Просмотр содержимого документа
«Урок 8. Песня – верный спутник человека»
Урок 8
Тема: Песня – верный спутник человека
Цели урока:
Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Дополнительный материал:
Ход урока:
Организационный момент.
Звучит песня Е. Крылатова на стихи Ю. Энтина «Крылатые качели».
Запись на доске:
«Как волшебный клубок из сказки Песни – на всём моём пути… Идите по следу до самой последней, Коль захотите меня найти!» (М. Джалиль) |
Сообщение темы урока.
Работа по теме урока.
Как появилась песня
Десятки тысяч лет назад первобытные мамы, укачивая своих младенцев, напевали тихим, нежным голосом следующее: «А-а-а! а-а-а», такое мы слышим и в наш компьютерный век. А ведь этот незатейливый напев – самая настоящая колыбельная песня с её размеренным ритмом и убаюкивающими интонациями. Так вот, колыбельная – это начало песни.
Колыбельная – это первая представительница вокального жанра да и музыкальных жанров вообще. И эта самая первая песня была без слов. Догадайтесь почему? (Потому что люди тогда ещё не умели разговаривать.)
Видите, как интересно получается. Человек и человеком-то ещё не стал, а первый музыкальный жанр уже появился.
Песня и деятельность человека
Она убаюкивает его в колыбели, рассказывает о далёких странах, учит нас смеяться, плакать, читать и считать, сопровождает повсюду.
Ведь не зря поётся в известной песне Василия Ивановича Лебедева-Кумача:
Нам песня строить и жить помогает.
Она, как друг и зовёт, и ведёт.
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадёт.
Годы учёбы, труда, будни и праздники, сражения и победы – всё оставляет свои песни, если попытаться собрать воедино все когда-либо рождённые песни, получилась бы огромная летопись всей истории человечества.
А сейчас давайте почитаем фрагмент из повести Юрия Нагибина «Книга детства» на стр.52 ваших учебников.
Какой вывод можно сделать из прочитанного отрывка? (Слова песни, с душой пропетые родным человеком, заставляют задуматься о будущем, могут увести в прекрасный мир фантазии.)
Да, человек, даже совсем юный, впервые ощущает в себе неизведанные ещё силы, способность к поэтическому состоянию души – тому главному, что отличает его от всех других живых существ.
Вокально-хоровая работа.
Учитель берёт первый такт мелодии «Маленький принц» М. Таривердиева.
Учащиеся называют произведение.
Скажите, о чём эта песня и чей образ здесь присутствует? (Это песня – мечта о высоких стремлениях. Образ Маленького принца возник из одноимённой сказочной повести Антуана де Сент-Экзюпери.)
О чём говориться в сказке? Кто такой маленький принц? (Маленький принц – мальчик с очень далёкой планеты, который очень любил путешествовать. Однажды он попал и на нашу планету. Его путешествия принесли ему знания главных истин на свете: что такое любовь и дружба, что такое ответственность за другое живое существо и что всё это и составляет главное богатство жизни, а вовсе не деньги и власть. Он очень удивился, что такое понимание жизни недоступно многим людям, которых повстречал на своём пути маленький принц: Королю – который был горд своим величием, Звездочёту – который только и делал, что считал своё богатство, Пьянице – который искал своё счастье в вине, и только лётчику открылись чистые истины, которые поведал ему маленький ребёнок. И с тех пор Маленький принц и его далёкая планета стали символом сказочной мечты.)
Диапазон у песни достаточно широкий, поэтому обращаем внимание на лёгкое, полётное, нефорсированное звучание как низких, так и самых высоких звуков.
Хоровое исполнение песни.
Песни о главном
Беседа о прочитанном.
Почему звучит зорькина песня в душе автора вечно? Как вы думаете? (Потому что она родом из детства: о доме, бабушке, о самом сокровенном и близком.)
Заслушиваются ответы учащихся.
Слушание песни.
Какие чувства вызвала у вас эта песня? (очень хорошая, добрая песня, вызывает чувство гордости, любви.)
А что для вас Родина? (Для меня мамины руки, голос, для меня родной двор, дом, родители и т. д.)
Итог урока.
Домашнее задание.
Дневник музыкальных наблюдений, стр. 11-12.