Тема: Звук [ш], буквы Ш, ш.
Цель.
Познакомить с новым звуком и буквами, учить читать слова и слоги с новой буквой, обогащать словарный запас учащихся.
Развивать технику чтения, внимание, память, речь учащихся.
Воспитывать любовь к чтению, интерес.
Оборудование: Лента памяти, отрывок из мультфильма «Гена и его друзья», воздушный шарик, фигурка Шапокляк, образец написания буквы ш, облака с буквами а, о, у, и (рисунок).
Ход урока
І. Актуализация опорных знаний.
1. Работа с лентой памяти
Какие буквы живут на красном поле?
Какие звуки они обозначают?
Почему они живут на двух строчках?
Какие буквы живут на синем поле?
Какие звуки они обозначают?
Как различить согласные и гласные звуки?
ІІ. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквами, которые его обозначают. Будем учиться читать слоги и слова с новой буквой.
ІІІ. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Звучит песня Шапокляк из мультфильма «Гена и его друзья».
– Вы узнали героиню мультфильма?
2. Знакомство с новым звуком [ш]. ( Рисунок).

- Шапокляк сегодня прилетела к нам на урок на воздушном шаре. Посмотрите, какая у неё шикарная шляпа. Но сейчас зима, а она в платье. Что ей нужно надеть, на улице холодно. Шубу!
- Шарик, Шапокляк, шуба, шляпа, шикарная – что общего в этих словах, какой звук их объединяет? ( Правильно - [ш]).
- Разберём слово шарик.
- Сколько слогов в слове?
- Какой слог ударный?
- Первый слог? (ша)
- Первый звук? [ш]
- Второй? [а]
- Второй слог? (рик)
- Первый звук? [ р']
- Второй звук? [и]
- Третий? [к]
3. Характеристика звука [ш].
- Произнесите звук [ш]. Что вы слышите? ( Шум. В этом звуке нет голоса, только шум).
- Так, какой это звук? (Согласный. Твёрдый.)
4. Знакомство с буквами Ш, ш. Таблица.

- На письме звук [ ш] обозначается буквами Ш, ш – заглавной и маленькой.
- Сравните эти буквы.
- Из скольких элементов состоит буква?
- На что похожа буква ш?
На расчёску ша похожа.
Три зубца всего?
Ну что же!

ІІІ. Физкультминутка. Мышки
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть который час.
Раз, два, три, четыре –
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон –
убежали мышки вон.
- В каких словах вам встретился звук [ш]?
- В какой части слова?
- Назовите слова со звуком [ш] в середине, в конце.
ІV. Закрепление и осмысление знаний
1. Чтение слогов.
- Сейчас мы полетаем на воздушном шаре вместе с Шапокляк.
Рисунок. Воздушный шар с буквой Ш. Облака с буквами а, о, у, и.

Чтение открытых и закрытых слогов.
- Почему в слоге ши читали звук [ ш] твёрдо, ведь и указывает на мягкость?
Вывод. Звук [ ш] бывает только твёрдым и мягкой пары у него нет.
2. Чистоговорка.
Шу-шу-шу – я письмо пишу.
Ша-ша-ша – мама моет малыша.
Ош-ош-ош – до чего же ты хорош.
Аш-аш-аш – где мой карандаш?
Первую часть скороговорки читают дети, которые учатся читать, а вторую – читающие дети.
3. Выполнение заданий по группам.
І группа
А) Ребус - шарф.

Б) Буква потерялась – мышк., .ары, .ала., Маш..
В) Стихотворение.
Шарик свёрнутый лежал,
Чтоб в окно не убежал.
А теперь его надую,
С ним на улицу пойду я.
ІІ группа (у доски).
шка рик ша мы ма мо ши лыш
- Прочитайте слоги с буквой ш.
- Прочитайте слоги с мягким согласным.
- Прочитайте оставшиеся слоги.
- Составьте устно слова с этими слогами.
- В тетрадях для печатанья запишите слова с этими слогами. Научитесь их читать.
4. Работа с Букварём.
А) Работа со столбиками слов.
- чтение слов хором;
- выборочное чтение : названия животных, названия детей, слова из 2 слогов, 3 слогов, буква ш в первом слоге, буква ш во втором слоге;
- чтение индивидуальное.
Б) Работа с текстом
- Посмотрите на текст и выберите слова с буквой ш.
- Слова, которые написаны с большой буквы.
- Чтение учителем и анализ прочитанного текста.
- О ком этот текст?
- Как зовут детей?
- К кому они пришли?
- Что подарили бабушке?
- Кто подарил шарф?
- Кто подарил ромашки?
- Какие у бабушки внуки? (Заботливые, любящие, внимательные).
V. Итог урока
- Как вы думаете, было ли Шапокляк интересно на уроке?
- Почему? (Это её любимая буква).
- А вам было интересно на уроке?
- А что было самым интересным?
- С какой буквой познакомились?
- Какой звук обозначает?