Урок 16
ПРОПИСЫВАНИЕ НА РАБОЧЕЙ СТРОКЕ
ЭЛЕМЕНТОВ БУКВ
Цели деятельности учителя: научить писать элементы букв на рабочей строке; способствовать развитию мелкой моторики, глазомера.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают различия овалов и кругов, основные элементы букв (короткие и длинные палочки, палочки с закруглением внизу, округлые линии); умеют прописывать на рабочей строке элементы заданных букв; получат возможность научиться прописывать элементы букв на рабочей строке.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – сравнение звукового состава слов; усвоение графических действий по проведению линий, начинающихся и заканчивающихся в заданных точках; логические – моделирование звуковой схемы слова; построение цепочки слов с заданным звуком по порядку; самостоятельное воспроизведение алгоритма графических действий на страницах прописей.
Регулятивные: умеют адекватно воспринимать оценку учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использовать необходимые учебные средства (прописи, наглядный материал).
Коммуникативные: умеют учитывать разные мнения и стремиться к координации действий в сотрудничестве с коллективом; использовать речь для регуляции своей рабочей деятельности.
Личностные: осознают необходимость совершенствования своих знаний и умений; проявляют старание в самостоятельной деятельности; сохраняют положительную мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в работе; развивают способность к оценке своей деятельности и деятельности одноклассников.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
– Сегодня у нас трудная и интересная работа. Мы будем прописывать элементы букв на рабочей строке. Что еще будем делать, вы узнаете, если «прочитаете» первые звуки в каждом слове.
На доске картинки: лист, индюк, конь, вишни, подушки.

(Линии.)
– Вы правы, сегодня будем проводить линии.
II. Изучение нового материала.
1. Работа в прописи. Проведение линий заданного направления движения в орнаменте.
– Рассмотрите первый орнамент. Подумайте, как помогают в работе синяя точка и стрелочки. (Точка показывает начало движения, а стрелочки – направление.)
– Проведите линии другим концом ручки. Нарисуем такой же орнамент в воздухе.
Аналогичная работа с другими орнаментами.
– Какой орнамент показался самым трудным (легким)?
– Какие орнаменты вам понравились больше других?
Самостоятельная работа.
– Выберите для работы два орнамента. Проведите линии, обращая внимание на указанное стрелками направление движения. Постарайтесь провести линии по середине орнамента, не отрывая карандаша от бумаги.
2. Проведение зигзагообразных линий с продвижением руки по странице.
– Рассмотрите узор. Сколько рядов точек перед вами?
– Расскажите, как будет двигаться рука при письме зигзагов. (Начинаем писать сверху вниз. От точки, расположенной в первом ряду, ведем прямую наклонную линию вниз, к точке, расположенной во втором ряду. Затем ведем наклонную линию вверх, к третьей точке. Далее ведем линию вниз (она должна пройти через точку, расположенную в середине) до нижней точки в третьем ряду. От нижней точки ведем прямую наклонную линию к точке во втором ряду, от неё – наклонную линию вниз к следующей точке. От этой точки проводим линию до верхней точки в первом ряду. Узор повторяется.)

А теперь, ребята, встать, руки медленно поднять.
Мы проверили осанку и свели лопатки,
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка, и как серый волк-волчишко.
Вот свернулся еж в клубок, потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся – ежик сладко потянулся.
3. Работа в прописи. Работа с фишками (вкладыш к «Букварю»).
– Рассмотрите картинку в прописи. Доскажите словечко и составьте схемы слов.
Нарисована зима,
Снег лежит кругом.
Справа с желтою стеной
Нарисован… (дом).
Один ученик у доски составляет схему слова «дом».
От дома влево посмотри –
Увидишь ели. Сколько?.. (Три.)
Ученики самостоятельно составляют схему слова «три».
– Чем похожи и чем отличаются схемы? (В каждой схеме по три звука; первые звуки – твердые [д] и [т]; в словах по одному гласному звуку. Различия: место гласных звуков в словах разное; в первом слове все согласные твердые, во втором – один согласный твердый, второй – мягкий.)
– От елки ветку рассмотрите, задание определите. (Надо нарисовать иголочки.)
– Стрелки показывают направление движения руки в каждой части рисунка. Дорисуйте иголочки.
4. Работа на резервной странице в прописи. Письмо малых и больших квадратов.
5. Проведение заданных линий на рабочей строке.
Учитель выбирает задание на резервных страницах по своему усмотрению.