Обществознание, 8 класс
Урок № 24
РЕАЛЬНЫЕ И НОМИНАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ
Д.З.: § 20, ?? (с.162), задания (с.163)
© А.И. Колмаков
Цели урока
ЗНАТЬ И УМЕТЬ
- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
- применять знания на практике;
- самостоятельно моделировать заданную ситуацию;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации
Понятия, термины
- Номинальный доход Реальный доход Формы сбережения граждан
Проверка знаний
1. Как ты понимаешь выражение «жить по средствам»?
2. В России доля расходов населения на питание значительно выше, чем в промышленно развитых странах мира. Можно ли по этому показателю судить о благосостоянии ее жителей? Найди подтверждение своему ответу в тексте параграфа.
3. Почему при приобретении товаров длительного пользования (одежда, обувь, бытовая техника, радиоэлектронная аппаратура и т. д.) потребителю важно взять кассовый чек и проследить, чтобы в на паспорте товара были указаны дата покупки, название магазина и поставлена печать?
4. Оцени свои покупки за последнюю неделю или месяц. С какими потребностями они были связаны? Какие из них можно назвать произвольными, а какие — обязательными?
Изучение нового материала
- Реальные и номинальные доходы.
- Инфляция.
- Банковские услуги, предоставляемые гражданам.
- Формы сбережения граждан.
- Потребительский кредит.
Актуализация знаний
- Вспомни! В чём заключаются рыночные отношения в экономике? Почему возникает неравенство доходов? Какие меры проводятся для социальной поддержки населения с низкими доходами? Как осуществляется семейное потребление? Как строится семейный бюджет?
- Подумай! От чего зависит благополучие домашнего очага? Как сберечь и увеличить свои доходы? Зачем люди копят деньги?
- Экономическая деятельность семьи направлена на удовлетворение разнообразных потребностей ее членов. Успешность решения этой задачи зависит в значительной степени от того, насколько эффективно семья распоряжается своими ресурсами, я в первую очередь денежными.
Номинальные и реальные доходы
1. Если у производителя товара нет или мало конкурентов, то он стремится диктовать выгодные для себя высокие цены .
2. Если же спрос падает, то он скорее будет сокращать количество выпускаемых товаров, но не снизит цены. Общий уровень цен только растет. В результате покупательная способность денег падает , т. е. на одно и то же количество денег можно купить все меньше и меньше товаров.
В рыночной экономике цены на товары изменяются в зависимости от изменения спроса и предложения : одни товары дешевеют, другие дорожают. Для рынка характерны и колебания общего уровня цен.
Для современной экономики стало правилом изменение уровня цен на товары и услуги преимущественно в одном направлении - их рост.
Номинальные и реальные доходы
Реальный доход
Номинальный доход
Инфляция
Формы сбережения граждан
Сбережения
Создание сбережений взаимодействуя с банками, страховыми фондами
Денежные средства семьи инвестиционные возможности получения положительного социального эффекта
Формы сбережения граждан
Какой же способ
сбережения выбрать,
чтобы не только
сохранить деньги,
но и преумножить
их?
Банковские услуги, предоставляемые гражданам
помощь в выгодном использовании свободных от потребления денег.
посредником между владельцами сбережений и заемщиками правило в деятельности банка:
услуги гражданам
БАНК
В чём выгоды банка?
Банковские услуги, предоставляемые гражданам
Открытие и ведение банковского счета
процент
БАНК
Банковский кредит
В договоре между банком (кредитором) и гражданином (заемщиком) указывается сумма кредита, его цель, срок возврата, процент, уплачиваемый банку за кредит, гарантии возврата денег банку. Погашение кредита может быть единовременным или в рассрочку (как правило, платежи делаются ежемесячно).
Банковские услуги, предоставляемые гражданам
Банковские услуги, предоставляемые гражданам
Контрольные вопросы
1. Почему цены в рыночной экономике постоянно растут?
2. Какое влияние оказывает инфляция на доходы граждан?
3. Чем реальный доход отличается от номинального?
4. Зачем семья создает сбережения?
5. Каковы формы сбережения граждан?
6. Почему семьи пользуются потребительским кредитом?
Рефлексия
Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я научился…
- Я смог…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…