62
Урок
Правописание суффиксов глаголов
Повторение
Запишите под диктовку.
биография , богатство, бутерброд, готов, желать, изображение, искусство, истина, викторина, горизонт, диалог, директор, забавный, изложение, иногда, кабинет, капитан, оборона, огонь, памятник, пейзаж, портрет, похожий, путешествие, ситуация
Спишите. Обратите внимание на прямую речь. Где она стоит в предложении: перед словами автора или после них? Объясните расстановку знаков препинания в прямой речи.
«Наверное, я заблудился», ― подумал ручеёк. Остановился он и принялся размышлять: «Куда мне теперь бежать?»
Словарные слова
с е кунда
р е в о люция
п о хожий
р е шать
вос е мь
к о мета
эл е ктр о станция
Запиши по памяти.
Замените каждое словосочетание близким по значению глаголом неопределённой формы
с частицей -ся
проявлять интерес
дать согласие
завязать дружбу
возлагать надежду
приходить в восторг
вести переписку
испытывать тревогу
гор ева ть - гор ю ю заканч ива ть - заканч ива ю
танц ева ть - танц у ю разбрас ыва ть - разбрас ыва ю
лин ова ть - лин у ю замораж ива ть - замораж ива ю риск ова ть - риск у ю выращ ива ть - выращ ива ю
бинт ова ть - бинт у ю накапл ива ть - накапл ива ю Сравните начальную форму глаголов и форму настоящего времени 1 лица единственного числа
в первой и второй группах.
С.156
1
Спиши, заполни пропуски. Обозначь суффиксы
беседовать-беседую, погляд..вать-поглядываю, во..вать-воюю, горевать-гор.., отклад..вать-откладываю, настаивать-наста..ваю, выращ..вать-выращиваю, советовать-…., имен..вать-именую, шифровать-…., подтак..вать-подталкиваю
С.157
2
Пиши слова парами по образцу
опаздывать-опаздываю
командовать, советовать, записывать, устраивать, танцевать, приклеивать
С.157
3
Распредели слова по группам в зависимости от суффиксов. Указывай начальную форму.
рисую-рисовать; расстёгиваю-расстёгивать
воюю, ночую, перекладываю, горюю, беседую, волнуюсь, советую, заканчиваю, красивую, разговариваю, перечитываю, танцую, высаживаю, чувствую, пробую, исследую, заглядываю, счастливую, вышиваю, фотографирую, настаиваю, простукиваю
С.157
4
Подготовься к письму под диктовку. Назови орфограммы и устно объясни их.
Как красивы предутренние часы! Какие краски на небе и на земле! Розовый свет зари широкой волной плывёт по небу с запада на восток. Море и горы тоже розовые, и с каждой минутой этот цвет становится всё ярче, всё теплее, пока, наконец, не выглянет солнце и не начнётся новый весенний день.
А вот и солнце. Оно показалось из-за горы и золотым дождём рассыпалось по тихой поверхности моря.
Запиши глаголы-исключения и как можно больше родственных слов к ним.
С.57
1
1.брить________________
2.стелить________________
1.гнать__________________
2.держать________________
3.слышать________________
4.дышать_________________
1.терпеть__________________
2.вертеть__________________
3.смотреть________________
4.видеть__________________
5.зависеть_________________
6.ненавидеть______________
7.обидеть_________________
В личных окончаниях глаголов есть две орфограммы. Но на их месте всегда смело можно писать буквы - выбора букв там не бывает. Это:
т и ш е
-е т , -и т , -у т , -а т , -ет е
-е ш ь, -и ш ь -ит е
Дифференцированная работа Упр.5 и РТ упр.2,3.
С.158
5
Определи спряжение глаголов, в которых пропущены буквы.
Спиши без пропусков и скобок.
е
е
В начале зимы часто так быва..т: выпад..т снег, укро..т землю; всё кругом стан..т бе-лым, пушистым, и ветки деревь..в в лесу тоже покрою[ца] снег..м, отяжелеют, даже пригну[ца] к земле. А потом, обычно с ве-чера, вдруг потепле..т, неб.. заволокут тучи и польётся дождик, да такой дружный, спорый, прямо как лет..м. К утру солнце весь снег сгон..т, и зимы опять как не бы-вало. И вновь почернеют поля и леса, и в воздух.. крепко запахн..т опавшей прелой листвой…
е
е
е
о
тся
тся
е
о
о
и
е
е
Допиши слова, вставь пропущенные буквы.
С.59
2
Зима недаром зли___:
Прошла её пора ―
В_сна в _кно стучи___
И гон_т со двора.
И всё з_суетилось,
Всё гон_т Зиму вон ―
И жавор_нки в неб_
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопоч_т
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохоч_т
И пуще лишь шумит.
Вставь пропущенные буквы.
В скобках укажи спряжение глаголов.
С.60
3
Х_роши, чисты ру__кие снежные зимы. Сверка_т( ) на со__це глубокие сугробы. Скрыва_тся ( ) подо льдом б_льшие и малые реки. В морозн_е тих_е утро над крыш_ми д_ревенских д_мов столбами поднима_тся( ) в неб_ дым. Под снежн_й шуб_й, набирая силу, отдыха_т( ) земля.
Самостоятельная работа
105. Запиши слова в два столбика. Указывай начальную форму глагола.
воюю, ночую, перекладываю, горюю, беседую, волнуюсь, советую, занавешиваю, разговариваю, заканчиваю, пересчитываю, танцую, высаживаю, чувствую, пробую, исследую, заглядываю, пересаживаю, фотографирую, вышиваю, настаиваю, постукиваю
-ыва(-ива) - -ыва(-ива)
-ую(-юю) - -ова(-ева)
106. Вставь пропущенные буквы. Укажи часть слова, где пропуск.
Семён портфель несёт в руке,
Павлуша ― двойку в дневн_ке.
Серёжа сел на пар_ход ―
М_рскую вахту он несёт.
Андрюша ход_т в с_лачах ―
Рюкзак неёт он на пл_чах.
Задиру Мишу Пётр п_бил ―
Несёт потери Михаил.
Степан не закрыва_т рот:
Он чепуху весь день несёт!
Домашнее задание
Что важно запомнить?
Что получилось лучше всего? Над чем ещё надо поработать?
Какие задания понравились?
Кому хотите сказать спасибо?
Оцените свои результаты:
Я смогу применить полученные знания в жизни.
Я узнал(а) новое.
Я успешно выполнил(а) задания.
Остались вопросы, мне трудно.
Спасибо!