СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 8. Песня – верный спутник человека

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочные планы. Песня – верный спутник человека

Просмотр содержимого документа
«Урок 8. Песня – верный спутник человека»

Урок 8

Тема: Песня – верный спутник человека

Цели урока:

  • Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

  • Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

  • Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

  • Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

  • Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

  • В. Баснер, стихи М. Матусовского. С чего начинается Родина? (слушание).


Дополнительный материал:

  • Повесть Ю. Нагибина «Книга детства» (фрагмент).

  • Повесть В. П. Астафьева «Последний поклон».

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Звучит песня Е. Крылатова на стихи Ю. Энтина «Крылатые качели».

  • Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Как волшебный клубок из сказки

Песни – на всём моём пути…

Идите по следу до самой последней,

Коль захотите меня найти!»

(М. Джалиль)

  1. Сообщение темы урока.

  • Темой сегодняшнего урока является песня. Песня – самый главный, самый первый музыкальный жанр, который родился почти с первыми музыкальными звуками.

  1. Работа по теме урока.

Как появилась песня

  • Десятки тысяч лет назад первобытные мамы, укачивая своих младенцев, напевали тихим, нежным голосом следующее: «А-а-а! а-а-а», такое мы слышим и в наш компьютерный век. А ведь этот незатейливый напев – самая настоящая колыбельная песня с её размеренным ритмом и убаюкивающими интонациями. Так вот, колыбельная – это начало песни.

Колыбельная – это первая представительница вокального жанра да и музыкальных жанров вообще. И эта самая первая песня была без слов. Догадайтесь почему? (Потому что люди тогда ещё не умели разговаривать.)

Видите, как интересно получается. Человек и человеком-то ещё не стал, а первый музыкальный жанр уже появился.

Песня и деятельность человека

  • Песен написано огромное количество. Да это и понятно, ведь песня является верным спутником человека на протяжении всей жизни.

Она убаюкивает его в колыбели, рассказывает о далёких странах, учит нас смеяться, плакать, читать и считать, сопровождает повсюду.

Ведь не зря поётся в известной песне Василия Ивановича Лебедева-Кумача:

Нам песня строить и жить помогает.

Она, как друг и зовёт, и ведёт.

И тот, кто с песней по жизни шагает,

Тот никогда и нигде не пропадёт.

Годы учёбы, труда, будни и праздники, сражения и победы – всё оставляет свои песни, если попытаться собрать воедино все когда-либо рождённые песни, получилась бы огромная летопись всей истории человечества.

А сейчас давайте почитаем фрагмент из повести Юрия Нагибина «Книга детства» на стр.52 ваших учебников.

  • Какой вывод можно сделать из прочитанного отрывка? (Слова песни, с душой пропетые родным человеком, заставляют задуматься о будущем, могут увести в прекрасный мир фантазии.)

  • Да, человек, даже совсем юный, впервые ощущает в себе неизведанные ещё силы, способность к поэтическому состоянию души – тому главному, что отличает его от всех других живых существ.

Вокально-хоровая работа.

Учитель берёт первый такт мелодии «Маленький принц» М. Таривердиева.

Учащиеся называют произведение.

  • Скажите, о чём эта песня и чей образ здесь присутствует? (Это песня – мечта о высоких стремлениях. Образ Маленького принца возник из одноимённой сказочной повести Антуана де Сент-Экзюпери.)

  • О чём говориться в сказке? Кто такой маленький принц? (Маленький принц – мальчик с очень далёкой планеты, который очень любил путешествовать. Однажды он попал и на нашу планету. Его путешествия принесли ему знания главных истин на свете: что такое любовь и дружба, что такое ответственность за другое живое существо и что всё это и составляет главное богатство жизни, а вовсе не деньги и власть. Он очень удивился, что такое понимание жизни недоступно многим людям, которых повстречал на своём пути маленький принц: Королю – который был горд своим величием, Звездочёту – который только и делал, что считал своё богатство, Пьянице – который искал своё счастье в вине, и только лётчику открылись чистые истины, которые поведал ему маленький ребёнок. И с тех пор Маленький принц и его далёкая планета стали символом сказочной мечты.)

Диапазон у песни достаточно широкий, поэтому обращаем внимание на лёгкое, полётное, нефорсированное звучание как низких, так и самых высоких звуков.

Хоровое исполнение песни.

Песни о главном

  • А сейчас мы обратимся к ещё одному воспоминанию о песне – оно из повести «Последний поклон» Виктора Петровича Астафьева.

Беседа о прочитанном.

Почему звучит зорькина песня в душе автора вечно? Как вы думаете? (Потому что она родом из детства: о доме, бабушке, о самом сокровенном и близком.)

Заслушиваются ответы учащихся.

  • А сейчас мы с вами послушаем одну из самых лучших и трогательных песен, которая называется «С чего начинается Родина?». Музыку к этой песне написал В. Баснер, слова М. Матусовский.

Слушание песни.

  • Какие чувства вызвала у вас эта песня? (очень хорошая, добрая песня, вызывает чувство гордости, любви.)

  • А что для вас Родина? (Для меня мамины руки, голос, для меня родной двор, дом, родители и т. д.)

  1. Итог урока.

  • Что вы узнали о песне?

  1. Домашнее задание.

Дневник музыкальных наблюдений, стр. 11-12.

  • Следующий урок у нас будет обобщающим; в начале урока вы ответите на вопросы тестов, затем мы с вами поговорим о пройденном за эту четверть материале с опорой на дневник музыкальных наблюдений.