СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 36. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ. РУБРИКИ «КНИЖНАЯ ПОЛКА», «ПРОВЕРЬ СЕБЯ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для обобщения и систематизации знаний обучающихся по теме раздела; на основе анализа через различные формы диалога представить описательный образ осени; способствовать формированию умений анализировать художественное произведение, выделяя в нем основную мысль, находить в тексте выразительные средства; содействовать овладению приемами выразительного, осознанного, беглого чтения.

Просмотр содержимого документа
«Урок 36. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ. РУБРИКИ «КНИЖНАЯ ПОЛКА», «ПРОВЕРЬ СЕБЯ».»

Урок 36. Обобщение по теме. Рубрики «Книжная полка», «Проверь себя»

Тип урока: проверка знаний

Педагогические задачи: создать условия для обобщения и систематизации знаний обучающихся по теме раздела; на основе анализа через различные формы диалога представить описательный образ осени; способствовать формированию умений анализировать художественное произведение, выделяя в нем основную мысль, находить в тексте выразительные средства; содействовать овладению приемами выразительного, осознанного, беглого чтения

Планируемые результаты

Предметные: выразительно читают произведения, передавая свои чувства; анализируют и пересказывают произведения

Метапредметные:

познавательные: различают авторов и героев их произведений; осознанно воспринимают литературные произведения; формулируют ответы на вопросы; строят логическую цепь рассуждений;

регулятивные: оценивают результат работы;

коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения

Образовательные ресурсы: репродукции картин; карточки с заданиями; выставка книг с произведениями об осени; рисунки и творческие работы обучающихся; осенние листья; аудиозаписи песни «Осень постучалась к нам» группы «Барбарики», композиции А. Вивальди «Осень»


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик – 

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

– Я начала урок со строк Федора Ивановича Тютчева о природе, так как именно о ней продолжится наш разговор.

– Покажите с помощью осенних листочков, с каким настроением вы пришли на урок?

– Мне приятно видеть вас. Пусть этот урок принесет всем радость от общения друг с другом

Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу

Совместно договариваются и следуют о правилах поведения и общения в школе

II. Постановка цели
урока

– К нам сегодня в гости в последний раз заглянула осень.

– Какой вы представляете осень?

– Послушайте песню «Осень постучалась к нам».

– Дайте характеристику осени.

– Составьте слова из слогов.

Листо

О

Дож

Лу

Замо

Уро

ди

пад

сень

розки

жай

жи

– Какое слово здесь ключевое?

– Какой раздел вы изучали?

– Сегодня обобщающий урок по этой теме.

– Какие задачи вы перед собой поставите?

– Как будете работать на уроке?

– Сегодня я предлагаю вспомнить, какие произведения
об осени мы читали:

• перечитать понравившиеся строчки;

• полюбоваться красотой, неповторимостью авторского
слова;

• обсудить прочитанное.

– И если мы подметим, как видит и чувствует осень тот или другой писатель/поэт, если каждый из нас расскажет, как он сам видит осень, то, конечно, для всех нас это время года станет еще богаче и выразительней. Надеюсь, урок будет радостным, светлым, настоящим праздником читательских удовольствий



Слушают.

– Листопад, дожди, лужи, заморозки, урожай.







– Осень.

– «Уж небо осенью дышало…».


Отвечают на вопросы

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей

системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Принимают и сохраняют учебные задачи.

Формулируют ответы

на поставленные учителем вопросы.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками

III. Повторение и обобщение изученного материала.

1. Работа со стихотворениями об осени

– «Уж небо осенью дышало…». Кто автор этих строк?

1. А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…».

Чтение стихотворения наизусть.

2. Е. Трутнева «Осень».

– О каких приметах осени рассказывается в этом стихотворении?

– Какое настроение оно у вас вызывает?

3. К. Бальмонт «Осень».

– Какую картину вы представляете, слушая это стихотво-
рение?

4. Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…».

– Какие грибы собирал автор?

– Какие еще произведения о грибах вы читали в этом
разделе?

5. М. Пришвин «Недосмотренные грибы».

– Какие грибы автор называет недосмотренными?

6. Э. Шим «Храбрый Опенок».

– Почему автор назвал Опенка храбрым?

– Чем похоже это произведение и произведение М. Пришвина? Чем они отличаются?

– Сможете ли вы узнать грибы по описанию авторов?

Игра «Узнай гриб по описанию».

– Какие загадки о грибах вы знаете?

– Как правильно собирать грибы?

– Какие ядовитые грибы вам известны?

Отвечают на вопросы.


Читают стихотворения.



















Участвуют в игре

Владеют навыками выразительного чтения.

Формулируют ответы
на поставленные учителем вопросы.

Высказывают и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками

Физкультминутка

Мы – осенние листочки.

Мы на веточках сидели.

Дунул ветер – мы цепочкой

Друг за другом полетели,

Полетели, полетели

И на землю сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил

И на землю опустил.


Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

2. Выразительное чтение
по ролям


Читают по ролям произведения Э. Шима «Белка и Ворон»,
Н. Сладкова «Эхо»

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы

на вопросы

3. Работа
по картине
И. И. Левитана «Золотая осень»

– Осенняя пора стала предметом вдохновения для многих поэтов, писателей, художников и композиторов.

– Как вы считаете, почему картина называется «Золотая осень»?

– Передает ли картина настроение художника?

– Можно ли назвать картину радостной, солнечной?
Почему?

Отвечают на вопросы

4. Самостоятельная работа
в тетради «Проверь себя»

Дополнительное задание: акростих «Осень»


5. Работа
с книжной
выставкой

– Нарисуйте в тетради красный лист, если задания выполнены без ошибок, или желтый, если в работе были допущены ошибки.

Звучит композиция А. Вивальди «Осень».

– Давайте полюбуемся красотой осенней природы под музыку композитора Вивальди

Выполняют задание.



Слушают музыку

IV. Итог урока. Рефлексия

– Какой вывод можно сделать? Какая же она, осень?

– Об осени говорят: дождливая, сырая, слякотная. Осень не любят потому, что кончилось теплое лето, закончились каникулы.

Но об осени можно сказать и по-другому: золотая, багряная, кормилица.

Великие русские поэты и писатели обращались в своих произведениях к этой теме. Читая их, можно почувствовать разное настроение: восхищение, грусть, печаль об ушедшем лете, ожидание чуда...

– В заключение нашего урока мы послушаем, как композитор может выразить свои чувства к осени.

Кружатся, кружатся листья –

В нашем саду листопад:

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

– Какое настроение у вас сейчас?

– Что особенно понравилось?

– Кого бы вы похвалили за работу на уроке?

Отвечают на вопросы

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения учебного материала

Домашнее

задание

По выбору: сочинить свое произведение об осени; прочитать книгу о природе; придумать обложку к своей любимой книге о природе

Записывают задание, задают уточняющие вопросы

Принимают и сохраняют учебные задачи



Ресурсный материал

Грибы

Издавна известны грибы в России. В старину их называли «губы» за выпуклые, губчатые шляпки. Аренные, вареные, соленые грибы не сходили со стола в будни и праздники, зимой и летом.

В настоящее время известно около 100 тысяч видов грибов. Грибы можно встретить в самых различных местах – в пресной морской воде, в поле и саду, на лугу и в горах. Среди них есть микроскопические виды, есть и гиганты. В 1988 году в Японии был найден, например, неимоверных размеров гриб. Он не мог уместиться ни в каком кузовке, и для доставки потребовался аж грузовик. Когда великана взвесили, удивились еще более: он потянул на 168 кг.

Грибы, которые произрастают в лесах нашей страны, обладают весьма полезными свойствами. Грибы часто называют лесным мясом, они достаточно питательны. Не менее важно наличие в них жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей.

Плотный, крепкий, статный,

В шляпке бурой и нарядной.

Это гордость всех лесов!

Настоящий царь грибов! 

(Белый гриб.)

(Показ фотографии гриба.)

– Белый гриб – самая желанная находка грибника. Красивый, вкусный, изумительно ароматный. Название он получил из-за своей мякоти: она белая, на разрезе не меняет цвета, остается белой и у высушенного гриба, и у вареного. В нижней части шляпки – слой трубочек. У молодого гриба он белый, но потом становится желто-зеленым. А вот верхняя сторона шляпки у белых грибов бывает разной – от темно-коричневой до светлой, почти белой. Растет в еловых, сосновых и березовых лесах.

Серенькие шапки

Рябенькие ножки

Под березою растут

Как их зовут?

– Подберезовик (березовик) немного похож на белый гриб. Но шляпка у него более мягкая, ножка тоньше и длиннее. Цвет шляпки бывает разным: от темно-коричневого до белого. Это очень распространенный съедобный гриб. Его называют обабок, бабка, серый гриб, черныш. Встречается в березовых или смешанных с берёзой лесах. Растет одиноко и группами.

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек.

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай

Это…

– Сыроежки очень разнообразные по окраске шляпок грибы. Настоящая разноцветная семейка! Название все они получили, вероятно, из-за того, что некоторые из них можно есть в сыром виде, с солью. Но, хотя большинство сыроежек съедобно, среди них попадаются несъедобные, ядовитые. Сыроежки очень ломкие и поэтому не все грибники любят их собирать.

Очень дружные сестрички.

Ходим в рыженьких беретах,

Осень в лес приносим летом.

– Лисички – очень известные съедобные грибы. Ярким цветом напоминают лисий мех, за что и получили своё название. Встречается этот гриб в хвойных, лиственных и смешанных лесах. Лисички почти всегда растут семьями. Если найдешь одну, обязательно посмотри рядом – наверняка обнаружишь еще. Лисички замечательны тем, что не бывают червивыми.

Нет грибов дружней, чем эти.

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

– Опенок осенний растет на пнях большими группами, корнях и около стволов деревьев живых и погибших. Появляются в конце лета и осенью, нередко в таком количестве, что грибник собирают эти грибы мешками. Мякоть у него белая с приятным запахом. Нежелательно собирать старые грибы с большими расправленными шляпками.

Расту я, братцы, не один,

Из теплицы – в магазин.

Шампиньон обыкновенный – гриб белого цвета или сероватый. Мякоть белая, но на разрезе розовеет. Шампиньон можно встретить на лугу, пастбище, в саду, в парке. Кроме того, этот гриб специально выращивают и продают в магазинах. Шампиньоны – ценный съедобный гриб.

На опушках, просеках,

В елочках и сосенках

Словно бы после дождя,

Шляпки их всегда блестят.

– Масленок получил своё название из-за слизистой, словно измазанной маслом, клейкой шляпки. Они съедобны.

Этот гриб во мху под елкой,

Он звонче всех хрустит в засолке.

– Груздь настоящий весь белый. Отломив кусочек, увидим белую мякоть, белый сок, который быстро желтеет. На Руси этот гриб с давних пор очень ценится. Любит осиновые леса.

Среди представителей грибного царства есть группа шляпочных, которые ядовитые и смертельно ядовитые грибы. В наших лесах злодеев, к сожалению, хватает: их около 30 видов. Они обычно соседствуют со съедобными грибами, зачастую на них походят и коварство своё показывают не сразу, через несколько часов после приёма в пищу.

А это – красавец на беленькой ножке

Он в красненькой шляпке,

На шляпке горошки.

– Когда мы слышим название «мухомор», представляем себе крупный гриб с красной шляпкой, украшенной белыми пятнышками. Это самый известный из мухоморов – мухомор красный. Он растет в лиственных и хвойных лесах. Интересно, что этот гриб хорошо знают не только в России, но и в других странах. Он растет, например, в Южной Америке. Другие виды, например, мухомор пантерный, не такие яркие и приметные – окрашены в коричневые и серые тона.

У него невзрачный вид

Воланчик на ножке его украсит.

Ты не трогай этот гриб

Учти – он очень ядовит,

Смотри, не бери его с полянки

Его называют …

– Смертельно ядовита и бледная поганка. Этот гриб может выглядеть по-разному. Чаще всего у него зеленоватая шляпка и белая ножка. Иногда он целиком белый. Но всегда у бледной поганки белые пластинки под шляпкой, белое кольцо на ножке и белый разорванный мешочек в нижней части гриба.

Ложноопенок.

– Ядовитый гриб. Иногда по ошибке его собирают вместе с опятами. Отличается цветом шляпки, пластинок, желтоватая мякоть с неприятным запахом.

Говорушка восковатая.

– Смертельно ядовитый гриб! Ее можно перепутать с груздем.

Шампиньон рыжеющий.

– Шампиньон рыжеющий – ядовит. Он похож на съедобные шампиньоны и растёт нередко вместе с ними. У этого гриба в центре шляпки рыжеватое пятно. Мякоть при разломе желтеет, неприятно пахнет.

Свинушки.

– В последнее время не советуют собирать. Они поглощают много вредных веществ из окружающей среды и накапливают их.

– В лесах есть еще и другие виды, очень схожие со съедобными, – так называемые ложные грибы. Они не обладают ядовитыми свойствами, но горьки невероятно. Ложными считаются:

Желчный гриб.

– Ложный белый гриб. Он очень горький. Этот гриб похож на белый. Отличается такими признаками: шляпка снизу розовая, мякоть на разрезе розовеет, на ножке сетчатый узор. Попадет такой гриб на сковороду или в кастрюлю и испортит все блюдо.

Сморчок и строчок.

– Появляются ранней весной. Встречаются в лесах, среди кустарников, на вырубках. Растет группами. Перед приготовлением их нужно отварить, а отвар слить, так как они относятся к условно-съедобным грибам. Шляпка у него колокольчатая, буровато-желтоватая, снаружи морщинистая.

Дождевик и порховка.

– Они не имеют ни шляпок, ни ножек. Созревая, эти грибы превращаются в мешочки с великим множеством мельчайших, как пыль, спор. Наступишь на гриб, и он словно взрывается – споры вылетают темным облачком. Встречаются в лесах и на лугах. В молодом возрасте, когда мякоть их белая и споры еще не начали созревать, съедобны.

Гриб-зонтик.

– Этот гриб похож на зонт. Высотой до 35 см! С тонкой ножкой и большой шляпкой. Такой гриб заметишь издалека. Растет в лесах, вдоль дорог, в садах и парках. В молодом возрасте, когда мякоть белая и споры еще не начали созревать, съедобны.

Навозник.

– Эти грибы растут около конюшен, в садах, огородах, на лугах и пастбищах, на свалках и даже в подвалах – там, где почва богата перегноем. Люди чаще всего называют их поганками. И мало кто знает, что молодые навозники (пока не потемнела пластина) можно есть.

– Вот как разнообразен и богат мир грибов!