Урок 15
ГОТОВИМСЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ
Цели: подготовить учащихся к решению задач; продолжить работу по введению действий сложения и вычитания; формировать навык нахождения геометрических фигур в большой фигуре; развивать логическое мышление, внимание.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите рисунки на доске.

– По какому рисунку можно придумать вопрос «Сколько осталось?» (По второму рисунку.)
– Сегодня мы будем учиться задавать вопросы к рисункам и отвечать на эти вопросы.
II. Изучение нового материала. Работа по учебнику.
1. Задание 1 (с. 36).
– Отгадайте загадку.
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки. (Земляника.)
– Сколько ягод земляники выросло на кустике? (8 ягод.)
– Сколько ягод упало на землю? (2 ягоды.)
– Придумайте вопрос к этому рисунку. (Сколько ягод осталось на кустике?)
Запись: 
8 без 2 – это 6
– Отгадайте другую загадку.
Красненька Матрешка
Беленько сердечко. (Малина.)
– Сколько ягод малины на первой веточке? (4.)
– Сколько ягод малины на второй веточке? (3.)
– Придумайте вопрос к этому рисунку. (Сколько всего ягод малины?)
Запись:
– 4 и 4 – это 8.
– Отгадайте следующую загадку.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы. (Гриб.)
– Сколько грибов выросло на полянке? (7.)
– Сколько грибов положили в корзинку? (4.)
– Придумайте вопрос к этому рисунку. (Сколько грибов осталось на полянке?)
Запись:
– 7 без 4 – это 3.
2. Задание 2 (с. 37).
– Рассмотрите первую схему: и – это .
– Какие рисунки подходят к этой схеме? Объясните почему.
Варианты ответов:
а) Рисунок с морковками. 3 большие и 2 маленькие морковки. Сколько всего морковок?
б) Рисунок с помидорами. 3 зеленых и 5 красных помидоров. Сколько всего помидоров?
– Рассмотрите вторую схему: без – это .
– Какие рисунки подходят к этой схеме? Объясните почему.
а) Рисунок с грушами. Было 6 груш, 3 сорвали. Сколько груш осталось на ветке?
б) Рисунок с яйцами. Было 6 яиц в коробке, 3 забрали. Сколько яиц осталось в коробке?
3. Задание 3 (с. 37).
– Какая фигура изображена? (Четырехугольник.)
– Верно ли, что в этой фигуре можно найти 4 треугольника?
После индивидуальной работы учитель открывает на доске таблицу «Проверь себя».

4. Задание 4 (с. 37) с использованием набора «Цветные фигуры».
– Продолжите «строить» домики по правилу: меняется только цвет крыши.

– Придумайте другое правило. (Меняется только цвет основания домика.)


III. Работа в печатной тетради.
Соотнесение записей и рисунков.
Дополнение моделей состава числа 6 (рисование фишек).
Движение по шкале линейки и заполнение цветных кружков числами.
Установление закономерности записи цифр в каждой строке и письмо цифр в соответствии с выявленной закономерностью.
«Путешествие» точки по заданной программе.
Поиск треугольников в фигуре сложной конфигурации.
IV. Фронтальная работа.
1. Игра «Вершки и корешки».
Дидактическая цель. Составление пары предметов.
Средства обучения. Корнеплоды и отдельно листья свеклы, редиса, петрушки, моркови.
Содержание игры. Учитель вызывает к доске 8 учеников. Четверо из них берут корнеплоды, остальные – ботву свеклы, редиса, моркови, петрушки. Учитель называет имя ученика, у которого морковь (корнеплод), и, обращаясь к детям, у которых листья, говорит: «Корешок, корешок, где твой вершок?» Ученик, у которого ботва этого растения, показывает листья моркови всем детям и говорит: «Вершок моркови у меня». Дети встают рядом. В итоге игры дети определяют число пар (корешков с вершками).
2. Работа в тетради.
– Составьте орнамент из этих рисунков.

V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– По каким признакам можно сравнивать предметы?