Урок биологии в 6-м классе "Скелет – опора организма"
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с функциями скелета, его типами и особенностями строения у разных видов животных;
Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, навыки работы с учебником, частично-поисковой деятельности, умения отвечать на проблемный вопрос, выделять главное, анализировать, обобщать;
развивать мышление, внимание и речь учащихся;
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, самостоятельность, аккуратность.
Ход урока
1.Организационный момент
Здравствуйте! Ребята, добрый день!
2. Актуализация знаний
Игра «ДА-НЕТ»
1. Почки – главный орган выделения позвоночных (да)
2. У простейших продукты обмена выводятся с помощью выделительных канальцев (нет)
3. Через водяные устьица у растений выводится избыток воды и солей (да)
4. У дождевого червя орган выделения - нефридии (да)
5. У птиц есть мочевой пузырь (нет)
6. Выделительные трубочки характерны для насекомых (да)
3. Изучение нового материала. Сегодня мы знакомимся с темой «Скелет – опора организма». Вспомните, когда мы с вами уже говорили о скелете? Какую систему органов мы изучали? (Опорно-двигательную систему.)
Опорно-двигательная система у позвоночных животных состоит из скелета и мышц. Скелет придает форму телу, защищает его от повреждений, служит опорой. Мышцы приводят скелет в движение. Сегодня на уроке мы познакомимся со скелетами позвоночных и беспозвоночных животных.
У вас на партах лежат карточки с индивидуальными заданиями для каждой группы. Вы должны прочитать вопрос и найти нужный абзац в тексте учебника, содержащий ответ на вопрос. Ответ на вопрос должен быть кратким, из 2–3 предложений.
I группа
Какие две группы организмов имеют скелетные образования?
Ответ. Скелетные образования имеют позвоночные и беспозвоночные животные. Животные отряда радиолярий имеют скелет из кремниевых иголочек. Такой скелет защищает животное от врагов. Раковинные амебы и фораминиферы также имеют скелеты.
Учитель дополняет ответ, используя доску с записями и таблицы с изображением животных.
II группа
Какие функции выполняют опорные системы и какова роль мышц?
Ответ. Поддержание формы тела. Скелет – его каркас. Скелет предохраняет организм и внутренние органы от повреждений (например, грудная клетка защищает легкие, а череп – мозг). Мышцы крепятся к скелету и приводят его в движение.
Учитель дополняет ответ.
III группа
Какие выделяют типы скелетов? Приведите примеры животных, имеющих наружный скелет.
Ответ. Наружный скелет имеют простейшие, моллюски, членистоногие – это раковины улиток, мидий, панцири раков, крабов и прочные покровы насекомых. Крылья и покровы членистоногих состоят из хитина, который выделяют клетки кожи. У раков он пропитан минеральными солями и поэтому становится очень прочным панцирем.
Учитель дополняет ответ.
IV группа
Что такое линька и как она происходит у членистоногих?
Ответ. Периодическое сбрасывание старого покрова и замена его новым называется линькой. Новый покров (хитиновый) нежный и эластичный. Линька обеспечивает возможность изменения формы и размеров организма. Во время линьки животное может стать легкой добычей для хищников.
V группа
Как устроен внутренний скелет у позвоночных животных и чем он образован?
Ответ. Внутренний скелет состоит из трех отделов: голова, туловище, конечности. Он образован костной и хрящевой тканями. У некоторых животных он образован хрящевой тканью, но с возрастом она заменяется костной.
Учитель дополняет ответ.
VI группа
Что служит опорой у растений? Какова роль механической ткани в стебле и корне?
Ответ. Механическая ткань обеспечивает прочность растений. Она образует подобие цилиндра и придает прочность на изгиб стеблям и корням растений.
Учитель дополняет ответ.
VII группа
Чем образован скелет позвоночных животных?
Ответ. Скелет образован костями. Костная ткань состоит из органических и неорганических веществ и обладает высокой прочностью.
Учитель дополняет ответ, обращает внимание учащихся на подвижные соединения костей, роль связок. Связки образованы соединительной тканью – это особые образования, связывающие кости в суставах. Сухожилия прикрепляют мышцы к костям. Учитель обращает внимание учащихся на схему в учебнике, на которой приведены подвижные и неподвижные соединения.
5. Закрепление материала
1. Скелет выполняет … и … функции. (Опорную и защитную.)
2. Различают … и … скелеты. (Наружный и внутренний.)
Это задание можно выполнить с учащимися как письменно, так и устно.
6.Домашнее задание: с. 97-101 читать, составить вопросы к тексту.