СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 24. В. СУТЕЕВ «СНЕЖНЫЙ ЗАЙЧИК».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для целостного восприятия произведений; способствовать развитию учебных и читательских умений (выделять главную мысль произведения, соотносить пословицу с содержанием произведения), формированию нравственных понятий: труд – лень, смелость – трусость.

Просмотр содержимого документа
«Урок 24. В. СУТЕЕВ «СНЕЖНЫЙ ЗАЙЧИК».»

Урок 24. В. Сутеев «Снежный зайчик»

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: создать условия для целостного восприятия произведений; способствовать развитию учебных и читательских умений (выделять главную мысль произведения, соотносить пословицу с содержанием произведения), формированию нравственных понятий: труд – лень, смелость – трусость

Планируемые результаты

Предметные: определяют жанр, тему; объясняют заголовок; пересказывают текст
от имени героев

Метапредметные:

познавательные: овладевают приемами понимания произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; выделяют существенную информацию из текста; строят рассуждения;

регулятивные: осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию (выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий;

коммуникативные: слушают и понимают речь других

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося, овладевают мотивами учебной деятельности и личностным смыслом учения

Образовательные ресурсы: выставка книг В. Сутеева, Н. Носова; портреты писателей, сюжетные картинки


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

В школу ты пришел учиться,

Не лениться, а учиться.

На уроке не зевай,

На вопросы отвечай

Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей

Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке

II. Постановка учебной задачи

– Сегодняшний урок будет посвящен творчеству одного очень необычного человека.

– Рассмотрите выставку книг. Все ли книги на выставке соответствуют теме нашего урока?




– На какие группы можно разделить книги?



Убирают с выставки книги, иллюстрированные В. Сутеевым, но написанными другими авторами (Н. Носов «Фантазеры», К. Чуковский «Айболит»,
Г. Остер «Приключения Пифа» и т. д.).

– Сборники и книги, состоящие
из одного произведения

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

III. Изучение
нового мате-
риала.

1. Рассказ

об авторе

Рассказывает о В. Сутееве.

– Владимир Григорьевич Сутеев родился в 1903 году в Москве, в семье врача. Отец его был одаренным человеком: он долго колебался, какую специальность ему выбрать – петь в опере или стать врачом. Он стал врачом и сделал важное открытие в медицине, пел в любительских концертах, а также хорошо рисовал и написал книжку об одном талантливом скульпторе.

Владимир Григорьевич тоже соединил в себе два таланта. Он стал писателем и художником. В школе он был самым веселым и остроумным мальчиком. Он постоянно рисовал веселые рожицы и изрисовывал все, что попадалось ему под руку.

Бывает так – работал человек художником: рисовал картинки к детским книжкам. А потом стал рисовать мультфильмы. А потом еще и писать начал сценарии к мультфильмам. А однажды подумал, подумал и стал писателем, решив, что веселых авторов намного меньше, чем веселых художников. А может все было в его секрете: ведь писал он правой рукой, а рисовал левой. Хорошо, когда обе руки заняты делом!

– Кем же был В. Сутеев, кроме того, что был писателем?

– Книги, которые вы убрали с выставки, оказались там неслучайно. Их иллюстрировал В. Сутеев

Внимательно слушают.





















– Художником-иллюстратором, режиссером и сценаристом мультфильмов

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Умеют оформлять свою мысль в устной
речи.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы на вопросы.

Осуществляют контроль и оценку учебных действий.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

2. Работа над произведением В. Сутеева «Снежный
зайчик».

1) Словарная
работа.

2) Слушание.

3) Проверка
первичного
восприятия.

4) Моделирование обложки
(автор, жанр, тема, название произведения).

5) Повторное чтение по цепочке по частям.

6) Выборочное чтение






Кокошник – нарядный старинный женский головной убор.

– О чем этот рассказ?


– Почему автор так назвал произведение?


– Какой вы представляете Катю?

– Какое настроение было у ребят?


– Найдите в тексте описание Деда Мороза и Снегу-
рочки.

Знакомятся с рассказом.





Объясняют значение слова.


– О детях.


Моделируют обложку.


Отвечают на вопросы.

3. Работа в тет-ради

1. Запишите имена героев.

2. Кто и что вылепил из снега? Запишите или нари-
суйте.

3. Какие слова упорно повторяла Катя?

4. Соберите пословицу. («Всякий человек по делу познается».)

– Как пословица соотносится с содержанием произведения?

– Чему учит В. Сутеев?

Выполняют задания

Физкультми-нутка

Зайка серенький сидит и усами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо зайке лапки греть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

4. Работа над произведением Н. Носова «Затейники»

– Н. Носов – детский писатель. По словам самого
Н. Носова, в литературу он пришел случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его друзей-дошкольников.

Викторина по произведениям Н. Носова.

1. Знаменитый герой, который ничего не знал.

2. Какие овощи взяли ребята на огороде?

3. Что пришивал Котька на штаны?

4. В каком рассказе говорится о ведре мороженого?

5. Что сварил на ужин Мишка?

6. Кого испугались ребята в рассказе «Тук, тук, тук»?

– Соотнесите заголовок с фамилией автора. Назовите произведение. (См. ресурсный материал.)

Слушают.




Отвечают на вопросы викторины.








Выполняют работу на доске и листках, осуществляют взаимопроверку

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру

IV. Диагностический тест

См. ресурсный материал

Выполняют тестовые задания

Владеют навыками самостоятельной работы. Осуществляют самопроверку

V. Итог урока. Рефлексия

– На уроке я узнал…

– Мне было интересно…

– Я запомню, что…

Осуществляют рефлексию учебной деятельности

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Домашнее

задание

Подготовить выразительное чтение рассказа В. Сутеева «Снежный зайчик»

Записывают задание на дом, задают вопросы

Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество)


Ресурсный материал

Викторина

«Затейники»

«Две лягушки»

«Снежный зайчик»

«Смородинка»

«Пятеро из одного стручка»

Л. Пантелеев

Х.-К. Андерсен

Н. Носов

Е. Пермяк

В. Сутеев


Диагностический тест (вид итоговой проверки)

Вариант І

1. Вспомни жанры фольклора. Отметь правильные ответы.

а) сказка; г) басня;

б) рассказ; д) скороговорка.

в) пословица;

2. Допиши предложение, выбрав ответ.

И. Никитин написал о Родине стихотворение, а С. Романовский – __________.

а) стихотворение; б) басню; в) рассказ.

3. Каким словом можно дополнить предложение?

Выбери и впиши ответ.

Шутка, скороговорка, загадка – это произведения __________________.

а) зарубежных писателей; б) фольклора; в) русских писателей.

4. Укажи произведения В. Г. Сутеева.

а) «Снежный зайчик»; г) «Кто лучше?»;

б) «Дядя Миша»; д) «У страха глаза велики».

в) «Смородинка»;

5. Укажи имена и отчества писателей.

Пушкин

Никитин

Пермяк

Толстой

Крылов

Евгений Андреевич

Александр Сергеевич

Иван Андреевич

Иван Саввич

Лев Николаевич

6. Прочитай текст. Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.

Ничего не понимает Федя. Что с Костей произошло? Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»; «Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».

а) Братья Гримм «Семеро храбрецов»;

б) Е. Пермяк «Две пословицы»;

в) В. Беспальков «Совушка».

7. Подумай, что общего у этих произведений. Отметь ответ.

К. Ушинский «Мороз не страшен»; И. Соколов-Микитов «Зима в лесу»; З. Александрова «Зима».

а) Они о природе; б) они о животных; в) они о детях.

8. Допиши предложение, выбрав ответ.

Н. Носов писал рассказы, А. Барто писала _____________________________.

а) сказки; б) стихи; в) басни.

9. Из какой русской народной сказки отрывок? Отметь ответ.

Жили-были бабушка-старушка, внучка-толстушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день они ходили за водой. У бабушки были вёдра большие, у внучки – поменьше, у курочки – с огурчик, у мышки – с напёрсточек.

а) «Снегурочка»; б) «У страха глаза велики»; в) «Кот, петух и лиса».

10. Подчеркни лишнюю фамилию в ряду других.

И. Никитин, Н. Некрасов, А. Барто, Н. Носов.

Вариант ІІ

1. Отметь произведения фольклора.

а) былина; в) рассказ;

б) басня; г) пословица.

2. Прочитай. Подумай, что это. Отметь ответ.

Кто говорит молча?

а) пословица; б) скороговорка; в) загадка.

3. Отметь фамилию баснописца.

а) В. Сутеев; г) С. Баруздин;

б) И. Никитин; д) М. Зощенко.

в) И. Крылов;

4. Отметь стихотворение А. Пушкина.

а) «Осень»; в) «У сгнившей лесной избушки…»;

б) «Русь»; г) «Уж небо осенью дышало…»;

д) «Детство».

5. Из какого стихотворения строки? Отметь ответ.

В саду, где пели зяблики,

Сегодня – посмотри, –

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

а) С. Маршак «Декабрь»; б) Е. Трутнева «Осень»; в) З. Александрова «Зима».

6. Каким словом можно дополнить предложение? Отметь ответ.

В. Сутеев, братья Гримм, Ш. Перро – это…

а) поэты; б) зарубежные писатели; в) сказочники.

7. Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.

Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. Старик поднял комочек, да и говорит:

– А что, старуха, кабы у нас с тобой была дочка, да такая беленькая, да такая кругленькая!

а) Русская сказка «Снегурочка»;

б) В. Даль «Девочка Снегурочка»;

в) русская сказка «Дети Деда Мороза».

8. Подчеркни лишнее слово.

Стихотворение, басня, рассказ, пословица.

9. Соедини имя, отчество и фамилию каждого писателя.

Сергей Алексеевич

Николай Алексеевич

Александр Сергеевич

Самуил Яковлевич

Ханс Кристиан

Пушкин

Андерсен

Некрасов

Маршак

Баруздин

10. В каком произведении говорится: «Да только воз и ныне там»? Отметь ответ.

а) Л. Толстой «Страшный зверь»;

б) Е. Пермяк «Две пословицы»;

в) И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».