Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку. Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнем урок, друзья! | Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место | Устный опрос |
II. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Решите задачу. Ира собрала на 12 грибов больше Миши, но 7 ее грибов оказались несъедобными. У кого и на сколько больше съедобных грибов? | Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
– Вычислите неизвестное число: 15 + = 20 60 – = 15 | 20 : = 5 9 · = 36 | + 7 = 30 – 6 = 13 | · 7 = 42 : 9 = 7 | | Выполняют задания уст- ного счета | Фронтальная | Устные ответы |
– Работаем с геометрическим материалом. – Постройте еще 1 такую же фигуру, как на рисунке. – Как она называется? (Шестиугольник.) – Назовите признаки шестиугольника. – Проведите в каждом из них по одному отрезку так, чтобы первый шестиугольник был разделен на 2 четырехугольника, а второй – на 2 пятиугольника.  | Работают с геометрическим материалом | Индивидуальная | Устные ответы |
– Составьте «круговые» выражения:  | Составляют числовые выражения | Фронтальная | Устные ответы |
III. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Соотнесите название результата арифметического действия с названием данного действия. Сумма | Вычитание | Частное | Сложение | Произведение | Деление | Разность | Умножение | – Прочитайте тему урока на доске. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня продолжим изучение названий чисел при различных арифметических действиях | Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устные ответы |
IV. Изучение нового материала | Работа по учебнику. Задание 6 (с. 88) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Прочитайте задание и выполните записи. 4 + 27 = 31 6 · 8 = 48 12 – 5 = 7 72 : 9 = 8 | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают простые выводы. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 7 (с. 88) | Задание на развитие логического мышления учащихся. 1. Сумма двух чисел может быть равной первому слагаемому, если первое слагаемое – любое число, но при этом второе слагаемое – 0. Например: 0 + 0 = 0; 1 + 0 = 1; 17 + 0 = 17 и т. д. 2. Разность чисел может быть равной уменьшаемому, если уменьшаемое – любое число, а вычитаемое – 0. Например: 0 – 0 = 0; 32 – 0 = 32; 100 – 0 = 100 и т. д. 3. Разность чисел может быть равной вычитаемому, если уменьшаемое в 2 раза больше вычитаемого. Например: 6 – 3 = 3; 18 – 9 = 9; 4 – 2 = 2 и т. д. | Читают задание и выполняют записи. Проводят доказательство утверждений | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 8 (с. 88) | Произведение двух чисел может быть равно первому множителю, если первый множитель – 0, а второй множитель – любое число или если первый множитель – любое число, а второй множитель – 1. Например: 0 · 0 = 0 0 · 9 = 0 5 · 1 = 5 0 · 1 = 0 1 · 1 = 1 12 · 1 = 12 и т. д. | Выполняют вычисления | Индивидуальная, фронтальная | Устные ответы |
Задание 9 (с. 88) | Частное чисел может быть равным делимому, если делимое является любым числом, а делитель – 1 или если делимое – 0, а делитель – любое число, кроме 0. Например: 1 : 1 = 1 10 : 1 = 10 0 : 3 = 0 7 : 1 = 7 0 : 1 = 0 0 : 11 = 0 и т. д. | Приводят примеры к данному условию | Фронтальная | Устные ответы |
V. Первичное осмысление и закрепление | Работа по учебнику. Задание 14 (с. 89) | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Прочитайте задачу. – Что известно? Что требуется узнать? – Заполните таблицу и решите задачу. | Цена | Количество | Стоимость | карандаш | 3 р. | 1 шт. |  | ручка | ? р., в 6 раз б. | 1 шт. | Решение: 1) Сколько стоит ручка? 3 · 6 = 18 (р.). 2) Сколько стоит вся покупка? 3 + 18 = 21 (р.). Ответ: 21 рубль | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Заполняют таблицу и ре- шают задачу по действиям | Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий, корректируют его в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 16 (с. 90) | – Прочитайте текст. Является ли он задачей? – Что известно? Что требуется узнать? – Составьте по данному условию схему. Запись:  Решение: 1) 36 : 9 = 4 (м2) – составляет девятая часть. 2) 4 · 4 = 16 (м2) – площадь катка. Ответ: 16 м2 расчистили | Составляют по данному условию схему. Решают задачу по действиям | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Работа в печатной тетради № 2. Задание 4 | – Составьте все возможные выражения на сложение и вычитание с числами 3, 14 и 17. Например: 3 + 14 = 17 17 – 3 = 14 14 + 3 = 17 17 – 14 = 3 Далее самостоятельное выполнение задания | Составляют все возможные выраже- ния на сложение и вычитание с числами 3, 14 и 17 | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 7 | Сначала надо построить граф отношения «выше», опираясь на условие задания. Известно, что сосна выше березы, следовательно, проводим красную стрелку от С к Б. Липа ниже березы (значит, береза выше липы), следовательно, проводим красную стрелку от Б к Л.  Вывод: самое высокое дерево – сосна, а самое низ- кое – липа | Строят граф отношения «выше». Решают задачу | Индивидуальная, фронтальная | Устные ответы |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Назовите правила построения и чтения математических графов. – Назовите единицы площади. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Проводит упражнение «Состояние моей души». Рисуется лесенка с 3 ступенями. Ученик изображает человечка и ставит его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: структурируют знания. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; осуществляют оценку результатов работы | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 13 (II столбик, учебник); № 5, 6, 11 (рабочая тетрадь) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |