СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 72. РУБРИКИ «КНИЖНАЯ ПОЛКА», «ПРОВЕРЬ СЕБЯ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для обобщения и приведения в систему знаний по теме «Сказки о животных», обучения коллективной работе, сравнению, обобщению, формулировке выводов, классификации; способствовать формированию основ читательской деятельности, умения на основе элементов анализа через разные формы диалога создавать целостный образ сказки; помочь включиться в коллективную работу; способствовать развитию фантазии, воображения; содействовать воспитанию чувства товарищества, ответственности за порученное дело в группе, сопереживания; вызвать интерес к самостоятельному чтению книг, творчеству.

Просмотр содержимого документа
«Урок 72. РУБРИКИ «КНИЖНАЯ ПОЛКА», «ПРОВЕРЬ СЕБЯ».»

Урок 72. Рубрики «Книжная полка», «Проверь себя»

Тип урока: проверка знаний

Педагогические задачи: создать условия для обобщения и приведения в систему знаний по теме «Сказки о животных», обучения коллективной работе, сравнению, обобщению, формулировке выводов, классификации; способствовать формированию основ читательской деятельности, умения на основе элементов анализа через разные формы диалога создавать целостный образ сказки; помочь включиться
в коллективную работу; способствовать развитию фантазии, воображения; содействовать воспитанию чувства товарищества, ответственности за порученное дело в группе, сопереживания; вызвать интерес к самостоятельному чтению книг, творчеству

Планируемые результаты

Предметные: выделяют национальные особенности сказок и их героев; подробно и кратко пересказывают текст по готовому плану

Метапредметные:

познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; структурируют знания; овладевают техникой чтения, приемами понимания произведения; составляют несложные монологические высказывания о героях; овладевают смысловым чтением художественных текстов; выделяют существенную информацию из текстов; осуществляют анализ, синтез, сравнение; строят рассуждения; самостоятельно создают способы решения творческой задачи;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;

коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Образовательные ресурсы: карточки с названиями произведений и фамилиями авторов; карта сказочного города


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Звенит звонок всё громче, всё слышней,

И радостью душа переполняется,

Ты думаешь, распелся соловей?

А вот и нет – уроки начинаются!

Пожмите руку соседа и пожелайте удачи

Психологически и эмоционально настраиваются на урок.

Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей

Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу

II. Актуализация знаний

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете 

Нам нельзя без них.

В сказке может все случиться,

Наша сказка впереди,

Сказка в двери к нам стучится.

Скажем сказке: «Заходи».

– Почему к нам в класс пришли сказки?

– Сегодня на уроке мы должны вспомнить все произведения, которые изучили в этом разделе. Мы отправимся в сказочный Читай-город. На каждой станции нас ждут интересные задания и конкурсы. (На доске карта маршрута с названиями станций.)

– Внимание, начинаем увлекательное путешествие по дорогам сказок. Нас ждет праздник читательских удовольствий.

Тары-бары, растабары.

Сказки старые не стары.

Новые – не старятся,

Старые – останутся.

– На какие две группы мы делим все сказки?

– Попробуем сравнить сказки разных народов, разных писателей, оживить страницы наиболее полюбившихся сказок.

– Давайте вспомним элементы сказки. Традиционным элементом сказки является зачин.

Зачин, как и присказка, готовит слушателя к сказке. Но вместе с тем в зачине указываются герои сказки, место и время действия.

– Иногда сказки (особенно волшебные) начинаются с присказок. Их назначение – подготовить слушателя, настроить его на соответствующий лад, дать понять, о чем далее будет рассказываться в сказке.

– В какой сказке есть присказка?

– Широко используются в сказках диалог – разговор между двумя или несколькими персонажами, а также повторы 
(чаще всего троекратные).

– Сказки имеют и своеобразные концовки. Они подводят итог сказки. Иногда она бывает в форме пословицы.

– О чем эта сказка?


– Почему журавлю не удалось жениться?


– Чему учит эта сказка?


Вывод. Как верно в этой сказке очеловечены характеры людей. Но одновременно и самих птиц.

Знаменитый А. Брэм писал о журавлях, что они «очень чутки к ласке и обиде, обиду могут помнить месяцы и даже годы», а цаплю он описывает как коварную, злобную птицу, даже жестокую по отношению к более слабым

Внимательно слушают.
















– Народные и литературные.












– «Журавль и цапля».






– О том, как журавль хотел жениться на цапле.

– Из-за строптивого характера
цапли.

– Уступать друг другу, уметь договариваться

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Осуществляют осознанное построение речевого высказывания
(устно), поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации.

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа
учителя

III. Обобщение по теме.



1. Игра «Соедини название произведения с автором»

– Объясните название раздела.

– Кого мы называем братьями нашими меньшими?



– Внимательно посмотрите на доску, на ней закреплены
карточки. Вам надо соединить название произведения
с его автором.

М. Пришвин

К. Ушинский

В. Бианки

М. Дудин

П. Комаров

«Тары-бары…»

«Кот Васька»

«Старый гриб»

«Лиса Патрикеевна»

«Олененок»

«Еж-спаситель»

«Плутишка кот»



– Животных.

– Мы должны заботиться о животных, защищать их

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Осуществляют осознанное построение речевого высказывания
(устно), поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации.

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа
учителя.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

2. Игра «Отгадай название рассказа»

– Вас ждет игра «Отгадай название рассказа».

– Я буду называть действующих лиц, а вы должны вспомнить название рассказа и автора.

• Опята, сыроежки, подосиновик. («Старый гриб»,
М. Пришвин.)

• Девочка, лес, гадюка, грибы. («Еж-спаситель»,
В. Бианки.)

• Журавль, цапля, каша, окрошка. (Русская народная сказка «Лиса и журавль».)

– Мы читали с вами стихотворения, рассказы и даже сказку о животных. Вспомните народную песню «Буренушка».
(Читает наизусть.)


Физкультминутка

Мы заходим с вами в лес.

(Дети маршируют.)

Сколько здесь вокруг чудес!

(Дети разводят руками.)

Посмотрели вправо, влево,

Наклонились и присели.

Заниматься тихо сели.

(Повороты головы.)


Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

3. Игра «Лишний персонаж»

– Зачеркните лишнее слово в ряду.

• Старик, сова, мыши, лошадь, корова, шмель.

• Ребята, утка, барсук, утята.

• Петя, Шура, еж, тигр, сова.

• Алеша, стрекоза, кошка, утята.

• Медведь, старик, старуха.

• Кошка, цыпленок, щенок



IV. Итог урока. Рефлексия

– Дома вы рисовали иллюстрации к прочитанным произведениям. Пусть каждый возьмет понравившуюся иллюстрацию на память о нашем уроке.

Читает стихотворение.

Как хорошо читать!

Важнее нет науки!

Тот, кто умеет сам читать.

Совсем не знает скуки.

– Продолжите предложения:

• Сегодня на уроке я узнал, что …

• Сегодня на уроке мне было интересно, потому что …

Отвечают на вопросы.








Осуществляют самооценку

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что нужно еще усвоить