Костанайская область
Костанайский район
п.Затобольск
ГУ «Затобольская средняя школа №1»
отдела образования акимата Костанайского района
педагог-психолог
второй категории
Жаукова Татьяна Геннадьевна
Упражнение на снятие тревожности в период подготовки к Воуд.
Цель: снятие тревожности, эмоционального и мышечного напряжения.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с понятием «настроение»: радостное, спокойное и с приемами управления своим эмоциональным состоянием (страх).
Развивающие: создать условия для развития произвольного контроля над своими действиями, умение работать в паре, договариваться.
Воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи.
Необходимые для занятия материалы: музыка, пазлы, бумага А4, цветные карандаши, релаксационная музыка.
Метод работы: игровой, релаксационный.
Психолог. Учитывая индивидуальные особенности детей, при работе с тревожным ребенком, психолог оказывает поддержку и дает позитивную оценку действиям и поступкам, чаще называть детей по имени, хвалить в присутствии детей и взрослых, спрашивать в течение занятий, не торопим с ответом, установить контакт.
Упражнение «Моё настроение»
Психолог предлагает детям взять из приготовленных заранее конвертов одну из трёх карточек и выразить тем самым своё настроение и эмоциональное состояние в начале занятия.
Жёлтый цвет означает – хорошее настроение, зелёный цвет – нейтральное, безразличное состояние и чёрный цвет выражает – усталость, подавленность ребёнка.
Ритуал приветствия:
Психолог говорит: «Встаньте те, кто считает себя хорошим человеком, добрым, сердечным, отзывчивым, чутким. Все, кто так считает, встают и хором говорят: «ВСЕМ, ВСЕМ, ВСЕМ!!! Желаем хорошего настроения!»
Релаксация на фоне спокойной музыки.
А теперь, подошло время для расслабления и успокоения. В течении 5минут мы будем слушать спокойную музыку, совершим морскую прогулку, мысленно посетим знаменитый сочинский дендрарий. Сели как можно удобнее. Приготовились к расслаблению. Все вы знаете пользу расслабления.
Релаксационное упражнение
Представьте себе, что сейчас чудесный, летний день, и мы стоим на берегу моря. Ласковое солнце согревает нас, мы слышишь мягкий шум прибоя. Волны катятся к нашим ногам. Море радуется, мы здесь, долгожданная встреча состоялась. Хорошо! Мы входим в воду. Вода тёплая как парное молоко. Мы окунаемся с головой в морскую воду, и море берёт нас в свои объятия. Свежим и отдохнувшим мы выходишь на берег. Все проблемы, обиды и усталость ушли, как будто бы их и не было. Открыли глазки, вдохнули, потянулись-потянулись и сбросили руки. Выдохнули.
Продолжаем занятие.
Игровое упражнение «Шарик»
Цель: обучить приемам расслабления, работа со страхом.
Психолог. Ребята, а вы знаете, что можно еще и по-другому справиться со своим страхом? Для этого надо надуть шарик и сдуть его. Но мы это будем делать понарошку. Представьте себе, что в вашем животике находится шарик. Положите одну руку на животик, для того чтобы почувствовать, как ваш шарик будет надуваться. Вдыхая воздух (показывает, как надо делать), попробуйте. А теперь выдыхаем воздух медленно – наш шарик сдувается. На раз-два-три – животик надули, на раз – два – три – четыре - пять сдули.
Скажите, пожалуйста, что вы почувствовали?
Игровое упражнение «Мои страх»
Цель: создать условия для обучения умению управлять своим эмоциональным состоянием.
Психолог. Ребята, вы знаете, что каждый человек чего-то боится, даже смелый солдат боится ночью стоять в карауле. Но он борется со своим страхом, и поэтому кажется, что он такой смелый и ничего не боится. А есть среди вас тот, кто тоже чуть-чуть чего-то боится? Можете рассказать о своих страхах. (Дети делятся своими историями о страхах.)
Давайте попробуем нарисовать свой страх. Его можно изобразить как угодно: может быть, это будут образы животных, птиц, людей, а может быть, каких-то фантастических существ. (Дети рисуют свои страхи.) А теперь попробуйте изменить свои рисунки так, чтобы они у вас вызывали чувство радости, веселья, спокойствия, чтобы ваш страх ушел и больше не возвращался. Что для этого надо? Правильно, изменяя цвет, мы можем изменить свое настроение. Давайте посмотрим, кому из вас удалость победить свой страх?
Игровое упражнение «Сердце»
Цель: развить умение работать в команде, составлять из частей целое.
Психолог. Давайте с вами попробуем из картинок сложить одно большое сердце. Вот какое прекрасное сердце получилось у нас! Молодцы!
Примечание. Если у кого-то из детей изменилось настроение, выяснить, почему? Провести, коррекционную работу.