Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку. – Вы любите преодолевать трудности? – Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями. – Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с положительным отношением. – Какое настроение у вас сейчас? – Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке математики? – У вас на столе лежат солнышко и тучка. Выберите, какая из карточек отражает ваше настроение, покажите ее. – Ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками. – Я думаю, если у кого-то настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить | Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место | Устный опрос |
II. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Выполните математический диктант. – Увеличьте: а) 20 на 5; в) 6 в 7 раз; б) 42 на 3; г) 9 в 4 раза. – Уменьшите: а) 16 на 9; в) 20 в 4 раза; б) 56 на 16; г) 40 в 5 раз | Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного счета | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
– Решите задачу. После того как Алеша полил 16 саженцев, а Никита – 15, им осталось полить 7 саженцев. Сколько всего саженцев им нужно было полить? | Решают задачу | Фронтальная | Устные ответы |
– Работаем с геометрическим материалом.  а) Переложите две палочки так, чтобы стало 8 квадратов. б) Переложите две палочки так, чтобы стало 7 квадратов. в) Переложите две палочки так, чтобы стало 6 квадратов. г) Переложите две палочки так, чтобы стало 5 квадратов. Найдите разные решения. д) Переложите четыре палочки так, чтобы стало 12 квадратов. е) Переложите четыре палочки так, чтобы стало 11 квадратов. ж) Переложите четыре палочки так, чтобы стало 10 квадратов. и) Переложите шесть палочек так, чтобы стало 16 квадратов. к) Переложите шесть палочек так, чтобы стало 19 квадратов. л) Переложите шесть палочек так, чтобы стало 15 квадратов | Работают с геометрическим материалом | Фронтальная | Устные ответы |
– Отметьте на рисунке все прямые углы.  | Работают с геометрическим материалом | Фронтальная | Устные ответы |
III. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Рассмотрите фигуры, представленные на доске.  – Какая фигура «лишняя»? (Фигура 2 – пятиугольник.) – Чем похожи остальные фигуры? (Это четырехугольники.) – Назовите четырехугольники, у которых все углы прямые. (Фигуры 1, 3, 4, 6.) – Сегодня на уроке мы узнаем, как называют четырехугольники, у которых все углы прямые | Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устные ответы |
IV. Изучение нового материала | Работа по учебнику. Задание 1 (с. 111) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. Определения прямоугольника и квадрата вводятся после сравнения этих фигур между собой. Дети рассматривают изображения розовой и зеленой фигур (с. 111). На вопрос о том, что общего у этих фигур, дети могут ответить, что обе фигуры – многоугольники; это четырехугольники. Вероятно, учащиеся обратят внимание на углы этих четырехугольников и даже по виду смогут определить, что в каждом четырехугольнике все углы прямые. Если этого не произойдет, учитель должен предложить второклассникам сравнить углы четырехугольников и определить с помощью модели прямого угла, что все углы в обоих многоугольниках – прямые. Далее выясняют различия четырехугольников. Возможно, учащиеся назовут некоторые несущественные, непринципиальные различия, например то, что фигуры различаются цветом: одна – розовая, а другая – зеленая, что розовая фигура больше по размерам, чем зеленая. Реакция учителя: «Все то, что вы назвали, – правильно, но не это главное». Нужно подвести учащихся к мысли о том, что требуется сравнить в каждой фигуре длины сторон (в данном издании учебника длины сторон не выражаются целым числом сантиметров, поэтому лучше производить сравнение с помощью циркуля). Итак, в результате сравнения учащиеся выяснят, что в розовом четырехугольнике стороны разной длины, а в зеленом все стороны имеют одну и ту же длину (можно сказать по-другому: длины всех сторон равны). Подводится итог: «На рисунке изображены два четырехугольника. У каждого из них все углы прямые. Но у зеленого четырехугольника все стороны имеют одну и ту же длину. Этим он отличается от розового четырехугольника». Далее нужно прочитать определение прямоугольника, приведенное в учебнике (с. 111): «Прямоугольником называется такой четырехугольник, у которого все углы прямые». – Является ли розовая фигура прямоугольником? (Да, так как это четырехугольник и у него все углы пря- мые.) – Является ли зеленая фигура прямоугольником? (Да, так как это четырехугольник и у него все углы пря- мые.) – Внимательно посмотрите на зеленый прямоугольник. Вам хорошо знакома эта фигура. Как мы ее назвали? (Квадрат.) – Значит, квадрат – это прямоугольник, но особый: у него все стороны равны по длине. Прочитайте в учебнике, какая фигура называется квадратом. – Итак, квадрат – это прямоугольник с равными сторонами | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Составляют определение квадрата и прямоугольника | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают простые выводы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; проводят подведение под понятие, выведение следствий; устанавливают причинно-следственные связи, представление цепочек объектов и явлений. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют цель учебной деятельности, план выполнения заданий на уроке с помощью учителя и самостоятельно; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают собственную точку зрения; оформляют свои мысли в устной речи | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
фронтальная работа с классом по демонстрационным таблицам и индивидуальным карточкам с геометрическим материалом | – Рассмотрите таблицу на доске. – Какие фигуры можно назвать прямоугольниками? Почему?  | Находят на рисунке прямоугольники | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 1 (по демонстрационной таблице) | – Измерьте длины сторон прямоугольников.  – Назовите прямоугольники, у которых все стороны одинаковой длины. (Фигуры 2, 4.) – Как называются эти прямоугольники? (Квадраты.) | Выполняют измерения | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 2 (по демонстрационной таблице) | – Рассмотрите фигуры на таблице. – Как называются эти фигуры? (Многоугольники.) – Посчитайте, сколько углов у каждой фигуры. – Есть ли среди этих многоугольников прямоугольники?  | Определяют название фигур | Фронтальная | Устные ответы |
V. Первичное осмысление и закрепление | Работа в печатной тетради № 2. Задание 1 | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения. Ответы: 1) Многоугольники: 1, 2, 3, 4, 5. 2) Четырехугольники: 1, 3, 4. 3) Прямоугольники: 1, 4. 4) Квадраты: 1 | Делят фигуры на группы | Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопро- сы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Выполняют задание в рабочей тетради |
Задание 2 | – Рассмотрите чертеж. – Сколько на чертеже прямоугольников? (три прямоугольника.) – Сколько квадратов на чертеже? (один.)  | Определяют количество квадратов и количество прямоугольников | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 3 | – Рассмотрите чертеж. На сколько квадратов разбита эта фигура? – Сколько квадратов вы видите на чертеже?  Решение: На чертеже дан квадрат, который разбит на 9 квадра- тов, но можно выделить еще 4 квадрата:   Следовательно, всего на чертеже (1 + 9 + 4) = 14 квадратов | Считают количество квадратов на чертеже | Фронтальная | Устные ответы |
Работа по учебнику. Задание 7 (с. 112) | – Решите задачу. – Рассмотрите схему на доске.  – В пакете и корзине – лимоны. В пакете их в 2 раза меньше, чем в корзине. Во сколько раз лимонов в корзине больше, чем в пакете? (В 2 раза.) – Достройте граф.  – Пусть в пакете 4 лимона. Тогда сколько лимонов в корзине? (8 лимонов.) 4 · 2 = 8 (л.). – Пусть в корзине 6 лимонов. Тогда сколько лимонов в пакете? (3 лимона.) 6 : 2 = 3 (л.). – Прочитайте задачу в учебнике. В пакете в 2 раза меньше лимонов, чем в корзине. Сколько лимонов может быть в пакете и сколько – в корзине? Дайте несколько вариантов ответа. – Исходя из условия задачи, можем ли мы сказать, сколько лимонов в пакете и сколько – в корзине? (Нет.) – Что нам для этого надо знать? (Количество лимонов либо в пакете, либо в корзине.) – Вариантов может быть много. Мы выяснили, что если в пакете будет 4 лимона, то в корзине их будет 8, если же в корзине будет 6 лимонов, то в пакете их будет 3. В пакете | 2 | 3 | 4 | 5 | В корзине | 4 | 6 | 8 | 10 | | Строят схему и решают задачу | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 8 (с. 113) | – Сравните выражения и объясните, чем они отличаются. (Выражения отличаются только порядком выполнения действий.) – Самостоятельно выполните вычисления значения каждого числового выражения и сравните их. запись: а) (96 – 43) – 28 = 53 – 28 = 25; 96 – (43 – 28) = 96 – 15 = 81. 25 не равно 81. б) 48 – (30 + 8) = 48 – 38 = 10; (48 – 30) + 8 = 18 + 8 = 26. 10 не равно 26. в) (24 : 3) · 2 = 8 · 2 = 16; 24 : (3 · 2) = 24 : 6 = 4. 16 не равно 4. Вывод: значение числового выражения зависит от порядка выполнения в нем действий | Самостоятельно выполняют вычисления значения каждого числового выражения и сравнивают их | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Назовите признаки прямоугольника. – Назовите признаки квадрата. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Использует методику «Сказочное дерево». У каждого ученика изображения: плод, цветок и листочек. – Выберите и прикрепите изображение согласно условным знакам. Листочек – у меня не получается, мне нужна помощь. Цветочек – было трудно, но я все понял. На месте цветочка появляются плоды, поэтому яблоко – у меня все получается | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; осуществляют оценку результатов работы | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 6, 9 (учебник); № 5 (рабочая тетрадь) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |