СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 8 ЗНАКОМСТВО СО СХЕМОЙ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВА. ПРОВЕДЕНИЕ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности учителя: познакомить со схемой звукового состава слова; способствовать развитию зрительного восприятия.

Просмотр содержимого документа
«Урок 8 ЗНАКОМСТВО СО СХЕМОЙ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВА. ПРОВЕДЕНИЕ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ.»

Урок 8
ЗНАКОМСТВО СО СХЕМОЙ ЗВУКОВОГО СОСТАВА
СЛОВА. ПРОВЕДЕНИЕ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ

Цели деятельности учителя: познакомить со схемой звукового состава слова; способствовать развитию зрительного восприятия.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: знают основные звуки речи; умеют различать звучание и значение слова; выделять изолированный звук; определять последовательность звуков в слове, место звуков в слове (начало, середина, конец слова); составлять схему звукового состава слова («звуковой домик»); проводить параллельные (прямые наклонные) линии; получат возможность научиться интонационно выделять звук в слове.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – наблюдение за звуковым составом слов, интонирование звуков; логические – анализ звукового состава слова, моделирование звуковой схемы слова.

Регулятивные: научатся ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге, соблюдая правильность речи.

Личностные: понимают значение границ собственного знания и незнания; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; считаются с мнением другого человека; проявляют доброжелательность в диалоге и деловом сотрудничестве.

Ход урока

I. Организационный момент.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

II. Постановка цели урока.

– Отгадайте загадки:

За пнем бугорок,

А в нем – городок.

(Муравейник.)

Без рук, без топоренка

Построена избенка.

(Гнездо.)

У дуба-дубища

Проклёваны дуплища.

(Изба.)

На доске – иллюстрации-отгадки.

– Что объединяет эти предметы? (Это дома для птиц, людей, насекомых.)

– Звери, птицы, люди строят себе дома, а мы на уроке будем учиться строить домики для слов. Эти домики будем называть схемами слов.

III. Изучение нового материала.

1. Работа по учебнику (с. 16).

– Рассмотрите картинку в учебнике. Составьте рассказ о девочке. Что кричит девочка? («Ау!»)

– Произнесите это слово хором. Потяните первый звук в слове. ([ааааау].)

– Назовите первый звук. ([а].)

– Сейчас я буду рисовать комнату для этого звука.

Учитель рисует на доске желтым цветом □.

– Потяните следующий звук. ([аууууу].)

– Назовите этот звук. ([у].)

– Сколько звуков в слове «ау»? (2.)

– Я нарисую рядом с первой комнатой – вторую, для звука [у].

Учитель рисует рядом еще один □ – желтым цветом.

– Мы построили домик для слова «ау». А теперь научимся читать это слово по схеме. Я буду вести по доске указкой; на какую комнату покажу, тот звук и поете.

Учитель ведет указкой по схеме и поет звуки вместе с детьми: [ааа] – [ууу].

– Кто сможет сам прочитать это слово? (У доски ученик повторяет действия учителя, поет [ааа] – [ууу].)

– А теперь я покажу одну комнату, а вы спойте звук, который в ней живет.

– У нас на доске получился звуковой дом. Но чтобы звуковые дома получались красивые и прочные, нужен строительный материал – фишки желтого цвета. Каждая фишка – комната для звука.

2. Работа с фишками (см. вкладыш к «Букварю»).

– Приступаем к строительству слова «ау». Возьмите в руку одну фишку – это комната для первого звука. Сейчас мы будем «ловить» первый звук. Для этого надо произнести слово так, чтобы этот звук был слышен.

Учитель дает образец: «Ааау» и одновременно берет фишку. Фишка прикрепляется к доске. Дети кладут свои фишки перед собой и называют «пойманный звук».

– Мы поймали звук [а]. Все слово разобрали? В нем есть еще звуки? Возьмем комнату-фишку для второго звука. Произнесем слово так, чтобы услышать второй звук: «Ауууу».

Интонирование звука сопровождается движением фишки. Вторая фишка ставится рядом с первой. Дети еще раз называют звук, обозначенный этой фишкой, – [у]; учитель вместе с детьми прочитывает слово.

– Что получилось? (Ау.)

3. Работа по картинкам в учебнике (с. 16). Нахождение места звуков [а], [у] в словах.

– Помогите каждому звуку пропеть его песенку. Найдите слова с одинаковыми звуками. (Ухо, жук, гусь, луна, арбуз. Лиса, луна, арбуз.)

– Какие слова встретились в первой и во второй группе? уна, арбуз.)

– У какого слова самый длинный домик-схема? (У слова «арбуз».)

– Сколько звуков в этом слове? Посчитайте комнаты в домике-схеме. (5 звуков.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Ну а шесть – тихонько сесть.

Семь, восемь – лень отбросим

И работать вновь начнём.

4. Работа в прописи (с. 18).

На доске – рисунки к сказке «Три поросенка».

– Жили на свете три поросенка. Были они кругленькие, маленькие, с одинаковыми хвостиками. Отгадайте, как их зовут?

Три весёлых поросенка по лесу гуляют,
Как прогнали злого волка, песню распевают.
Посчитай их: раз, два, три.
Имена их назови.

Дом построил из соломы –

Волк раздул его хоромы,

Оттого что был ленив
Братец старшенький ... (Ниф-Ниф).

Сучья, ветки, листья, мох
Разметал по лесу волк,
Щёки серые раздув.
Потерял свой дом ... (Нуф-Нуф).

Из камней построил дом,
Серый волк не страшен в нем.
Острый ум и добрый нрав –
Это третий брат ... (Наф-Наф).

С.Черемисина

– Поросятам нужна ваша помощь. Рассмотрите рисунки в прописи. Какие линии нужно начертить? (Прямые линии.)

– На уроке мы будем тренироваться в проведении прямых наклонных линий. Кого поселим в первый домик? (Наф-Нафа.)

– Постройте ему два домика. Раскрасьте тот домик, который вам больше всех нравится. В нем и поселится Наф-Наф.

Аналогичная работа со следующими домиками.

– Домики готовы, но что-то наши поросята загрустили. Оказывается, маленьким поросятам скучно жить по одному в своих домиках. Решили поросята повеселиться в домике-крепости. Ребята, нарисуйте дом для братьев-поросят. (Дети рисуют.)

– Поросята очень довольны!

IV. Итог урока.

– Что вам больше всего понравилось на уроке?

Работа на нелинованной бумаге (дополнительное задание).

– Нарисуйте домик, в котором хотели бы жить вы.

Выставка рисунков.