Просмотр содержимого документа
«Урок 3. Обрядовый фольклор. 6 класс.»
Урок 3. Обрядовый фольклор.
Основное содержание урока:
Понятие об обрядовом фольклоре. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Обрядовые песни в актёрском исполнении. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Основные виды деятельности:
Чтение и обсуждение статьи учебника «Календарно-обрядовые песни». Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной. Восприятие и выразительное чтение (или исполнение) обрядовых песен. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёрами обрядового фольклора (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
Содержание урока
I. Понятие об обрядовом фольклоре.
Выяснение смыслового наполнения основных понятий темы:
— Что такое фольклор? В чём его отличие от литературы?
— Что такое обряд? Какое место занимали обряды в народном быту наших предков?
— С какой целью исполнялись обрядовые песни?
— Почему обрядовый фольклор часто называют календарным?
— После ответов на эти вопросы учащиеся могут проверить свои предположения по учебнику (статья «Обрядовый фольклор»).
II. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни.
Обрядовые песни в актёрском исполнении.
Групповая работа с материалами учебника и фонохрестоматией:
Группа 1. Колядки. (Приложение 1)
Группа 2. Масленичные песни.
Группа 3. Весенние песни.
Группа 4. Летние песни.
Группа 5. Осенние песни.
Каждая группа изучает свой фрагмент статьи учебника «Календарно-обрядовые песни» и работает по общему плану:
1. Какой праздник сопровождался исполнением данных обрядовых песен? Какие обряды при этом совершались? С какой целью?
2. Прочитайте выразительно песню, сопровождающую данный обряд. (Другие группы рецензируют выразительное чтение одноклассников.)
3. Проанализируйте изобразительно-выразительные средства обрядовой песни (эпитеты, обращения, повторы, поэтические интонации и др.) и объясните их роль.
4. Какие незнакомые слова и выражения, связанные с полевыми работами или отдыхом, употреблены в обрядовых песнях? Дайте им толкование, используя словари.
5. Прослушайте звукозапись обрядовой песни в актёрском исполнении и выполните задания фонохрестоматии (задания могут быть предложены по выбору учителя). Прослушайте обрядовые песни в исполнении симфонического оркестра, «Песню девушек» из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» или одну из песен Леля из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (по выбору). С какими обрядами связаны эти песни? Дайте оценку актёрскому исполнению или прослушанному музыкальному фрагменту.
6. Рассмотрите иллюстрации учебника, связанные с обрядовым фольклором, а также репродукции картин К. Трутовского «Колядки в Малороссии», А. Грачёва «Семик, или Гулянья в Марьиной Роще» и др. Как народная обрядовая поэзия отразилась в русской живописи?
После небольшой самостоятельной подготовки (5—7 мин) группы отчитываются о выполнении пунктов плана 1—4.
Работа с иллюстрациями и музыкальными фрагментами ведётся фронтально под руководством учителя.
III. Эстетическое значение обрядового фольклора
1. Ответы на вопросы 2—5 из раздела учебника «Проверьте себя».
2. Проведение консультации для участников учебных проектов:
— Театрализованный праздник календарно-обрядовых песен.
— Конкурс на лучшее исполнение обрядовых песен. — Конкурс на лучшее знание пословиц и поговорок.
Важно, чтобы учитель не сам объявлял учащимся тему проекта и ставил задачу, а создал ситуацию выявления значимой для учащихся проблемы и предложил несколько тем проектов, предоставляя школьникам возможность сделать самостоятельный выбор.
IV. Домашнее задание
— Выполнить задание 1 из раздела учебника «Проверьте себя».
— Письменно ответить на вопрос «Чем обрядовая поэзия привлекала русских писателей (композиторов, художников)?».
Индивидуальное задание.
Подготовить сообщение о словаре В. И. Даля «Пословицы русского народа».
Групповое задание.
Принять участие в одном из учебных проектов:
— Театрализованный праздник календарно-обрядовых песен.
— Конкурс на лучшее исполнение обрядовых песен.
— Конкурс на лучшее знание пословиц и поговорок.
Защита проектов проводится на уроке 5.
Алгоритм подготовки проектов (по Е. С. Полат):
1. Выбор темы, определение типа проекта, состава участников.
2. Выдвижение и обсуждение проблем в рамках выбранной тематики.
3. Формулировка цели и задач проекта, распределение задач по группам.
4. Выбор методов исследования, способов поиска и обработки информации (в группе).
5. Самостоятельная работа участников проекта над своими задачами.
6. Текущее обсуждение полученных данных, хода работы над проектом.
7. Обсуждение в группе и саморецензирование окончательного варианта проекта.
8. Подготовка проекта к защите (создание компьютерной презентации).
9. Защита проекта.
10. Подведение итогов, обсуждение и оценка, прогнозирование развития полученных результатов.
Приложение 1
В деревнях и селах существовал обычай накануне Нового года обходить крестьянские дворы и петь поздравительные песни – колядки. Колядовали отдельно парни, отдельно девушки, дети, а в некоторых деревнях и пожилые, степенные крестьяне. Ребята приходили колядовать в масках медведя, козы, журавля. У одних колядовщиков через плечо висели большие холщовые сумки, другие держали в руках длинные кии – палки. Заводила с колокольчиком и бубном изображал коляду. Все остальные с ним переговаривались:
| – Таусень-коляда, Барыня молода, Барыня молода, Где была? – Коней пасла. – А что выпасла? – Коня в седле, В золотой узде. – А где кони? – За воротами стоят. – А где ворота? – Водой снесло. – А где вода? – Быки выпили. – А где быки? | – За горы ушли. – А где гора? – Черви выточили. – А где черви? – Гуси выклевали. – А где гуси? – В тростник ушли. – А где тростник? – Дети выломали. – А где дети? – Сидят на повети, Лапоточки плетут, Сарафанец шьют, Коляду одевают, Гулять посылают. |
Затем все гурьбой шли по селу и пели:
Уж и ходим мы, Уж и бродим мы По проулочкам, По заулочкам. Щедрый вечер, Добрый вечер, Добрым людям На весь вечер! | Уж и ищем мы, Уж и ищем мы Иванов двор, Иванов двор. Уж и будем брать, Будем брать-скупать – Все калачики, Все горячие. |
Уж и будем давать, Давать-наделять – Колядовщичков, Недоросточков. | |
Подойдя к одному из домов, стучали киями в ворота и просили хозяев:
Уж ты, тетушка, подай, Ты, лебедушка, подай, Ты подай-ка пирог – С рукавичку широк. Подавай, не ломай И начинку не теряй. Подавай и каши – Золотые чаши. Либо каши горшок. Либо блюдо кишок, Либо ступу молока, Либо блюдо киселя, Либо сена клок, Либо вилы в бок! Уж ты не скупись, С нами поделись! | |
Если хозяева долго не выходили из дома, приговаривали:
Не пора ли вам, хозяюшки, Колядовщиков дарить! Прикажите, не держите, Наших ножек не знобите! |
Когда, наконец, хозяева выносили колядовщикам угощение: пшеничные или ржаные лепешки, сало, хлеб, – им желали в Новом году счастья, благополучия и пели:
На новое вам лето, На красное вам лето! Куда конь хвостом – Туда жито кустом. Куда коза рогом – Туда сено стогом. Сколько осиночек, Столько вам свиночек; Сколько елок, Столько и коровок; Сколько свечек, Столько и овечек. |
Перед тем как идти к другому дому, хозяевам говорили:
Счастья вам, хозяин с хозяюшкой, Большого здоровья, С Новым годом, Со всем родом! |
По книге: Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры и загадки. Сост. Науменко Г. М., "Детская лит.", 1988.
Примечания:
Колядки – название зимней величальной поздравительной песни, а также названия праздника, связанного со временем зимнего солнцеворота. Коляда (Коледа) – воплощение исконно повторяющегося годового цикла. Иногда Коляду изображал сноп или соломенная кукла, принесенные в дом на Рождество. Его имя постоянно звучит в "колядках" - песнях, которые исполнялись ходившею по дворам молодежью и содержали магические заклятья: пожелания благополучия дому и семье, требование подарков от хозяев – иначе скупым предрекалось разорение. Иногда сами подарки: печенье, каравай – назывались Колядой. Сопровождалось все это ряженьем в коня, козу, корову, медведя и других животных, воплощавших плодородие. (Словарь славянской мифологии. Нижний Новгород, 1996)
Блюдо кишок – кишки (здесь: колбаса)
Приложение 2
Колядки в Малороссии. Художник К.А.Трутовский, около 1864. ГРМ.
Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. Художник К.Е.Маковский, 1869
Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021.