукруглое движение от себя, похожее на запятую.


Я Й+А


Ё Й+О


Ю Й+У


Е Й+Э


Упражнения «Фонетической ритмики» дают хорошие результаты при работе с детьми, имеющими диагнозы: ЗРР, алалия, ринолалия, ФФН. Успешно применяются при обучении грамоте.