СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 3. Обрядовый фольклор. 6 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока: Понятие об обрядовом фольклоре. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Обрядовые песни в актёрском исполнении. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Просмотр содержимого документа
«Урок 3. Обрядовый фольклор. 6 класс.»

Урок 3. Обрядовый фольклор.

Основное содержание урока:
Понятие об обрядовом фольклоре. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Обрядовые песни в актёрском исполнении. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Основные виды деятельности:
Чтение и обсуждение статьи учебника «Календарно-обрядовые песни». Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной. Восприятие и выразительное чтение (или исполнение) обрядовых песен. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёрами обрядового фольклора (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Содержание урока

I. Понятие об обрядовом фольклоре.
Выяснение смыслового наполнения основных понятий темы:

— Что такое фольклор? В чём его отличие от литературы?

— Что такое обряд? Какое место занимали обряды в народном быту наших предков?

— С какой целью исполнялись обрядовые песни?

— Почему обрядовый фольклор часто называют календарным?

— После ответов на эти вопросы учащиеся могут проверить свои предположения по учебнику (статья «Обрядовый фольклор»).

II. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни.
Обрядовые песни в актёрском исполнении.

Групповая работа с материалами учебника и фонохрестоматией:

Группа 1. Колядки. (Приложение 1)

Группа 2. Масленичные песни.

Группа 3. Весенние песни.

Группа 4. Летние песни.

Группа 5. Осенние песни.

Каждая группа изучает свой фрагмент статьи учебника «Календарно-обрядовые песни» и работает по общему плану:

1. Какой праздник сопровождался исполнением данных обрядовых песен? Какие обряды при этом совершались? С какой целью?

2. Прочитайте выразительно песню, сопровождающую данный обряд. (Другие группы рецензируют выразительное чтение одноклассников.)

3. Проанализируйте изобразительно-выразительные средства обрядовой песни (эпитеты, обращения, повторы, поэтические интонации и др.) и объясните их роль.

4. Какие незнакомые слова и выражения, связанные с полевыми работами или отдыхом, употреблены в обрядовых песнях? Дайте им толкование, используя словари.

5. Прослушайте звукозапись обрядовой песни в актёрском исполнении и выполните задания фонохрестоматии (задания могут быть предложены по выбору учителя). Прослушайте обрядовые песни в исполнении симфонического оркестра, «Песню девушек» из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» или одну из песен Леля из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (по выбору). С какими обрядами связаны эти песни? Дайте оценку актёрскому исполнению или прослушанному музыкальному фрагменту.

6. Рассмотрите иллюстрации учебника, связанные с обрядовым фольклором, а также репродукции картин К. Трутовского «Колядки в Малороссии», А. Грачёва «Семик, или Гулянья в Марьиной Роще» и др. Как народная обрядовая поэзия отразилась в русской живописи?

После небольшой самостоятельной подготовки (5—7 мин) группы отчитываются о выполнении пунктов плана 1—4.

Работа с иллюстрациями и музыкальными фрагментами ведётся фронтально под руководством учителя.

III. Эстетическое значение обрядового фольклора

1. Ответы на вопросы 2—5 из раздела учебника «Проверьте себя».

2. Проведение консультации для участников учебных проектов:

— Театрализованный праздник календарно-обрядовых песен.
— Конкурс на лучшее исполнение обрядовых песен. — Конкурс на лучшее знание пословиц и поговорок.

Важно, чтобы учитель не сам объявлял учащимся тему проекта и ставил задачу, а создал ситуацию выявления значимой для учащихся проблемы и предложил несколько тем проектов, предоставляя школьникам возможность сделать самостоятельный выбор.

IV. Домашнее задание

— Выполнить задание 1 из раздела учебника «Проверьте себя».
— Письменно ответить на вопрос «Чем обрядовая поэзия привлекала русских писателей (композиторов, художников)?».

Индивидуальное задание.
Подготовить сообщение о словаре В. И. Даля «Пословицы русского народа».

Групповое задание.
Принять участие в одном из учебных проектов:
— Театрализованный праздник календарно-обрядовых песен.
— Конкурс на лучшее исполнение обрядовых песен.
— Конкурс на лучшее знание пословиц и поговорок.

Защита проектов проводится на уроке 5.

Алгоритм подготовки проектов (по Е. С. Полат):

1. Выбор темы, определение типа проекта, состава участников.
2. Выдвижение и обсуждение проблем в рамках выбранной тематики.
3. Формулировка цели и задач проекта, распределение задач по группам.
4. Выбор методов исследования, способов поиска и обработки информации (в группе).
5. Самостоятельная работа участников проекта над своими задачами.
6. Текущее обсуждение полученных данных, хода работы над проектом.
7. Обсуждение в группе и саморецензирование окончательного варианта проекта.
8. Подготовка проекта к защите (создание компьютерной презентации).
9. Защита проекта.
10. Подведение итогов, обсуждение и оценка, прогнозирование развития полученных результатов.


Приложение 1

 В деревнях и селах существовал обычай накануне Нового года обходить крестьянские дворы и петь поздравительные песни – колядки. Колядовали отдельно парни, отдельно девушки, дети, а в некоторых деревнях и пожилые, степенные крестьяне. Ребята приходили колядовать в масках медведя, козы, журавля. У одних колядовщиков через плечо висели большие холщовые сумки, другие держали в руках длинные кии – палки. Заводила с колокольчиком и бубном изображал коляду. Все остальные с ним переговаривались:

– Таусень-коляда,
  Барыня молода,
  Барыня молода,
  Где была?
– Коней пасла.
– А что выпасла?
– Коня в седле,
  В золотой узде.
– А где кони?
– За воротами стоят.
– А где ворота?
– Водой снесло.
– А где вода?
– Быки выпили.
– А где быки?

– За горы ушли.
– А где гора?
– Черви выточили.
– А где черви?
– Гуси выклевали.
– А где гуси?
– В тростник ушли.
– А где тростник?
– Дети выломали.
– А где дети?
– Сидят на повети,
  Лапоточки плетут,
  Сарафанец шьют,
  Коляду одевают,
  Гулять посылают.


Затем все гурьбой шли по селу и пели:

Уж и ходим мы,
Уж и бродим мы
По проулочкам,
По заулочкам.

       Щедрый вечер,
        Добрый вечер,
        Добрым людям
        На весь вечер!

Уж и ищем мы,
Уж и ищем мы
Иванов двор,
Иванов двор.

       Уж и будем брать,
        Будем брать-скупать –
        Все калачики,
        Все горячие.

Уж и будем давать,
Давать-наделять –
Колядовщичков,
Недоросточков.



Подойдя к одному из домов, стучали киями в ворота и просили хозяев:

Уж ты, тетушка, подай,
Ты, лебедушка, подай,
Ты подай-ка пирог –
С рукавичку широк.
Подавай, не ломай
И начинку не теряй.
Подавай и каши –
Золотые чаши.
Либо каши горшок.
Либо блюдо кишок,
Либо ступу молока,
Либо блюдо киселя,
Либо сена клок,
Либо вилы в бок!
Уж ты не скупись,
С нами поделись!



Если хозяева долго не выходили из дома, приговаривали:

Не пора ли вам, хозяюшки,
Колядовщиков дарить!
Прикажите, не держите,
Наших ножек не знобите!

      Когда, наконец, хозяева выносили колядовщикам угощение: пшеничные или ржаные лепешки, сало, хлеб, – им желали в Новом году счастья, благополучия и пели:

На новое вам лето,
На красное вам лето!
Куда конь хвостом –
Туда жито кустом.
Куда коза рогом –
Туда сено стогом.
Сколько осиночек,
Столько вам свиночек;
Сколько елок,
Столько и коровок;
Сколько свечек,
Столько и овечек.


Перед тем как идти к другому дому, хозяевам говорили:

Счастья вам, хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья,
С Новым годом,
Со всем родом!

По книге: Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры и загадки. Сост. Науменко Г. М., "Детская лит.", 1988.

Примечания:
Колядки – название зимней величальной поздравительной песни, а также названия праздника, связанного со временем зимнего солнцеворота. Коляда (Коледа) – воплощение исконно повторяющегося годового цикла. Иногда Коляду изображал сноп или соломенная кукла, принесенные в дом на Рождество. Его имя постоянно звучит в "колядках" - песнях, которые исполнялись ходившею по дворам молодежью и содержали магические заклятья: пожелания благополучия дому и семье, требование подарков от хозяев – иначе скупым предрекалось разорение. Иногда сами подарки: печенье, каравай – назывались Колядой. Сопровождалось все это ряженьем в коня, козу, корову, медведя и других животных, воплощавших плодородие. (Словарь славянской мифологии. Нижний Новгород, 1996)

Блюдо кишок – кишки (здесь: колбаса)





Приложение 2


Колядки в Малороссии. Художник К.А.Трутовский, около 1864. ГРМ.


Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. Художник К.Е.Маковский, 1869



Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021.