Урок 46
АЛФАВИТ. С. Я. МАРШАК «ТЫ ЭТИ БУКВЫ ЗАУЧИ...».
В. ГОЛЯВКИН «СПРЯТАЛСЯ»
Цели деятельности учителя: проверить знание алфавита; создать условия для формирования навыка чтения, необходимого уровня читательской компетентности, развития любознательности, стремления к познанию нового; побудить к участию в решении проблемной ситуации.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают названия букв русского алфавита, последовательность букв в русском алфавите, алфавитный порядок слов; умеют осознавать алфавит как определённую последовательность букв, воспроизводить (проговаривать) алфавит, восстанавливать алфавитный порядок слов; получают возможность участвовать в решении проблемной ситуации («Чего больше в русском языке – букв или звуков?»), отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста, определять значение слова в контексте.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; логические – основы смыслового чтения художественных текстов; выделение существенной информации из текста; построение рассуждений; осуществление анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Регулятивные: выполнять учебные действия на основе алгоритма действий; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Коммуникативные: уметь использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства.
Личностные: проявляют способность выражать свои эмоции в выразительном чтении; оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
− За окнами январь, снег в воздухе кружится, а нам пора учиться! Что вы изучали на уроках обучения чтению по первой части «Букваря»? (Звуки и буквы.)
− Для чего вам это нужно? (Чтобы научиться читать.)
− Перед вами вторая часть «Букваря». Попробуйте предположить, чему он научит.
II. Постановка учебной задачи.
В «Букваре» живёт семья:
Буквы все – от А до Я.
− Чего больше в русском языке: букв или звуков?
III. Построение проекта выхода из затруднений.
1. Работа по группам.
− Каждая группа получает конверт, в котором «вагоны» − буквы русского алфавита. Ваша задача – собрать поезд. Обратите внимание на то, как называются буквы русского алфавита.
− Прочитайте алфавит.
2. Фронтальная работа.
Ты садись в счастливый поезд,
И помчим от А до Я.
Ведь у нас сегодня праздник −
Славный праздник «Букваря».
− Встреча с книгой – это всегда праздник.
Учитель читает стихотворение и демонстрирует таблички с буквами и словами, которые прочитывают ученики.
Аист крылья расправляет,
Аист книгу раскрывает.
В книге – буквы и слова,
Аист видит букву «А».
И, надев очки на нос,
Он читает:
− АБ-РИ-КОС.
Прочитал Индюк:
− ИН-ДЮК.
– Это я! −
Сказал Индюк.
Два цыплёнка запищали –
Отыскали букву «Ц».
В слове «ЦАПЛЯ» −
Ц в начале,
В слове «СОЛНЦЕ» −
Ц в конце.
− Что же, Чижик,
Ты молчишь?
− ЧЕРВЯЧОК? –
Читает Чиж.
В книгу смотрит
Грач учёный,
Рядом с ним сидит
Галчонок.
− Букву «Г»,
Малыш, учи.
Это Г –
ГНЕЗДО,
ГРАЧИ.
Аист крылья расправляет,
Аист книгу закрывает.
Книга очень велика.
Это АЗ-БУ-КА.
Г. Сапгир
3. Рассказ учителя и учащихся о происхождении слов «алфавит» и «азбука».
4. Работа с произведением С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи…».
− Что Маршак называет ключами? Почему буквы − это ключи?
Это русский алфавит.
Буква к букве в ряд стоит.
− Рассмотрите иллюстрацию, сравните с алфавитом.
Вот такие наши буквы –
Славный русский алфавит.
Знать его отлично должен
Каждый, каждый ученик!
− Все ли ключи-буквы есть у мальчика?
Чтение стихотворения учащимися: 1-ю строфу читает любой ученик, продолжает чтение только хорошо читающий; 2-ю строфу − хорошо читающий ученик; 3-ю строфу читают несколько учеников по одной строчке.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
IV. Включение в систему знаний.
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про реки, звёзды и моря, –
Не обойтись без «Букваря».
− Теперь, когда вы знаете буквы русского алфавита, «Букварь» приглашает в удивительный мир детской литературы.
Чтение учителем рассказа В. Голявкина «Спрятался».
– Как вы думаете, кому из вас удастся правильно и полно ответить на вопросы по содержанию прочитанного, предложенные авторами учебника? (Отвечают на вопросы в учебнике.)
– Чьи ответы оказались наиболее интересными?
V. Рефлексия деятельности.
Вот весёлый клоун Вася −
Появился в нашем классе.
И принёс с собой шары
Для любимой детворы.
Вам шары я подарю,
Но сначала всех прошу:
Рассказ и стихотворенье прочитайте.
За чтением друг друга наблюдайте.
Кто учиться писать старается,
У того всё отлично получается.
Самостоятельное чтение рассказа В. Голявкина «Спрятался».
Учитель раздаёт ученикам закладки для книг, на которых нарисованы воздушные шары.
− Желаю вам дружить с «Букварём», накапливать знания, стать грамотными и начитанными людьми.
– Кого можем похвалить за работу на уроке? Кто считает свою деятельность сегодня успешной? Какие есть основания так утверждать?