I. Организация начала урока | Звенит звонок всё громче, всё слышней, И радостью душа переполняется, Ты думаешь, распелся соловей? А вот и нет – уроки начинаются! Пожмите руку соседа и пожелайте удачи | Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей | Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу |
II. Актуализация знаний | В мире много сказок Грустных и смешных, И прожить на свете Нам нельзя без них. | В сказке может все случиться, Наша сказка впереди, Сказка в двери к нам стучится. Скажем сказке: «Заходи». | – Почему к нам в класс пришли сказки? – Сегодня на уроке мы должны вспомнить все произведения, которые изучили в этом разделе. Мы отправимся в сказочный Читай-город. На каждой станции нас ждут интересные задания и конкурсы. (На доске карта маршрута с названиями станций.) – Внимание, начинаем увлекательное путешествие по дорогам сказок. Нас ждет праздник читательских удовольствий. Тары-бары, растабары. Сказки старые не стары. Новые – не старятся, Старые – останутся. – На какие две группы мы делим все сказки? – Попробуем сравнить сказки разных народов, разных писателей, оживить страницы наиболее полюбившихся сказок. – Давайте вспомним элементы сказки. Традиционным элементом сказки является зачин. Зачин, как и присказка, готовит слушателя к сказке. Но вместе с тем в зачине указываются герои сказки, место и время действия. – Иногда сказки (особенно волшебные) начинаются с присказок. Их назначение – подготовить слушателя, настроить его на соответствующий лад, дать понять, о чем далее будет рассказываться в сказке. – В какой сказке есть присказка? – Широко используются в сказках диалог – разговор между двумя или несколькими персонажами, а также повторы (чаще всего троекратные). – Сказки имеют и своеобразные концовки. Они подводят итог сказки. Иногда она бывает в форме пословицы. – О чем эта сказка? – Почему журавлю не удалось жениться? – Чему учит эта сказка? Вывод. Как верно в этой сказке очеловечены характеры людей. Но одновременно и самих птиц. Знаменитый А. Брэм писал о журавлях, что они «очень чутки к ласке и обиде, обиду могут помнить месяцы и даже годы», а цаплю он описывает как коварную, злобную птицу, даже жестокую по отношению к более слабым | Внимательно слушают. – Народные и литературные.
– «Журавль и цапля». – О том, как журавль хотел жениться на цапле. – Из-за строптивого характера цапли. – Уступать друг другу, уметь договариваться | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Осуществляют осознанное построение речевого высказывания (устно), поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя |
III. Обобщение по теме. 1. Игра «Соедини название произведения с автором» | – Объясните название раздела. – Кого мы называем братьями нашими меньшими? – Внимательно посмотрите на доску, на ней закреплены карточки. Вам надо соединить название произведения с его автором. М. Пришвин К. Ушинский В. Бианки М. Дудин П. Комаров | «Тары-бары…» «Кот Васька» «Старый гриб» «Лиса Патрикеевна» «Олененок» «Еж-спаситель» «Плутишка кот» | | – Животных. – Мы должны заботиться о животных, защищать их | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Осуществляют осознанное построение речевого высказывания (устно), поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
2. Игра «Отгадай название рассказа» | – Вас ждет игра «Отгадай название рассказа». – Я буду называть действующих лиц, а вы должны вспомнить название рассказа и автора. • Опята, сыроежки, подосиновик. («Старый гриб», М. Пришвин.) • Девочка, лес, гадюка, грибы. («Еж-спаситель», В. Бианки.) • Журавль, цапля, каша, окрошка. (Русская народная сказка «Лиса и журавль».) – Мы читали с вами стихотворения, рассказы и даже сказку о животных. Вспомните народную песню «Буренушка». (Читает наизусть.) | |
3. Игра «Лишний персонаж» | – Зачеркните лишнее слово в ряду. • Старик, сова, мыши, лошадь, корова, шмель. • Ребята, утка, барсук, утята. • Петя, Шура, еж, тигр, сова. • Алеша, стрекоза, кошка, утята. • Медведь, старик, старуха. • Кошка, цыпленок, щенок | | |
IV. Итог урока. Рефлексия | – Дома вы рисовали иллюстрации к прочитанным произведениям. Пусть каждый возьмет понравившуюся иллюстрацию на память о нашем уроке. Читает стихотворение. Как хорошо читать! Важнее нет науки! Тот, кто умеет сам читать. Совсем не знает скуки. – Продолжите предложения: • Сегодня на уроке я узнал, что … • Сегодня на уроке мне было интересно, потому что … | Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить |