Урок 36. Обобщение по теме. Рубрики «Книжная полка», «Проверь себя»
Тип урока: проверка знаний |
Педагогические задачи: создать условия для обобщения и систематизации знаний обучающихся по теме раздела; на основе анализа через различные формы диалога представить описательный образ осени; способствовать формированию умений анализировать художественное произведение, выделяя в нем основную мысль, находить в тексте выразительные средства; содействовать овладению приемами выразительного, осознанного, беглого чтения |
Планируемые результаты |
Предметные: выразительно читают произведения, передавая свои чувства; анализируют и пересказывают произведения | Метапредметные: познавательные: различают авторов и героев их произведений; осознанно воспринимают литературные произведения; формулируют ответы на вопросы; строят логическую цепь рассуждений; регулятивные: оценивают результат работы; коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли | Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения |
Образовательные ресурсы: репродукции картин; карточки с заданиями; выставка книг с произведениями об осени; рисунки и творческие работы обучающихся; осенние листья; аудиозаписи песни «Осень постучалась к нам» группы «Барбарики», композиции А. Вивальди «Осень» |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… – Я начала урок со строк Федора Ивановича Тютчева о природе, так как именно о ней продолжится наш разговор. – Покажите с помощью осенних листочков, с каким настроением вы пришли на урок? – Мне приятно видеть вас. Пусть этот урок принесет всем радость от общения друг с другом | Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу | Совместно договариваются и следуют о правилах поведения и общения в школе |
II. Постановка цели урока | – К нам сегодня в гости в последний раз заглянула осень. – Какой вы представляете осень? – Послушайте песню «Осень постучалась к нам». – Дайте характеристику осени. – Составьте слова из слогов. Листо О Дож Лу Замо Уро | ди пад сень розки жай жи | – Какое слово здесь ключевое? – Какой раздел вы изучали? – Сегодня обобщающий урок по этой теме. – Какие задачи вы перед собой поставите? – Как будете работать на уроке? – Сегодня я предлагаю вспомнить, какие произведения об осени мы читали: • перечитать понравившиеся строчки; • полюбоваться красотой, неповторимостью авторского слова; • обсудить прочитанное. – И если мы подметим, как видит и чувствует осень тот или другой писатель/поэт, если каждый из нас расскажет, как он сам видит осень, то, конечно, для всех нас это время года станет еще богаче и выразительней. Надеюсь, урок будет радостным, светлым, настоящим праздником читательских удовольствий | Слушают. – Листопад, дожди, лужи, заморозки, урожай. – Осень. – «Уж небо осенью дышало…». Отвечают на вопросы | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Принимают и сохраняют учебные задачи. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками |
III. Повторение и обобщение изученного материала. 1. Работа со стихотворениями об осени | – «Уж небо осенью дышало…». Кто автор этих строк? 1. А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…». Чтение стихотворения наизусть. 2. Е. Трутнева «Осень». – О каких приметах осени рассказывается в этом стихотворении? – Какое настроение оно у вас вызывает? 3. К. Бальмонт «Осень». – Какую картину вы представляете, слушая это стихотво- рение? 4. Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…». – Какие грибы собирал автор? – Какие еще произведения о грибах вы читали в этом разделе? 5. М. Пришвин «Недосмотренные грибы». – Какие грибы автор называет недосмотренными? 6. Э. Шим «Храбрый Опенок». – Почему автор назвал Опенка храбрым? – Чем похоже это произведение и произведение М. Пришвина? Чем они отличаются? – Сможете ли вы узнать грибы по описанию авторов? Игра «Узнай гриб по описанию». – Какие загадки о грибах вы знаете? – Как правильно собирать грибы? – Какие ядовитые грибы вам известны? | Отвечают на вопросы. Читают стихотворения. Участвуют в игре | Владеют навыками выразительного чтения. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Высказывают и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками |
Физкультминутка | Мы – осенние листочки. Мы на веточках сидели. Дунул ветер – мы цепочкой Друг за другом полетели, Полетели, полетели | И на землю сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Повертел их, покружил И на землю опустил. | | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
2. Выразительное чтение по ролям | | Читают по ролям произведения Э. Шима «Белка и Ворон», Н. Сладкова «Эхо» | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы |
3. Работа по картине И. И. Левитана «Золотая осень» | – Осенняя пора стала предметом вдохновения для многих поэтов, писателей, художников и композиторов. – Как вы считаете, почему картина называется «Золотая осень»? – Передает ли картина настроение художника? – Можно ли назвать картину радостной, солнечной? Почему? | Отвечают на вопросы |
4. Самостоятельная работа в тетради «Проверь себя» | Дополнительное задание: акростих «Осень» | |
5. Работа с книжной выставкой | – Нарисуйте в тетради красный лист, если задания выполнены без ошибок, или желтый, если в работе были допущены ошибки. Звучит композиция А. Вивальди «Осень». – Давайте полюбуемся красотой осенней природы под музыку композитора Вивальди | Выполняют задание. Слушают музыку |
IV. Итог урока. Рефлексия | – Какой вывод можно сделать? Какая же она, осень? – Об осени говорят: дождливая, сырая, слякотная. Осень не любят потому, что кончилось теплое лето, закончились каникулы. Но об осени можно сказать и по-другому: золотая, багряная, кормилица. Великие русские поэты и писатели обращались в своих произведениях к этой теме. Читая их, можно почувствовать разное настроение: восхищение, грусть, печаль об ушедшем лете, ожидание чуда... – В заключение нашего урока мы послушаем, как композитор может выразить свои чувства к осени. Кружатся, кружатся листья – В нашем саду листопад: Желтые, красные листья По ветру вьются, летят. – Какое настроение у вас сейчас? – Что особенно понравилось? – Кого бы вы похвалили за работу на уроке? | Отвечают на вопросы | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения учебного материала |
Домашнее задание | По выбору: сочинить свое произведение об осени; прочитать книгу о природе; придумать обложку к своей любимой книге о природе | Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Принимают и сохраняют учебные задачи |
Ресурсный материал
Грибы
Издавна известны грибы в России. В старину их называли «губы» за выпуклые, губчатые шляпки. Аренные, вареные, соленые грибы не сходили со стола в будни и праздники, зимой и летом.
В настоящее время известно около 100 тысяч видов грибов. Грибы можно встретить в самых различных местах – в пресной морской воде, в поле и саду, на лугу и в горах. Среди них есть микроскопические виды, есть и гиганты. В 1988 году в Японии был найден, например, неимоверных размеров гриб. Он не мог уместиться ни в каком кузовке, и для доставки потребовался аж грузовик. Когда великана взвесили, удивились еще более: он потянул на 168 кг.
Грибы, которые произрастают в лесах нашей страны, обладают весьма полезными свойствами. Грибы часто называют лесным мясом, они достаточно питательны. Не менее важно наличие в них жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей.
Плотный, крепкий, статный,
В шляпке бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов!
Настоящий царь грибов!
(Белый гриб.)
(Показ фотографии гриба.)
– Белый гриб – самая желанная находка грибника. Красивый, вкусный, изумительно ароматный. Название он получил из-за своей мякоти: она белая, на разрезе не меняет цвета, остается белой и у высушенного гриба, и у вареного. В нижней части шляпки – слой трубочек. У молодого гриба он белый, но потом становится желто-зеленым. А вот верхняя сторона шляпки у белых грибов бывает разной – от темно-коричневой до светлой, почти белой. Растет в еловых, сосновых и березовых лесах.
Серенькие шапки
Рябенькие ножки
Под березою растут
Как их зовут?
– Подберезовик (березовик) немного похож на белый гриб. Но шляпка у него более мягкая, ножка тоньше и длиннее. Цвет шляпки бывает разным: от темно-коричневого до белого. Это очень распространенный съедобный гриб. Его называют обабок, бабка, серый гриб, черныш. Встречается в березовых или смешанных с берёзой лесах. Растет одиноко и группами.
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек.
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай
Это…
– Сыроежки очень разнообразные по окраске шляпок грибы. Настоящая разноцветная семейка! Название все они получили, вероятно, из-за того, что некоторые из них можно есть в сыром виде, с солью. Но, хотя большинство сыроежек съедобно, среди них попадаются несъедобные, ядовитые. Сыроежки очень ломкие и поэтому не все грибники любят их собирать.
Очень дружные сестрички.
Ходим в рыженьких беретах,
Осень в лес приносим летом.
– Лисички – очень известные съедобные грибы. Ярким цветом напоминают лисий мех, за что и получили своё название. Встречается этот гриб в хвойных, лиственных и смешанных лесах. Лисички почти всегда растут семьями. Если найдешь одну, обязательно посмотри рядом – наверняка обнаружишь еще. Лисички замечательны тем, что не бывают червивыми.
Нет грибов дружней, чем эти.
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
– Опенок осенний растет на пнях большими группами, корнях и около стволов деревьев живых и погибших. Появляются в конце лета и осенью, нередко в таком количестве, что грибник собирают эти грибы мешками. Мякоть у него белая с приятным запахом. Нежелательно собирать старые грибы с большими расправленными шляпками.
Расту я, братцы, не один,
Из теплицы – в магазин.
Шампиньон обыкновенный – гриб белого цвета или сероватый. Мякоть белая, но на разрезе розовеет. Шампиньон можно встретить на лугу, пастбище, в саду, в парке. Кроме того, этот гриб специально выращивают и продают в магазинах. Шампиньоны – ценный съедобный гриб.
На опушках, просеках,
В елочках и сосенках
Словно бы после дождя,
Шляпки их всегда блестят.
– Масленок получил своё название из-за слизистой, словно измазанной маслом, клейкой шляпки. Они съедобны.
Этот гриб во мху под елкой,
Он звонче всех хрустит в засолке.
– Груздь настоящий весь белый. Отломив кусочек, увидим белую мякоть, белый сок, который быстро желтеет. На Руси этот гриб с давних пор очень ценится. Любит осиновые леса.
Среди представителей грибного царства есть группа шляпочных, которые ядовитые и смертельно ядовитые грибы. В наших лесах злодеев, к сожалению, хватает: их около 30 видов. Они обычно соседствуют со съедобными грибами, зачастую на них походят и коварство своё показывают не сразу, через несколько часов после приёма в пищу.
А это – красавец на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки.
– Когда мы слышим название «мухомор», представляем себе крупный гриб с красной шляпкой, украшенной белыми пятнышками. Это самый известный из мухоморов – мухомор красный. Он растет в лиственных и хвойных лесах. Интересно, что этот гриб хорошо знают не только в России, но и в других странах. Он растет, например, в Южной Америке. Другие виды, например, мухомор пантерный, не такие яркие и приметные – окрашены в коричневые и серые тона.
У него невзрачный вид
Воланчик на ножке его украсит.
Ты не трогай этот гриб
Учти – он очень ядовит,
Смотри, не бери его с полянки
Его называют …
– Смертельно ядовита и бледная поганка. Этот гриб может выглядеть по-разному. Чаще всего у него зеленоватая шляпка и белая ножка. Иногда он целиком белый. Но всегда у бледной поганки белые пластинки под шляпкой, белое кольцо на ножке и белый разорванный мешочек в нижней части гриба.
Ложноопенок.
– Ядовитый гриб. Иногда по ошибке его собирают вместе с опятами. Отличается цветом шляпки, пластинок, желтоватая мякоть с неприятным запахом.
Говорушка восковатая.
– Смертельно ядовитый гриб! Ее можно перепутать с груздем.
Шампиньон рыжеющий.
– Шампиньон рыжеющий – ядовит. Он похож на съедобные шампиньоны и растёт нередко вместе с ними. У этого гриба в центре шляпки рыжеватое пятно. Мякоть при разломе желтеет, неприятно пахнет.
Свинушки.
– В последнее время не советуют собирать. Они поглощают много вредных веществ из окружающей среды и накапливают их.
– В лесах есть еще и другие виды, очень схожие со съедобными, – так называемые ложные грибы. Они не обладают ядовитыми свойствами, но горьки невероятно. Ложными считаются:
Желчный гриб.
– Ложный белый гриб. Он очень горький. Этот гриб похож на белый. Отличается такими признаками: шляпка снизу розовая, мякоть на разрезе розовеет, на ножке сетчатый узор. Попадет такой гриб на сковороду или в кастрюлю и испортит все блюдо.
Сморчок и строчок.
– Появляются ранней весной. Встречаются в лесах, среди кустарников, на вырубках. Растет группами. Перед приготовлением их нужно отварить, а отвар слить, так как они относятся к условно-съедобным грибам. Шляпка у него колокольчатая, буровато-желтоватая, снаружи морщинистая.
Дождевик и порховка.
– Они не имеют ни шляпок, ни ножек. Созревая, эти грибы превращаются в мешочки с великим множеством мельчайших, как пыль, спор. Наступишь на гриб, и он словно взрывается – споры вылетают темным облачком. Встречаются в лесах и на лугах. В молодом возрасте, когда мякоть их белая и споры еще не начали созревать, съедобны.
Гриб-зонтик.
– Этот гриб похож на зонт. Высотой до 35 см! С тонкой ножкой и большой шляпкой. Такой гриб заметишь издалека. Растет в лесах, вдоль дорог, в садах и парках. В молодом возрасте, когда мякоть белая и споры еще не начали созревать, съедобны.
Навозник.
– Эти грибы растут около конюшен, в садах, огородах, на лугах и пастбищах, на свалках и даже в подвалах – там, где почва богата перегноем. Люди чаще всего называют их поганками. И мало кто знает, что молодые навозники (пока не потемнела пластина) можно есть.
– Вот как разнообразен и богат мир грибов!