Упражнения фонетической ритмики, используемые для вызывания звука и обучения грамоте.
Описание упражнений.
Гласные звуки.
А Руки внизу впереди вытянуты, ладони вверх. Пальцы округлы,
Будто держим шар. Произнося длительно ааааааа, руки
разводим в стороны, подбородок слегка приподнят. Динамика
мышечная, слегка напряжена.
О Начинаем так же, как А. Произнося длительно ооооо, руки
через стороны разводятся и округло соединяются над головой.
Динамика незначительная.
У Руки согнуты в локтях, кисти рук перед грудью, сжаты в
кулаки, указательные пальцы смотрят вверх. Произнося
ууууууууууу, руки вытягиваем вперёд, но при этом
указательные пальцы продолжают смотреть вверх. Динамика
напряженная.
Э Руки впереди, вытянуты ладонями вверх. Произнося эээээээ,
руки разводят в стороны, слегка поднимаются вверх, кисти рук
опускаются на плечи, локти чуть к бокам. Динамика
незначительная.
И Руки согнуты в локтях, локти смотрят вниз. Кисти рук на
уровне плеч, сжаты в кулаки, указательные пальцы смотрят
вверх. Произнося ииииииии, руки вытягиваем вверх,
одновременно приподнимаемся на носки. Динамика
напряженная.
Ы Руки согнуты в локтях, кисти рук на уровне нижней челюсти.
Локти сильно прижаты к бокам, кулаки резко повёрнуты к
себе. Произнося ыыыыыы, делаем полукруглое движение
кулаками от себя.
Согласные звуки.
Г Руки согнуты в локтях, кисти рук на уровне плеч. Все пальцы
сомкнуты, ровные, снизу подпираются большим пальцем.
Произнося –га-га-га-, резко разъединяем и соединяем пальцы.
Динамика значительная.
К Руки согнуты в локтях, локти подняты, одна линия с плечом,
кисти рук сжаты в кулаки на уровне шеи. Произнося К/ или
КА, локти резко отодвигаем в стороны и назад, одновременно
резко запрокидывая голову. Динамика очень сильная,
напряженная.
П Руки согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулаки. Произнося –
па-па-па-, попеременно опускаем то правый, то левый кулак.
Динамика значительная.
Т Начинаем как на П, но, произнося –та-та-та-, попеременно
разжимаем то правый, то левый кулак. Движение резкое,
энергичное. Динамика значительная.
Б Руки согнуты в локтях, кисти рук перед грудью, ладонями к
себе. Произнося –ба-ба-ба-, встряхиваем кистями рук,
одновременно наклоняя туловище вперед. На итоговое –ба-
руки поднимаем вверх и, резко наклонив туловище,
выбрасываем их вниз. Динамика двойная: от напряжения к
расслаблению.
Д Руки согнуты в локтях, кисти рук перед грудью ладошками от
себя, пальцы разомкнуты. Произнося –да-да-да-, делаем
естественное утвердительное движение руками и головой,
сначала медленно, затем резко, быстро, «в сердцах». Динамика
сильная.
М Начинаем как А. Без интервала в движении и произношении
кисти рук поднимаем тыльной стороной к щекам и
произносим звук –м-. Руки выводятся ладонями вперёд,
пальцы размыкаются. Динамика двойная: от слабой к
напряженной.
Л Руки согнуты в локтях, кисти рук на уровне щёк, пальцы
округлы, сильно повёрнуты к себе. Произнося –ла-, делаем
резкое крупное, полукруглое движение кистями рук от себя.
Получаем твёрдый звук – л-. Делаем мелкие, частые движения
– получаем мягкий звук –ль-.
Р Руки согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулаки на уровне
диафрагмы. Произнося –р-, интенсивно вращаем кулаками
вокруг друг друга, одновременно наклонив туловище вперёд.
Динамика очень сильная. В середине движения интенсивно
нарастает, затем угасает.
С Руки согнуты в локтях, кисти рук на уровне груди, ладонями
от себя. Произнося ссссссссссс, руки, описывая дугу,
поднимаем вверх, затем с напряжением опускаем вниз.
Динамика очень сильная.
Ш Начинаем как на –с-, руки сдвинуты вправо/ или влево.
Произнося шшшшшшшш, делаем –S-образное движение
руками, головой, туловищем, ногами. Динамика очень
сильная.
Ф Руки согнуты в локтях, кисти на уровне ушей, сильно
повернуты от себя, пальцы разомкнуты. Произнося
ффффффффф, руки разводятся в стороны, но пальцы
продолжают смотреть вверх. Динамика очень сильная.
Х Руки согнуты в локтях, локти подняты, кисти на уровне
нижней челюсти. Ладонями от себя, пальцы разомкнуты.
Произнося ххххххх, руки выводим вперёд, локти не опускаем.
Динамика очень сильная.
З Руки согнуты в локтях, локти вниз, кисти рук сильно сжаты в
кулаки. Произнося ззззззз, делаем интенсивное вибрирующее
движение кулаками и предплечьем, одновременно чуть
присев, либо поджав и приподняв одну ногу. Динамика очень
сильная.
Ж Как –ш-, только добавляем вибрацию и напряжение от –з-. В
конце движения кулаки резко поворачиваем к себе и
останавливаемся на уровне груди или нижней челюсти.
Динамика очень напряженная, дрожащая.
В Руки вытянуты в разные стороны, локти выпрямлены,
пальцы разомкнуты. Произнося вввввввв, делаем
покачивающее движение руками и туловищем вправо –
влево, вперёд – назад. Динамика напряженна.
Щ Начинаем упражнение на звук –ш-, и без интервала в
движении и произношении переходим к произношению
звука –и-. Движение должно быть чётким, но резким –
получим –щи-. Динамика напряженная.
Ц Соединяем упражнение на звук –т- с упражнением на звук
–с-. Интервал между звуками сокращаем до минимума,
получаем звук –ц-.
Ч Соединяем упражнения на звуки –т- и –ш-, получаем звук –ч-.
Й Движение «запятая». Руки согнуты в локтях, кисти рук
сжаты в кулаки, указательные пальцы смотрят вверх.
Большие пальцы на уровне уголков губ, повёрнуты к себе.
Делаем полукруглое движение от себя, похожее на запятую.
Я Й+А
Ё Й+О
Ю Й+У
Е Й+Э
Упражнения «Фонетической ритмики» дают хорошие результаты при работе с детьми, имеющими диагнозы: ЗРР, алалия, ринолалия, ФФН. Успешно применяются при обучении грамоте.