СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения, способствующие развитию техники чтения

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс для родителей 1 класса:как заинтересовать детей и какие упражнения использовать для развития техники чтения

Просмотр содержимого документа
«Упражнения, способствующие развитию техники чтения»








Мастер-класс для родителей по теме:


«Упражнения, способствующие развитию техники чтения»


Барабанова Светлана Викторовна, учитель начальных классов, МАОУ «Демьянская СОШ имени гвардии матроса А.Копотилова» Уватского муниципального района Тюменской области









С. Демьянское - 2017

Чтение в жизни каждого культурного человека, занимает важное место. Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Бурное развитие компьютерной техники, отсутствие традиций семейного чтения привели к тому, что читающих детей становится всё меньше. Но чтение - один из основных способов приобретения информации, поэтому овладение навыком полноценного чтения является для учащихся важнейшим условием обучения в школе по всем предметам.

По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. Фактор номер один – скорость чтения.

Профессор В. Н. Зайцев говорит о необходимости добиваться «оптимального чтения». Оптимальное чтение - это чтение со скоростью разговорной речи, т. е. в темпе 120-150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание смысла текста. Нормативное чтение, как известно, имеет минимальное значение 80-90 слов в минуту для учеников переходящих в 5 класс. Это не совпадает с оптимальной скоростью разговорной речи, следовательно, норматив сильно занижен.

В пользу быстрого чтения В.Н.Зайцев приводит следующие аргументы:

  • скорость чтения является самым важным фактором, влияющим на успеваемость, особенно, в старших классах, где домашнее задание на день составляет примерно 8 страниц учебника (9 класс) или 6500 слов, на неуспеваемость обречены те, кто не умеет хорошо читать;

  • от скорости чтения также зависит процесс развития: совершенствуется оперативная память, устойчивость внимания, повышается умственная работоспособность;

  • воспитательный аспект оптимального чтения состоит в том, что если выпускники начальной школы плохо читают, то в старших классах падает их успеваемость и начинает преобладать психология троечника – «сколько ни учись, всё равно выше оценку не получишь».

Поэтому необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имела скорость чтения не ниже 120 слов в минуту.

Совершенствование техники чтения не является самоцелью, но, поскольку, от неё зависят другие характеристики навыка чтения (осознанность, выразительность), а также качество знаний по предметам вообще, нужно добиваться правильного чтения в нормальном темпе.

Для работы над темпом чтения можно использовать систему упражнений предлагаемых В. Н. Зайцевым, который видит эффективные резервы чтения в следующих приёмах организации работы по формированию навыка чтения:

1. Частота упражнений

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. В связи с этим, домашняя тренировка в чтении должна проводиться тремя-четырьмя порциями по 5 минут. Ребенок прочитывает небольшой абзац и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтения в течение часа-полутора за один прием.

2. Чтение перед сном

Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением. Яркие впечатления от интересной книги перед сном укрепляют вкус к чтению.

3. Режим щадящего чтения

Режим щадящего чтения — это такой режим, когда ребенок прочитывает две-три строчки и после этого получает кратковременный отдых. Такой режим имеет место при просматривании диафильма. Полезно читать поочередно: несколько кадров читает ребенок, потом подключаются родители. Хорошо просмотр диафильмов проводить перед сном.

4. Развитие оперативной памяти

Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко.

5. Стимулирование желания читать

Этому помогает ежедневный учет успехов. Ребёнок в течение одной минуты читают текст, замечают, до какого слова дочитал, затем пересчитывает прочитанные слова и записывает результат в дневнике. Изо дня в день проводится эта работа. Последующие результаты всегда свидетельствуют о прибавке скорости чтения, что благотворно сказывается на отношении ребенка к тренировочным упражнениям и к чтению вообще.

Нерегулярные замеры скорости не позволяют ребёнку следить за своими успехами и тогда положительных результатов описанная работа не приносит.

Психологи выделяют 7 основных причин, тормозящих скорость чтения:

1. Природный темп деятельности.

2. Регрессии

3. Отсутствие антиципации.

4. Артикуляция.

5. Малое поле зрения.

6. Уровень организации внимания.

7. Уровень развития памяти.

Темп деятельности является врождённым, устойчивым и сохраняется в течение длительного времени без изменений. Преодолеть сложно, но всё-таки можно несколько увеличить скорость чтения с помощью систематических упражнений в течение длительного времени. Такими упражнениями являются:

  • «Прятки»

Родитель читает произвольное предложение, ребёнок быстро находит его в тексте и продолжает чтение.

  • "Буксир"

Родитель вслух читает текст, варьируя темп чтения в пределах скорости чтения ребёнка. Ребёнок читают этот же текст про себя, стараясь поспевать за родителем, таким образом, они приучаются менять скорость и ритм чтения адекватно содержанию и структуре самого текста.

  • «Молния»

Заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух. Упражнение начинается по команде и продолжается от 20 сек до 2 мин., по нескольку раз.

Скорость чтения зависит и от количества регрессий, т.е. обратного движения глаз для уточнения прочитанного: чем их больше, тем ниже темп. Этот недостаток самый распространённый.

Причины регрессии:

1. Сила привычки.

2. Кажущиеся трудности текста.

3. Отсутствие внимания.

Последние две причины – явления временные и достаточно легко снимаются. Сила привычки – явление достаточно устойчивое и для её преодоления требуются регулярные занятия с использованием специального упражнения «Чтение с окошечком». Листок накладывают на строку и передвигается по строке сначала взрослым, а потом самим ребёнком. Взгляд ребёнка при этом будет плавно передвигаться вместе с листком, повторное перечитывание будет исключено. Постепенно ребёнок привыкнет скользить взглядом по строке.

Антиципация или смысловая догадка, т.е. умения одновременно с чтением вслух одного слова на основе усвоенного содержания по началу, по контурам угадать два-три последующих. Этот процесс у человека, который привык быстро читать, происходит автоматически, незаметно, но на начальном этапе обучения детей необходимо приучать осознавать все его тонкости.

Можно детям предложить упражнение

  • «Отделение слов от псевдослов»

При этом детей необходимо нацелить читая первое слово, сразу смотрели на второе, стараясь понять его смысл, так как среди слов встретятся псевдослова. Их необходимо найти. Читать сначала медленно, затем быстро.

КОТ

ДОМА

КОНЧИК

ГЛАЗИКИ

ПЕРЕМЕНА

ОДУВАНЧИК

БАНКОЛОЖИС

КОЛОКОЛЬЧИК

МЫ

ОСЫ

РЫСЬ

ОСЛИК

ЖИРАФЫ

ЕЖЕВИКА

НЕБРЕЖНО

ЕНЫКВАЛОПА

Для развития смысловой догадки также интересно упражнение

  • «Угадай»

Перед чтением затушевываются отдельные буквы, окончания, части слов, целые слова, нижняя часть текста.

Можно это обыграть. К примеру, сказать, что злая колдунья нарочно хочет запутать нас. Прочитать слова – лишить колдунью ее злой силы.

Или предложить детям вернуть в слова гласные буквы, которые «сговорились и сбежали», например:

д-р-в- (дерево)

к-р-в- (корова)

При затруднении ребёнку можно подсказать: «Этот предмет относится к живой природе» или « Это домашнее животное»

Постепенно увеличивается число элементов, которые дети должны антиципировать: кроме окончаний, опускаются также приставки и буквы в корне. Работа идёт, в основном, со связным текстом.

Можно брать отрывки из произведений известных писателей:

Для развития предугадывания при частично перекрытом тексте используется

тренировочное средство «Решётка», которая представляет собой четырехугольник, вырезанный из плотного листа бумаги размером 16x10 см. В четырехугольнике вырезаны окошки шириной 10-20мм. Решетки различаются шириной перегородки (4,5,6 мм). Она накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решетки на текст перпендикулярные перепонки перекрывают некоторые участки текста (буквы, буквосочетания, слова). Ребёнок должен мысленно восполнять перекрытые участки.

Если логические связи содержания в отдельных местах теряются, можно разрешить сдвигать решетку на 2-3 мм влево или вправо, чтобы увеличить поле видимого участка текста.

Тренировка чтения с решеткой продолжается не более 5 минут непрерывно и сменяется чтением без решетки в течение 2-3 минут. Общее время ежедневной тренировки не более 10-15 минут. При этом ни в коем случае ребёнка нельзя подгонять, настаивать на увеличении скорости чтения. Решетку надо сменить, когда появится ощущение легкого чтения.

  • «Сложи слова»

Слова пишутся на двух небольших карточках так, чтобы первая половина была написана на одной карточке, а вторая - на другой (например, пе-тух, сапо-ги, тет-радь). Слева кладут карточки с началом слов, а справа - с их вторыми половинками. Нужно сложить карточки так, чтобы получилось осмысленное слово. В более сложных вариантах половинки слов перемешиваются, и ребёнок сам находит их начало и конец. Можно по- просить подобрать похожие по написанию слова. Например, моло-ко, моло-ток, моло-дец; по-года, по-беда, по-суда; бе-седа, бе-рег, бе-реза.

Вариант этого упражнения, когда части слов записаны в таблице. Необходимо составить слова, прочитать сначала медленно, затем нормально, потом в темпе скороговорки.

ДРУЖ

НЫЙ

НЫЙ

ДЛИН


ВЕР

МУШКА


ХУШКА


КОР


КОЛ

НИЕ


ЛЕКТИВ


ЗИМ


ПРА

ЛЕЯ

ВИЛЬНО


АЛ


МОРОЗ

ВАНИЕ


НАЯ

ОЧАРО


КРИК

ЛЯТЬСЯ


ЛИВЫХ


УДИВ


ВОЛ

ЛИКИ

ШЕБНИК


КРО


СКАЗОЧ

РОЖНО


НЫЙ


ОСТО


КОЛ

ДУМАЛ

ДУНЬЯ


ПО


  • «Найди слова»

Ребёнку дать 18-20 карточек, на каждой из которых написано одно слово. Нужно найти слова, которые при написании отличаются одной – двумя буквами. Например: машина-малина, Маша-Миша, Тоня - Толя, стойка – стайка.

Артикуляция

Недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата снижает скорость чтения.

Для работы над артикуляцией используются упражнения:

  • «Произнеси быстро»

Дать ребёнку абзац, предложение или строфу стихотворения, скороговорку или чистоговорку и предложить 10 раз подряд произнести ее вслух - без пауз и как можно быстрее, предварительно выделив трудные звуки и сочетания. Все слова должны произноситься при этом очень четко. Выполнять задание ежедневно. Можно засекать время. Сокращение времени произнесения фразы из одного и того же количества букв свидетельствует об улучшении процесса артикулирования. Работая со скороговорками можно менять темп, силу голоса, интонацию, логическое ударение.

  • «Произнеси гласные звуки»

Читать можно таблицу гласных по горизонтали, по вертикали, с добавлением согласных, в игровой форме - «дразнилка», «удивление», «радость», «жалоба».

А Э О У Ы

Я Е Ё Ю И
  • чтение таблицы согласных

Делаем глубокий вдох – на выдохе читаем 15 согласных.

  • Можно дать небольшое стихотворение

Вот у тёплой печки кот

Песенку свою поёт:

« День сегодня за окошком

Хмур, хмур, хмур…

Подремлю в тепле немножко.

Мур, мур, МУР»

И после того, как ребёнок ознакомится с содержанием данного произведения, предложить ему прочитать:

  • с сердитой интонацией

  • весёло

  • грустно

  • как диктор телевидения

  • плаксиво

  • зло

  • чтение скороговорок

Прочтите ребёнку несколько интересных скороговорок и попросите выбрать одну понравившуюся. Пусть он сам запишет ее очень четко на бумаге под вашу диктовку печатными буквами и несколько раз прочтет вслух. После того, как ребенок начнет четко и бегло читать предложение (пусть даже на это уйдет немало времени), попросите его по памяти произнести эту скороговорку вслух как можно четче и быстрее (и на эту работу времени жалеть не следует). Затем записать ее самостоятельно на листочке так, чтобы каждое слово разделилось на слоги (лучше напечатать на белой бумаге, чтобы очень хорошо было видно).

Например:

У пе-́ре-пе-ла и пе-ре-пёл-ки пять пе-ре-пе-лят.

Терпеливо и доброжелательно помогите ребенку, если тот не справится. Потом попросите прочесть это выражение сначала медленно, затем все быстрее и быстрее. Когда предложение будет прочтено быстро и четко, отложите эту работу на несколько минут, а затем попросите прочесть снова. Так же необходимо поступить сначала с другими скороговорками, а затем и с любыми предложениями.

Полезно выполнять следующие упражнения:

  • читать перевернутые слова

  • читать зеркально отображенные слова

  • читать скороговорку на одном дыхании. Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку. Когда воздух заканчивается, ребёнок должен запомнить, сколько Егорок он назвал: « На Егорке возле горки жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…»

Малое поле зрения

Известно, что глаза человека двигаются по строке во время чтения не плавно, а скачкообразно. Текст воспринимается в момент остановки взгляда – происходит фиксация букв, слов, предложений, а иногда и целого абзаца – это зависит от угла зрения. Чем чаще фиксация, тем уже угол зрения, тем меньше воспринимаемый объем текста. Поэтому для повышения скорости чтения необходимо уменьшить число остановок на строке и их длительность. При этом важно увеличить число букв, слов, воспринимаемых за одну фиксацию.

  • «Чтение строчек с прикрытой верхней половиной»

Чистый лист накладывается на текст так, чтобы верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать приходится только по нижним частям букв. Желая облегчить себе задачу, ученик, вслух читая верхнюю строчку, будет стремиться одновременно быстро про себя прочитать нижнюю, следующую строчку, пока она открыта.

  • «Чтение со средней линией»

зачер стветь

подбод рившись

распустив шийся

прочув ствовал

Средняя линия является опорой.

Упражнение развивает боковое зрение.

  • «Числовые или буквенные пирамиды»

Взгляд фиксируется в центре. Ребёнок должен назвать букву или цыфру, которую он видит слева, затем справа на первой строке, затем на второй и так постепенно переходим на следующие строки.

7___________9

1________________________2

5______________________________________4

8____________________________________________________6

  • «Числовые или буквенные таблицы»

Ребёнок должен сосредоточить взгляд в центре таблицы и не переводя взгляда назвать те цифры или буквы, которые он видит.

  • «Бросок – засечка» Заключается оно в следующем. Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда учителя “Засечка” дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” дети должны отыскать глазами место текста до остановки.

  • Работа с таблицами Шульте

Необходимо найти по порядку первые 25 букв русского алфавита или цифры от 1 до 25, остановив взгляд на середине таблицы.

Ж Г К Д И

Л Е З Б М

Т А О Ч Р

В И Е С Ц

У Х Н П Р


6 19 8 18 5

12 2 16 23 11

17 13 21 24 3

20 4 7 10 15

9 22 14 25 1

Уровень организации внимания

  • нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.;

  • нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно;

  • нахождение в рассказе самого длинного слова;

  • нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным.

Очень интересна детям игра «Прохождение словесных лабиринтов». К примеру, даётся карточка с набором букв, среди которых необходимо найти слова на тему “Школа”.

Д И Р А Н О Ч И Т

У Р Е К Е Ц Т Е Е

Ч Е Б Т О Р Р Т Л

Ш М Н П Е Н А Д Ь

Т А И К Л А У Ь К

Е М А Т И К Р И С

О З А У Р А О К Т

В А К Ч Л Я И Р О

У Ч А К Н Е Ц У А

Мы знаем, что процесс письма тесно связан с чтением. Поэтому можно родителям проводить с детьми игру «Маленький учитель». Дети легко отождествляют себя с учителем и с удовольствием играют «в школу», где в качестве педагога выступает сам малыш, а в роли нерадивого ученика – папа, мама или, к примеру, любимый плюшевый мишка.

Делая домашнее задание, вам (или школьнику – медведю в вашем лице), предстоит списать несколько предложений из книги. При этом вы должны намеренно допустить в своем тексте несколько ошибок. Лучше не делать орфографических или пунктуационных ошибок, ведь ребенок может не знать некоторых правил. Зато можно допускать пропуски букв, изменения окончаний, описки, несогласованность слов в лице и падеже. Пусть маленький учитель проверит вашу работу. Когда все ошибки будут найдены, предложите ему поставить оценку за такое списывание. Будьте морально готовы, что ваши сын или дочь с явным удовольствием «влепит» двойку в ваш воображаемый дневник.

Примеры текстов с ошибками:

1) Дети поют хором песня.

2) На дубе растут яблоки.

3) Бабушка вяжет носк.

4) Игорь пьет ск.

5) Воробьи сидят на ветках старой берез.

6) Завтра я ходил в библиотеку.

7) Книги, тетради, блоноты лежали на столе.

8)Мальчик рисует краками.

9) Оля моет руки с млом.

10) У павлина краивый хвос.

Для повышения техники чтения и развития мышления, организации внимания, можно использовать прием Валерия Эдигея, основанный на реализации законов развития психики, на стимулировании интереса к процессу чтения через создание слов - анаграмм, а затем и предложений, и целых текстов.

«Прочитай слова, исключи лишнее»

Гитр, елв, солн, филту

«Прочти предложение»

еВненсее осценл оргосле юемзл.

«Прочти текст»

троУ

троУм рипходисят нора ваставть. Эпомуто я ен бюллю троу. тоВ ыб спапоть!

Очень полезно и интересно для детей упражнение «Поиск смысловых несуразностей». Детям предлагается прочитать предложения, найти смысловую несуразность. Например:

1. Распустились первые весенние цветы.

2. В гнезде у кукушки бывает обычно от двух до пяти птенцов.

3. Весело перекликаются звонкие ручейки.

4. На ветках березы свили гнезда грачи.

5. Ласково пригрело солнышко.

А можно подобрать такие предложения, чтобы дети не только нашли смысловую несуразность, но и отыскали дополнительное слово:

Уровень развития памяти

  • «Словесные столбики»

Родитель быстро открывает и закрывает слова, состоящие из четырех букв, а ребёнок читает до тех пор, пока не будет схватывать слово за мгновение. Когда ребёнок справится со словами из четырёх букв, предлагаем слова из пяти букв, затем из шести букв и так далее, пока ребёнок не научится читать слова, состоящие из десяти букв. Примеры слов: отец, поле (4); город, адрес (5); ворона, сирень (6); ботинки, корзина (7); карандаш, волейбол (8); смородина, крохотный (9); скворечник, количество (10).

В настоящее время детям интереснее выполнять задания на компьютере. Используя эту «страсть», можно использовать упражнение «Фотоглаз». Ребёнок считывает слова с экрана молча. Для контроля после каждого десятка слов родитель спрашивает, было ли представлено такое-то слово. При этом названное им слово в данном десятке могло и отсутствовать.

В упражнение «Фотоглаз» наряду со словами, состоящими из более чем шести букв, включаются словосочетания из двух-трех слов, состоящее из 7-10 букв, считая также пробел между словами, например: "новый дом", "за два дня" и т.п.

Также на компьютере можно составить презентацию, на слайдах которой поместить одно стихотворение. На первом слайде ребёнок читает стихотворение.

На втором слайде – часть слов прикрыто.

На следующем слайде ещё добавляются закрытые слова.

Ребёнок с удовольствием выполняет такое задание и не только развивает технику чтения, но и память.

Предлагаемый мною комплекс упражнений направлен на формирование у ребенка интереса к процессу чтения, на снятие эмоционального напряжения и тревожности. "Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка”,- утверждал В. А. Сухомлинский. Так давайте вместе находить эту дорогу к сердцу наших детей, прививая любовь к книге.











Литература:


  1. Беспалова  Я.В.,  Беспалов  В.С. Использование зрительных  диктантов  для отработки навыка чтения. // Начальная школа. 1994. №6. с. 46-47.

  2. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с.

  3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. – М., 1988.

  4. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. – М., 1995, 2006.

  5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Дорога к книге. – М., 1996.

  6. Граник Г.Г., Соболева О.В. Путешествие в Страну Книги: В 4_х кн. – М., 1998; СПб., 2003.

  7. Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению. — М., 1991.

  8. Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения. // Начальная школа. 1991. №8. с. 22-25.

  9. Оморокова М.И., Распопин И.А., Толстовский И.З. Преодоление трудностей. – М..: Просвещение, 1990. – 128с.

  10. Соболева О.В., Дыбленко С.А. Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и взгляд учителя // Начальная школа плюс До и После. – 2002. – № 8. – С. 18–22.

  11. Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989. №12. с. 27-31.

  12. Эдигей, В. Б. Учись читать, малыш. -Киев: GRAND, 1994



Интернет-ресурсы:



http://region56.ucoz.ru/load/dejatelnostnyj_podkhod_v_processe_formirovanija_navyka_chtenija_rjabova_lv/5-1-0-95

http://school.iatp.by/uthitel/10/2.4.htm

http://festival.1september.ru/articles/310760/





13