Реализация до- машнего задания. Актуализация знаний. | Загадка Свернувшись калачиком, спит. Такой маленький и хороший. И носиком нежно сопит; Не хочется и тревожить. К нему подойду и поглажу По шерстке, нежной и гладкой. Подумайте: кто такой важный Крадется ко мне украдкой? А о каком именно животном пойдёт речь, вы узнаете из отрывка, который написал Юрий Куклачев. Свою первую любовь я встретил на улице. Это был маленький котенок, похожий на гадкого утенка. Слипшаяся грязная шерсть торчала в разные стороны, как иголки у ежика. Смотрел только один глазик, второй опух и полностью затек. Котенок, по-видимому, долго звал на помощь, и из его горлышка вырывался только хрип. Увидев меня, он испуганно забился под ветку. Котенок, как воробушек, уместился на моей ладошке, слабо пискнул и посмотрел на меня жалостливым взглядом. Я, не раздумывая, сунул его за пазуху. По этим строкам вы, конечно же, догадались, о каком животном пойдет речь. | Отгадывают загадку Определяют животное |
Выход на тему урока. Совместное целеполагание. | Тема нашего урока – подготовка к сочинению-описанию животного. Тема – это предмет речи, то, о чем говорится в сочинении. Тема нашего сочинения, как вы уже знаете, домашнее животное. Идея (основная мысль) – центральная мысль произведения; то, что хотел сказать автор. Сформулируем тему: описать животное (его внешний вид, повадки, особенности) Идея: показать, какое животное милое, очаровательное и как Вы его любите. | Формулируют задачи урока |
Открытие нового знания. Физминутка. 1 упр.: Кошка заглядывается на какой-нибудь предмет, наклоняя голову то вправо, то влево. (Наклоны головы вправо и влево.) 2 упр.: Кошка ловит лапами мух. (Повороты туловища с хлопками). 3 упр.: Кошка прыгает. (Приседания и прыжки). | Перед вами два текста. Определите стилевую принадлежность каждого текста и докажите, почему вы так считаете. Текст № 1. Кошки домашние (Felis catus), животные рода кошек. Принято отделять беспородную домашнюю кошку от породистых домашних кошек. Всего выделяют около двухсот пород, большинство из которых выведено в конце 19 – начале 20 веков. Изучением кошек занимается наука фелинология. Кошки разных пород различаются размерами и массой тела, формой туловища, цветом глаз, длиной и окрасом шерсти. Текст № 2. Сначала это был только пушистый комок с двумя весёлыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил лапой мух на окне; катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом… Какие типы речи вам известны? (Повествование, описание, рассуждение). Определите тип речи текста № 2. Аргументируйте свой ответ. Вывод: В тексте-описании преобладают имена прилагательные. Не отступая от темы, немного расслабимся. Сегодня мы с вами – кошки, коты и котята. Физминутка Заполнение опорной таблицы Что описываем | Прилагательные | Глаголы | Лапы | как сапожки, с мягкими подушечками… | | Хвост | черный с белым кончиком, пушистый, длинный… | извивается, дрожит, стоит покачиваясь… | Шерсть | гладкая, блестящая | | Характер | ласковый, своенравный | | Окрас (цвет) | дымчатый, черный с белым ожерельем, серый… | | Глаза | большие, овальные, игривые, с зеленоватым оттенком… | смотрят, просят, улыбаются… | Усы | длинные, черные, тонкие… | топорщатся, торчат, виснут… | Мордочка | вытянутая, хитрая, маленькая, широкая… | | Ушки | маленькие, черненькие… | | Орфографическая минутка. Ч…рный (цвет) Б…льшие (глаза) Дли…ые (усы) Барх…тные (лапки) Вн…мательный (взгляд) Мя…кий (характер) Пуш…стая (шерсть) В ходе урока мы собрали много информации, необходимой для написания сочинения. А как же строится сочинение-описание? Составление плана План. Вступление. О каком животном я буду писать? Как животное появилось у нас в доме? Основная часть Описание животного (какое оно?) (Мордочка, глазки, носик, ушки, окрас и т.д.) Шалунья (Как играет, бегает, шалит, спит и т.п. Тело, лапки, движения) Необычные ситуации, повадки, истории Заключение. Например: Мы все очень любим кошку, она украшает наш дом и нашу жизнь, словно солнечный лучик дарит нам тепло и ласку. Чтение образца описания. Прочитайте отрывок из рассказа А.И. Куп- рина «Ю-ю». Сначала это был только пушистый комок с двумя веселыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил лапой мух на окне; катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом ... и мы сами не помним, когда это вдруг вместо черно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей ... ... Выросла, словом, всем кошкам кошка. Темно-каштановая с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапки в широких штанишках, хвост как ламповый ерш!.. | Работают в паре. Обсуждение коллективное Выполняют упражнения Заполняют в паре таблицу, по мере заполнения обсуждают в классе свои записи Самопроверка по эталону Работают над составлением плана, в обсуждении выбирают наиболее точный и лучший вариант Слушают, называют особенности текста - описания, его достоинства, соответствие теме и идее |