СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 23. СЛУЧАИ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ ВИДА 26 + - 2, 26 + - 10.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствовать навыки решения задач; создать условия для формирования вычислительных умений вида 26 ± 2, 26 ± 10; развивать умение обобщать.

Просмотр содержимого документа
«Урок 23. СЛУЧАИ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ ВИДА 26 + - 2, 26 + - 10.»

Урок 23. Случаи сложения и вычитания вида 26 2, 26 10

Цели деятельности учителя

Совершенствовать навыки решения задач; создать условия для формирования вычислительных умений вида 26  2,
26 ± 10; развивать умение обобщать

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: моделировать десятичный состав двузначного числа; применять алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел; вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и письменные приемы вычислений; анализировать текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения; выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи; заполнять таблицы, имея некоторый банк данных; получат возможность научиться: обосновывать выбор арифметических действий для решения задач.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения; коммуникативные – осуществлять выбор доказательств для аргументации своей точки зрения; регулятивные – оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей).

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие

компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Форма
контроля

I. Актуализация знаний

Устный счет

в игровой форме

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

• Сколько на рисунке треугольников? (4.)

Сколько на рисунке четырехугольников? (1.)

Сколько всего фигур?(5.)

• Расположите в каждой клетке квадрата по одному кружку красного, синего и зеленого цвета так, чтобы

в каждом столбце и каждой строке были кружки разного цвета.

• Соедините линиями примеры с одинаковыми ответами:

• Какие числа надо зачеркнуть, чтобы среди оставшихся чисел каждое следующее было на 2 больше предыдущего?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Ответ: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Отвечают на вопросы учителя по материалу предыдущего урока. Выполняют задания
на формирование навыка устного счета

Фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления

о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу

Устные ответы

II. Сообщение темы урока

Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока на доске.

– Определите цели урока, используя опорные слова (см. с. 6).

– Сегодня мы продолжим выполнять сложение и вычитание двузначных чисел и будем учиться решать и преобразовывать задачи

Обсуждают тему урока.

Отвечают
на вопросы, формулируют цель урока

Фронтальная

Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные: определяют тему и цели урока.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Устные ответы

III. Изучение нового материала

Фронтальная работа

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Что называют «задачей»? Назовите элементы задачи.

(Условие, вопрос, решение, ответ.) Как называются задачи, в которых данные для ответа на вопрос не используются? (Задачи с избыточными, лишними данными.)

– Как называются задачи, решение которых невозможно, так как данных не хватает?

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Подбирают вопросы
к тексту

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – наблюдают; делают самостоятельные простые выводы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; устанавливают причинно-следствен-ные связи, представление цепочек объектов

Устные ответы.

Выполнение задания в рабочей тетради

Работа по учебнику.

Задание 8
(с. 50)

– Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему?

– Выделите и прочитайте условие. Найдите и прочитайте вопрос.

– Придумайте несколько вопросов к данному условию.

 Сколько наклеек собрала Аня? (30 + 20 = 50.)

 Сколько наклеек собрали все девочки вместе? (50 + 50 = 100.)

 На сколько меньше наклеек собрала Оля, чем Маша?

(30 – 20 = 10.)

 На сколько больше наклеек собрала Аня, чем Маша?

(50 – 30 = 20.)

– Объясните план решения всех составленных задач.

Анализ решения задачи:

«Маша собрала 30 наклеек для журнала, Оля – 20 наклеек, а Аня – столько, сколько Маша и Оля вместе. На сколько больше наклеек собрала Аня, чем Маша?»

Схема:

– Можно ли решить эту задачу, не выполняя вычислений? (Если у Ани столько же наклеек, сколько у Маши и Оли вместе, то у Ани наклеек больше, чем у Маши на число Олиных наклеек, то есть на 20.)

Решают
задачу.

Объясняют план решения всех составленных задач

Фронтальная, индивидуальная

Выполнение задания в тетради

Работа по учебнику.

Задание 9
(с. 51)

– Прочитайте текст. Является ли он задачей? Что известно в задаче? Что требуется узнать? Какие данные для ответа на вопрос не используются? (30 ягод земляники.)

– Измените вопрос задачи так, чтобы использовались все данные в задаче.

Вопросы:

 Сколько всего грибов и ягод нашла Ира?

 На сколько меньше грибов, чем ягод, принесла Ира?

Далее учитель предлагает решить все полученные новые задачи:

Решение:

1) 22 + 4 + 30 = 56 (шт.) – грибы и ягоды.

2) 22 + 4 = 26 (шт.) – принесла грибов.

3) 30 – 26 = 4 (шт.) – больше ягод, чем грибов.

Ответ: 56 шт., на 4 ягоды больше

Изменяют

вопрос задачи так, чтобы использовались все данные в задаче. Решают задачи

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют план выполнения заданий на уроке, используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения

Выполнение задания в тетради

IV. Первичное осмысление и закрепление

Работа в печатной тетради № 1.

Задание 6

Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Комментирует ход решения.

– Прочитайте условие задачи.

– Что известно? Что требуется узнать?

– Запишите кратко условие этой задачи.

Решение:

1) 20 + 27 = 47 (р.) – застеклили 1-й и 2-й стекольщики.

2) 47 – 5 = 42 (р.) – застеклил 3-й стекольщик.

Учитель может предложить учащимся решить данную задачу другим способом либо объяснить решение:

II способ: III способ:

1) 20 – 5 = 15 (р.) 1) 27 – 5 = 22 (р.)

2) 15 + 27 = 42 (р.) 2) 20 + 22 = 42 (р.)

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Решают задачу разными способами

Индивидуальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении.

Познавательные: общеучебные – отвечают на вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе

Выполнение заданий в тетради

Работа по карточкам

См. ресурсный материал

Называют отрезки. Строят луч

Индивидуальная

Работа по учебнику.

Задание 16

(с. 52)

– Рассмотрите многоугольники.

– Объясните, по какому правилу они распределены в группы. (По количеству углов, сторон и вершин: треугольники, четырехугольники, пятиугольники.)

– Как называется первая группа многоугольников? (Треугольники.)

– Как называется вторая группа многоугольников? (Четырехугольники.)

– Как называется третья группа многоугольников? (Пятиугольники.)

– Как называется четвертая группа многоугольников?

(Шестиугольники.)

Объясняют, по какому признаку многоуголь-

ники распределены на группы

Фронтальная

Устные ответы

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных сведений

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Назовите признаки многоугольника.

– Оцените свою работу на уроке

Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлексию

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека, и принимают его.

Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы

Оценивание работы

учащихся на уроке

Домашнее
задание

Поясняет домашнее задание.

№ 8 (рабочая тетрадь)

Записывают задание

Фронтальная

Наблюдение

Ресурсный материал

Карточка 1.

– Рассмотрите чертежи. Какие геометрические фигуры здесь изображены? (Точки, отрезки, луч.)

– Назовите отрезки, которые лежат на луче АВ. (АК, КМ, АМ.)

– Назовите отрезки, которые не лежат на луче АВ. (XY, CD.)

– Назовите отрезки, которые пересекают луч АВ. (Отрезок CD.)

– Какую фигуру называют «лучом»? Есть ли у луча начало и конец? (Нет конца, луч – это бесконечная фигура.)

– Значит, луч АВ можно продлить.

Для проверки учащиеся используют линейку.

Карточка 2.

– Закрасьте: восьмиугольники – зеленым, семиугольники – коричневым, шестиугольники – красным, четырехугольники – желтым, треугольники – голубым.