I. Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет тематические рамки. Знакомит с целью и объектами наблюдения. Обсуждают форму обобщения результатов наблюдения | Знакомятся с темой экскурсии, обсуждают ее цели и пытаются самостоятельно их сформулировать, предлагают различные формы для обобщения результатов своих наблюдений | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели и план наблюдений урока после предварительного обсуждения | Устные ответы |
II. Актуализация знаний | Беседа на тему «Что такое время и как его можно сосчитать?» | Организует беседу по вопросам: – Перечислите все, что относится к природе и окружает нас в данный момент. На какие две группы можно разделить все эти объекты природы? Назовите их. Назовите предметы, изготовленные руками человека | Аргументированно отвечают на вопросы учителя. Высказывают собственную точку зрения, приводят доказательства | Фронтальная работа | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи с учётом своего жизненного опыта | Устные ответы |
III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания) | 1. Постановка проблемы. 2. Наблюдения за сезонными (осенними) изменениями в природе. 3. Физкульт- минутка (При-ложение 1). 4. Разгадывание загадок (Приложение 2). 5. Наблюдения | 1. Организует беседу: – У нас необычный урок. Посмотрите, какое великолепие красок нас окружает, так и хочется сказать словами великого русского поэта А. С. Пушкина: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса... – О какой поре пишет поэт? Какие чудеса природы мы в этой поэтической картине можем видеть? Назовите слова, которые подтверждают ваше предположение. 2. Организует наблюдение обучающихся за осенними изменениями в природе: – Как солнце светило летом? А какие изменения вы заметили сейчас? Какие изменения в температуре воздуха вы почувствовали? Как изменились облака? Как повлияла температура воздуха на жизнь деревьев? Почему деревья расстаются со своим великолепным нарядом? 3. Проводит физкультминутку. 4. Предлагает разгадать загадки и разделить природные объекты, найти некоторые из них в окружающем пространстве и разделить природные объекты на две группы. 5. Нацеливает обучающихся на самостоятельную работу в группах: 1-я группа. Какие изменения произошли с травой с наступлением осени. 2-я группа. Как изменилась почва с приходом осени. 3-я группа. Как изменились деревья с приходом осени | 1. Слушают стихотворение, анализируют его, отвечают на вопросы, подтверждают примерами свои предположения. 2. Самостоятельно рассматривают окружающую природу, ведут наблюдения, отвечают на поставленные вопросы. 3. Выполняют физические упражнения. 4. Разгадывают загадки, выполняют задания. 5. Проводят самостоятельные наблюдения, анализируют их; пользуясь ранее полученными знаниями и наблюдениями, готовят сообщения по итогам самостоятельной работы | 1. Фронтальная работа. 2. Фронтальная работа. 3. Групповая работа. 4. Фронтальная работа. 5. Работа в группах | Личностные: выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока; работают по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя. Познавательные: извлекают необходимую информацию из наблюдений за природой; добывают новые знания: информацию, представленную в разных формах; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о сезонных изменениях в природе. Коммуникативные: доносят свою позицию до других: высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы; слушают других, пытаются принимать другую точку зрения, готовы изменить свою точку зрения | 1. Устные ответы. 2. Устные ответы. 3. Контроль выполнения упражнений. 4. Устные ответы. 5. Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление | Подведение итогов наблюдения | Организует работу по подведению итогов наблюдений над сезонными изменениями | Рассказывают о своих наблюдениях, делают обобщающие выводы | Работа в группах | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Задание в рабочей тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщить полученные на уроке сведения | Проводит беседу по вопросам: – Какие наблюдения проводили во время экскурсии? Что вы нового узнали в ходе своих наблюдений? Интересно ли вам было? | 1. Отвечают на вопросы. 2. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание работы обучающихся на уроке |