СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 107. НАЗВАНИЯ ЧИСЕЛ В ЗАПИСЯХ ДЕЙСТВИЙ.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствовать умения решать составные задачи; способствовать формированию умения строить и читать математические графы; создать условия для закрепления навыков вычисления периметра любого многоугольника; развивать умение анализировать и сравнивать.

Просмотр содержимого документа
«Урок 107. НАЗВАНИЯ ЧИСЕЛ В ЗАПИСЯХ ДЕЙСТВИЙ.»

Урок 107. названия чисел в записях действий

Цели деятельности учителя

Совершенствовать умения решать составные задачи; способствовать формированию умения строить и читать математические графы; создать условия для закрепления навыков вычисления периметра любого многоугольника; развивать умение анализировать и сравнивать

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: называть и различать компоненты арифметических действий; воспроизводить результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления; различать геометрические фигуры; анализировать текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения; получат возможность научиться: формулировать свойства умножения и деления; выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; коммуникативные – излагать мысль, вести монолог, аргументировать свое мнение; регулятивные – оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений
(убедительно, ложно, истинно, существенно, несущественно).

Личностные: мотивировать свои действия; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимание, оказывать посильную помощь

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы

совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Форма контроля

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся.

– Проверим готовность к уроку. Хором произнесите девиз урока:

Я – ученик.

Я – личность творческая.

Я думаю и мыслю.

Я анализирую и делаю выводы.

Мы хотим все знать!

– Покажите мне карточкой ваше настроение на данный момент – начало урока

Сообщают
о готовности к уроку и наличии домашнего задания

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место

Устный опрос

II. Актуализация знаний

Устный счет
в игровой форме

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

– Решите задачу.

В палатку привезли 26 дынь и 42 арбуза, но 9 арбузов разбились. Чего больше можно продать: арбузов или дынь – и на сколько?

Отвечают на вопросы. Решают задачу

Фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу

Устные ответы

– Какое число должно быть записано в последнем окошке?

а)

б)

Выполняют задания уст-

ного счета

Фронтальная

Устные ответы

– Работаем с геометрическим материалом.

а) Сколько на чертеже квадратов? Сколько других многоугольников? Сколько всего многоугольников?

б) Уберите одну палочку так, чтобы осталось 3 квадрата.

в) Уберите одну палочку так, чтобы осталось 2 квадрата. Найдите несколько разных решений.

г) Уберите две палочки так, чтобы остался 1 квадрат. Найдите несколько разных решений и сравните их.

д) Уберите две палочки так, чтобы осталось 2 квадрата

Работают

с геометрическим материалом

Фронтальная

Устные ответы

Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Найдите ошибки в записи на доске:

5 · 4 = 20

«Сумма чисел 5 и 4 равна произведению 20».

– Прочитайте тему урока на доске.

– Определите цели урока, используя опорные слова.

– Сегодня продолжим изучение названий чисел при различных арифметических действиях

Отвечают

на вопросы учителя, формулируют цель урока

Фронтальная

Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные: определяют тему и цели урока.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Устные ответы

III. Изучение нового материала

Работа по учебнику.

Задание 10

(с. 89)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Перебирать все способы представления числа 14 в виде суммы двух слагаемых надо не хаотично, а по определенному правилу. Тогда исключается возможность пропуска того или иного варианта.

Будем, например, брать в качестве первого слагаемого по порядку все числа, начиная с 0, и подбирать второе слагаемое так, чтобы сумма равнялась 14. Тогда возможны следующие варианты:

0 + 14 = 14

1 + 13 = 14

2 + 12 = 14

3 + 11 = 14

4 + 10 = 14

5 + 9 = 14

6 + 8 = 14

7 + 7 = 14

8 + 6 = 14

9 + 5 = 14

10 + 4 = 14

11 + 3 = 14

12 + 2 = 14

13 + 1 = 14

14 + 0 = 14

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Представляют число 14 в виде суммы двух слагаемых

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения

данной темы; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают простые выводы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; проводят подведение под понятие, выведение следствий; устанавливают причинно-следственные связи, представление цепочек объектов и явлений.

Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно, план выполнения заданий, корректируют его в дальнейшем;
осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения

Устные ответы.

Выполнение задания в рабочей тетради

Задание 11

(с. 89)

Цель задания – вспомнить с учащимися известные им табличные случаи умножения и свойство умножения на 1; поэтому вполне достаточно, если по ходу работы будут указаны только следующие способы представления числа 24 в виде произведения двух множителей:

3 · 8 = 24 8 · 3 = 24

4 · 6 = 24 6 · 4 = 24

1 · 24 = 24 24 · 1 = 24

Если учащиеся сами не укажут случаи 2 · 12 = 24 и
12 · 2 = 24, то и не стоит акцентировать на них внимания

Записывают число 24 в виде двух однозначных множителей.

Составляют план работы

Фронтальная

Устные ответы

Работа в печатной тетради № 2.

Задание 10

– Каждый час турист проходит 6 км. Сколько километров он пройдет за 3 часа? Выберите выражение для решения задачи.

6 · 3 = 18 (км)

Выбирают выражение для решения задачи

Индивидуальная

Выполнение задания в тетради

Задание 12

– Найдите неизвестное число, составив схемы-«машины».

а)  + 12 = 61 б)  · 9 = 27

Ответ: 49. Ответ: 3

Изобража-

ют схемы.

Находят
неизвест-

ные числа

Индивидуальная

Выполнение задания в рабочей тетради

Работа по карточкам

– Работаем с геометрическим материалом.

– Сравните длины сторон треугольника и квадрата. Периметр какого многоугольника больше? Раскрасьте этот многоугольник. Проверьте себя, вычислив периметр каждого многоугольника.

Выполняют самостоятельную работу по карточкам

Индивидуальная

Выполнение задания в рабочей тетради

IV. Первичное осмысление и закрепление

Работа по учебнику.

Задание 17

(с. 90)

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения.

Решение задачи надо начать с построения графа отношения «дороже». Для этого обозначим буквами цену предметов, о которых идет речь в задаче: К – карандаш, Т – тетрадь, Б – блокнот, Р – ручка, Л – линейка. Известно, что карандаш дороже тетради, следовательно, проводим красную стрелку от К к Т. Блокнот дешевле тетради (значит, тетрадь дороже блокнота), следовательно, проводим красную стрелку от Т к Б. Блокнот дороже ручки, следовательно, проводим красную стрелку от Б к Р.

Линейка дешевле ручки (значит, ручка дороже линейки), следовательно, проводим красную стрелку от Р к Т. Граф построен.

Рассмотрев граф, учащиеся делают вывод, что самый дорогой предмет – карандаш, а самый дешевый – линейка

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Строят граф отношений

«дороже».

Решают задачу

Индивидуальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения
задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий, корректируют его
в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

Выполнение задания в рабочей тетради

Задание 19

(с. 91)

– Рассмотрите чертеж. Назовите все многоугольники.
(Четырехугольник АDЕС, треугольники КМР и АВС, четырехугольник ВDЕС, шестиугольник МВАСРК.)

– Назовите признаки треугольника.

– Назовите признаки четырехугольника и т. д.

– Пересечением каких многоугольников является треугольник АВС? (Треугольник АВС является пересечением следующих пар многоугольников: треугольника КМР и четырехугольник АDЕС, треугольника КМР и треугольника АВС.)

Называют много-

угольники по чертежу. Указывают пересечение данных фигур

Фронтальная

Устные ответы

Задание 20

(с. 91)

– Решите задачу.

– Прочитайте условие. Что известно? Что требуется узнать?

Решение:

1) Сколько кусочков сахара положили в чашки?

2 · 7 = 14 (кус.).

2) Сколько кусочков сахара было в сахарнице?

14 + 25 = 39 (кус.).

Ответ: было 39 кусков сахара

Решают задачу по дей-

ствиям

Индивидуальная, фронтальная

Выполнение задания в рабочей тетради

Задание 21

(с. 91)

– Верна ли запись: (24 – 16) : 8 = 5? (Неверна.)

– Как можно ее исправить, чтобы получилась верная запись? Приведите несколько примеров.

(24 – 16) : 8 = 1 24 – 16 : 8 = 22 (24 + 16) : 8 = 5

Исправляют запись, чтобы она стала верной

Фронтальная

Устные ответы

Задание 22

(с. 92)

– Решите задачу.

– Прочитайте условие. Что известно? Что требуется узнать?

– Рассмотрите варианты решения задачи и найдите ошибку. (Ошибка – во втором действии варианта 1.)

– Придумайте другие вопросы к данной задаче. (Сколько будет стоить покупка, если купят все предметы? Сколько будут стоить два набора иголок и ножниц?)

Анализируют решение задачи. Находят ошибку в решении. Составляют вопросы

к задаче

Фронтальная

Устные ответы

Задание 23

(с. 92)

– Начертите квадрат с длиной стороны 4 см. Чему равна площадь этого квадрата? (16 кв. см.)

– Проведите все оси симметрии квадрата.

– Сколько осей симметрии у вас получилось? (4 оси симметрии.)

Выполняют построения

Индивидуальная

Выполнение задания в рабочей тетради

V. Итоги

урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Назовите признаки треугольника.

– Назовите признаки четырехугольника.

– Как вычислить периметр многоугольника?

– Как вы оцените свои результаты?

– Итак, каких результатов мы достигли?

– Понравилась ли вам работа на уроке?

– Сегодня на уроке я предлагаю вам самим оценить свою работу. Подумайте, взяли ли вы с урока что-то новое, работали ли активно, весь ли урок заставляли себя думать, смогли ли работать в группах.

Дети показывают карточку определенного цвета.

Зеленый – урок прошел удачно: активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Очень доволен собой!

Желтый – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж легкими. Было трудно, но я справился. Вполне доволен собой!

Красный – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

– А еще я предлагаю оценить работу учителя на уроке.

Розовый – задания учителя были интересны, разнообразны. Мне все было понятно и легко выполнять.

Голубой – задания учителя были интересными, но не все было понятно, были трудности с выполнением.

Зеленый – задания учителя были не очень интересными. Мне не хотелось их выполнять.

Проводит упражнение «Маятник настроения».

Цель: оценка настроения.

На листе ватмана нарисована картинка: слева – хмурый день, тучи, дождь; справа – солнце, безоблачное небо.

Маятник – подвижный, например деревянная рейка, жестко закрепленная наверху.

В зависимости от того, «солнечное» или «дождливое» настроение, маятник в конце дня отклоняется влево или вправо. При этом внизу, в секторе, до которого отклонился маятник, отмечается число и причина (по аналогии с «розой настроения»)

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, достигнут или нет результат, анализируют

трудности, с которыми встретились на уроке

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы

Оценивание учащихся за работу
на уроке

Домашнее
задание

Поясняет домашнее задание.

№ 18. 24 (учебник); № 9, 8 (рабочая тетрадь)

Записывают задание

Фронтальная

Наблюдение