Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. • Из каких фигур построен дом?  • Прочитайте поговорку.  Ответ: Не в свои сани не садись. • Расшифруйте слово.  • Поставьте знаки действий « + » и «–» между числами так, чтобы получилось верное равенство. 5 … 4 … 3 … 2 … 1 = 1 Ответ: 5 – 4 + 3 – 2 – 1 = 1. • Решите задачу. В коробке 3 желтых и 3 красных шарика. Мальчик взял 4 шарика. Сколько шариков каждого цвета может быть у мальчика? Найдите все ответы.  – Сколько шариков осталось в коробке? | Отвечают на вопросы учителя по материалу предыдущего урока. Выполняют задания на формирование навыка устного счета | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
II. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока на доске. – Определите цели урока, используя опорные слова (см. с. 6). – Сегодня мы продолжим работу по сложению и вычитанию двузначных чисел | Обсуждают тему урока. Формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Работа по учебнику. Задание 4 (с. 49) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Рассмотрите данные выражения. Что их объединяет? (В каждом выражении по 2 арифметических действия и есть скобки.) – Какое действие надо выполнять первым? (В скобках.) – Какие правила сложения и вычитания двузначных чисел вы знаете? (Действия (сложение и вычитание) надо выполнять поразрядно.) Запись:  | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Анализируют выражения. Выполняют сложение и вычитание двузначных чисел. Не выполняя вычислений, определяют, что больше | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают; делают самостоятельные простые выводы. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 5 (с. 50) | – Не выполняя вычислений, определите, что больше: а) 46 + 2 больше 46 – 2, так как сложение двух чисел всегда больше разности этих же чисел. б) 53 + 4 меньше 6 + 53, так как в данных суммах, используя закон перестановки слагаемых, выясняем, что первое слагаемое одно и то же число – 53. Значит, значение суммы зависит от второго слагаемого: в первом выражении второе слагаемое меньше, чем второе слагаемое во втором выражении (4 в) 90 – 60 больше 80 – 60, так как вычитаемые равны, то значение разности больше в том выражении, где больше уменьшаемое (90 80). г) 37 – 5 больше 37 – 6, так как уменьшаемые равны, то значение разности больше в том выражении, где меньше вычитаемое (5 – Выполните сложение и вычитание данных чисел и проверьте свои рассуждения | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы. Выполнение задания в тетради |
Задание 6 (с. 50) | – Прочитайте текст. Можно ли его назвать задачей? – Прочитайте только условие. Прочитайте вопрос задачи. – Сформулируйте вопрос задачи со словом «сколько». (Сколько килограммов весят яблоки в этом ящике?) – Запишите решение этой задачи. Всего: 23 кг. Ящик – 1 кг. Яблоки – ? кг. Решение: 23 – 1 = 22 (кг) – масса яблок. Ответ: 22 кг | Составляют вопрос к задаче. Решают задачу | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
IV. Первичное осмысление и закрепление | Работа по учебнику. Задание 14 (с. 52) | Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Комментирует ход решения. – Прочитайте задачу. – Что известно в задаче? Что требуется узнать? – Запишите кратко условие задачи. Запись: I к. – 8 р. II к. – 9 р. – Что обозначает слово «цена»? (Стоимость одного предмета.) – Что обозначает слово «стоимость»? (Выраженная в деньгах ценность чего-либо.) – Запишите решение этой задачи. (8 + 9 = 17.) – Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась вычитанием. (На сколько рублей дороже второй карандаш?) | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Изменяют вопрос задачи так, чтобы она решалась вычитанием | Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, класси- фикации объектов. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; используют в работе простейшие инструменты; оценивают задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Выполнение задания в тетради |
Денежная система в Древней Руси | См. ресурсный материал | Слушают учителя | Фронтальная | Наблюдение |
Задание 15 (с. 52) | – Прочитайте задачу. – Что вам известно? Что требуется узнать? При затруднении учитель может предложить учащимся нарисовать схему к этой задаче.  | Решают задачу | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Работа в печатной тетради № 1. Задание 4 | – Заполните самостоятельно «окошки» в цепочках | Работают самостоятельно | Индивидуальная | Устные ответы |
Задание 5 | • Если в примере есть действие в скобках, то именно оно выполняется первым. Ошибки допущены в следующих случаях: (68 + 20) + 1 = 99 (89.) (73 + 2) – 50 = 35 (25.) (39 – 5) – 2 = 14 (32.) | Находят и исправляют неверные ответы | Индивидуальная | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Как выполнить сложение двузначных чисел? – Как выполнить вычитание двузначных чисел? – Какие денежные единицы вам известны? | Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлексию | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Коммуникативные: выполняют построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: выполняют оценку результатов работы | Оценивание работы уча-щихся на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 7 (учебник); № 10 (рабочая тетрадь) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |
Торговать люди умели с древнейших времен, но вот деньги появились не так давно. В Древней Руси, когда городами правили князья, появились необычные деньги: не монеты, а слитки из серебра и золота. Слиток из плохого серебра был самой мелкой монетой и назывался гривна. Слиток из качественного серебра был более ценной деньгой, и называли его серебряный. Ну а золотой слиток ценился выше всех, его так и называли – золотой. Вы понимаете, что ходить за покупками с тяжелым слитком неудобно. Да к тому же, если товара нужно было немного, то, имея такой небольшой ассортимент денег, невозможно было дать сдачу покупателю. Тогда люди додумались делить гривну на несколько частей и стали рубить слитки. Так появился рубль, которым мы называем наши деньги и сейчас. Еще одна денежная единица, копейка, пришла к нам из древности: так назвали монету, на которой был изображен всадник с копьем. Отсюда и копейка. Были еще и другие монеты: деньга (полкопейки), алтын (3 копейки), пятак (5 копеек), гривенник (10 копеек), полтинник (50 копеек).