Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку. Хором произнесите девиз урока: Я – ученик. Я – личность творческая. Я думаю и мыслю. Я анализирую и делаю выводы. Мы хотим все знать! – Покажите мне карточкой ваше настроение на данный момент – начало урока | Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место | Устный опрос |
II. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Решите задачу. В палатку привезли 26 дынь и 42 арбуза, но 9 арбузов разбились. Чего больше можно продать: арбузов или дынь – и на сколько? | Отвечают на вопросы. Решают задачу | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
– Какое число должно быть записано в последнем окошке? а) б)  | Выполняют задания уст- ного счета | Фронтальная | Устные ответы |
– Работаем с геометрическим материалом.  а) Сколько на чертеже квадратов? Сколько других многоугольников? Сколько всего многоугольников? б) Уберите одну палочку так, чтобы осталось 3 квадрата. в) Уберите одну палочку так, чтобы осталось 2 квадрата. Найдите несколько разных решений. г) Уберите две палочки так, чтобы остался 1 квадрат. Найдите несколько разных решений и сравните их. д) Уберите две палочки так, чтобы осталось 2 квадрата | Работают с геометрическим материалом | Фронтальная | Устные ответы |
Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Найдите ошибки в записи на доске: 5 · 4 = 20 «Сумма чисел 5 и 4 равна произведению 20». – Прочитайте тему урока на доске. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня продолжим изучение названий чисел при различных арифметических действиях | Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Работа по учебнику. Задание 10 (с. 89) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Перебирать все способы представления числа 14 в виде суммы двух слагаемых надо не хаотично, а по определенному правилу. Тогда исключается возможность пропуска того или иного варианта. Будем, например, брать в качестве первого слагаемого по порядку все числа, начиная с 0, и подбирать второе слагаемое так, чтобы сумма равнялась 14. Тогда возможны следующие варианты: 0 + 14 = 14 1 + 13 = 14 2 + 12 = 14 3 + 11 = 14 4 + 10 = 14 | 5 + 9 = 14 6 + 8 = 14 7 + 7 = 14 8 + 6 = 14 9 + 5 = 14 | 10 + 4 = 14 11 + 3 = 14 12 + 2 = 14 13 + 1 = 14 14 + 0 = 14 | | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Представляют число 14 в виде суммы двух слагаемых | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают простые выводы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; проводят подведение под понятие, выведение следствий; устанавливают причинно-следственные связи, представление цепочек объектов и явлений. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно, план выполнения заданий, корректируют его в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 11 (с. 89) | Цель задания – вспомнить с учащимися известные им табличные случаи умножения и свойство умножения на 1; поэтому вполне достаточно, если по ходу работы будут указаны только следующие способы представления числа 24 в виде произведения двух множителей: 3 · 8 = 24 8 · 3 = 24 4 · 6 = 24 6 · 4 = 24 1 · 24 = 24 24 · 1 = 24 Если учащиеся сами не укажут случаи 2 · 12 = 24 и 12 · 2 = 24, то и не стоит акцентировать на них внимания | Записывают число 24 в виде двух однозначных множителей. Составляют план работы | Фронтальная | Устные ответы |
Работа в печатной тетради № 2. Задание 10 | – Каждый час турист проходит 6 км. Сколько километров он пройдет за 3 часа? Выберите выражение для решения задачи. 6 · 3 = 18 (км) | Выбирают выражение для решения задачи | Индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 12 | – Найдите неизвестное число, составив схемы-«машины». а) + 12 = 61 б) · 9 = 27   Ответ: 49. Ответ: 3 | Изобража- ют схемы. Находят неизвест- ные числа | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Работа по карточкам | – Работаем с геометрическим материалом. – Сравните длины сторон треугольника и квадрата. Периметр какого многоугольника больше? Раскрасьте этот многоугольник. Проверьте себя, вычислив периметр каждого многоугольника.  | Выполняют самостоятельную работу по карточкам | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
IV. Первичное осмысление и закрепление | Работа по учебнику. Задание 17 (с. 90) | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения. Решение задачи надо начать с построения графа отношения «дороже». Для этого обозначим буквами цену предметов, о которых идет речь в задаче: К – карандаш, Т – тетрадь, Б – блокнот, Р – ручка, Л – линейка. Известно, что карандаш дороже тетради, следовательно, проводим красную стрелку от К к Т. Блокнот дешевле тетради (значит, тетрадь дороже блокнота), следовательно, проводим красную стрелку от Т к Б. Блокнот дороже ручки, следовательно, проводим красную стрелку от Б к Р. Линейка дешевле ручки (значит, ручка дороже линейки), следовательно, проводим красную стрелку от Р к Т. Граф построен.  Рассмотрев граф, учащиеся делают вывод, что самый дорогой предмет – карандаш, а самый дешевый – линейка | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Строят граф отношений «дороже». Решают задачу | Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий, корректируют его в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 19 (с. 91) | – Рассмотрите чертеж. Назовите все многоугольники. (Четырехугольник АDЕС, треугольники КМР и АВС, четырехугольник ВDЕС, шестиугольник МВАСРК.) – Назовите признаки треугольника. – Назовите признаки четырехугольника и т. д. – Пересечением каких многоугольников является треугольник АВС? (Треугольник АВС является пересечением следующих пар многоугольников: треугольника КМР и четырехугольник АDЕС, треугольника КМР и треугольника АВС.) | Называют много- угольники по чертежу. Указывают пересечение данных фигур | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 20 (с. 91) | – Решите задачу. – Прочитайте условие. Что известно? Что требуется узнать? Решение: 1) Сколько кусочков сахара положили в чашки? 2 · 7 = 14 (кус.). 2) Сколько кусочков сахара было в сахарнице? 14 + 25 = 39 (кус.). Ответ: было 39 кусков сахара | Решают задачу по дей- ствиям | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 21 (с. 91) | – Верна ли запись: (24 – 16) : 8 = 5? (Неверна.) – Как можно ее исправить, чтобы получилась верная запись? Приведите несколько примеров. (24 – 16) : 8 = 1 24 – 16 : 8 = 22 (24 + 16) : 8 = 5 | Исправляют запись, чтобы она стала верной | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 22 (с. 92) | – Решите задачу. – Прочитайте условие. Что известно? Что требуется узнать? – Рассмотрите варианты решения задачи и найдите ошибку. (Ошибка – во втором действии варианта 1.) – Придумайте другие вопросы к данной задаче. (Сколько будет стоить покупка, если купят все предметы? Сколько будут стоить два набора иголок и ножниц?) | Анализируют решение задачи. Находят ошибку в решении. Составляют вопросы к задаче | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 23 (с. 92) | – Начертите квадрат с длиной стороны 4 см. Чему равна площадь этого квадрата? (16 кв. см.) – Проведите все оси симметрии квадрата. – Сколько осей симметрии у вас получилось? (4 оси симметрии.)  | Выполняют построения | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Назовите признаки треугольника. – Назовите признаки четырехугольника. – Как вычислить периметр многоугольника? – Как вы оцените свои результаты? – Итак, каких результатов мы достигли? – Понравилась ли вам работа на уроке? – Сегодня на уроке я предлагаю вам самим оценить свою работу. Подумайте, взяли ли вы с урока что-то новое, работали ли активно, весь ли урок заставляли себя думать, смогли ли работать в группах. Дети показывают карточку определенного цвета. Зеленый – урок прошел удачно: активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Очень доволен собой! Желтый – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж легкими. Было трудно, но я справился. Вполне доволен собой! Красный – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь! – А еще я предлагаю оценить работу учителя на уроке. Розовый – задания учителя были интересны, разнообразны. Мне все было понятно и легко выполнять. Голубой – задания учителя были интересными, но не все было понятно, были трудности с выполнением. Зеленый – задания учителя были не очень интересными. Мне не хотелось их выполнять. Проводит упражнение «Маятник настроения». Цель: оценка настроения. На листе ватмана нарисована картинка: слева – хмурый день, тучи, дождь; справа – солнце, безоблачное небо. Маятник – подвижный, например деревянная рейка, жестко закрепленная наверху. В зависимости от того, «солнечное» или «дождливое» настроение, маятник в конце дня отклоняется влево или вправо. При этом внизу, в секторе, до которого отклонился маятник, отмечается число и причина (по аналогии с «розой настроения») | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, достигнут или нет результат, анализируют трудности, с которыми встретились на уроке | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 18. 24 (учебник); № 9, 8 (рабочая тетрадь) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |