Урок 52
речевая ситуация: составление
краткого рассказа о летнем отдыхе.
комплексное повторение пройденного
Педагогические задачи: создать условия для осознания цели и ситуации устного общения; научить сочинять небольшие рассказы по предложенной теме, различать звонкие и глухие согласные, выполнять звуковой анализ слов, выбирать знак препинания в конце предложения в зависимости от интонации.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся различать и сравнивать звуки и буквы, кратко характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твёрдые/мягкие, согласные звонкие/глухие), проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех – пяти звуков, ставить точку в конце предложения; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – овладение умением составлять небольшое монологическое высказывание по предложенной теме (рассказ о летнем отдыхе); осуществление выбора соответствующих языковых средств; наблюдение за словами, имеющими сходное значение, и их использованием в речи; осуществление выбора знака препинания в конце предложения в зависимости от интонации; логические – проведение звукового анализа слов; использование алгоритма порядка действий при списывании.
Регулятивные: применять освоенные способы действия; адекватно воспринимать комментарий результатов деятельности со стороны учителя.
Коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, строить понятные для слушателей высказывания, уметь задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; использовать в речи языковые средства, соответствующие цели и условиям делового общения, правильно оформлять свою мысль в устной форме речи.
Личностные: применяют приобретённые навыки в практической деятельности; используют усвоенные приёмы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий.
Сценарий урока
I. Постановка учебной задачи (К.).
− Как вы обычно отдыхаете? Поговорим о летнем отдыхе.
II. Включение в систему знаний (П. + Р.).
1. Работа по учебнику.
Работа в парах (упражнение 2). (Коллективная проверка.)
− Прочитайте задание к упражнению 3.
− Прочитайте предложения упражнения 2, заменяя выделенные слова.
− Вы помните историю о том, как правило грамотного письма подружило Волка и Красную Шапочку? Давайте повторим его. (Учащиеся повторяют правило из урока 48.)
Чтоб поменьше было случаев неясных
И чтоб не было ответов плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих…
Глухие звуки − это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
В конце слова, без сомнения,
Происходит оглушение.
Самостоятельная работа (упражнение 4). (Коллективная проверка.)
− Что нужно сделать, чтобы найти проверочное слово?
− Какое слово будет являться проверочным?
Упражнение рубрики «Если осталось время».
Физкультминутка
2. Работа в тетради «Русский язык» (П. + К. + Р.).
Упражнение «Дорисуй». (Самостоятельная работа.)
− Жила-была бабочка. Она была такая вся красивая, с большими крыльями, с торчащими усиками.
Она была путешественница. Много повидала она тёплых стран, прекрасных цветов. Наелась вкусного нектара.
И была у этой бабочки мечта – стать разноцветной.
Упражнение «Попробуй написать, не отрывая ручки от бумаги».
− Напишите букву ц в воздухе за одно движение.
− Напишите сочетание букв -це- на первой строке за одно движение.
Аналогичная работа проводится с буквосочетаниями на 2–4-й строчках.
Упражнение «Вставь пропущенные буквы». (Самостоятельная работа.)
– Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы. Запишите.
− Составьте и запишите в тетрадь предложение с одним из этих слов.
Упражнение «Заполни пропуски». (Фронтальная работа.)
− Рассмотрите первую строку.
− Что записано в каждом столбике? (В первом столбике – звуковая модель слова, во втором – слогоударная схема, в третьем столбике дана транскрипция этого же слова, в четвёртом слово записано буквами.)
− Что запишете в первом столбике? во втором? в третьем? (В первом столбике составим звуковую модель слова угол, во втором составим слогоударную схему, в третьем запишем транскрипцию слова.)
− Ударение надо ставить и в модели слова, и в слогоударной схеме, и в транскрипции.
Аналогичная работа на остальных строчках.
− В каком из этих слов все согласные звуки твёрдые? (Угол.)
− Чем отличаются модели слов угол – уголь, точка – дочка? Одинаковую ли работу выполняет ь в словах друзья и уголь?
Упражнение «Запиши слова в нужный столбик». (Работа в парах.)
Проверка выполненной работы.
жи-, ши- | ча-, ща-, чу-, щу- | -чк-, -чн- |
машины дружить камыши пружина смешить | чайка чаща чудак пищать щуриться | девочка ночной тучка точный отличный |
Упражнение «Вставь пропущенные слова». (Самостоятельная работа.)
− Прочитайте задание упражнения. Проведите линии от слов к нужной строке.
Упражнение «Впиши слова, которые нельзя переносить». (Самостоятельная работа.)
Проверка выполненной работы: язык, окунь, улей, дождь, ёжик, взгляд.
− Какие из выписанных слов состоят из одного слога? (Дождь, взгляд.)
− Почему слова язык, окунь, улей, ёжик тоже нельзя переносить?
− Придумайте еще 2–3 слова, которые нельзя переносить.
− Запишите оставшиеся слова, разделив их для переноса: лет-ние, вре-мя, яр-кий, ле-то, вес-на (ве-сна), кни-га, кар-тин-ка, чер-ни-ка, ту-рис-ты (ту-ри-сты), бе-рё-за.
Упражнение «Определи, где кончается одно предложение и начинается следующее». (Фронтальная работа.)
На доске записан текст упражнения.
− Прочитайте текст. Какие трудности вы испытали при чтении? (Трудно понять смысл текста.)
− Прочитайте самое начало и определите, где кончается первое предложение. О чём в нём говорится? Какой знак надо поставить в конце первого предложения? Как напишете начало второго предложения? Зачеркните строчную букву в, сверху напишите заглавную букву В.
Аналогичная работа проводится с остальными предложениями.
− Объясните, какие изменения нужно внести в 3-е и 4-е предложения, а какие – нет. (Надо поставить точку в конце этих предложений; не надо исправлять букву в начале предложений на заглавную.)
− Прочитайте измененный текст.
Упражнение «Спиши текст».
− Подчеркните «опасные места» в словах скоро, разъедутся, поедет, проведёт, пролетит.
− Разделите на слоги слова кончится, отдыхать, с родителями, в сентябре. Проговорите несколько раз каждое слово орфографически.
− Спишите текст. Подчеркните знак в конце каждого предложения и заглавную букву в начале следующего.
Проверка выполненной работы.
Упражнение «Прочитай».
− Прочитайте стихотворение. Найдите слова с ошибками, объясните их написание.
− Исправьте ошибки и запишите предложения правильно.
Проверка выполненной работы.
− В каких словах были допущены ошибки? Почему? (Ошибки в словах луг, лежу, лиса, пруд. Эти слова употреблены неправильно, они имеют другое значение.)
− Какие слова могут быть проверочными? (Луга, лёжа, лес, прудик.)
Лу– луга – луг;
л..жу – лёг (лёжа) – лежу́;
л..са – лес – леса;
пру.. – прудик – пруд.
5