СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 18. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи». 6 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока Краткий рассказ о поэте (детство, ученические годы, начало творчества). Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Стихотворение в актёрском исполнении. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Понятие о поэтической интонации.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 18. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи». 6 класс.»

Урок 18. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи».

Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте (детство, ученические годы, начало творчества). Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Стихотворение в актёрском исполнении. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Понятие о поэтической интонации.

Основные виды деятельности.
Устные сообщения о детстве и юности Лермонтова с показом его портретов. Чтение статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов» и составление её плана. Восприятие и выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии).
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Обучение выразительному чтению стихотворения (по частям). Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитат из стихотворения, иллюстрирующих понятия «сравнение», «поэтическая интонация». Чтение и обсуждение данной в учебнике интерпретации стихотворения «Тучи».

Содержание урока

I. Краткий рассказ о поэте (детство, ученические годы, начало творчества)

II. Вступительная беседа:

Какие стихи Лермонтова вы знаете и можете прочитать наизусть?
(Поэтическая пятиминутка из ранних стихов Лермонтова.)

Что вы знаете о детстве и обучении Лермонтова?


III. Рассказ учителя о воспоминаниях современников о Лермонтове
(Приложение 1).

IV. Чтение статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов» (Приложение 2) и составление её плана

Примерный план статьи:

1. Ранние годы: в Тарханах и на Кавказе.

2. Домашнее образование.

3. В Благородном пансионе при Московском университете.

4. Литературные занятия.

5. Неудовлетворённость учёбой в Московском университете.

6. Переезд в Петербург. Начало военного поприща.

V. Ответы на вопросы из раздела учебника «Проверьте себя»:
1. Какие учителя были приглашены бабушкой для обучения будущего поэта?

2. Кто из писателей интересовал юного М. Ю. Лермонтова?

3. Какие предметы изучал поэт в пансионе?

Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.

Стихотворение в актёрском исполнении

VI. Рассказ учителя об истории создания стихотворения «Тучи».

В "Стихотворениях М.Лермонтова" указана дата: "Апрель 1840", т.е. время, когда Лермонтов уезжал из Петербурга в ссылку на Кавказ.
П.А.Висковатов передает со слов В.А.Соллогуба об обстоятельствах написания стихотворения: "Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение: "Тучки небесные, вечные странники!..". Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что набросанное стихотворение. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его. Когда он кончил, глаза были влажные от слез..." (Соч. под ред. Висковатова, т. 6, 1891, стр. 338). Прослушивание и обсуждение актёрского чтения стихотворения.

Выполнение заданий 1, 2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

VII. Практическая работа. Обучение интерпретации стихотворения «Тучи».
1. Какие образы являются в стихотворении центральными?

2. В чём поэт видит своё сходство с тучами?

3. Какими словами поэт описывает тучи? Почему они «вечно свободные»? Почему по отношению к ним поэт трижды употребляет слова «вечные», «вечно»?

4. Какие штрихи к картине природы намечены в стихотворении?

5. Почему во второй строфе поэт обращается к тучам с «человеческими» вопросами?

6. Чем поэт отличается от туч?

7. Какие обязанности накладывает на поэта человеческое общество?

8. Какие образы и картины создают в стихотворении образ Родины? Однозначно ли отношение поэта к ней? Докажите своё мнение.

9. Почему поэт противопоставляет мир природы и мир человека?

Приём сравнения как основа построения стихотворения

VIII. Чтение и изучение данной в учебнике интерпретации стихотворения «Тучи» (Приложение 3).

Результаты наблюдений учащихся над текстом и осмысления статьи о стихотворении «Тучи» оформляются в сопоставительной цитатной таблице.




Основные образы и основания для их сопоставления

Поэт

Тучи

Душевная, внутренняя жизнь

Живо воспринимает окружающий мир, его мучают вопросы, одолевают страсти и страдания

«Вечные странники», «вечно холодные, вечно свободные», «чужды вам страсти и чужды страдания»

Причина изгнания

«Судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая? Или... преступление? Или друзей клевета ядовитая?»

«Вам наскучили нивы бесплодные»

Родина

«Степь лазурная», «милый север», «нивы бесплодные»

«Нет у вас родины, нет вам изгнания»

Место пребывания

Мир людей

Мир природы








Вывод:
Поэт, изгнанный из человеческого общества, лишённый Родины, ищет свободы и гармонии человеческих отношений в мире природы, но этот мир холоден и равнодушен. У туч нет родины, поэтому они не могут быть изгнанниками. Мир природы и человеческий мир несовместимы.

Понятие о поэтической интонации
«Интонация (от лат. intonare — произносить громко) —
1. Свойство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи или к собеседнику. И. создаётся за счёт синтаксической структуры текста, порядка слов, повторов, инверсий, восклицаний, обращений, повышения и понижения голоса, пауз, темпа и других приёмов обогащения нейтрального стиля речи. Полностью И. может быть воспроизведена только в реальном звучании, т. е. при произнесении вслух.
2. В стиховедении И. — соотношение ритмического и синтаксического членения речи.

По И. стихи делятся на группы: напевные (песня, романс), говорные (разговорные) и декламационные (ораторские). Для напевных стихов характерно совпадение метрического и интонационного членения, симметричность синтаксических конструкций, мелодичность, интонационная завершённость строфы Для говорных — наличие оборотов и синтаксических конструкций, характерных для разговорной речи, неупорядоченность пауз, разнообразие синтаксических конструкций, переносы, чередование различных способов рифмовки... Для декламационных — совпадение интонационно-ритмического и метрического членения, отсутствие внутристиховых пауз, мерность звучания, наличие риторических фигур (восклицаний, обращений, вопросов)...» (Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов.)

Алгоритм обучения выразительному чтению:
1. Чтение стихотворения учителем.
2. Индивидуальные сообщения учащихся о лексическом значении трудных для понимания слов, которые школьники нашли в толковом словаре.
3. Перечитывание стихотворения учениками про себя с выполнением индивидуальных и групповых заданий:
А) Определение смысловых частей, выявление композиции текста.
Б) Определение основной интонации при чтении каждой части. Наблюдения над ритмом, строфикой, особенностями стихотворного размера.
В) Наблюдения над фонологическими элементами текста. Звукопись и выделение её голосом.
Г) Наблюдения над поэтической лексикой. Постановка логических ударений.
Д) Наблюдения над поэтическим синтаксисом, обусловленность синтаксических конструкций логикой поэтических образов и интонаций. Постановка логических пауз.
Е) Определение способов рифмовки и смысловой роли рифмы. Выделение (невыделение) рифм голосом.

IX. Сообщения учащихся о выполнении индивидуальных и групповых заданий (пункты А—Е).

X. Обучение выразительному чтению по строфам.

XI. Синтетическая работа по обобщению индивидуального восприятия текста учащимися.

Повторное прослушивание выразительного чтения всего текста (учитель — подготовленные ученики — звукозапись).

XII. Обучение выразительному чтению всего стихотворения.

XIII. Заучивание стихотворения наизусть (домашнее задание): См.: Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Кн. для учителя литературы. — М.: Вербум-М, 2004. — С. 44—45.
(Учитель отбирает из положений алгоритма те, которые необходимы для обучения выразительному чтению данного стихотворения.)

XIV. Рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Итоговые вопросы:
вопросы из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения «Тучи» наизусть и создать его письменную интерпретацию.

Индивидуальное задание.
Подготовить сообщение о детстве и жизни Лермонтова в Москве с использованием воспоминаний его современников (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).

Приложение 1

Для начала представим себе зал юнкерской школы, в нем два юнкера, один из них Лермонтов. Он "был довольно силен, в особенности имел большую силу в руках, и любил состязаться в том с юнкером Карачинским, который известен был по всей школе как замечательный силач – он гнул шомполы и делал узлы, как из веревок" (восп. А.М.Меринского[1], с.128).

Воспоминания Фридриха Боденштедта[2] рисуют Лермонтова в кругу приятелей: "У вошедшего была гордая, непринужденная осанка, средний рост и необычайная гибкость движений. Вынимая при входе носовой платок, чтобы обтереть мокрые усы, он выронил на паркет бумажник или сигарочницу и при этом нагнулся с такой ловкостью, как будто он был вовсе без костей, хотя, судя по плечам и груди, у него должны были быть довольно широкие кости. Гладкие, белокурые, слегка вьющиеся по обеим сторонам волосы оставляли совершенно открытым необыкновенно высокий лоб. Большие, полные мысли глаза, казалось, вовсе не участвовали в насмешливой улыбке, игравшей на красиво очерченных губах молодого офицера. Очевидно, он был одет не в парадную форму. У него на шее был небрежно повязан черный платок; военный сюртук без эполет был не нов и не до верху застегнут, и из-под него виднелось ослепительной свежести тонкое белье" (с.289).

Нет мемуариста, который бы при описании Лермонтова не упомянул о его глазах. Художник М.Е.Меликов[3]: "В детстве наружность его невольно обращала на себя внимание: приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти, с умными, черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующее впечатление на того, кто был симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они бывали ужасны" (с.70). На выражение глаз прежде всего обращает внимание Меликов и при встрече с Лермонтовым через десять лет: "Он был одет в гусарскую форму. В наружности его я нашел значительную перемену. Я видел уже перед собой не ребенка и юношу, а мужчину во цвете лет, с пламенными, но грустными по выражению глазами, смотрящими на меня приветливо, с душевной теплотой" (с.71). То же отмечает и писатель И.И.Панаев[4]: "... умные и пронзительные черные глаза, невольно приводившие в смущение того, на кого он смотрел долго" (с.229-233). А П.Ф.Вистенгоф[5], вольнослушатель Московского университета в 1831 – 1832 годах, не любивший Лермонтова, увидел его глаза другими: "Как удар молнии, сверкнули глаза его. Трудно было выдержать этот неприветливый, насквозь пронизывающий взгляд... Ядовитость во взгляде Лермонтова была поразительна" (с.104, 105).

Как не похожи могут быть описания современниками даже внешнего облика человека. Это объясняется прежде всего тем, что связывало или, наоборот, разделяло Лермонтова с мемуаристом, насколько близки они были. Отношение человека к Лермонтову накладывает отпечаток на его восприятие. Описания внешности Лермонтова не только разноречивы, но часто противоположны: И.П.Забелла[6], которому было тринадцать лет, когда он видел поэта, рисует "невысокий лоб" (с.275), а Фр.Боденштедт подчеркивает: "необыкновенно высокий лоб" (с.289). В.И.Анненкова[7] увидела "небольшие глаза" (с.123), И.П.Забелла – "скорее длинные щели, а не глаза" (с.275), а П.В.Вистенгоф "темно-карие большие глаза" (с.103).

Следовательно, судить только по одному свидетельству неверно: их необходимо дополнять другими, сравнивать. Тем более, когда мы говорим о М.Ю.Лермонтове.

(1. Мери́нский Александр Матвеевич (г. рожд. неизв. – 1873), соученик Лермонтова по Школе юнкеров (окончил в 1835). Служил в л.-гв. Уланском полку. Автор ранних (1856) мемуаров о поэте, интересных, в частности, сведениями, относящимися к замыслу романа «Вадим», к публикации поэмы «Хаджи Абрек». В текст более поздних воспоминаний Меринского (1872) о годах учения Лермонтва в Школе юнкеров вошли отрывки из поэмы «Уланша», стихотворение «Юнкерская молитва», эпиграмма на И. Шаховского (см. Воспоминания).

2. Бо́денштедт (Bodenstedt) Фридрих (1819–1892), нем. поэт, переводчик. Переводил стихи Г. Р. Державина, К. Н. Батюшкова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, А. В. Кольцова, А. А. Фета и др. Особенно велика его заслуга как переводчика Л. В 1840–43 гг. Боденштедт жил в Москве, весной 1841 г. дважды встречался с Лермонтовым. Свой сборник переводов из русских поэтов («Koslow, Puschkin und Lermontow», Lpz., 1843), куда входили стихи Лермонтова, Боденштедт, недовольный результатами работы, пытался изъять из продажи и уничтожить. Боденштедт выпустил 2-томное изд. своих переводов «Поэтическое наследие Лермонтова» (M. Lermontoff’s poetischer Nachlass..., B., 1852) – первое зарубежное собрание сочинений поэта. В предисловии и послесловии Боденштедт высоко оценивал творчество Лермонтова как поэта-бунтаря, опираясь, в частности, на суждение А. И. Герцена, с которым был лично знаком.

3. Меликов Моисей Егорович (1818 – после 1896) – русский художник. Познакомился с Лермонтовым в Москве в 1826; летом 1836 вновь встретил его в парке Царского Села, где делал наброски с натуры. В воспоминаниях Меликова о Лермонтове интересны его наблюдения, отмечающие значительность внешности поэта.

4. Панаев Иван Иванович (1812–1862) – русский писатель, журналист. Сотрудник «Отечественных Запмсок» (1839–46), затем соиздатель «Соврменника» (вместе с Н. А. Некрасовым). Познакомился с Лермонтовым у В. Ф. Одоевского, встречался с ним у А. А. Краевского. В 1860–61 в «Современнике» печатались мемуары Панаева, содержавшие важные сведения об отношении В. Г. Белинского к Лермонтову, о творческой истории стихотворения «Есть речи – значенье», об отношениях Лермонтова с цензурой и т. д. Значительный интерес представляют те страницы, где Панаев описывает, со слов Белинского, свидание последнего с Лермонтовым в Ордонансгаузе в апреле 1840 г. См. страницу "Лермонтов в Петербурге. Садовая,3. Здание бывшего Ордонансгауза.
Воспоминания Панаева отличаются достоверностью (точность передачи разговора Белинского и Лермонтова подтверждается письмом Белинского к В. П. Боткину от 16–21 апреля 1840 г.). Вместе с тем, не будучи близко знаком с Лермонтовым, Панаев не всегда понимал внутренние стимулы его поведения; так, он подчеркивал стремление Лермонтова к «великосветскости»; рассказывая о «шалостях» Лермонтова в кабинете Краевского, не сопоставил его возбужденного состояния с только что полученным предписанием покинуть столицу. Панаеву принадлежит пародийное стихотворение «К женщине (Признания провинциального Печорина)».

5. Вистенго́ф Павел Федорович (ок. 1815 – после 1878) – соученик Лермонтова по Моск. университету; литератор, автор «Очерков московской жизни», романа «Урод» и др. Его воспоминания положили начало представлению об одиночестве Лермонтова в студенческой среде, хотя сам мемуарист приводит факты, которые противоречат этому. Воспоминания Вистенгофа содержат сведения о широте интеллектуальных интересов поэта.

6. Забелла Иван Петрович (1828 – г. смерти неизв.) – сын Варвары Федоровны (урожд. Ракович, петербургской приятельницы Е. А. Арсеньевой, знакомой Лермонтова), ученик нем. Петропавловского училища, впоследствии статский советник; его воспоминания о встречах с Лермонтовым в Петербурге в 1841 г., в которых подчеркнуты патриотизм поэта и его любовь к русскому языку, свидетельствуют о несомненной популярности Лермонтова среди молодежи (см. «Из моих воспоминаний», в кн.: Воспоминания).

7. Анненкова Вера Ивановна (урожд. Бухарина; 1813–1902) – жена Н. Н. Анненкова, двоюродного брата Е. А. Столыпиной и Е. А. Верещагиной. Ей посвящен новогодний мадригал Лермонтова «Не чудно ль, что зовут вас Вера?..» (1831) – поэтому считалось, что Лермонтов был знаком с ней еще в Москве. Однако, судя по ее воспоминаниям, их знакомство относится к более позднему времени; лермонтовский экспромт, вероятно, был посвящен Бухариной до начала их личного знакомства.
В воспоминаниях В. И. Анненкова рассказывает о первой встрече с Лермонтовым в конце 1832 г., когда он лежал в лазарете юнкерской школы после неудачной попытки укротить необъезженную лошадь. "...В первый раз я увидела будущего великого поэта Лермонтова. Должна признаться, он мне совсем не понравился. У него был злой и угрюмый вид, его небольшие черные глаза сверкали мрачным огнем, взгляд был таким же недобрым, как и улыбка. Он был мал ростом, коренаст и некрасив, но не так изысканно и очаровательно некрасив, как Пушкин, а некрасив очень грубо и несколько даже неблагородно..." Источник цитаты: Анненкова В. И. Из воспоминаний // М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. – М.: Худож. лит., 1989. – С. 163. )


Приложение 2

БИОГРАФИЯ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

В ранние детские годы Лермонтов с бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой жили то в Тарханах, то в Пензе. Для поправки слабого здоровья мальчика Елизавета Алексеевна дважды, в 1820 и 1825 годах, возила его на Кавказские Минеральные Воды.

Первоначальное образование и воспитание, как и большинство дворянских детей, будущий поэт получил дома.

Для обучения внука бабушка пригласила многих учителей (гувернёра-француза, бонну-немку, позже — англичанина), проходивших с Лермонтовым курсы греческого, французского и немецкого языков.

Серьёзные занятия начались в Москве, куда Елизавета Алексеевна и её внук переехали в 1827 году. Надо было готовиться к продолжению образования. Учителем к Лермонтову был приглашён опытный педагог А. 3. Зиновьев. Под его руководством мальчик изучал русскую грамматику, географию, астрономию, историю, математику, то есть основные науки.

В курс образования входили также рисование (учитель Александр Степанович Солоницкий), лепка и др. Достаточное время было отведено для сочинений. Вся программа соответствовала пансионской, требуемой для поступления в Благородный пансион при Московском университете, куда решено было отдать Лермонтова для дальнейшего обучения.

В 14 лет будущий поэт, отличавшийся хорошим прилежанием, отменно знал русскую словесность. Стихи Ломоносова, Державина, Дмитриева, Озерова, Батюшкова, Крылова, Жуковского, Козлова и Пушкина были ему знакомы. Тогда же он начал и сочинять. Домашнее воспитание и образование закончилось к сентябрю 1828 года, и 1 сентября 1828 года Лермонтов был принят полупансионером в Московский университетский Благородный пансион в четвёртый класс, который успешно закончил (в награду ему подарили книгу и картину). Зимой Лермонтов, сдав экзамены, был зачислен в пятый класс пансиона. Его наставниками стали, помимо А. 3. Зиновьева, поэт и критик А. Ф. Мерзляков (он давал уроки Лермонтову на дому), поэт и переводчик С. Е. Раич, организовавший литературный кружок, который посещал и Лермонтов. Впоследствии Раич с гордостью писал о двух своих гениальных учениках — Тютчеве и Лермонтове.

Среда университетского Благородного пансиона располагала к литературным занятиям. Лермонтов был знаком с различными журналами и сам много писал. К этому времени им уже созданы две редакции «Демона», написана поэма «Джюлио». 16 апреля Лермонтову было выдано свидетельство об окончании Благородного пансиона, где он обучался «разным языкам, искусствам», «нравственным, математическим и словесным наукам, с отличным прилежанием, с похвальным поведением и с весьма хорошими успехами».

После летнего отдыха в Середникове (под Москвой) и паломничества в Троице-Сергиеву лавру вместе с бабушкой и кузинами (здесь написано одно из самых совершенных стихотворений юного поэта — «Нищий») Лермонтов подал прошение о приёме в Московский университет.

В Университете не всё шло столь гладко, как в пансионе. Но Лермонтов по-прежнему усердно занимался. До нас дошли свидетельства о его успешных занятиях по немецкому и английскому языкам, английской и русской словесности. Однако университетские лекции в целом не удовлетворяли жаждущего знаний юношу. Весной 1832 года Лермонтов запросил бумаги о рождении и крещении, а в июне, сославшись на «домашние обстоятельства», просил выдать ему свидетельство об обучении в Московском университете для перевода в Императорский Санкт-Петербургский университет. Но там ему отказали зачесть курсы, прослушанные в Московском университете, и он избрал военное поприще, поступив в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В ней началась новая — петербургская — пора его жизни.

Приложение 3

Михаил Юрьевич
ЛЕРМОНТОВ

ТУЧИ

В 1840 году Лермонтов во второй раз отправлялся в ссылку на Кавказ. В апреле этого года он прощался с петербургскими друзьями. Современник поэта граф В. А. Соллогуб вспоминал: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя у окна и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение „Тучки небесные, вечные странники!..". Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что написанное стихотворение. Он... прочёл его. Когда он кончил, глаза были влажные от слёз...»

Лермонтов увидел сходство между мчащимися тучами и своим изгнанием: и тучи, и поэт покидали милый север и устремлялись в чужую южную сторону. Пейзажная картина стала воплощением настроений поэта. И в этом отношении «Тучи» напоминают такие стихотворения, как «Утёс», «На севере диком...», они принадлежат к лирике, в которой личный мир Лермонтова, его чувства передаются через образы природы.

В «судьбе» туч и в судьбе поэта есть лишь видимое сходство: кажется, что тучи, как и поэт, — изгнанники. Такой приём уже встречался нам в фольклоре. Но вскоре становится ясно, что сходство между «судьбой» туч и судьбой поэта мнимое: у них гораздо больше различий, чем сходства. Тучи — «вечные странники», «вечно холодные, вечно свободные», у них нет «родины», и потому они не знают «изгнания». Тучи вечно «странствуют», подчиняясь ветру, стихийной силе природы. Им чужды чувства привязанности и дружбы. Поэт, напротив, живёт в человеческом обществе и подчиняется его законам. У него есть родина. Эти различия очень значительны. Поэт жаждет свободы и красоты, он хочет сохранить лучшее, что присуще миру природы (свободу, красоту) и миру людей (любовь к родине, дружбу, наполненную большими чувствами жизнь). Ему жаль расстаться и с тем и с другим. Однако он понимает, что это невозможно: мир людей и мир природы несовместимы. Отсюда проистекает печальный и светлый тон стихотворения.

ТУЧИ
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

1. В чём М. Ю. Лермонтов находит сходство своей судьбы, своего изгнания с «судьбой» тучек?

2. Какие различия есть в судьбе поэта и тучек?

3. О каких настроениях поэта мы можем догадаться по второй и третьей строфам стихотворения?

4. Как эпитеты помогают определить отношение к северу, где находится родина и откуда должен уехать поэт, и к югу, куда его ссылают?



Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021.