СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 52. РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ: СОСТАВЛЕНИЕ КРАТКОГО РАССКАЗА О ЛЕТНЕМ ОТДЫХЕ. КОМПЛЕКСНОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для осознания цели и ситуации устного общения; научить сочинять небольшие рассказы по предложенной теме, различать звонкие и глухие согласные, выполнять звуковой анализ слов, выбирать знак препинания в конце предложения в зависимости от интонации.

Просмотр содержимого документа
«Урок 52. РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ: СОСТАВЛЕНИЕ КРАТКОГО РАССКАЗА О ЛЕТНЕМ ОТДЫХЕ. КОМПЛЕКСНОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.»

Урок 52
речевая ситуация: составление
краткого рассказа о летнем отдыхе.
комплексное повторение пройденного


Педагогические задачи: создать условия для осознания цели и ситуации устного общения; научить сочинять небольшие рассказы по предложенной теме, различать звонкие и глухие согласные, выполнять звуковой анализ слов, выбирать знак препинания в конце предложения в зависимости от интонации.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся различать и сравнивать звуки и буквы, кратко характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твёрдые/мягкие, согласные звонкие/глухие), проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех – пяти звуков, ставить точку в конце предложения; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – овладение умением составлять небольшое монологическое высказывание по предложенной теме (рассказ о летнем отдыхе); осуществление выбора соответствующих языковых средств; наблюдение за словами, имеющими сходное значение, и их использованием в речи; осуществление выбора знака препинания в конце предложения в зависимости от интонации; логические – проведение звукового анализа слов; использование алгоритма порядка действий при списывании.

Регулятивные: применять освоенные способы действия; адекватно воспринимать комментарий результатов деятельности со стороны учителя.

Коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, строить понятные для слушателей высказывания, уметь задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; использовать в речи языковые средства, соответствующие цели и условиям делового общения, правильно оформлять свою мысль в устной форме речи.

Личностные: применяют приобретённые навыки в практической деятельности; используют усвоенные приёмы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий.


Сценарий урока

I. Постановка учебной задачи (К.).

− Как вы обычно отдыхаете? Поговорим о летнем отдыхе.


II. Включение в систему знаний (П. + Р.).

1. Работа по учебнику.

Работа в парах (упражнение 2). (Коллективная проверка.)

− Прочитайте задание к упражнению 3.

− Прочитайте предложения упражнения 2, заменяя выделенные слова.

− Вы помните историю о том, как правило грамотного письма подружило Волка и Красную Шапочку? Давайте повторим его. (Учащиеся повторяют правило из урока 48.)


Чтоб поменьше было случаев неясных

И чтоб не было ответов плохих,

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих…

Глухие звуки − это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

В конце слова, без сомнения,

Происходит оглушение.


Самостоятельная работа (упражнение 4). (Коллективная проверка.)

− Что нужно сделать, чтобы найти проверочное слово?

− Какое слово будет являться проверочным?

Упражнение рубрики «Если осталось время».


Физкультминутка


2. Работа в тетради «Русский язык» (П. + К. + Р.).

Упражнение «Дорисуй». (Самостоятельная работа.)

− Жила-была бабочка. Она была такая вся красивая, с большими крыльями, с торчащими усиками.

Она была путешественница. Много повидала она тёплых стран, прекрасных цветов. Наелась вкусного нектара.

И была у этой бабочки мечта – стать разноцветной.


Упражнение «Попробуй написать, не отрывая ручки от бумаги».

− Напишите букву ц в воздухе за одно движение.

− Напишите сочетание букв -це- на первой строке за одно движение.

Аналогичная работа проводится с буквосочетаниями на 2–4-й строчках.


Упражнение «Вставь пропущенные буквы». (Самостоятельная работа.)

– Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы. Запишите.

− Составьте и запишите в тетрадь предложение с одним из этих слов.


Упражнение «Заполни пропуски». (Фронтальная работа.)

− Рассмотрите первую строку.

− Что записано в каждом столбике? (В первом столбике – звуковая модель слова, во втором – слогоударная схема, в третьем столбике дана транскрипция этого же слова, в четвёртом слово записано буквами.)

− Что запишете в первом столбике? во втором? в третьем? (В первом столбике составим звуковую модель слова угол, во втором составим слогоударную схему, в третьем запишем транскрипцию слова.)

− Ударение надо ставить и в модели слова, и в слогоударной схеме, и в транскрипции.

Аналогичная работа на остальных строчках.

− В каком из этих слов все согласные звуки твёрдые? (Угол.)

− Чем отличаются модели слов угол – уголь, точка – дочка? Одинаковую ли работу выполняет ь в словах друзья и уголь?


Упражнение «Запиши слова в нужный столбик». абота в парах.)

Проверка выполненной работы.

жи-, ши-

ча-, ща-, чу-, щу-

-чк-, -чн-

машины

дружить

камыши

пружина

смешить

чайка

чаща

чудак

пищать

щуриться

девочка

ночной

тучка

точный

отличный


Упражнение «Вставь пропущенные слова». (Самостоятельная работа.)

− Прочитайте задание упражнения. Проведите линии от слов к нужной строке.


Упражнение «Впиши слова, которые нельзя переносить». (Самостоятельная работа.)

Проверка выполненной работы: язык, окунь, улей, дождь, ёжик, взгляд.

− Какие из выписанных слов состоят из одного слога? (Дождь, взгляд.)

− Почему слова язык, окунь, улей, ёжик тоже нельзя переносить?

− Придумайте еще 2–3 слова, которые нельзя переносить.

− Запишите оставшиеся слова, разделив их для переноса: лет-ние, вре-мя, яр-кий, ле-то, вес-на (ве-сна), кни-га, кар-тин-ка, чер-ни-ка, ту-рис-ты (ту-ри-сты), бе-рё-за.


Упражнение «Определи, где кончается одно предложение и начинается следующее». (Фронтальная работа.)

На доске записан текст упражнения.

− Прочитайте текст. Какие трудности вы испытали при чтении? (Трудно понять смысл текста.)

− Прочитайте самое начало и определите, где кончается первое предложение. О чём в нём говорится? Какой знак надо поставить в конце первого предложения? Как напишете начало второго предложения? Зачеркните строчную букву в, сверху напишите заглавную букву В.

Аналогичная работа проводится с остальными предложениями.

− Объясните, какие изменения нужно внести в 3-е и 4-е предложения, а какие – нет. (Надо поставить точку в конце этих предложений; не надо исправлять букву в начале предложений на заглавную.)

− Прочитайте измененный текст.


Упражнение «Спиши текст».

− Подчеркните «опасные места» в словах скоро, разъедутся, поедет, проведёт, пролетит.

− Разделите на слоги слова кончится, отдыхать, с родителями, в сентябре. Проговорите несколько раз каждое слово орфографически.

− Спишите текст. Подчеркните знак в конце каждого предложения и заглавную букву в начале следующего.

Проверка выполненной работы.


Упражнение «Прочитай».

− Прочитайте стихотворение. Найдите слова с ошибками, объясните их написание.

− Исправьте ошибки и запишите предложения правильно.

Проверка выполненной работы.

− В каких словах были допущены ошибки? Почему? (Ошибки в словах луг, лежу, лиса, пруд. Эти слова употреблены неправильно, они имеют другое значение.)

− Какие слова могут быть проверочными? (Луга, лёжа, лес, прудик.)

Лу– луга – луг;

л..жу – лёг (лёжа) – лежу́;

л..са – лес – леса;

пру.. – прудик – пруд.


5