Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. • Сколько на рисунке треугольников? (4.) Сколько на рисунке четырехугольников? (1.) Сколько всего фигур?(5.)  • Расположите в каждой клетке квадрата по одному кружку красного, синего и зеленого цвета так, чтобы в каждом столбце и каждой строке были кружки разного цвета.  • Соедините линиями примеры с одинаковыми ответами:  • Какие числа надо зачеркнуть, чтобы среди оставшихся чисел каждое следующее было на 2 больше предыдущего? 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Ответ: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Отвечают на вопросы учителя по материалу предыдущего урока. Выполняют задания на формирование навыка устного счета | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
II. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока на доске. – Определите цели урока, используя опорные слова (см. с. 6). – Сегодня мы продолжим выполнять сложение и вычитание двузначных чисел и будем учиться решать и преобразовывать задачи | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Фронтальная работа | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Что называют «задачей»? Назовите элементы задачи. (Условие, вопрос, решение, ответ.) Как называются задачи, в которых данные для ответа на вопрос не используются? (Задачи с избыточными, лишними данными.) – Как называются задачи, решение которых невозможно, так как данных не хватает? | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Подбирают вопросы к тексту | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – наблюдают; делают самостоятельные простые выводы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; устанавливают причинно-следствен-ные связи, представление цепочек объектов | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
Работа по учебнику. Задание 8 (с. 50) | – Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему? – Выделите и прочитайте условие. Найдите и прочитайте вопрос. – Придумайте несколько вопросов к данному условию. Сколько наклеек собрала Аня? (30 + 20 = 50.) Сколько наклеек собрали все девочки вместе? (50 + 50 = 100.) На сколько меньше наклеек собрала Оля, чем Маша? (30 – 20 = 10.) На сколько больше наклеек собрала Аня, чем Маша? (50 – 30 = 20.) – Объясните план решения всех составленных задач. Анализ решения задачи: «Маша собрала 30 наклеек для журнала, Оля – 20 наклеек, а Аня – столько, сколько Маша и Оля вместе. На сколько больше наклеек собрала Аня, чем Маша?» Схема:  – Можно ли решить эту задачу, не выполняя вычислений? (Если у Ани столько же наклеек, сколько у Маши и Оли вместе, то у Ани наклеек больше, чем у Маши на число Олиных наклеек, то есть на 20.) | Решают задачу. Объясняют план решения всех составленных задач | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Работа по учебнику. Задание 9 (с. 51) | – Прочитайте текст. Является ли он задачей? Что известно в задаче? Что требуется узнать? Какие данные для ответа на вопрос не используются? (30 ягод земляники.) – Измените вопрос задачи так, чтобы использовались все данные в задаче. Вопросы: Сколько всего грибов и ягод нашла Ира? На сколько меньше грибов, чем ягод, принесла Ира? Далее учитель предлагает решить все полученные новые задачи:  Решение: 1) 22 + 4 + 30 = 56 (шт.) – грибы и ягоды. 2) 22 + 4 = 26 (шт.) – принесла грибов. 3) 30 – 26 = 4 (шт.) – больше ягод, чем грибов. Ответ: 56 шт., на 4 ягоды больше | Изменяют вопрос задачи так, чтобы использовались все данные в задаче. Решают задачи | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют план выполнения заданий на уроке, используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения | Выполнение задания в тетради |
IV. Первичное осмысление и закрепление | Работа в печатной тетради № 1. Задание 6 | Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Комментирует ход решения. – Прочитайте условие задачи. – Что известно? Что требуется узнать? – Запишите кратко условие этой задачи.  Решение: 1) 20 + 27 = 47 (р.) – застеклили 1-й и 2-й стекольщики. 2) 47 – 5 = 42 (р.) – застеклил 3-й стекольщик. Учитель может предложить учащимся решить данную задачу другим способом либо объяснить решение: II способ: III способ: 1) 20 – 5 = 15 (р.) 1) 27 – 5 = 22 (р.) 2) 15 + 27 = 42 (р.) 2) 20 + 22 = 42 (р.) | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Решают задачу разными способами | Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: общеучебные – отвечают на вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе | Выполнение заданий в тетради |
Работа по карточкам | См. ресурсный материал | Называют отрезки. Строят луч | Индивидуальная |
Работа по учебнику. Задание 16 (с. 52) | – Рассмотрите многоугольники. – Объясните, по какому правилу они распределены в группы. (По количеству углов, сторон и вершин: треугольники, четырехугольники, пятиугольники.) – Как называется первая группа многоугольников? (Треугольники.) – Как называется вторая группа многоугольников? (Четырехугольники.) – Как называется третья группа многоугольников? (Пятиугольники.) – Как называется четвертая группа многоугольников? (Шестиугольники.) | Объясняют, по какому признаку многоуголь- ники распределены на группы | Фронтальная | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Назовите признаки многоугольника. – Оцените свою работу на уроке | Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлексию | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека, и принимают его. Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы | Оценивание работы учащихся на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 8 (рабочая тетрадь) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |
– Рассмотрите чертежи. Какие геометрические фигуры здесь изображены? (Точки, отрезки, луч.)
Для проверки учащиеся используют линейку.
– Закрасьте: восьмиугольники – зеленым, семиугольники – коричневым, шестиугольники – красным, четырехугольники – желтым, треугольники – голубым.