Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. • Найдите значения выражений: 5 + 2 + 3 – 6 + 5 – 1 – 3 + 5 – 1 9 – 2 – 6 + 8 – 7 + 8 – 6 + 4 + 2 50 + 20 + 30 – 60 + 50 – 10 – 30 + 50 – 10 90 – 20 – 60 + 80 – 70 + 80 – 60 + 40 + 20 • Из 7 счетных палочек составьте 3 равных треугольника. Сравните с образцами.  • Прочитайте условие задачи: У зайчика было 19 морковок. Он съел 5 морковок утром, а в обед еще 4. – Подумайте, на какие вопросы вы сможете ответить, пользуясь этим условием: а) Сколько всего морковок съел зайчик? б) На сколько больше морковок зайчик съел утром, чем в обед? в) На сколько меньше морковок зайчик съел в обед, чем утром? г) Сколько яблок съел зайчик? д) Сколько морковок у зайчика осталось? | Отвечают на вопросы учителя по материалу предыдущего урока. Выполняют задания на формирование навыка устного счета | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
II. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока на доске. – Определите цели урока, используя опорные слова (см. с. 6). – Сегодня на уроке узнаем, как выполнять вычисления в примерах вида 26 2, 26 10 | Формулируют цель урока | Фронтальная | Регулятивные: определяют тему и цели урока. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Работа по учебнику. Задание 10 (с. 51) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? – Рассмотрите чертеж к задаче. – Чему равна длина бассейна? (30 + 20 = 50 м.) – Прочитайте задание под схемой. – Как называются эти виды задач? (Это обратные задачи.) – Выполните чертеж к новой задаче и решите ее.  Решение: 50 – 30 = 20 (м) – проплыл второй пловец. Ответ: 20 м. – Сколько всего обратных задач можно составить к данной задаче? | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Составляют обратные задачи. Выполняют чертеж к новым задачам | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логи- ческие – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают; делают самостоятельные простые выводы. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют план выполнения заданий на уроке под руководством учителя; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; оформляют свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 18 (с. 53) | – Прочитайте зашифрованную пословицу. Для этого воспользуйтесь часами. Соотнесите числа на циферблате обычных часов с буквами на нарисованном циферблате. (Дело мастера боится.)  | Читают зашифрованную пословицу | Фронтальная | Устные ответы |
Рассказ «Из истории часов» | См. ресурсный материал | Слушают сообщение | Фронтальная | Наблюдение |
Задание 20 (с. 54) | – Расположите данные значения длины в порядке увеличения. 15 см, 20 см, 30 дм, 61 дм. 90 см, 12 дм, 1 м, 2 м 4 дм 1 см | Располагают величины в порядке увеличения | Индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 21 (с. 54) | – Постройте луч СD и отметьте на нем точки А и В так, чтобы точка В находилась между точками С и А. Запишите названия получившихся лучей и отрезков.  | Чертят луч, отмечают точки на луче. Выполняют самопроверку | Индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Работа в печатной тетради № 1. Задание 7 | Запись: 72 больше 10, 5 меньше 48. – Прочитайте вторую часть задания. Как узнать, на сколько одно число больше другого? (Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.) В первой паре чисел 72 больше 10. Находим разность: 72 – 10 = 62. Следовательно, 72 больше 10 на 62. Во второй паре чисел 5 меньше 48. Значит, 48 больше 5. Находим разность: 48 – 5 = 43. Следовательно, 48 больше 5 на 43 | Сравнивают числа | Индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 9 | Для каждой тройки чисел можно изобразить как граф отношения «больше», так и граф отношения «меньше». Возможны следующие варианты: Отношение «больше».  Отношение «меньше».  | Изображают граф отношения «больше» и отношения «меньше» | Фронтальная | Устные ответы. Выполнение задания в тетради |
IV. Самостоятельная работа «Сложение и вычитание вида 26 2, 26 10» | Работа по карточкам | Объясняет задание самостоятельной работы (см. ресурсный материал) | Работают самостоятельно | Индивидуальная | Познавательные: находят нужную информацию в учебнике. Регулятивные: оценивают свое задание | Выполнение задания в тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Оцените собственную учебную деятельность на индивидуальной карточке успешности.  – Смогли мы с вами достичь поставленной цели? – Молодцы! Спасибо за урок! | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Индивидуаль- ная, фронтальная | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека, и принимают его. Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы | Оценивание работы уча- щихся на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 4 (рабочая тетрадь) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |
Хозяйственная деятельность человека требовала умения определять точное время. Сначала своеобразными часами было солнце. Так как Земля вращается вокруг своей оси, то кажется, что солнце движется по небосводу. Если вы наблюдательны, то наверняка замечали, что утром солнце «встает» с одной стороны горизонта, а «садится» на противоположной. В полдень же оно находится в самой высокой точке. А замечали ли вы, как при этом «движется» тень от предметов? Греки заметили это несколько тысяч лет тому назад и изобрели солнечные часы, которые достаточно точно показывали время, но были хороши только днем в ясную погоду. Чтобы определять время ночью, люди использовали звездные часы. Ученые заметили, что все небесные тела кажутся движущимися из-за вращения Земли, и только одна-единственная яркая звезда остается неподвижной. Эта звезда называется Полярной. По положению созвездий относительно этой Полярной звезды и определялось ночное время.
Основная сложность в этих природных часах состояла в том, что по ним невозможно было засекать минуты и секунды. Так появились водяные и песочные часы, с помощью которых можно было измерять 1, 3, 5, 10... минут. До сих пор в языке сохранились такие выражения: «Ваше время истекло», «Время быстро течет». И только сравнительно недавно появились современные механические, а потом и электронные часы.
В первых классах 78 ребят. Из них 40 изучают английский язык, остальные немецкий. Сколько ребят изучает немецкий язык?